Входит ли прокуратура в систему правоохранительных органов

Правоохранительные органы – группа государственных органов, которая осуществляет охрану законности и правопорядка, а также защищает интересы, права и свободы граждан в соответствии с действующим законодательством. В каждой стране она может отличаться и отвечать законам, принятым в данном государстве.

Классификация

Правоохранительные органы России:

  • конституционный суд и контроль;
  • МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
  • суды общей юрисдикции;
  • адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве;
  • министерство юстиции;
  • ОВД, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений;
  • прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.

Прокуратура

Прокуратура – целостная система, осуществляющая надзор за исполнением законов РФ. В структуру входят прокуратуры: генеральная, субъектов РФ, специализированные и военные, городов и районов. Главные направления деятельности:

  • надзор за выполнением законов;
  • координация деятельности органов по борьбе с преступностью;
  • уголовное преследование;
  • участие прокуроров в административных и уголовных делах в качестве государственных обвинителей;
  • опротестование судебных решений и приговоров, которые противоречат закону;
  • расследование преступлений.

МВД выполняет функции органа исполнительной власти, которые заключаются в государственном управлении, защите свобод и прав граждан, обеспечении их безопасности, охране правопорядка. В структуру МВД входят:

  • криминальная полиция;
  • федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям;
  • следственный комитет;
  • служба общественной безопасности;
  • служба собственной безопасности;
  • миграционная федеральная служба;
  • внутренние войска страны и т. д.

Министерство юстиции

Министерство юстиции – орган исполнительной власти, занимающийся управленим и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят:

  • центральный аппарат;
  • организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ;
  • территориальные органы и учреждения.

Правоохранительная система США

Правоохранительные органы Великобритании

В Великобритании существует следующая судебная система:

  • Верховный суд – в него входит апелляционный суд, включающий Уголовное и Гражданское отделения;
  • Суд Короны – считается высшим по уголовным делам;
  • Высокий суд – включает Канцлерское и Семейное отделения;
  • Окружные суды;
  • Суды магистрата – в них входят мировые и полицейские отделения;
  • Специализированные суды – военные, коронерские, административные, земельные и т. д. Высшая судебная инстанция в Англии – это Суд палаты лордов, но он может рассматривать лишь апелляционные жалобы, а практических дел не касается.

Судебная система Франции

Во Франции правоохранительные органы судебной системы включают в себя:

  • кассационный суд, в который входят палаты по гражданским и уголовным делам;
  • апелляционный суд, включающий те же палаты;
  • трибуналы – основное звено системы, где дела рассматриваются коллегиально (состоят из трех судей и включают в себя также отделения по гражданским и уголовным делам);
  • специальные органы, в которые входят суда: высший, государственной безопасности, морской, военный, коммерческий, третейский и т.д.

Одновременно во Франции есть Государственный совет – он возглавляет систему административной юстиции. Гражданские споры рассматриваются в специальном отделе, который выступает как кассационная и апелляционная инстанция. Одновременно Государственный отдел рассматривает жалобы на неправомерные акты президента, правительства и некоторых министров. Главная административная инстанция во Франции – это трибуналы, создающиеся на территории сразу нескольких департаментов. Второстепенная – трибуналы, создающиеся в судебно-административных округах.

Прокуратура в зарубежных странах

Правоохранительные органы зарубежных стран в виде прокуратуры в основном выполняют функции поддержки гособвинения в судах, а функций надзора не имеют вовсе.

Например, в США судебные органы имеют две прокуратуры: штатов и федеральную. Генпрокурор, который возглавляет последнюю, одновременно является и министром юстиции страны. Федеральная прокуратура занимается уголовными делами, поддержкой гособвинения в судах, прекращением уголовных дел, отказом от гособвинения до вердикта присяжных. А прокуратуры штатов могут иметь не только разные названия, но и различный порядок организации.

