Читайте также:
- А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти
- Административное право в системе российского права
- Б. Создание коллегий. Местные органы власти
- В Московском государстве. Земские соборы как органы сословного представительства. Земские и губные органы
- В. Начало складывания всероссийского рынка
- Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету.
- Внезародышевые провизорные органы
- Государственные органы по делам гражданства.
- Государственные органы управления финансами.
- Государство, признаки государства, функции государства.
- Деньги и их функции.
- Деньги и их функции.
Особенность государственно-территориального устройства РФ
По форме государственно-территориального устройства Россия является федерацией, это доказывается следующем:
Россия в настоящее время состоит из 83 субъектов: 21республика,9 краев, 47областей, 2 города федерального значения,4 автономных округа и 1 автономная область
Таким образом, в России 6 видов субъектов.
— Территория субъектов делится на административно-территориальные единицы: районы, города, села, поселки, административные округа, в рамках которых осуществляется местное самоуправление.
— Россия является ассиметричной в реальности, хотя по Конституции (ст.5, 11) в России провозглашается равный статус у всех субъектов. Республики являются государствами в составе РФ все остальные субъекты – это государственные образования. Республики имеют Конституцию, Президента, Правительство; другие субъекты — уставы, губернаторов, администрацию, законодательное собрание.
— В России действуют федеральная Конституция и федеральное законодательство параллельно с существованием конституций (уставов) субъектов и их регионального законодательства, т.е. в России действуют две системы законодательства.
— В России действуют федеральные органы государственной власти: президент, парламент, правительство, и органы государственной власти субъекта: губернаторы, администрация, законодательные органы.
— Полномочия между федерацией и субъектами разделяются на основе 3 принципов: исключительная компетенция федерации, совместная компетенция федерации и субъекта, исключительная компетенция субъекта (по остаточному принципу).
— Территориальное устройство России основано на смешанном национально-территориальном принципе: республики и автономии – это национальный принцип, другие субъекты территориальный принцип.
— В России в настоящее время наметилась тенденция укрупнения субъектов.
Существует 2 мнения по вопросу, какие органы относить к контрольно-надзорной ветви власти:
— Президентский контроль. Президент контролирует и координирует все высшие органы государственной власти.
— Парламентский контроль. Парламент путем принятия законно контролирует деятельность всей системы государственных органов.
— Судебный контроль осуществляется в рамках рассмотрения различных споров между государственными органами, отдельными гражданами путем определения мер ответственности за правонарушение
— Прокурорский контроль
— Ведомственный контроль осуществляется в рамках подотчетности ниже стоящих органов власти вышестоящим
2. Согласно второму подходу существуют специальные органы, составляющие контрольно-надзорную ветвь. К ним относится:
— Прокуратура является единой централизованной системой органов со строгим подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Хотя Прокуратура находится в главе о судебной власти по конституции к судебной ветви власти она не относится. Структура Прокуратуры: Генеральная Прокуратура, прокуратуры субъектов, районные (городские) прокуратуры. Также, параллельно данным уровням создаются специализированные прокуратуры (природоохранная, военная, транспортная).
Во главе всей системы прокуратуры стоит — Генеральный Прокурор РФ, который назначается и освобождается с должности Советом Федерации по предложению Президента.
Компетенция Прокуратуры:
1. Осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми органами исполнительной власти, а также различными организациями, учреждениями, предприятиями.
2. Осуществляет надзор за соблюдением законов всеми вышеперечисленными органами и учреждениями.
3. Осуществляется надзор за соблюдением законов органами осуществляющими дознание, предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность.
4. Надзор за соблюдением законов в деятельности органов и учреждений, осуществляющих исполнение уголовного наказания.
К контрольно-надзорным органам также относится:
— Счетная Палата осуществляет аудиторские проверки деятельности всех органов государства (какие средства были выделены из федерального бюджета и как они были потрачены).
— Центробанк осуществляет контроль за финансово-кредитной системой России.
— Центральная избирательная комиссияосуществляет контроль за законностью проведения выборов в РФ.
— Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) осуществляет контроль за реализацией пав и свобод человека и гражданина в РФ во всех сферах общественной жизни.
| | следующая лекция ==> | |
Избирательная системы в РФ | | | Функции современного российского государства |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Надзор за страховой деятельностью– контроль государственных органов за соблюдением участниками страхового рынка страхового законодательства и правил функционирования на страховом рынке.
