Сколько лет прокуратуре россии


Поздравления – это то, что невозможно потрогать руками, но реально прочувствовать всем сердцем! Не зря в народе говорят, что главным является не подарок, а внимание, выраженное в искренних и добрых словах.

Именно из таких слов состоит наша коллекция, насчитывающая 294 000 поздравлений , написанных авторами сайта специально для вас. Теперь гораздо проще подобрать подходящие фразы, дабы поздравить юбиляра, порадоваться за молодоженов или просто удачно сострить за банкетным столом!

Множество тематических поздравлений, представленных у нас, окажутся полезной информацией в преддверие таких праздников, как 8 Марта, 23 Февраля, Новый год и Рождество. Открытка, украшенная такими словами, превращается в шедевр с частичкой Вашей души.

Помимо этого, свое внимание можно выразить и в виде незатейливых смс, которые, несомненно, вызовут улыбку на лице того, кому они адресованы. Возьмите себе на заметку стихи или несколько милых четверостиший с нашего ресурса, и подарите их тому, кто сейчас далеко от Вас, но при этом находится в Вашем сердце!

Радуйтесь праздникам, дарите виновникам торжества теплые слова и улыбки, будь то поздравления в стихах или лаконичная проза, а мы с удовольствием поможем Вам в поиске этих душевных пожеланий!

Еще не прошло и месяца как вся прокурорская система с размахом отметила свое 295–летие. Надо сказать, что дата достойная. Однако справедливости ради все же следует расставить некоторые акценты в формировании и развитии национальных органов прокуратуры, в том числе и по дате празднования, что и постараюсь сделать в данном блоге.

Прокурорский надзор, в этот период времени, сводился в основном к напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии, то есть выполнял роль, как уже указывалось выше, особого фискального органа непосредственно в интересах верховной власти, тогда как другие фискальные органы осуществляли свою деятельность в интересах губернаторов и воевод (см.Серов Д.О. Прокуратура Петра I (1722-1725 гг): историко-правовой очерк. Новосибирск, 2002)

В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны (1730-1740гг.), прокуратура практически бездействовала и в своих прежних прерогативах была восстановлена лишь в период царствования Елизаветы Петровны (1741-1761гг.). Во всех направлениях государственной и политической деятельности она стремилась продолжить реформы своего отца. Указом императрицы от 12 декабря 1741 г. была восстановлена прокуратура в рамках указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора (см.Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.. 1986).

С принятием Судебных уставов 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа трансформируется в основном в орган уголовного преследования (см. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969; Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993).

Следует отметить, что отнесение царской прокуратуры к карательному органу и оплоту самодержавия, было не лишено оснований. В особенности это стало особенно очевидным в период правления Николая II (1894-1917). Об этом достаточно подробно можно узнать из речей П.А. Столыпина (см. Столыпин П.А. Речи в Государственной думе и Государственном Совете. Нью-Йорк, 1990. ), а также из работ Н.С. Таганцева, С.И. Викторского, А. Гейфмана и др. (см. Таганцев Н.С. Смертная казнь: сборник статей. СПб.: Издание М.И. Семенова,1913; Викторский С.И. Русский уголовный процесс (репринтное издание). М., 1997; Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917. М., 1997).

С подъемом революционного движения продолжает усиливаться роль прокуратуры как органа уголовного преследования, что в первую очередь и послужило причиной того, что первым же Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года прокуратура, как государственный институт, была упразднена, без замены ее новой советской прокуратурой. Однако отсутствие прокуратуры не означало, что в молодой советской республике не был организован надзор за исполнением законов. Таким образом, функция наблюдения (но не надзора) за исполнением законов государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами оказалась рассредоточенной среди ряда органов и учреждений, что отнюдь не способствовало единообразному пониманию законности и не отвечало требованиям ее всемерного укрепления.

Разобщенность в работе всех перечисленных органов, отсутствие у них императивных полномочий и властно-распорядительных функций не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов по всей стране.

Из создавшегося положения был только один выход – учреждение специального централизованного органа, подчиненного только центральной государственной власти, независимого от поднадзорных ему учреждений, от каких-либо местных влияний, способного эффективно осуществлять надзор за точным и безусловным исполнением законов всеми органами власти и государственного управления, должностными лицами и гражданами на всей территории страны.