Великобритания

В Великобритании долгое время вообще не было правоохранительных органов, которые бы выполняли функции прокуратуры. Одним из главных является институт общегражданского обвинения. На данный момент функции обвинения выполняет директор публичных преследований, а также его помощники, которые назначаются министром внутренних дел. Контролирует их деятельность генерал-атторней. Дирекция может производить уголовное преследование по требованию генерал-атторнея или министра МВД, если преступление касается казначейства. Преследование может также проводиться, если оно диктуется госинтересами. Судебных следователей в Англии просто нет, и предварительное следствие отсутствует, за исключением коронерского следствия. Проверкой доказательств занимаются мировые судьи, магистраты или полицейские.

Франция

Прокуратура во Франции состоит при судебных органах и включает в себя прокуроров республики, находящихся при трибуналах, генпрокуроров при кассационных и апелляционных судах. Прокуратура Франции выполняет функции исполнительной власти, осуществляет уголовное преследование и поддержку обвинений в судах. Помимо этого она проводит надзор за непосредственным расследованием преступлений. Руководит прокуратурой министр юстиции, но в его обязанности не входит исполнение функций прокурора.

Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных органов

Прокуратура является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных обеспечить установленные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура занимает особое место, т. к. на нее в законодательном порядке возложена задача координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Читайте также:  Кто финансирует прокуратуру

Как и любому другому виду правоохранительных органов, прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других государственных органов:

— наличие полномочий осуществления правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом;

— осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с установленными законом правилами и процедурами;

— наличие права применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения;

— обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами, должностными лицами и гражданами.

Полномочия прокуратуры весьма широки. Основными из них являются следующие:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч. арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов централизации, независимости, законности и гласности.

Принцип централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принцип независимости означает осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Принцип законности подразумевает осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности состоит в информировании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Каинов Александр Сергеевич

В статье исследуются вопросы места прокуратуры в системе правоохранительных органов. Автором отмечается, что прокуратура , будучи правоохранительным органом, имеет правозащитную направленность деятельности.The article studies the issues of place of Public Prosecution Office in the system of law enforcement agencies. The author points out that being a law enforcement body Procuracy fulfills a human rights function.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Каинов Александр Сергеевич,

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА КАК ОСОБЫЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

Читайте также:  Кто может отменить постановление дознавателя

КАИНОВ Александр Сергеевич

Аннотация. В статье исследуются вопросы места прокуратуры в системе правоохранительных органов. Автором отмечается, что прокуратура, будучи правоохранительным органом, имеет правозащитную направленность деятельности.

Annotation. The article studies the issues ofplace of Public Prosecution Office in the system of law enforcement agencies. The author points out that being a law enforcement body Procuracy fulfills a human rights function.

Ключевые слова: прокуратура, правоохранительный орган, законность, особое положение, надзор.

Keywords: Public Prosecution Office, law enforcement agency, legitimacy, special position, supervision.

В юридической литературе в последнее время на данную тему ведутся жаркие дискуссии, поскольку до сих пор отсутствует законодательное определение данной дефиниции.

Современное понимание правоохранительного органа не соответствует реалиям се-

годняшней действительности, поэтому сохранение понимания системы правоохранительных органов в широком смысле, который предполагает включение не только судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, органов юстиции и органов уголовного преследования, но и негосударственных организаций, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, адвокатуру и частный нотариат2, не имеет смысла. Кроме того, в последнее время можно наблюдать определенную нестабильность в структуре правоохранительных органов.

В связи с этим в современной юридической теории и на практике следует выделять три самостоятельных вида юридической деятельности: правоприменительную, правоохранительную и правозащитную и, следовательно, правоприменительные, правоохранительные и правозащитные органы.

1 Галузин А.Ф. Смена парадигмы: от понятия «правоохра-

2 Правоохранительные органы России : учеб. для бакалавров / под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2012. С. 237.

