В качестве органов дознания не могут выступать

1. Понятие органов дознания как субъектов уголовного процесса

2. Уголовно–процессуальные функции органов дознания

3. Виды и полномочия органов дознания

Милиция стала первым органом, которому в советском уголовном процессе были даны функции дознания. Немаловажным вопросом считалось соблюдение принципа социалистической законности, получившего выражение в требовании руководствоваться при производстве дознаний постановлениями Рабоче-крестьянского правительства.

В 1923 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который установил процессуальные полномочия органов дознания исходя из характера уголовных дел.

В последние годы реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства значительно расширило спектр деятельности подразделений дознания. В результате с 2002 г. увеличилось число преступлений, относящихся к подследственности дознания, возрос объем работы объем работы дознавателей, чем и объясняется актуальность и повышенный интерес к данной теме.

1. Понятие органов дознания как субъектов уголовного процесса

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия[1] .

В данном контексте слово «орган» в русском языке означает государственное или общественное учреждение, организация. Организация — это «общественное объединение или государственное учреждение», а учреждение — «организация, ведающая каким-нибудь направлением работы». Как видно, слова «организация» и «учреждение» являются синонимами. Итак, орган — это организация, ведающая каким-либо направлением работы. Поскольку речь идет об органе дознания, то, как следует из определения, таким направлением является уголовно-процессуальная деятельность, в том числе дознание.

В русском языке под словом «дознание» понимается «предварительное административное расследование», что имеет исторические корни, и на протяжении многих лет основывалось на уголовно-процессуальном законодательстве России. Однако на сегодняшний день данная трактовка термина «дознание» является устаревшей и не отражает его современного правового содержания. В УПК РФ дознание выступает уже не как административное расследование, а как уголовно-процессуальный институт, одна из форм предварительного расследования[2] .

Легальное толкование понятия должностного лица приведено в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, согласно которому таковыми признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Однако какие бы функции ни выполнялись должностным лицом, очевидно, что таковым может являться только физическое лицо, гражданин, но никак не организация. Таким образом, законодательное определение понятия «орган дознания» изначально содержит в себе внутренние противоречия, затрудняющие его интерпретацию[3] . На данное обстоятельство ранее обращали внимание и другие авторы. Так, например, С.И. Гирько справедливо отметил, что законодательное определение понятия «орган дознания», по сути, не содержит никакого определения. По его обоснованному мнению, определять «органы» через органы — тавтология, гносеологическая ошибка. С этимологической точки зрения орган дознания означает «учреждение расследования», поскольку «орган» суть государственное или общественное учреждение, организация, «дознание» — форма предварительного расследования преступления. Должностное лицо не учреждение, а потому оно не может рассматриваться в качестве органа дознания[4] .

Следует отметить, что ряд ученых и ранее, и сейчас в своих работах, в части, касающейся рассматриваемой проблематики, избегают теоретических формулировок термина «орган дознания», ограничиваясь их перечислением с использованием положений ст. 117 УПК РСФСР либо ст. 40 УПК РФ[5] .

В то же время отсутствие законодательного определения понятия «орган дознания» в УПК РСФСР и неудачная законодательная конструкция соответствующей нормы в УПК РФ побудили многих авторов самостоятельно сформулировать данные понятия. На сегодняшний день в юридической литературе представлены разнообразные точки зрения по данному дискуссионному вопросу. Как полагает А.П. Рыжаков, органы дознания представляют собой учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления[6] . М.Ю. Болотов считает, что орган дознания — это специально уполномоченный на производство дознания федеральный орган исполнительной власти или руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, имеющий своей непосредственной задачей организацию производства дознания[7] . По мнению О.В. Мичуриной, органами дознания могут называться государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом осуществлять процессуальные и иные полномочия, т.е. полномочия по реализации оперативно-розыскной деятельности[8] .