По мысли В. И. Ленина, таким органом должна была стать советская прокуратура. Принятое Положение о прокурорском надзоре в РСФСР от 28 мая 1922 г. представляло собой нормативный акт, в котором нашли отражение основные вопросы организации и деятельности прокуратуры: понятие и задачи прокурорского надзора, функция прокурора, наличие четырех отраслей прокурорского надзора с близкими к современному правовому регулированию полномочиями прокуроров. Во главе прокуратуры, в качестве прокурора республики, состоял народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании прокурора республики находился входящий в состав Народного комиссариата юстиции отдел прокуратуры. Согласно данному нормативному акту, в непосредственном подчинении прокурора республики в каждой губернии и области РСФСР состояли прокуроры, назначаемые прокурором республики, и их помощники, между которыми распределялось исполнение возложенных на прокуратуру обязанностей. Положение о прокурорском надзоре по существу восстанавливало российскую модель прокуратуры периода царствования Александра II.

Читайте также:  Что такое предостережение прокурора

Единственно, что созданная прокуратура не была самостоятельным органом (как это уже было в истории прокуратуры в период правления Александра I). Долгое время она находилась в составе Наркомата юстиции РСФСР или при Верховном Суде СССР, осуществляя надзор за законностью в стране в тесном взаимодействии с судами и органами юстиции.

Рубрика: 2. История государства и права

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 2450 раз

Становление и развитие прокуратуры Российской империи в 1722–1863 гг.

Петр I оставил наследникам прокуратуру, обладавшую более широким спектром полномочий, нежели европейские аналоги. Как обосновано отмечает Е. В. Кучинская, от французской прокуратуры в России приобрели надзор за деятельностью определенного органа, от шведского омбудсмена — защиту прав подданных, а из Германии, от местных фискалов — задачи пополнения казны, включая надзор за налогами и сборами, а также государственными закупками и заказами [1, c.85]. Несмотря на видимую и ожидаемую эффективность эта система была быстро демонтирована.

В эпоху дворцовых переворотов шел интенсивный эмпирический поиск эффективной системы управления дворянской империи. Учрежденная Петром I прокуратура при его последователях постепенно утрачивает свое значение. Уже при Екатерине I генерал-прокурор и Сенат теряют существенную часть полномочий, которые были переданы учрежденному 8 февраля 1726 г. ВерховномуТайномуСовету, а впоследствии — Кабинету. В 1730 г. без отмены Указа Петра I от 12 января 1722 г. были упразднены должности генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях, что негативно повлияло на функции контроля за госаппаратом и общего надзора. Часть функций генерал-прокурора перешли к обер-прокурорам, которые его правами не обладали и в связи с этим сосредоточились на вопросах контроля за делопроизводством и оборотом дел. Уже при Анне Иоанновне специальным Манифестом от 2 октября 1730г. должности генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях, а также надворных судах были восстановлены, а генерал-прокурор вошел в состав Правительствующего Сената на правах сенатора.

В 1730–1740 годы позиции генерал-прокурора постепенно укреплялись, он вошел в высшую политическую элиту Российской империи и при Елизавете Петровне генерал-прокурор уже был членом узкого высшего совещательного органа — Кабинета Ее величества.

В период переворотов, независимо от личностно определяемой и значимой роли генерал-прокурора при дворе, его отношениями с Сенатом и иными высшими государственными органами, значение самого института прокуратуры в плане надзора за законностью было ничтожным. Гораздо большее внимание прокуратура уделяла наблюдению за внешней формой управления — общим порядком делопроизводства, в этой связи предпринимая не системные попытки борьбы с волокитой. Целесообразность и полезность данного направления деятельности нельзя сбрасывать со счетов. Формализация отсутствовавшего в то время порядка рассмотрения дел в государственных органах была чрезвычайно важна. Документы того времени хаотичны и свидетельствуют об отсутствии единого понимания делопроизводства. В этой связи деятельность прокуроров была полезна. В то же время, малозаметны в это период усилия прокуратуры в борьбе с коррупцией и должностными преступлениями.

Усиление роли прокуратуры в целом и надзорной функции в частности, следует отнести к воцарению Екатерины II. Уже в 1763 г. в ходе реформы управления Сенат был поделен на шесть департаментов, во главе с обер-прокурорами. Генерал-прокурору была в качестве основной вменена надзорная функция, он был обязан следить за точным исполнением законов Сенатом. Таким образом, генерал-прокурор, получив контрольно-надзорные полномочия приобрел и административный вес, став фактически руководителем императорской администрации, именно ему стали подконтрольны все отрасли управления. Именно генерал-прокурор получал на свое имя высочайшие указы и объявлял их через Сенат. Таким образом, преобладающая административная функция превратила генерал-прокурора в первого министра (институт, широко распространенный в Европе), курировавшего не только юстицией, но и кадрами и финансами.

