Работник прокуратуры вправе заниматься какой деятельностью

Дата размещения статьи: 23.08.2017

Существование отдельно взятого индивида или общества, в том числе это относится к российским гражданам и обществу, строится прежде всего на платформе знаний и опыта, полученных от предыдущих поколений.

Конечно, многое с течением времени забывается, теряется, что очень и очень плохо, но есть способы передачи опыта от поколения к поколению, способы накопления необходимых знаний, и в первую очередь необходимо выделить способ передачи опыта и знаний путем подготовки профессионалами различных письменных трудов. В наш век высоких технологий есть, конечно, и более легкие способы накопления информации, в том числе аудио- и видеофиксация, но письменный труд был и остается одним из самых древних и надежных источников знаний.

В настоящее время, когда нет никакой альтернативы рыночной экономике, любая информация стоит денег, и немалых. Если речь идет о «свежем» опыте профессионалов в любой сфере, то есть возможность с выгодой соответствующие сведения использовать — для развития бизнеса, для самообразования и продвижения по служебной лестнице, а также в других направлениях.

Кто может передать опыт, который считается ценным?

Конечно же, это практикующие специалисты, которые помимо своей основной работы могут потратить время и написать, например, статью на какую-нибудь животрепещущую тему.

В области юриспруденции, помимо юристов и других специалистов коммерческих организаций, необходимым ценным опытом обладают работники различных государственных учреждений, в том числе работники прокуратуры, которые могут написать и опубликовать ту или иную статью и тем самым сослужить хорошую службу обычным гражданам. В конце концов, прокурорские работники, да и сами прокуроры могут иметь талант к написанию статей, и если они хотят поделиться своим талантом и опытом, то этому можно только порадоваться. Но при этом возникают некоторые вопросы.

А вправе ли работники прокуратуры писать статьи и публиковаться в СМИ?

Есть ли какие-либо ограничения этому?

Предусмотрена ли законодательством ответственность для работников прокуратуры в случае написания статей?

Относительно гарантий, установленных Конституцией РФ

Перед тем как сделать выводы о праве работников прокуратуры писать статьи, обратимся к некоторым положениям российской Конституции.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантировало каждому равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.

В данном случае следует обратить внимание на словосочетание «должностного положения», то есть работники прокуратуры, несмотря на свою работу в прокуратуре, защищены нормами Конституции.

Частью 1 ст. 29 Конституции РФ гарантированы свобода мысли и слова в Российской Федерации.

Согласно части 4 ст. 29 Конституции РФ граждане имеют право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Таким образом, каждый российский гражданин, в том числе и работники прокуратуры, изначально с учетом положений основного нормативного акта государства вправе писать статьи на различные темы и публиковаться в СМИ.

Впрочем из любого правила всегда есть исключения, которые заключаются в наличии некоторых ограничений в зависимости от того, о чем написана статья, какая в ней содержится информация, чем профессионально занимается автор и какие запреты на распространение информации у него имеются в связи с занимаемой должностью.

При этом речь идет не о запретах начальства, например прокурора, а о запретах и ограничениях, установленных законодательством, только в таком случае эти запреты можно признать законными.

Законодательное регулирование деятельности прокуратуры, существующие ограничения при написании статей

Деятельность работников прокуратуры регулируется различными российскими нормативными актами, в том числе специальным Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

1. Согласно ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Другими словами, прокурорские работники имеют право заниматься творческой деятельностью, следовательно, имеют право писать статьи, а также другие письменные труды.

Но та же ч. 5 ст. 4 Федерального закона ограничивает право прокурорских работников на занятие творческой деятельностью, если такая деятельность финансируется исключительно из средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

То есть законодатель сознательно ограничил право работников прокуратуры получать финансирование из-за пределов России, что, вероятно, отвечает целям безопасности государства (по крайней мере кто-то так думает).

С финансированием разобрались. Если прокурорский работник пишет статьи, то только за свой счет или за деньги, но российские, из которых только небольшая часть может быть с иностранной составляющей.

Помимо ограничений при написании, связанных с финансированием творческой деятельности, существуют и другие ограничения.

2. В силу специфики своей деятельности работники прокуратуры имеют доступ к различным сведениям, имеющимся в материалах проверки.

Согласно ст. 5 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» материалы проверки могут быть предоставлены для ознакомления гражданам, если материалы непосредственно затрагивают их права и свободы.

Эта же статья устанавливает запрет на ознакомление с документами, содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Таким образом, прокурорские работники ни при каких обстоятельствах не имеют права при написании статей и других письменных трудов ссылаться на конкретные материалы проверки, что как минимум убережет их от ответственности.

Также прокурорские работники, как и любые другие, не вправе разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

3. Кроме вышеперечисленных ограничений, прокурорскому работнику, желающему написать статью, а также лицу, которое может финансировать написание статьи, необходимо учитывать, что на деятельность работников прокуратуры наложены иные ограничения, что следует из ч. 1 ст. 40.2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прокурорские работники при ведении своей деятельности должны учитывать ограничения по службе, в том числе для работников установлены:

— запрет на разглашение и использование сведений, отнесенных к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей;

— запрет на публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, решений вышестоящего государственного органа.