Сказанное позволяет полагать необходимым пересмотреть концепцию правоохранительных органов и не относить к последним все без исключения правоприменительные органы. Например, органы ЗАГС — правоприменительные, но не обладающие признаками правоохраны органы. Названная структура может лишь содействовать в обеспечении законности и правопорядка, но меры юридического воздействия применять не уполномочена. В то же время правозащитная деятельность может осуществляться не только специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами, но и негосударственными учреждениями, общественными объединениями и физическими лицами с использованием института самозащиты в пресечении злоупотребления правом, восстановлении нарушенных прав и свобод. Однако это не исключает ситуации, когда в сфере правоохранительной деятельности государства может одновременно присутствовать и институт правозащитной деятельности. В частности, органы прокуратуры не только охраняют правопорядок, пресекают противоправные деяния, но и осуществляют защиту прав и свобод человека.

В то же время не следует думать, что одним этим качеством прокуратура отличается от иных правоохранительных органов. Правозащитная направленность деятельности присутствует у многих государственных структур, например органов внутренних дел (полиции).

Прокуратура занимает особое место в правоохранительной системе, поскольку имеет относительно независимое положение в системе государственной власти. В нормативных правовых актах, определяющих правовое положение иных правоохранительных органов, как правило, указывается на их принадлежность к исполнительной ветви власти. Исключение составляет лишь Следственный комитет РФ.

вопрос о том, будет ли прокуратура РФ и впредь единой самостоятельной системой либо станет со временем частью другой системы3.

Различие прокуратуры и органов контроля заключается еще и в том, что прокуратура выступает в качестве универсального органа правозащиты, охранителя законных прав и интересов граждан, юридических лиц, гражданского общества и государства7. На прокуратуру возложен надзор за исполнением законов всеми субъектами права независимо от их подчиненности. Если поступают сведения о нарушениях прав человека, то орган надзора проводит проверку в любой государственной ин-

3 Королев Г. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. 2014. № 10. С. 17.

5 Карпов Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. М. : Закон и право : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 109.

6 Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М. : Проспект, 2005. С. 133.

7 Забудько Ю.С. Участие органов прокуратуры в обеспе-

чении защиты конституционного права на неприкосновенность

частной жизни // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 5. С. 116.

станции, на предприятии, в учреждении, в том числе правоохранительном, контролирующем, правозащитном органе власти. В частности, достаточно часто прокурорские работники выявляют случаи применения к гражданам насильственных способов урегулирования ситуации сотрудниками органов внутренних дел, подчас не предупреждающими их о своем намерении применить физическую силу или специальные средства, либо использования различных форм принуждения к лицам, совершившим не преступление, а административное правонарушение, без достаточных для этого оснований. В связи с этим прокуратура, будучи элементом правоохранительной системы, сама осуществляет надзор за организацией и функционированием этой системы. Причем надзор носит полифункциональный характер ввиду многообразия направлений надзорной деятельности: общий надзор, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу8.

Отмеченная особенность позволяет сделать вывод о том, что прокуратура надзирает за исполнением законодательства в целом, без каких-либо оговорок о сферах, областях и отраслях управления. Напротив, деятельность иных правоохранительных органов, как правило, является исключительно отраслевой, с ограниченными полномочиями.

Читайте также:  Кто будет новым прокурором новгородской области

8 Акопов Л.В. Прокуратура в системе органов государственной власти: российский и зарубежный подходы // Бизнес в законе. 2013. № 4. С. 65.

9 Кошлевский В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект / под ред. А.Б. Лисюткина. Пенза : Пензенская правда, 2007. С. 52.

орган государственной власти имеет не только правовое, но и политическое значение10 и этим качеством отличается от иных элементов правоохранительной системы.

Особенность прокурорской деятельности состоит в том, что сотрудники данного органа власти способны добиться желаемого результата не только непосредственными действиями, но и с помощью промежуточных звеньев, например, путем изъятия документации, приостановления строительных работ, не соответствующих нормам закона и т. д.11

10 Чечин В.А. Доктринальные основания развития прокуратуры в Российской Федерации // Правовая культура. 2015. № 3. С. 56.