Цели государственного надзора:
1) Предупредить и пресечь нарушения страхового законодательства;
2) Обеспечить правовую защиту участников страхового рынка;
3) Эффективно развивать страховой рынок.
Принципы страхового надзора:
3) Организационное единство.
Основное направление государственного надзора – это контроль за финансовым положением страховщика и его платёжеспособностью.
Главное условие, которое ставит перед страховщиками орган государственного страхового надзора – это строгое соблюдение обязательств перед страхователями.
Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.
К предварительному надзору относится:
1) проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям;
2) выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности;
3) Регистрация страховщиков, объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.
К текущему надзору относится — проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности:
1) обзор и анализ отчетности;
2) проведение проверок деятельности страховщиков;
3) выдача предписаний;
4) приостановление, ограничение и отзыв лицензий;
5) исключение страховых брокеров из реестра и т.п.
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 727 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации.
На первой стадии банковского надзора Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, его соответствующими подразделениями в Российской Федерации (далее — уполномоченный регистрирующий орган), выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.
В ходе предварительного надзора Банк России должен исследовать следующие основные вопросы, связанные с оценкой готовности создаваемой кредитной организации к осуществлению деятельности:
а) финансовое состояние учредителей, прозрачность их деятельности, их деловую репутацию;
б) источники происхождения вкладов в уставный капитал кредитной организации;
в) место кредитной организации в системе иных корпоративных структур (в т.ч. банковской группы и банковского холдинга);
г) профессиональные качества, а также деловую репутацию руководителей кредитной организации;
д) структуру управления кредитной организации;
е) перспективы деятельности кредитной организации с учетом структуры рынка, предполагаемой бизнес-ориентации, конкурентной среды (т.н. бизнес-план);
ж) наличие помещения для размещения кредитной организации, отвечающего соответствующим техническим стандартам (т.н. банковское здание), наличие необходимого для осуществления банковской деятельности.
Законом о банках и Инструкцией Банка России № 135-И установлены требования к учредителям кредитной организации, которыми могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами.
Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запрашивать у учредителей кредитной организации любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые учредителями кредитной организации 2,3 — [64] — [65] .
Минимальный размер уставного капитала для создаваемых путем учреждения кредитных организаций устанавливается Законом о банках.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона о банках уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Согласно указанной статье минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспон- дентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.
Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть в виде:
денежных средств в валюте Российской Федерации;
денежных средств в иностранной валюте;
принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;
принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.
Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.
Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.
Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в уставный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организации не может превышать 20 процентов уставного капитала кредитной организации.
2) наличие опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии иного, чем специальное (юридическое или экономическое), высшего образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
3) отсутствие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;
4) отсутствие факта совершения в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
5) отсутствие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации.
Предварительная стадия банковского надзора завершается, когда кредитная организация получает лицензию на осуществления банковских операций.
Лицензия представляет собой, с одной стороны, специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; а с другой стороны, официальный документ, содержащий такого рода разрешение.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Основанием для выдачи лицензии на осуществление банковских операций вновь созданным кредитным организациям является подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100 процентов уставного капитала кредитной организации (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества).
Под своевременной и правомерной оплатой уставного капитала понимается оплата уставного капитала, указанного в уставе кредитной организации, в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации, за счет собственных средств учредителей.
Кредитная организация для подтверждения фактической оплаты своего уставного капитала в указанный срок должна представить в территориальное учреждение Банка России по своему местонахождению документы, установленные Инструкцией Банка России № 135-И.
Таким образом, на предварительной стадии банковского надзора, Банк России осуществляет надзор в отношении:
— учредителей кредитной организации;
— будущих руководителей кредитной организации.
Надзор осуществляется как путем проверки подаваемых в
Банк России документов для решения вопроса о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии для осуществления банковских операций, так и в результате проведения проверок (например, выезд на место сотрудников Банка России с целью проверки на соответствие банковского здания предъявляемым к нему требованиям).
При несоответствии каких-либо параметров деятельности кредитной организации соответствующим требованиям ее документы могут быть возвращены на доработку либо может последовать отказ в выдаче лицензии на осуществление банковских операций (ст. 16 закона о банках).
Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. Данное решение, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Источники:
http://helpiks.org/4-101706.html
http://sci-lib.biz/pravo-rossii-bankovskoe/predvaritelnyiy-nadzor-48707.html