Ограничения установлены в отношении генерального прокурора на основании ч. 2 ст. 40.2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» с отсылкой на ст. 12.1 ФЗ от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так, согласно указанной статье Федерального закона о противодействии коррупции генеральный прокурор не вправе получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность в Российской Федерации.

При этом согласно ч. 1 ст. 40.2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» под ограничения, установленные ФЗ от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», подпадают и другие работники прокуратуры.

Другими словами, помимо ограничений для работников прокуратуры в написании статей по тексту существует и прямой запрет на получение работниками прокуратуры гонорара за публикации в СМИ, если такие работники осуществляют публикацию в качестве должностного лица.

Выводы и некоторые рекомендации

Анализируя вопрос о праве работников прокуратуры писать статьи, можно прийти к следующим выводам.

1. Прокурорские работники вправе на законных основаниях писать различные статьи на всевозможные темы с последующей публикацией их в СМИ.

2. Статьи работников прокуратуры не должны содержать:

— сведения из материалов проверки;

— сведения конфиденциального характера, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188;

Читайте также:  Почему прокуратура относится к судебной власти

— государственную и иную охраняемую законом тайну;

— публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, на решения вышестоящего государственного органа.

Прокурорские работники вправе получать гонорар за написание статей, но только не из средств с иностранной составляющей, а также исключительно за те статьи, которые написаны и подписаны автором без ссылки на свою должность и место работы (мнение автора).

В ином случае, когда прокурорский работник под статьей указал свои должность и место работы, гонорар за работу брать нельзя, так как может наступить соответствующая ответственность за нарушение российского законодательства.

В целом картина такова, но остается один небольшой, хотя очень важный, вопрос.

Как относится руководство прокуратуры к работникам, которые пишут и публикуются?

Судя по тому, как редко можно увидеть в СМИ статьи прокурорских работников, напрашивается вывод, что к таким работникам относятся как минимум с подозрением.

А вдруг напишут что-нибудь не то?

Статьи прокурорских работников, которые имеют ценность и подписаны должностным лицом, скорее всего, прошли не одну коррекцию со стороны соответствующего руководства до того, как попали в СМИ.

Единственное, что остается таким работникам, имеющим талант к писательству, — это писать статьи обезличенного характера и желательно без указания своей должности, а лучше и вообще под псевдонимом, что оградит их от возможных претензий со стороны руководства.

Ни для кого не секрет, что человек, который пишет, старается писать честно, без прикрас, если, конечно, писатель не откровенный «шарлатан», а честность далеко не всех устраивает в нашем обществе.

При таких обстоятельствах, когда писать вроде бы можно, но «осторожно», ценность соответствующих статей падает, но это не значит, что ценности нет вообще, так как талантливый человек с помощью своего пера всегда найдет возможность передать опыт и знания, которые необходимы каждому российскому гражданину и обществу в целом.

Когда статьи прокурорских работников, казалось бы, очень полезны для всего общества, но писать они их могут с осторожностью, а зачастую и вообще не рискуют, вспоминаются незабываемые и всегда актуальные в нашем государстве строки: «Умом Россию не понять. «.

Работники прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов Российской Федерации. Давайте рассмотрим, какие требования работники прокуратуры вправе предъявлять к гражданам Российской Федерации. Также рассмотрим их обязанности.

Функции сотрудников правоохранительного органа

  • исполнение законов страны;
  • надзор или контроль над работой государственных структур;
  • составление актов реагирования на ошибки предприятий;
  • рассмотрение писем, заявлений от граждан или предприятий о нарушениях работы;
  • контроль за выполнением законов, ведение следствия;
  • действия на стороне обвинителя или государства.

Сотрудник такой организации обязательно должен быть гражданином страны, на которую работает. При этом иметь полное высшее образование, для некоторых профессий необходим опыт и стаж работы. У сотрудника обязательно должна быть соответствующая физическая подготовка. При вступлении в должность служащий проходит испытательный срок (до 6 месяцев). Если обязанности на занимаемой должности заключаются в дополнительной помощи служащему правоохранительных органов, то на такое место работы могут претендовать студенты, проходящие обучение на юридическом факультете.


Будущему прокурору обязательно должно быть больше 25 лет, стаж работы в такой организации должен быть не менее 3 лет. Сотрудники являются лицами, которые защищают государство. Сами они также попадают под его защиту. Работники прокуратуры в своей деятельности обязаны выполнять приказы прокурора. Они должны правильно организовать сбор статистических данных и справок. Документы и их копии должны обязательно предоставляться по требованию прокурора. Обязанностью прокурора является посещать местные совещания глав города, а также принимать непосредственное участие в жизни города либо района.

