студентам и школьникам
Шпаргалки по общей ветеринарии — Сущность, объекты и методы ветеринарного надзора
Cмотрите так же.
Государственный ветеринарный надзор.
— это деятельность инспекторов государственно ветеринарного надзора, направленно на предотвращению нарушений, выявление нарушений, пресечение нарушений ветеринарного законадательства.
Гос вет надзор осуществляется:
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Россельхознадзор.
Гос вет инспекторами субъектовой ветеринарной службой. Гос вет служба субъекта РФ.
Документы, которые регламентирует:
8. Закон о ветеринарии.
9. Положение о государственном ветеринарном надзоре
10. Положение о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору
11. Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов
12. Федеральный закон № 294 по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимательных при проведении государственно и муниципального надзора (контроля).
13. Положение по экспертизе некачественной и опасной продукции животного происхождения
14. Кодекс РФ по административных правонарушениях.
Объекты гос вет надзора:
11. Животные. Состояние их здоровья
12. Места содержания животных
13. Условия содержания и кормления животных
14. Продукция животного происхождения
15. Условия производства, переработки, хранения продукции
16. Места реализации продукции
17. Транспорт, но которых перевозится животные, сырье или продукты производства
18. Вопросы утилизации и уничтожения биотходов и сами отходы
20. Места выгула и выпаса животных
Методы осуществления гос вет надзора:
7. Проверка, осмотр, обследование
8. Проверка документов
9. Проведение вет сан экспертизы
10. Специальные исследования.
Одним из основных методов надзора – проведение проверок. Закон №294. Существует 2 вида проверок: плановые и внеплановые. Плановые – планово 1 раз в три года; внеплановое – сколько угодно раз, если для проведения проверки есть законные основания. Законные основания: информация об опасности причинения вреда здоровью и жизни человека и животных, причинение вреда жизни и здоровью человека и животных, нарушение прав потребителей. О плановой уведомляют. План составляется не позднее 1 ноября и отправляется на сайт, согласование с прокуратурой. Уведомляют дополнительно за три дня. Внеплановые: согласовываются с органами прокуратуры. При поступлении информации что существует опасность причинения вреда – сообщают за день, при уже нанесенном вреде – без предупреждения.
Дата размещения статьи: 16.05.2015
На страницах журнала мы уже затрагивали вопрос оформления ветеринарно-сопроводительных документов на готовую мясосодержащую продукцию промышленной выработки или изготовленную в собственном цеху предприятия торговли и реализуемую через кулинарный отдел в магазине . Посмотрим, какие изменения в этой сфере произошли.
См. статью Е.В. Шоломовой «Мясной цех на предприятии торговли: вопросы проведения ветсанэкспертизы» (N 7, 2010).
Объекты ветнадзора, определенные Правительством РФ
В Постановлении Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее — Постановление N 1009), вступившем в силу с 26.12.2009, были перераспределены полномочия между Минздравсоцразвития — Роспотребнадзором и Минсельхозом — Россельхознадзором по нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов. К объектам ветеринарного надзора были отнесены, в частности:
— продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
— деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение вышеперечисленной продукции животного происхождения.
Эти положения Постановления N 1009 позволили всем заинтересованным лицам сделать вывод: продукты животного происхождения, подвергшиеся промышленной или тепловой обработке, готовая продукция (колбасные изделия, копчености мясные и мясорастительные консервы) не являются объектом ветнадзора и, следовательно, на них не требуется оформлять ветеринарные сопроводительные документы (далее — ВСД). Эту позицию выразил и Департамент ветеринарии Минсельхоза в Письме от 04.06.2010 N 25-25/1301.
Неисполненная обязанность Минсельхоза
Однако оказалось, что не все так просто. Постановлением N 1009 Минздравсоцразвития и Минсельхозу было предписано в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые и иные акты в соответствие данному Постановлению (п. 4), но сделано этого не было. Не внес Минсельхоз соответствующие изменения и в Правила выдачи ветеринарных сопроводительных документов . На основании этих Правил большинство органов госветнадзора продолжали выдавать ВСД на продукцию животного происхождения промышленной выработки. Однако в ряде регионов, в частности в Красноярском крае, Тамбовской, Кемеровской и Курской областях, выдача ВСД госветучреждениями (ветсправки по форме 4, ветсвидетельств по формам 1, 2, 3) на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной и тепловой обработке, готовую мясную продукцию не осуществляется с 2010 г. и требования об обязательном наличии ВСД на реализуемую в розницу партию продукции не предъявляются.
Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утв. Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422.
Предписания антимонопольного органа Минсельхозу
В сложившуюся ситуацию неоднократно вмешивалась антимонопольная служба. Например, в Постановлении ФАС МО от 01.08.2013 по делу N А40-103196/12-122-526 установлена законность решения и предписания ФАС, согласно которым Минсельхоз признан нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части приведения своих нормативных правовых актов по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении объектов ветеринарного надзора в соответствие Постановлению N 1009 и предписано устранить это нарушение. Арбитры поддержали доводы ФАС о том, что бездействие Минсельхоза приводит к предъявлению со стороны госветучреждений требований к хозяйствующим субъектам по обязательному оформлению ВСД на все виды продукции животного происхождения. При этом в отдельных регионах ВСД на продукцию животного происхождения промышленного производства не требуют. Значит, бездействие Минсельхоза привело к созданию дискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, связанной с хранением и реализацией продукции, а также к созданию искусственных административных барьеров в части требований оформления ВСД на вышеназванную продукцию.
Определением ВАС РФ от 20.11.2013 N ВАС-16353/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Предписания управлений ФАС госветучреждениям
При этом претензии антимонополистов непосредственно к госветучреждениям не нашли поддержки у арбитров. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 15300/11 признано незаконным предписание УФАС органу госветнадзора о прекращении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам). Суд исходил из того, что Постановление N 1009 не вносит изменений в нормы Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (далее — Закон о ветеринарии), Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», от 19.06.1994 N 706 «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации», определяющих понятие государственного ветеринарного надзора, предмет надзора и полномочия Россельхознадзора, а также не изменяет порядок организации работы по выдаче ВСД (Правила выдачи ветеринарных сопроводительных документов). Арбитры сделали вывод о незаконности решения и предписания УФАС, поскольку госветучреждение имеет полномочия по проверке продукции, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, а также продукции животного происхождения промышленного изготовления.
Нижестоящие арбитражные суды руководствуются Постановлением Президиума ВАС РФ N 15300/11 в тех случаях, когда оспариваются полномочия органа госветнадзора в части контроля за продукцией промышленного изготовления. Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 N А29-7828/2013 оставлено в силе постановление органа госветнадзора, который провел проверку о привлечении торговой организации к ответственности по ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ (штраф 10 тыс. руб.) за отсутствие ВСД на реализуемые котлеты, фарш куриный, пельмени. При этом со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ N 15300/11 опровергнуты доводы организации о том, что продукция промышленного изготовления ветеринарно-санитарной экспертизе не подлежит, а полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов, подвергшихся промышленной и тепловой обработке, осуществляет Роспотребнадзор. В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2014 N А35-7839/2013 оставлено в силе постановление управления ветеринарии о привлечении ИП, осуществлявшего перевозку без ВСД мясной продукции, к ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ (штраф 40 тыс. руб.). Предприниматель закупил мясную продукцию (колбасные изделия, мясные деликатесы, мясные полуфабрикаты), хранил ее на складе, а затем часть продукции отправил для реализации в другой регион. Грузовой автомобиль, перевозящий мясопродукцию, был остановлен сотрудниками полиции, и в процессе проверки выяснилось, что у водителя отсутствовали ветеринарные сертификаты на указанную продукцию. Впоследствии предприниматель представил в орган госветнадзора (куда были переданы материалы проверки) ветсертификаты по форме 2, которые выдавались при перемещении продукции от продавцов на склад предпринимателя. Однако этого оказалось недостаточно. Орган ветнадзора установил, что в копиях ветсертификатов по форме 2 не содержались необходимые записи в отношении перевозимого товара и транспортного средства, предусмотренные п. 4.6 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317. Согласно этой норме в случае дробления партии подконтрольного товара, произведенного на таможенной территории Таможенного союза, при прибытии в место назначения на более мелкие партии уполномоченным органом для новых получателей оформляются копии ветеринарных сертификатов, выданных уполномоченным органом в месте погрузки, в которые (на обороте листа) вносятся следующие данные: соответствие подконтрольного товара и нового транспортного средства ветеринарно-санитарным требованиям, номер транспортного средства, количество перегруженных в него подконтрольных товаров, наименование и местонахождение получателя груза, дата перегрузки. Эти сведения заверяются печатью и подписью должностного лица уполномоченного органа. Оригинал ветеринарного сертификата хранится в организации, проводившей дробление партии. В случае дробления партии, следующей в адрес одного получателя, оригинал ветеринарного сертификата направляется с первым или последним транспортным средством. Суд пришел к выводу, что в связи с отсутствием этих записей в ветсертификатах управление ветеринарии вынесло законное постановление о привлечении ИП к административной ответственности, поскольку наделено полномочиями по осуществлению контроля по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении пищевой продукции промышленного изготовления.
