Специализированные прокуратуры что входит

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается обеспечением законности в определенных сферах деятельности, которые имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку проблемы законности в специфических сферах сохраняются. Сложились специальные прокуратуры двух типов.

Первый тип: военные, транспортные, войсковых частей – осуществляющие возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

Второй тип: природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, действующие по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется в полной мере.

Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.

Транспортные прокуратуры осуществляют расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов в административной деятельности органов милиции.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды, расследование экологических преступлений.

Прокуратуры особо режимных объектов созданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых устанавливается Правительствам РФ. Следователи этих прокуратур расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах. Эти прокуратуры находятся в непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ.

Совместно с территориальным прокуратурами в состав правоохранительных органов включены специализированные прокуратуры РФ.

К ним относятся следующие виды:

  • прокуратуры по осуществлению контроля за охраной природы;
  • транспортные;
  • военные;
  • прокуратуры по контролю за четким следованием установленных законодательных норм в случаях выполнения приговоров по уголовному делопроизводству;
  • прокуратуры по контролю за строгим выполнением законодательных актов в делах, связанных с угледобывающей деятельностью;
  • прокуратуры по осуществлению контроля в ЗАТО и на объектах особого режима.

Основание данного вида подразделений связано со стремлением добиться улучшения качества функционирования прокуратур РФ в специфических областях правоотношений. Характер работы специализированных прокуратур зависит от особенностей подконтрольных им объектов и никак не связан с территориальными границами административных единиц Российской Федерации. В отличие от территориальных, специализированные прокуратуры имеют возможность более эффективно разрешать вопросы, связанные с соблюдением законов. Особенности устройства и работы разных видов специализированных прокуратур вызваны своеобразностью организационных, правовых и других отношений в соответствующих областях правового взаимодействия.

Военные прокуратуры

Специализированные военные прокуратуры функционируют автономно от военного командования и управления в составе ВС Российской Федерации, в военных органах и формированиях, основанных согласно законодательству.

Военная прокуратура включает в себя три уровня:

  • первый и старший – Главная военная прокуратура (входит в структуру Генпрокуратуры);
  • второй – прокуратуры, равные по положению прокуратурам субъектов Российской Федерации (Московская городская военная прокуратура, Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуры военных округов и флотов и иные);
  • третий – прокуратуры, приравненные по положению к прокуратурам городов и районов (прокуратуры гарнизонов, соединений, объединений и иные).

Замечание 1

Главный военный прокурор выступает начальником военной прокуратуры и считающийся заместителем Генерального прокурора соответственно занимаемой им должности.

Финансирование военных прокуратур выполняет Министерство Обороны Российской Федерации и другие органы исполнительной власти федерального значения, в которых расходы по несению службы военными подразделениями заложены в бюджет государства.

Транспортные прокуратуры

Транспортные специализированные прокуратуры включают себя два вида прокуратур: межрегиональные и региональные (подвластны межрегиональным). Межрегиональные транспортные прокуратуры по занимаемому положению стоят на одном уровне с прокуратурами субъектов Российской Федерации. Их работа осуществляется на ограниченной территории нескольких субъектов страны. Система региональных прокуратур занимает один уровень с районными (городскими) прокуратурами. Организуются такие подразделений в зоне таможни, портовых и железнодорожных зонах, при аэропортах и прочее.

В обязанности транспортных специализированных прокуратур входят:

  • не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина в случае принятия новых законодательных проектов, касающихся любого вида транспорта и таможни;
  • проводить контроль соблюдения законодательных норм, относящихся к транспортной сфере;
  • контролировать органы внутренних дел в процессе выполнения ими следственных мероприятий по розыску, уголовно-процессуальной деятельности на всех видах транспорта или в органах таможни;
  • регулировать действия органов правопорядка, осуществляющих противостояние криминальной деятельности на любом виде транспорта и в органах таможни;
  • при необходимости, принимать участие в судебных процессах.

Природоохранные прокуратуры

Природоохранные специализированные прокуратуры приравниваются по своему положению к районным (городским) прокуратурам и подвластны прокурорам государственных субъектов страны.