Сосредоточение административной власти у генерал-прокурора не было обусловлено потребностями управления, порождало высокие коррупционные риски и лишало прокуратуру возможности осуществлять эффективный общий надзор.

Осознание необходимости надзора стимулировалось в основном потребностью в контроле местной администрации. При Екатерине II был учрежден институт провинциальных прокуроров, наделенных теми же полномочиями, что и губернские прокуроры, но в рамках своей компетенции. И те и другие подчинялись напрямую генерал-прокурору.

Реформирование прокурорского надзора было связано с губернской реформой 1775 г., в ходе которой прокуроры вошли в судопроизводство, получили права общего и судебного надзора за местами заключения. Параллельно институт прокуратуры формировался при органах губернского управления (правлении, Верхнем земском суде, губернском магистрате, Верхней расправе). Прокуроры, состоявшие при судах, подчинялись прокурору при губернском правлении, бывшему губернским прокурором, который в свою очередь, по прокурорской линии подчинялся генерал-прокурору, а по административной — генерал-губернатору. Аппарат прокурора состоял из стряпчих уголовных дел, входивших, наряду с самим прокурором в Коллегию. Средний штат губернской прокуратуры включал 12 единиц: четырех прокуроров и восьми стряпчих, из которых в самом губернском городе работали трое, тогда как остальные — по уездам, как правило, по прокурору на каждый уезд.

Читайте также:  Межрайонная природоохранная прокуратура чем занимается

Правозащитная функция губернской прокуратуры находилась в зачаточном состоянии и узко понималась как лишь представление интересов беспомощных лиц (инвалидов, несовершеннолетних и т. п.). Также прокуроры должны были принимать превентивные меры к предупреждению преступности, опротестовывать незаконные акты.

В условиях жесткой централизации периода абсолютизма, прокурорский надзор не мог быть независимым и объективным, в большинстве случаев, его пределы ограничивались или даже определялись губернаторами, а нередко и губернскими правлениями, где прокуроры могли состоять секретарями. Губернаторы не были заинтересованы в повышении статуса прокуратуры и поддержку ей не оказывали. Таким образом, вторая половина XVIII в. прошла под знаком развития губернской прокуратуры, придания ей некоторых надзорных функций.

Система властных отношений в губерниях и наместничествах строилась таким образом, что прокуроры осуществляли надзор за органами губернской власти, а губернаторы и наместники, за прокурорами. В частности Курский наместник А. А. Беклешов[7, c.52], выяснив, что курский губернский прокурор Ф. К. Яцын из рыльских помещиков, имея в Рыльском уезде два винокуренных завода, производил контрафакт, т. е. алкоголь сверх положенной нормы, утаивая соответствующие налоги, приказал исправнику арестовать прокурорское вино и опечатать завод.

Реформаторские искания Александра I опирались на западный опыт и идеи. В вязи с этим, несколько расширились права Сената, были учреждены министерства. По проекту М. М. Сперанского был создан Государственный Совет. Таким образом, Сенату остались лишь функции высшей судебной инстанции. Функция надзора за исполнительной властью постепенно переходила министерству юстиции, центральный аппарат которого выделился из канцелярии генерал-прокурора. Соответственно, новое министерство в значительной степени ориентировалось на управление системой суда и прокуратуры. Генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, в связи с чем первый полностью утратил самостоятельность. В связи с приоритетом статуса должности министра должность генерал-прокурора на тот момент следует считать если не ликвидированной, то в большей степени формальной. На местах, в губерниях, прокуроры лишились надзорных функций, сохранив их лишь по отношению к следствию, определению подсудности по гражданским делам гражданским.

Все это не могло не повлиять на авторитет прокуратуры. В новых условиях губернаторы, а за ними и присутствия нередко игнорировали протесты прокурора, не информировали прокуроров о принимаемых решениях. В связи с этим, в работе прокуроров нарастал формализм. В то же время, изменения в статусе и положении прокуратуры первой половины XIX в. существенно не повлияли на функции губернской прокуратуры, которая сосредоточилась на надзор за решениями губернских судов и административных органов. Губернская прокуратура, помимо упомянутых выше обязанностей, сигнализировала генерал-прокурору и губернскому правлению о незаконных решениях и действиях в губернских присутственных местах, о состоянии и движении дел, волоките и т. п. В части надзора за следствием прокурор контролировал правильность применения процессуального закона, соблюдение прав обвиняемых, недопущение пыток.