Не оспаривая теоретической ценности вышеприведенных определений, можно отметить, что при определенных дифферентах данные авторы, формулируя определение понятия «орган дознания», используют ту же словарную конструкцию, что и законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ. Иной, более оригинальный и в большей степени отражающий сущность понятия подход использует А.С. Есина, которая под органом дознания предлагает понимать процессуальный статус участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которым наделяются государственные учреждения и должностные лица, указанные в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, уполномоченные в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ осуществлять дознание и другие уголовно-процессуальные полномочия[9] .

Думается, такой подход к определению понятия «орган дознания» концептуально верный, но вместе с тем, как представляется, он может быть несколько реконструирован. Представляется целесообразным, взяв за основу определение органа дознания, предложенное А.С. Есиной, поменять в нем акценты, поставив на первое место термин «участник уголовного судопроизводства», а на второе — «статус», т.е. определить орган дознания не как процессуальный статус участника уголовного судопроизводства, а собственно как участника уголовного судопроизводства, которому, в свою очередь, присущ определенный процессуальный статус.

Резюмируя вышесказанное, возможно предложить следующее определение понятия «орган дознания». Орган дознания — участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, правомочный возбуждать уголовное дело и производить по нему неотложные следственные действия, осуществлять иные процессуальные полномочия[10] .

2. Уголовно–процессуальные функции органов дознания

В юридической литературе уже давно не утихает спор об уголовно-процессуальных функциях.

Читайте также:  Во сколько лет выходят на пенсию прокуроры

И, несмотря на то, что от решения таких вопросов, как количество уголовно-процессуальных функций, субъекты уголовного судопроизводства, наделенные полномочиями для реализации той или иной функции, объем этих полномочий и т.д., зависят качество и эффективность решения задач уголовного процесса, четкого ответа на них, особенно в рамках проводимой сегодня в нашей стране реформы правоохранительной системы, нет. При том, несомненно, что учение об уголовно-процессуальных функциях содействует лучшей организации расследования и рассмотрения уголовных дел, а потому дальнейшее исследование проблем, связанных с реализацией уголовно-процессуальной функции, является важной задачей процессуалистов.

Определив четко функцию органов дознания, можно с точностью решить вопрос компетенции, правового статуса и необходимых пределов их полномочий[11] .

Традиционно в науке под уголовно-процессуальными функциями понимаются отдельные направления, отдельные виды уголовно-процессуальной деятельности, различающиеся по своей направленности, т.е. главной цели, на достижение которой направлен данный вид деятельности, «вокруг которых складывается деятельность всех участников уголовного судопроизводства».

Теоретически и практически значимо выделение свойственных органам дознания как общей уголовно-процессуальной функции, так и ее элементов — подфункций. При этом количество уголовно-процессуальных подфункций следует определять, исходя из природы уголовного процесса, из реального наличия в его содержании важнейших видов уголовно-процессуальной деятельности, различающихся по своей направленности и поэтому имеющих достаточно четкие границы

Читайте также:

  1. Cистема органов местного самоуправления в РФ
  2. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  3. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  4. II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР).
  5. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  6. IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
  7. V Акты органов местного самоуправления (ОМС).
  8. VI. ФОРМЕННОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ И ОРУЖИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ
  9. X. Подвижность органов артикуляционного аппарата
  10. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  11. Административные органы в системе органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования
  12. Акты высших судебных органов

Органы дознания осуществляют дознаниев двух формах: дознание по де­лам, по которым предварительное следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

При производстве дознания по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством тех же процессуальных дей­ствий, что и следователь. Разница заключается только в окончании рассле­дования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процес­са, а орган дознания — только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, кото­рая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо со­ставлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания проку­рор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приоста­навливает исполнения.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следст­вия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных дейст­вий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых рассле­дуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следст­венные и розыскные действия только по поручению следователя.

Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявле­ний и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановле­ние об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает при­знаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступления, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбужде­ния уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства след­ственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу и расследование осуществляется в общем порядке.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следовате­ля. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как прави­ло, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д.