11 Чайка Ю. Господин укравдом // Рос. газ. 2012. 14 дек. С. 90.

Деятельность прокуратуры может иметь инициативную форму, что несвойственно иным правоохранительным и правозащитным органам. Наиболее отчетливо это прослеживается в докладах Генерального прокурора РФ о состоянии защиты прав, свобод и законных интересов различными публичными органами власти.

Еще одной специфической чертой прокурорской деятельности, в отличие от иных правоохранительных органов, является то, что объекты охраны и защиты четко определяются законом.

Прокурорский надзор, ставя целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав, свобод и законных интересов различных субъектов, обеспечивает не только приоритет прав и законных интересов личности по отношению к правам и интересам гражданского общества и государства, но и служит основой национальной безопасности Российской Федерации12.

В судебном процессе прокурор также занимает особое положение, не схожее с правовым статусом других участников. Это является еще одним принципиальным отличием от иных правоохранительных органов. В случае возникновения в государственном или общественном масштабе спора, имеющего принципиальный характер либо затрагивающего интересы значительной части населения или социальных групп, прокуратура обязана возбудить производство по гражданскому делу для разрешения его в судебном порядке.

Отмеченное обстоятельство вызывает в процессуальной литературе неоднозначность мнения по поводу правового положения прокурора в судебном процессе. Одни авторы считают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной в судебном разбирательстве, поскольку предъявляет доказательства по делу, обосновывает правильность своих требований и необходимость их неудовлетворения. Другие рассматривают прокурора как представителя государства, ибо он имеет не столько граждан-

ско-правовую, сколько государственную заинтересованность. Третьи полагают, что прокурор — истец в процессуальном смысле слова при одновременном выполнении функций по надзору за законностью. На наш взгляд, последняя точка зрения наиболее близка к истине. Прокурор не имеет материально-правового интереса по делу, в его пользу ничего нельзя присудить и с него ничего не взыскивается, а значит, процессуальный интерес прокурора обусловлен исключительно спецификой его государственных функций.

Подводя итог сказанному, можно прийти к следующему выводу: специфика прокуратуры в правоохранительной системе заключаются в том, что она занимает особое место в системе разделения властей, непосредственно не является компонентом никакой иной системы (органа), ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов и поэтому является специальным видом государственной работы. Прокуратура — это единственный правоохранительный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства, все иные правоохранительные и правозащитные органы могут быть поднадзорны ей. Обладая уникальной централизованной системой управления, прокуратура обеспечивает реализацию принципов верховенства закона, единства законности и гарантированности прав, свобод и законных интересов различных субъектов.

12 Кардашова И.Б. Прокуратура Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2009. № 4 (12). С. 7-11. 13 Чайка Ю. Господин укравдом. С. 4.

4. Акопов, Л.В. Прокуратура в системе органов государственной власти: российский и зарубежный подходы // Бизнес в законе. — 2013. — № 4.

5. Беляев, В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. — М. : Проспект, 2005.

8. Забудько, Ю.С. Участие органов прокуратуры в обеспечении защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. —

9. Кардашова, И.Б. Прокуратура Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. -2009. — № 4 (12).

10. Карпов, Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. -М. : Закон и право : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Королев, Г. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. -2014. — № 10.

12. Кошлевский, В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект / под ред. А.Б. Лисюткина. — Пенза : Пензенская правда, 2007.

13. Правоохранительные органы России : учеб. для бакалавров / под ред. В.П. Божьева. -4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2012.

14. Чайка, Ю. Господин укравдом // Российская газета. — 2012. — 14 дек.

15. Чечин, В.А. Доктринальные основания развития прокуратуры в Российской Федерации // Правовая культура. — 2015. — № 3.

Источники:
http://studopedia.ru/13_26015_prokuratura-v-sisteme-pravoohranitelnih-organov-rf.html
http://cyberleninka.ru/article/n/prokuratura-kak-osobyy-pravoohranitelnyy-organ

Читайте также:
Adblock
detector