Кроме того, надзирать за прокуратурой было бы и технически сложно ввиду того, что нормативная база надзора в Своде законов, не систематизировалась. Сегодня её можно условно поделить на четыре уровня:

1) надзор генерал-прокурора (Министра юстиции);

2) надзор обер-прокуроров при общих собраниях и департаментах Сената;

3) надзор губернского прокурора во вверенной губернии, двух губернских стряпчих;

4) надзор (вспомогательная функция) уездного стряпчего по уездам.

Выполняя свои надзорные функции, прокуратура применяла комплекс способов правового воздействия, варьируя их от формально-обязательных предписаний до субъективно-личностных оценок. Прокурор лично присутствовал в заседаниях губернского присутствия и в присутственных местах, запрашивал дела и информацию по делам; давал заключения по правовым вопросам; обращал внимание присутственных мест губернии на вопросы, требующие решения, недочеты и нарушения. Также прокурор представлял в порядке подчиненности, как отчетные, так и истребуемые из губернии сведения, просматривал и ревизовал регистрационные журналы присутственных мест.

Отсутствие четкой специализации и сегментации функций и статуса прокуратуры в Своде законов позволяло проявляться старой и хронической для России тенденции сращивания с органами государственного управления.

Вхождение прокуратуры в систему исполнительной власти существенно сузило пределы ее власти. Ранее, состоя при Сенате, прокуратура надзирала за правительством. Министр юстиции, будучи членом правительства, не мог надзирать за его деятельностью. Кроме того, прокуроры занимали в Табели о рангах далеко не самое высокое положение, не выше VI-VII классов, получали весьма скромное содержание. Фактическая подчиненность на местах губернской администрации сводила на нет самостоятельность и независимость, без которых функция прокурорского надзора не могла быть эффективной.

Несмотря на серьезные институциональные ограничения, прокуратура в начале XIX в. развивалась в плане формы, наработки процедур надзора. Так, прокурор получил право беспрепятственного входа в губернские органы управления, присутствуя при докладах. В уезде прокурор и стряпчие считались представителями закона.

К середине XIX в. прокуратура сформировалась как единый, централизованный и относительно (по крайней мере, формально организационно) самостоятельный орган, обладавший не вполне конкретизированными и систематизированными, но по форме достаточными полномочиями по превенции нарушений закона. К середине XIX в. в основном удалось восстановить задачи и функции прокуратуры, заложенные в момент её основания. К этому же времени прокуратура действовала на всей территории империи, во всех органах, где решались судебные и административные дела.

Абсолютистская власть относилась к прокуратуре как важному и необходимому атрибуту государства, видя в ней действенный инструмент поддержания законности. Прокуратура представлялся и институтом борьбы с коррупцией, произволом, злоупотреблениями и волокитой.

Читайте также:  Когда прокурор выносит постановление

В новых условиях прокуроры должны были надзирать за следствием и поддерживать обвинение в суде. Становясь участниками судопроизводства, прокуроры получали особые полномочия (принесение протеста в суде первой инстанции и др.). От старого порядка сохранялась функция надзора за пенитенциарной системой. Реформируемая прокуратура строилась на основе строгой централизации; единства прокуратуры как системы, во главе с генерал-прокурором, строгой иерархической подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим. Реформа предусматривала, что генерал-прокурор, а также губернские прокуроры будут назначаться и освобождаться от должности высочайшими указами, а прочие прокуроры — генерал-прокурором.

Институциональные предпосылки для учреждения особого института надзора в России проявились в середине XVIII в., т. е. на достаточно высоком уровне организации власти и развития государственного аппарата.

Институт надзора был необходим абсолютной монархии, как разновидности авторитарного режима для поддержания работоспособности сложного механизма государственного управления при отсутствии гражданского контроля. Надзорная функция должна была искоренить, или, по крайней мере, ограничить, злоупотребления и коррупцию. При отсутствии баланса ветвей власти, потребность в централизованно исполняемой эффективной надзорной функции постоянно росла.