Важной задачей является обеспечение охраны природной зоны Волжского бассейна, поэтому была создана Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая по своему положению приравнивается к прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Природоохранная прокуратура что проверяет

Природоохранные районные прокуратуры на территории субъекта РФ должны:

  • контролировать соблюдение законодательных норм по охране окружающей среды и использования природных богатств, контролировать отсутствие нарушений экологических прав граждан в процессе деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, природоохранных территориальных органов федерального уровня, структурами местной власти, руководством различных учреждений;
  • контролировать соответствие новых законопроектов действующим законам;
  • соблюдать законодательные нормы в процессе принятия заявлений о правонарушениях, направленных против природы или экологии, которые привели к нанесению вреда здоровью и собственности людей;
  • соблюдать законы о защите окружающей среды и экологических прав граждан (за исключением правонарушений, произошедших на объектах Министерства обороны РФ и военных промышленных комплексов);
  • контролировать соблюдение законодательных норм в процессе принятия заявлений о служебных и должностных правонарушениях сотрудников природоохранных органов;
  • контролировать выполнение следственно-розыскных мероприятий сотрудниками внутренних дел и следственного комитета по правонарушениям, сзязанным с охраной природы и экологической обстановки, соответственно закону.

Замечание 3

Служащие природоохранных прокуратур регулируют действия органов правопорядка, ведущих борьбу с правонарушениями против природы и экологии, анализируют соответствие этих действий законодательным норма, составляют статистику. Прокуроры природоохранных прокуратур, в случае необходимости, участвуют в судебных процессах.

Прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях

Прокуратуры, контролирующие законность действий уголовно-исполнительного производства, располагаются в больших учреждениях мест лишения свободы и принудительного медицинского лечения, а также по своему положению рассматриваются на уровне районных прокуратур и подвластны прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют контроль:

  • за недопустимостью нарушения прав и свобод человека и гражданина в период отбывания им установленного судебным решением срока лишения свободы, в период проведения принудительного медицинского лечения;
  • соблюдением законодательства и правовых норм в законодательных актах применительно к лицам, отбывающим наказание;
  • соблюдением законодательных норм во время принятия заявлений о правонарушениях и выполнении следственно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях ФСИН России;
  • за соблюдением процессуальных норм расследования правонарушений, совершенных работниками исправительных учреждений или другими лицами, внутри зоны исправительного учреждения. Расследование проводит начальник исправительного учреждения;
  • по требованию, представители прокуратуры присутствуют на судебных процессах, рассматривающих дела по исполнению приговоров применительно к лицам, отбывающим срок в исправительных учреждениях.

Замечание 4

Если специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов расположена вдали от исправительного учреждения, то надзорные функции в этом вопросе выполняют прокуроры городов и районов, выполняют указания прокуроров субъектов Российской Федерации согласно правовым законодательным нормам и соответствующим актам Генпрокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на объектах особого режима и в ЗАТО

Специализированные прокуратуры по осуществлению контроля в ЗАТО и на объектах особого режима формируются по территориальному расположению комплекса обороны, приравнены по своему положению к районным (городским) прокуратурам, подвластны прокуратуре соответствующего субъекта Российской Федерации, исполняют свою деятельность в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах особого режима, в специализированных воинских формированиях.

Они выполняют следующие функции:

  • контролируют соблюдение законодательных норм права, охрану прав и свобод человека и гражданина формированиями федеральных органов исполнительной власти, представителями местной власти, должностными лицами, руководством различных организаций, функционирующих территориально в ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
  • контролируют соблюдение законодательных норм формированиями федеральных органов исполнительной власти во время выполнения следственно-розыскных мероприятий на территориях ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
  • представляют в уголовных судах обвинительные заключения, принятые прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и замещающими их должностными лицами;
  • проводят подачу исковых заявлений и участвуют в гражданском и арбитражном судах согласно правовым законодательным нормам и соответствующим документам Генпрокуратуры.

Замечание 5

Рассмотрение дел, прошедших суд первой инстанции с присутствием прокурора комплекса Байконур, происходит в надзорном и кассационном судах под руководством Главной военной прокуратуры, а в арбитражном суде под представительством Московской прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли

Недавно образованным видом специализированных прокуратур является Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, она единственная в своем роде, территориально расположена в г. Новокузнецке, сформирована по приказу Генпрокурора от 01.06.2010 г. Данная прокуратура отвечает за:

  • соблюдение федеральных законов руководством учреждений угольной отрасли;
  • обеспечение руководством учреждений угледобывающей промышленности безопасных условий труда сотрудников, профилактики факторов, провоцирующих возникновение травмоопасных ситуаций и несчастных случаев на производстве;
  • право людей на охрану труда, которое регламентировано законодательными нормами Российской федерации, и должно финансово обеспечиваться руководителями учреждений угледобывающей промышленности; все сотрудники предприятий должны иметь средства индивидуальной защиты, соблюдать нормы технической безопасности при в процессе добывания и переработки угля.
Читайте также:  Что проверяет прокуратура по экологии

Кемеровская прокуратура надзирает за работой государственных структур, которые контролируют отсутствие нарушений законодательных норм по охране труда и промышленной безопасности и во время проводят комплекс необходимых процедур применительно к лицам, нарушившим законодательство.