Попытка признать частично недействующим Правила выдачи ветеринарных сопроводительных документов
Бездействие Минсельхоза в части приведения Правил выдачи ветеринарных сопроводительных документов в соответствие Постановлению N 1009 заставило хозяйствующего субъекта, осуществляющего хранение, перевозку и реализацию продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, обратиться в Верховный Суд с иском о признании недействующим п. 1.2 Правил выдачи ветеринарных сопроводительных документов в части, не соответствующей Постановлению N 1009. В этой норме сказано, что ВСД выдаются на все виды продукции животного происхождения, которые подлежат заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации. Решением ВС РФ от 20.06.2014 N АКПИ14-524 в удовлетворении требований организации было отказано. Верховный Суд указал: Правила выдачи ветеринарных сопроводительных документов приняты Минсельхозом в пределах его полномочий, а оспариваемая норма соответствует Закону о ветеринарии и международным соглашениям. В соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, продовольственное сырье животного происхождения (вне зависимости от того, подвергнуто оно или нет промышленной либо тепловой обработке) отнесено к продукции, поднадзорной государственным ветеринарным службам стран — участников Таможенного союза. Именно на этот Перечень товаров ссылается примечание к ст. 10.8 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства. Постановление N 1009 только распределяет функции по нормативно-правовому регулированию между министерствами и ведомствами, в то же время объекты ветеринарного контроля (надзора) установлены Законом о ветеринарии. Отверг суд и ссылку на ст. 30 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», в соответствии с которой переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе, указав, что вопросы ветсанэкспертизы переработанной продукции животноводства п. 1.2 Правил выдачи ветеринарных сопроводительных документов не регламентируются.
Новые Правила выдачи ВСД
С 01.03.2015 вступят в силу новые Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) в электронном виде, которые утверждены Приказом Минсельхоза России от 17.07.2014 N 281 . Одновременно утратят силу старые Правила выдачи ветеринарных сопроводительных документов. Согласно п. 3 новых Правил оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при:
— производстве партии подконтрольного товара (исключая производство для целей личного потребления);
— перемещении (перевозке) подконтрольного товара;
— переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Органам госветнадзора рекомендовано обеспечить техническую возможность оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде до 01.02.2017.
На основании п. 2 новых Правил ВСД (ветеринарные сертификаты, свидетельства, справки) будут оформляться на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Обратившись к Единому перечню, мы увидим, что ветеринарный контроль в отношении готовых пищевых продуктов, содержащих компоненты животного происхождения, ограничен только контролем в части эпизоотического благополучия. Например, «Мясо и пищевые мясные субпродукты, соленые, сушеные, в рассоле или копченые, пищевая мука из мяса или мясных субпродуктов» (код ТН ВЭД 0210), «Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты» (код 0405), «Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе» (код 1601 00) — согласно примечанию подлежат контролю (ветнадзору) только в части эпизоотического благополучия. Это означает, что при решении вопроса о выдаче ВСД Россельхознадзор подтверждает только факт того, что продукция изготовлена из сырья, безопасного в ветеринарном отношении, и выходит из территории, благополучной по особо опасным болезням.
На заметку. Согласно п. 3.3.6 ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» эпизоотическая обстановка — состояние распространенности инфекционных болезней сельскохозяйственных животных на конкретной территории в определенный промежуток времени.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 25.01.1995 N 16.
Что же это значит и как соотносятся Постановление N 1009 и Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), — не противоречат ли они друг другу?