До 1802 г. прокуратура была институтом высшего общего надзора за государственным аппаратом, но с переходом к министерской системе ситуация изменилась. Объединение должностей генерал-прокурора и министра юстиции, при несколько противоречивом сохранении прокуратуры как института высшего надзора, существенно сузила ее компетенцию и, фактически из этого надзора вывело.

Несмотря на то, что министр юстиции был одновременно и генерал-прокурором, министерство юстиции нельзя считать генеральной прокуратурой Российской империи, так как обер-прокуроры Сената, подчиняясь министру юстиции, не входили в общую систему с губернской прокуратурой, которая в порядке общего надзора представляла единую организацию, но не имела единой регламентации, так как положения о губернских прокурорах, стряпчих и уездных стряпчих разрозненно содержались в разных томах Свода учреждений губернских.

Развитие российской прокуратуры в XVIII — первой половине XIX в. показало, что обеспечить законность административными средствами или реформированием бюрократического аппарата не получалось. Лишь демократизация судебной системы, государственного управления, привлечение институтов гражданского общества были способны обеспечить эффективность правоохранительной функции.

  1. Кучинская Е. В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16)
  2. ПСЗ. Т. IX. N 6475.
  3. Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: Историко-правовое исследование: автореф. дисс… д-ра юрид. наук. 12.00.01. СПб., 2003.
  4. История Прокуратуры России. историко-правовой анализ/Звягинцев А. Г., Эриашвили Н. Д., Григорьев В. Н., Казаков В. В., Галузо В. Н., Коршунов Н. М. Учебное пособие.М.,2012.
  5. Цит. по: Алексеев А.С Русское государственное право. С. 402. Соловьев С. М. Указ. соч. Книга XIII.
  6. Пономаренко С. В. Основные этапы истории развития российской прокуратуры (Исторический аспект): дисс… канд. ист. наук. 07.00.02. М., 2008.
  7. Степанов В. Б. Генерал губернатор Беклешов — всех умней и всех несчастней// VIP. 2003. № 4.
  8. Клочков M. B. Генерал-прокуроры при Павле I// Журнал Министерства юстиции. 1912. Кн. 4.
  9. Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: Историко-правовое исследование: автореф. дисс… д-ра юрид. наук. 12.00.01. СПб., 2003.
  10. Павлов В. С. Новая функция царской прокуратуры// Судебная система и гражданское общество России К 150-летию Судебной реформы: Материалы международной науч.-практ. конф. 2015.
  11. ПСЗРИ — I. Т. XXVII. СПб., 1830.№ 20553.
  12. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор
  13. Павлов В. С. Общенадзорная функция российской прокуратуры в период самодержавия (1722–1917)// Символ науки. 2015. Т. 1. № 3–1 (3).
  14. Пономаренко С. В. Основные этапы истории развития российской прокуратуры (Исторический аспект): дисс… канд. ист. наук. 07.00.02. М., 2008.
  15. Джаншиев Г. Основы судебной реформы (к 25-летию нового суда). Историко-юридические этюды. М., 1891.
  16. Цит. по: Джаншиев Г. А. Судебная реформа// Эпоха великих реформ. По изданию 1900 г. М., 1998.

Похожие статьи

функция, прокурор, уголовное преследование, обвинение, прокурорский надзор.

Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве. уголовный процесс, прокурор, уголовное судопроизводство, суд, дело, функция прокуратуры, прекращение.

уголовное преследование, прокурорский надзор, суд, прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, дело, прокуратура

Становление и развитие прокуратуры Российской империи. Реформирование прокурорского надзора было связано с губернской.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный

Советская модель прокуратуры формировалась под влиянием внутренней политики государства, его основных задач, что сказалось и на содержании функций прокурора.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд.

Надзор прокурора по уголовным делам осуществлялся в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР.

Согласно ему, органы прокуратуры стали полностью независимы и получили автономию от органов юстиции.

Основным направлением деятельности прокуратуры было осуществление надзора. Обязанность генерал‑прокурора заключалась не столько в фиксировании нарушений законов, сколько в их предупреждении.

В России прокуратура была учреждена в царствование Петра Первого. Указ от 12 января 1722 года, которым было предписано введение при Сенате должности генерал-прокурора и обер-прокурора и при каждой коллегии- должности прокурора.

Источники:
http://zakon.ru/blog/2017/01/29/skolko_zhe_let_na_samom_dele_prokurature_rossii
http://moluch.ru/conf/law/archive/224/11608/

Читайте также:
Adblock
detector