В органы дознания выделяются две процессуальные фигуры — начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дозна­ние. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов­ного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу по­сле утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с ли­цом, производящим дознание, ответственность за их законность и обосно­ванность.

Полиция является основным органом дознания. В криминальную полицию входят оперативные службы, чьими главны­ми задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрыв­шихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной полиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное де­ло, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направля­ется по подследственности. Криминальная полиция также выполняет пору­чения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной поли­ции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сооб­щений), производство дознания, утверждает их решения.

Читайте также:  Нужен ли в гражданском процессе прокурор

К компетенции полиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство пред­варительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве ли­ца, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам,покоторым не обязательно производство предварительного следствия, подготов­ку материалов в протокольной форме. На сотрудников полиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание пору­чается и отдельным работникам полиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник полиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских уч­реждений, начальники исправительных учреждений, следственных изолято­ров сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впослед­ствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетен­ции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, ут­верждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Проку­рор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве ор­гана дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для ис­полнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы прове­рок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения за­кона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания ме­ры пресечения — заключения под стражу.

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.

Орган дознания УПК РФ характеризует как должностное лицо либо учреждение, выполняющее работу, направленную на обеспечение выяснения обстоятельств преступления. Она осуществляется в соответствии с законом и связана с информацией о возможном совершении противоправного деяния. Рассмотрим далее, какими полномочиями наделяются орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель.

Общие сведения

Какую структуру можно рассматривать как орган дознания? УПК РФ устанавливает перечень подразделений, в полномочия которых входит выяснение обстоятельств вероятного преступления. Он определен в 40-й статьей Кодекса. К таким учреждениям относят:

  1. ОВД.
  2. Органы ФСБ.
  3. Федеральные структуры госохраны.
  4. Подразделения службы разведки РФ.
  5. Органы Минюста.
  6. Подразделения по контролю оборота психотропных и наркотических средств.
  7. Структуры внешней разведки Минобороны РФ.
  8. Органы ФССП.
  9. Подразделения Госпожнадзора.

Кроме этого, орган дознания — это должностное лицо. В частности, речь идет о:

  1. Командирах воинских соединений, частей.
  2. Начальниках гарнизонов.
  3. Капитанах морских судов.
  4. Руководителях геологоразведочных зимовок и партий.
  5. Главах диппредставительств и консульств РФ.

Полиция

Она представляет собой систему государственных исполнительных структур, работа которых направлена на обеспечение защиты свобод, здоровья, прав, жизни граждан, их имущества, а также интересов государства и общества от преступных посягательств. Этот институт обладает возможностью использовать в рамках своих полномочий меры принуждения, определенные в законодательстве. Он включен в систему МВД и разделяется на криминальную полицию (орган дознания) и обеспечивающую общественную безопасность. В состав первой входят научно-технические, оперативно-розыскные и прочие подразделения. В их компетенцию входит решение оперативных задач и содействие полиции общественной безопасности. Структура этой системы утверждена правительственным постановлением № 925. В составе полиции общественной безопасности присутствуют:

  1. Подразделения ППС.
  2. Дежурные части.
  3. Подразделения ГИБДД.
  4. Отделы вневедомственной охраны.
  5. ИВС.
  6. Участковые полиции.
  7. Прочие подразделения, необходимые для реализации поставленных задач.

Структура ФСБ

К ее органам относят:

  1. Отделы (управления) исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности по конкретным субъектам РФ. Их именуют также территориальными подразделениями.
  2. Федеральный орган безопасности.
  3. Пограничные подразделения.
  4. Органы безопасности в ВС РФ.
  5. Прочие подразделения, реализующие отдельные полномочия или обеспечивающие работу ФСБ.