Обратим внимание, что еще в 2010 г. Минсельхозом был представлен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Постановление N 1009, в котором предусматривалась следующая замена в пп. «б» п. 1 (в части установления объекта ветнадзора):
Первоначальная редакция (действующая по настоящее время)
Изменение, предложенное Минсельхозом в 2010 г.
Продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты
Пищевые продукты и продовольственное сырье, подлежащие ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317
В пояснительной записке к данному проекту разъяснялось, что необходимость предлагаемых изменений обусловлена вступлением в силу с 01.07.2010 упомянутого Единого перечня товаров и несоответствием этому Перечню положений Постановления N 1009, устанавливающих объекты санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля (надзора). Однако в заключении Минэкономразвития на данный проект было сказано, что включение в список объектов ветеринарного и фитосанитарного надзора продукции, не прошедшей промышленной и тепловой обработки, и готовой продукции, прошедшей соответствующую обработку, которая упомянута как в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), так и в Едином перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, приведет к дублированию полномочий контрольно-надзорных органов Роспотребнадзора и Россельхознадзора, что, в свою очередь, вызовет рост административных издержек субъектов предпринимательской деятельности.
Кроме того, в заключении Минздравсоцразвития на проект, представленный Минсельхозом, говорилось, что из Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза следует, что отнесение к объектам ветеринарного контроля товаров (продуктов), содержащих компоненты животного происхождения (колбасы, готовые консервированные продукты из мяса и т.д.), обусловлено задачами подтверждения эпизоотического благополучия территории, из которых выходит соответствующее продовольственное сырье (согласно процедурам регионализации). Вместе с тем п. 1 Постановления N 1009 уже наделяет Минсельхоз и Россельхознадзор полномочиями в сфере соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении продовольственного сырья животного происхождения. Из этого Минздравсоцразвития сделал вывод, что Постановление N 1009 не противоречит вышеуказанным документам Таможенного союза .
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по делу N А40-103196/12-122-526.
С 01.03.2015 вступят в силу новые Правила выдачи ветеринарных сопроводительных документов, согласно которым ВСД будут оформляться на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Принятие новых Правил обусловлено необходимостью гармонизации российского законодательства и соответствия нормативным документам Таможенного союза. По заключению министерств, Постановление N 1009 документам Таможенного союза не противоречит: в отношении готовой мясопродукции промышленной выработки ветеринарный контроль (надзор) ограничен контролем в части эпизоотического благополучия. Это означает, что ВСД на данную продукцию при ее перевозке выдаются, но ветсанэкспертиза при этом не производится — проверяются только документы на исходное сырье животного происхождения.
Под ветеринарным надзором понимают систему непрерывного контроля, осуществляемого ветеринарными специалистами в различных отраслях народного хозяйства. Цели ветеринарно-санитарного надзора:
— предотвращение и пресечение нарушений ветеринарно-санитарных правил;
— предупреждение последствий, связанных с нарушением ветеринарно-санитарных правил;
— обеспечение производства безопасной продукции животного происхождения;
— предотвращение возникновения и распространения заболеваний животных;
— охрана здоровья людей от болезней, общих для человека и животных.
Организация ветеринарного надзора регламентирована ветеринарным законодательством, в котором изложены основные положения государственного ветеринарного надзора, ветеринарно-санитарные правила для различных типов животноводческих хозяйств.
Государственный ветеринарный надзор осуществляют:
— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
— Управление ветеринарного надзора и территориальные органы;
— государственные ветеринарные учреждения (станции по борьбе с болезнями животных, участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки и пункты, государственные ветеринарные объединения, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, пограничные контрольные ветеринарные пункты и т. д.).
Функции государственного ветеринарного надзора:
— выявление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
-организация противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и контроль за их выполнением;
— разработка ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продукции животного происхождения;
— контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил;
— установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов; проведение специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
Государственный ветеринарный надзор осуществляется следующими должностными лицами:
— Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации — заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, который назначается на должность и освобождается от нее Правительством Российской Федерации;
— главными государственными ветеринарными инспекторами субъектов Российской Федерации, районов, городов, которые назначаются и освобождаются от должности руководителями вышестоящих по отношению к ним органов исполнительной власти в области ветеринарии;
— начальниками отделов государственного ветеринарного надзора территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору — главными государственными ветеринарными инспекторами этой службы, которые назначаются на должность и увольняются руководителями территориальных управлений.