Достаточно интересным и крайне важным является такой орган, как прокуратура. Он объединяет в себе целую систему различных ведомств, которые имеют свои функции и задачи. Вдобавок к этому, в структуре органов прокуратуры предусмотрены специализированные подразделения, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие прокуратуры

Прежде чем ответить на вопрос, что такое специализированные прокуратуры, необходимо разобраться, что собой представляет данное понятие вообще. Следует отметить, что этот термин характеризует целую систему органов с разными функциональными задачами. Таким образом, прокуратура Российской Федерации – это структурированная совокупность централизованных органов власти, которые осуществляют надзор за соблюдением положений Конституции и законов. Специализированные прокуратуры, в свою очередь, представляют собой органы особой формы деятельности. Иными словами, они реализуют надзорные функции в определенных отраслях общественной деятельности, о чем будет рассказано далее.

Структура прокуратуры

В соответствии с действующим законодательством, прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему специальных органов. Однако в её структуре существуют определенные разветвления. Примером тому являются территориальные и специализированные прокуратуры.

Нормативная база этих органов едина, но вот функции разные. Тем не менее прокуратура представляет собой иерархичную структуру, в которую входят следующие элементы, например:

— Генеральная прокуратура РФ.

— Прокуратуры субъектов федерации.

— аналогичные органы районов и городов.

— Учебные заведения для подготовки кадров.

— Печатные издания органов прокуратуры.

Специализированные прокуратуры

Следует отметить, что с учетом эволюции общества появляется множество специфических сфер деятельности и государственного регулирования. В соответствии с этим возникает необходимость в осуществлении надзора в этих особых сегментах. Для этого были разработаны специализированные прокуратуры, на которые возлагаются функции по осуществлению контроля в упомянутых ранее специфических сферах деятельности. Появление подобных ведомств также обусловлено недостатком принципа территориального распределения контрольных органов. Иными словами, при таком формировании системы некоторые сегменты жизнедеятельности общества контролируются не самым качественным образом. Поэтому специализированные прокуратуры являются неотъемлемой частью общей системы упомянутых в статье ведомств.

Также необходимо указать на то, что административно-территориальная система распределения органов прокуратуры в большинстве случаев не приносит положительных результатов. Иными словами, общий надзор данные ведомства осуществляли, но в своей деятельности упускали некоторые важные моменты. В соответствии с этим появилась потребность в осуществлении контроля некоторых особенных сфер деятельности, о чем уже говорилось ранее. Только в последнем случае упор делают не на территориальный принцип, а на «точечное» распределение органов прокуратуры специаилизированного характера.

Смежность работы общих и специализированных органов

Нормативное регулирование специализированных прокуратур

Следует отметить, что прокуратуры специализированного характера реализуют свою деятельность на основе определенной нормативной базы. Прежде всего, в системе нормативного регулирования этих ведомств нужно отметить Конституцию РФ. Этот документ играет первостепенную роль, так как является основой всей правовой системы государства. Вторым, не менее значительным источником нормативного координирования является ФЗ «О прокуратуре». Именно в нем можно найти положения, которые регламентируют сам факт существования в России специализированных прокуратур. Достаточно интересным является тот факт, что в законе практически ничего не сказано о количестве подобных ведомств и их непосредственной системе. Таким образом, точного регулирования деятельности специализированных прокуратур попросту не существует. В своей работе они пользуются общими положениями Конституции, её главными принципами и соответствующей подзаконной базой, а именно: ведомственными нормативно-правовыми актами. Следует отметить, что большое значение для организации деятельности упомянутых в статье органов играют приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора. Именно они и являются подзаконной базой функциональности специализированных прокуратур.

Виды органов специализированного характера

Существуют различные виды специализированных прокуратур. На каждый из этих органов возлагается спектр уникальных по своей сути задач, благодаря которым реализуется надзор в особых сферах общественной деятельности. К специализированным прокуратурам относятся следующие:

— по надзору за исполнением законов при реализации назначенных судебными органами наказаний;

— прокуратуры на особых режимных объектах;

К специализированным прокуратурам относятся также военные. Хотя некоторые теоретики очень часто не причисляют эти ведомства к специальным, что является глубоким заблуждением, о чем будет сказано далее в статье.