Федеральной службой судебных приставов осуществляется работа по обеспечению порядка деятельности судов, выполнению принятых ими и иными уполномоченными органами и лицами актов. Органы ФССП исполняют также правоприменительные, надзорные функции. К службе судебных приставов относят территориальные, специализированные, межрайонные и районные отделы — структурные подразделения.

Госпожнадзор

К подразделениям государственного надзора в сфере пожарной безопасности относят:

  1. Органы центрального аппарата федерального Министерства по ГО и ЧС, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.
  2. Группы, отделы, инспекции Госпожнадзора, созданные для предотвращения и тушения пожаров в административно-территориальных образованиях закрытого типа.

Должностные лица

Кто конкретно представляет орган дознания в уголовном процессе? В первую очередь следует отметить, что учреждение само по себе не может принимать каких-либо решений. Оно также не может осуществлять действия. Орган дознания — это структура, состоящая из конкретных физлиц. Главным из них выступает руководитель подразделения. Все предписания, которые адресует системе законодательство, не могут реализовываться в обход этого лица. В связи с этим верным представляется суждение, присутствующее в юридических изданиях о том, что решения, которые принимает орган дознания в уголовном процессе, не могут иметь силы до момента их утверждения руководителем. Рассмотрим подробнее специфику его статуса.

Читайте также:  Каким приказом регламентируется деятельность дознания

Руководитель подразделения

Им может выступать не только непосредственно начальник, но и его заместитель. В ст. 5 п. 17.1 кодекса руководителем именуется должностное лицо, которое возглавляет соответствующее специальное подразделение. Процессуальным статусом наделяется начальник отдела, управления, отделения дознания, группы служащих ОВД, таможенной структуры, подразделения по контролю оборота наркотических/психотропных средств и так далее. По положениям законодательства равными с руководителем полномочиями наделяется и его заместитель.

Функции

Должностное лицо, в подчинении которого находится орган дознания, и дознаватель организуют осуществление необходимых мероприятий для обнаружения, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Они также принимают меры для выявления и изобличения виновных субъектов. В законодательстве установлены обязанности начальника относительно дел, по которым необходимо проведение предварительного следствия. В частности, в предусмотренном кодексом порядке руководитель должен оказать содействие уполномоченному служащему при принятии последним решения по вопросу наличия либо отсутствия оснований и поводов для начала производства.

Должностное лицо, возглавляющее орган дознания, вправе сам возбудить дело. При необходимости руководитель может лично осуществить неотложные мероприятия по выявлению обстоятельств вероятного преступления. Он также вправе поручить их выполнение соответствующим служащим своего подразделения. Данная возможность закреплена в ст. 146 кодекса. Руководитель обеспечивает выполнение поручений, данных следователем, прокурором либо должностным лицом, возглавляющим следственный отдел, реализацию оперативно-розыскных мероприятий подчиненными ему сотрудниками.

В его полномочия также входит организация участия служащих в производстве отдельных процедур, осуществляемых служащими других подразделений в установленных в законе случаях. Лицо, которое возглавляет орган дознания, передает результаты выполненных по указаниям мероприятий в отделы или сотрудникам, от которых они поступили. По запросу прокурора или руководителя уполномоченного подразделения он выделяет необходимое число подчиненных для участия их в выявлении обстоятельств вероятного преступления в составе оперативной группы. Указания, которые направляет в орган дознания следователь, являются для обязательными для исполнения. Их обжалование не приостанавливает их реализацию.

Подчиненные

Служащие, которые входят в орган дознания и предварительного следствия, имеют специальное юридическое образование. Кроме этого, сотрудники обладают и соответствующим опытом работы. Перечень лиц, которые наделяются необходимыми полномочиями, утверждается распоряжением (приказом) руководителя подразделения. Сотрудники, входящие в орган дознания и предварительного следствия, после появления оснований для начала производства по делу производят проверку сведений о преступлении. Данная процедура осуществляется по указанию руководителя. Начальник поручает ее конкретному служащему.