Государственный ветеринарный надзор на объектах Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ осуществляют ветеринарные инспектора этих министерств, действующие согласно положениям о ветеринарном надзоре в системе перечисленных министерств. Государственный ветеринарный надзор на животноводческих фермах хозяйств разных форм собственности осуществляют специалисты государственных ветеринарных учреждений.
Объектами ветеринарного надзора являются:
— животноводческие хозяйства, в них все виды животных, в том числе зверей, птиц, рыб; помещения для животных; прифермские территории; навозохранилища; пастбища; водоемы; силосные сооружения; кормокухни; фуражные склады; предметы ухода за животными; транспортные средства (повозки, сани, упряжь, автомашины, тракторы); корма для животных; продукция животного происхождения; убойные пункты; утильустановки; скотомогильники; биотермические ямы;
— базы для передержки скота, скотооткормочные пункты; базы и склады фуража;
— на транспорте и государственной границе — транспортные средства (вагоны, суда, баржи, самолеты, автомашины) для перевозки животных, продукции животного происхождения; погрузочно-разгрузочные площадки и оборудование; водопойные колонки; места для обезвреживания навоза; пути перегона и перевозки животных; животные, мясо, рыба, яйца, сырье, фураж;
— рынки и пристанционные базары; места торговли скотом, продуктами; скот, мясо, молоко, рыба, мясные, молочные, рыбные, другие продукты животного происхождения; мед, грибы, другие растительные продукты;
— предприятия по убою и переработке скота и птицы: территория, помещения, склады, погрузочные и разгрузочные площадки, водоснабжение, канализационное оборудование, транспорт, животные, полуфабрикаты, консервные и колбасные изделия, шкуры, кости, рога, копыта, конский волос, каныга;
— предприятия по заготовке и переработке молока и молочных продуктов: молокосливные пункты, молочные, сыро- и брынзоваренные заводы, комбинаты;
— предприятия по заготовке, хранению и переработке сырья животного происхождения: заготовительные базы, приемные пункты, заводы по переработке кожевенного сырья, шубные предприятия, шерстеперерабатывающие заводы, костеобрабатывающие и утилизационные заводы.
В нашей стране приняты следующие методы ветеринарно-санитарного надзора:
— наблюдение за объектами ветсаннадзора; проверка, обследование, осмотр;
— ветеринарно-санитарная оценка (экспертиза) объектов;
— проверка соответствующих документальных данных.
Наблюдение — самый доступный метод ветеринарного надзора в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских, фермерских хозяйствах и на других животноводческих предприятиях. Ветеринарные специалисты ведут наблюдение за соблюдением ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления животных, карантинных правил, правил погрузки животных и продуктов в вагоны, автомашины и т. д.
Проверка, обследование, осмотр — более фундаментальный метод ветеринарно-санитарного надзора, осуществляемый в животноводческих хозяйствах, на предприятиях по заготовке, переработке, хранению продукции животного происхождения. Проверяют, обследуют ветеринарно-санитарное состояние объектов, соблюдение ветеринарно-санитарных правил, установленной технологии производства и т. д.
Специальные исследования осуществляют ветеринарные специалисты для определения благополучия продукции животного происхождения по особо опасным болезням, передающимся человеку. Исследуют воду, корма для их ветеринарно-санитарной оценки. Специальные исследования проводят также при возникновении подозрения на недоброкачественность продуктов и т. д.
Ветеринарно-санитарная экспертиза (оценка) является основным методом ветеринарно-санитарного надзора, осуществляемым в мясной, молочной промышленности, на рынках и других объектах. Она имеет решающее значение для предотвращения реализации недоброкачественных продуктов питания человека.
Проверка документов (ветеринарных свидетельств, сертификатов, справок, актов обследования хозяйств, предприятий, протоколов вскрытия трупов животных и т. д.) является достаточно эффективным методом установления благополучия хозяйств, предприятий, населенных пунктов. Ее используют при заготовке, транспортировке животных, продукции животного происхождения, при комплектовании хозяйств, экспорте, импорте животных, продуктов, кормов и кормовых добавок.
Дата добавления: 2015-10-06 ; просмотров: 4880 | Нарушение авторских прав
Источники:
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4088
http://lektsii.org/2-76075.html