Читайте также:  Кто вместо поклонской прокурор крыма

Органы на транспорте

Следует отметить тот факт, что компетенция специализированных прокуратур ограничена сферой их непосредственной деятельности. Дабы более детально разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать отдельные виды подобных ведомств. Ранее автор уже указал, что специализированные прокуратуры РФ содержат в своей структуре органы, действующие в области транспорта. В число их полномочий входят следующие легитимные правовые возможности:

— проверка уровня соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина всеми предприятиями и организациями, относящихся к транспортной отрасли;

— проверка соблюдения и практического исполнения законов о нормах безопасности движения;

— привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и иного рода правонарушения, которые являются должностными лицами транспортных организаций;

— проверка таможенных органов.

Природоохранные прокуратуры

Система специализированных прокуратур содержит в своей структуре органы природоохранного направления. Они, в свою очередь, осуществляют борьбу с экологическими правонарушениями и привлекают к ответственности лиц, совершивших подобные негативные деяния. Эти специализированные органы прокуратуры также взаимодействуют с международными организациями и иными правоохранительными структурами с целью организации качественного противодействия в сфере экологической безопасности. Помимо того, важность деятельности природоохранной прокуратуры состоит в том, что она обеспечивает выполнение конституционных норм. Ведь в основном законе РФ прописано, что каждый гражданин имеет право на проживание в благоприятной и чистой окружающей среде. Таким образом, природоохранная или же экологическая прокуратура, как её принято называть, играет первостепенную роль в сфере защиты экологии.

Военные прокуратуры

Прокуратуры по контролю за исполнением наказаний

Существуют такие виды специализированных прокуратур, как органы по надзору за исполнением наказаний и на особых режимных объектах. Органы первого типа следят за тем, чтобы во время непосредственного исполнения наказаний, реализуемых на основе легитимных судебных решений, соблюдалась законность, а также не было нарушений прав и свобод человека. То есть происходит непосредственное регулирование правильности реализации режима наказаний. Следует отметить, что надзору в этом случае потдаются не только учреждения исполнения наказаний, но и сам процесс их непосредственной деятельности, а также общие особенности исполнения уголовной ответственности, иными словами, приведения её «в жизнь»!

Направления деятельности прокуроров в процессе надзора за исполнением наказаний

Следует отметить тот факт, что деятельность специализированных прокуратур по надзору за исполнением наказаний реализуется на основе приказов Генерального прокурора №19 и №237. В этих нормативных актах указанно, что работа в данной сфере должна производиться с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений в учреждениях, относящихся к уголовно-исполнительной системе. В соответствии с этим основными задачами соответствующие прокуроры могут осуществлять следующие действия, например:

— собирать информацию о состоянии законности в учреждениях исполнения наказаний;

— непосредственно использовать полученные данные для дальнейшей модернизации всего процесса надзора;

— рассматривать жалобы лиц, которые находятся под стражей, с целью выявления преступлений;

— контролировать процесс исполнения законодательства уголовно-правовой сферы;

Прокуратуры на режимных объектах

Прокуратуры, занимающиеся надзором за особыми режимными объектами, также следят за режимом соблюдения норм существующего законодательства. При этом им поднадзорны предприятия особого режима деятельности. К числу подобных можно отнести далеко не все действующие сегодня в России организации. Статус «режимного объекта» регламентируется определенными законодательными нормами. Что касается прокурорского контроля, то он осуществляется лишь на конкретных предприятиях указанного в статье типа. К числу подобных относятся следующие, например:

— объекты особого режима;

— организации и учреждения принадлежащие к оборонно-промышленному комплексу Российской Федерации;

— предприятия, которые в процессе своей непосредственной деятельности производят эксплуатацию радиационных и ядерных материалов;

— предприятия и организации в системе ведения медико-биологического агентства РФ;

— следственные отделы СК РФ, занимающиеся осуществлением предварительного следствия в метрополитене и на особо режимных объектах.

Заключение

Итак, в статье мы рассказали, что собой представляют специализированные прокуратуры, и как они соотносятся с общей структурой органов прокуратуры. Следует заметить, что подобного рода ведомства просто необходимы в современной России. Ведь они следят за законностью в специфических сферах жизнедеятельности общества.

Источники:
http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/raznovidnosti-prokuratur-rf/
http://fb.ru/article/242705/spetsializirovannyie-prokuraturyi-sistema-spetsializirovannyih-prokuratur-rossiyskoy-federatsii

Читайте также:
Adblock
detector