Запрет

Законодательство не допускает возложение полномочий по проведению предварительных мероприятий на проводивший их ранее орган дознания. УПК формулирует этот запрет в ст. 41, ч. 2. Данное ограничение обусловлено тем, что служащие принимали бы в таком случае решения, основываясь не столько и не только на доказательствах, присутствующих в материалах дела, но и на оперативно-розыскных данных.

Полномочия служащих

Дознаватель, согласно части третьей 41-й статьи УПК, может:

  1. Самостоятельно выполнять надлежащие мероприятия, принимать решения в рамках производства по делу. Исключением являются случаи, когда на это должен дать согласие орган дознания, прокурор или суд.
  2. Реализовывать иные полномочия, которые предусмотрены в кодексе. К ним, в частности, относят выполнение некоторых мероприятий по распоряжению следователя, поддержание государственного обвинения в суде по поручению прокурора и пр.

Дополнительные сведения

В пределах своих полномочий следователь может дать органу дознания письменные поручения. В частности, он может распорядиться совершить оперативно-розыскные мероприятия, выполнить постановление о задержании, аресте, приводе и так далее. Назначение такого указания заключается в том, что следователь, исполняя лично основную работу, в процессе разрешения некоторых вопросов может воспользоваться помощью дознавателя. В ряде случаев возникает необходимость повести оперативно-розыскные мероприятия за пределами подведомственной территории. В таких ситуациях действует ч. 1 ст. 152, по положениям которой сотрудник может направить соответствующие распоряжение в уполномоченную структуру по месту производства мероприятий. Орган дознания обязан выполнить отдельное поручение следователя в срок, который не превышает десяти дней.

Специфика указаний

Целесообразность поручений устанавливается возможностью в короткий срок и с минимальными организационными и процессуальными усилиями выполнить мероприятия, ориентированные на:

  1. Раскрытие, предупреждение и расследование преступлений.
  2. Привлечение к ответственности, установленной законом, виновных лиц.
  3. Розыск субъектов, совершивших посягательство, обеспечение надлежащего их поведения.

Указания, как правило, адресуются должностному лицу, возглавляющему орган дознания. УПК предоставляет возможность сотруднику назвать конкретного служащего, ответственного за исполнение распоряжения. В зависимости от назначения, указания можно классифицировать на группы. Например, они могут быть направлены на сбор и проверку доказательств. Распоряжение следователя, адресованное в орган дознания, может касаться применения мер принуждения в рамках компетенции подразделения. Указания также направляются для выполнения определенных розыскных и оперативных мероприятий.

Заключение

Необходимо сказать, что следственные структуры и органы дознания находятся в постоянном тесном взаимодействии. Между этими подразделениями происходит постоянный обмен информацией. Орган дознания выполняет важнейшую работу в рамках производства по делу. Он не только проверяет сведения о вероятных преступлениях, но и проводит неотложные оперативные мероприятия. Большое значение в организации работы подразделения имеет деятельность руководителя. От его профессионализма зависит эффективность проводимых мероприятий, их своевременность, актуальность.

Указания, которые поступают от следственных органов, являются обязательными для исполнения. Это, однако, не означает, что служащие, ответственные за их реализацию, не могут выражать несогласие с ними. Так, санкция прокурора может быть обжалована стоящему над ним должностному лицу, указание следователя — руководителю соответствующего отдела. Тем не менее оспаривание не приостанавливает исполнение распоряжений. Органы дознания выступают в качестве одного из ключевых звеньев в уголовно-процессуальной системе. От их работы зачастую зависит результат оперативно-розыскных мероприятий, своевременное установление личностей преступников и привлечение виновных к ответственности.

Источники:
http://studopedia.su/16_80872_kompetentsiya-organov-doznaniya.html
http://businessman.ru/new-organ-doznaniya-i-doznavatel-ix-zadachi-i-polnomochiya.html

Читайте также:
Adblock
detector