При вступлении в должность будущему сотруднику обязательно шьется профессиональная форма или обмундирование. Готовая форма не продается, поэтому купить ее не получится. У сотрудника прокуратуры должен быть комплект синей формы. Она считается рабочей. Парадная форма имеет белый цвет. В набор одежды входят брюки для мужчин и юбка для женщин, форменные рубашки белого и синего цветов с короткими и длинными рукавами, форменный галстук, фуражка, китель с погонами. В подтверждение занимаемой должности работнику выдается удостоверение Следственного комитета. Документ имеет вид маленькой раскладной книжки красного цвета. Данный документ очень важен для сотрудника органов, так как он содержит всю информацию о человеке. Удостоверения нельзя давать третьим лицам. Перед выходом на работу его всегда нужно брать с собой. Без данного удостоверения сотруднику прокуратуры имеют право отказать в предоставлении информации.


Сотрудникам прокуратуры присваиваются чины и звания. Должность присваивается пожизненно. Присвоить звание может только Генеральный прокурор своим приказом. Назначенное звание — это профессиональный служебный знак отличия, который присуждается с учетом выслуги лет, опыта, результата труда. При присуждении чина одним из условий является обязательный срок службы в органах не менее 3 лет. Если присуждаемое звание имеет высокий статус, тогда необходимо 10 лет службы.

В нашей стране для прокуратур и юстицией действует ряд званий:

  • Действительный советник прокуратуры.
  • Государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса.
  • Старший советник.
  • Советник прокуратуры.
  • Младший советник 1, 2, 3 класса.
  • Младший юрист.

Сотрудникам с правовым статусом работников прокуратуры присуждаются классные звания, они идут наряду с военной классификацией. Рассмотрим подробнее соответствие чина воинскому званию:

  1. Действительный советник равен генералу.
  2. Советник 1 класса равен генерал-полковнику.
  3. Советник 2 класса равен генерал-лейтенанту.
  4. Советник 3 класса равен генерал-майору.
  5. Старший советник равен полковнику.
  6. Советник юстиции равен подполковнику.
  7. Младший советник равен майору.
  8. Юрист 1 класса равен капитану.
  9. Юрист 2 класса равен старшему лейтенанту.
  10. Юрист 3 класса равен лейтенанту.
  11. Младший юрист равен младшему лейтенанту.

Служащим правоохранительных органов обязательно положены льготы.

Сотрудники правоохранительных органов не имеют права вступать в политические партии.

Нельзя заниматься предпринимательской деятельностью и иметь дополнительные источники дохода.


Сотрудники судов должны соблюдать определенные правила поведения.

Правила поведения работников аппарата суда регламентируются законодательством России, а именно Конституцией РФ.

Правила общего характера:

  • При работе с коллегами и посетителями необходимо сохранять спокойствие, не повышать голос, избегать лишних жестов.
  • Сотрудник не должен отвечать, если его оскорбляют или обвиняют, нельзя проявлять агрессию.
  • При общении с судьей необходимо проявлять такт и уважение, нельзя обсуждать коллег правоохранительных органов или распускать слухи о них.
  • Внешний вид сотрудника прокуратуры должен быть аккуратным. Необходимо носить нагрудную визитную карточку с указанием полного имени, звания и должности. Необходимо носить служебную форму или деловую одежду, удостоверение всегда должно быть при себе.
  • Каждый сотрудник суда отвечает за свое рабочее место и обязан держать его в чистоте и порядке, отвечать за сохранность инвентаря и техники. Из здания выносить ничего нельзя без соответствующего разрешения.
  • Работник суда на рабочем месте должен придерживаться правил техники безопасности, соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Служащему прокуратуры нельзя курить в общественных местах и находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Правила профессиональной этики:

  • Сотрудник своей деятельностью не должен влиять на судебный процесс.
  • При ведении дела работнику не разрешается дискриминировать подследственного на основании национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д.
  • Личная критика или чье-то мнение не должно влиять на сторону обвинения.
  • Необходимо учитывать мнения всех людей, обратившихся в суд.
  • Сотрудник должен строго соблюдать правила неразглашения секретной информации.
  • Служащий суда должен корректно контролировать передачу данных на публичных выступлениях и при предоставлении информации для прессы.
  • Сотрудник не должен использовать свое положения для получения выгоды.

Работник прокуратуры должен осознавать свою ответственность перед государством и его гражданами. Проблемы личного характера не должны влиять на его профессиональную деятельность.

Читайте также:  Кто такие судья прокурор адвокат

Читайте также:

  1. ATM — история и базовые принципы
  2. H) Реструктуризации финансовой организации.
  3. I. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ (СИСТЕМНЫЕ)
  4. I. Общие принципы подготовки и требования к оформлению курсовой работы
  5. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  6. II. Индивидуальное поведение в организации
  7. II. Организация деятельности ГДЗС
  8. II. Организация деятельности психолога
  9. II. Основные цели и принципы сертификации
  10. II. Принципы муниципальной службы.
  11. II. Специфические законы социальной организации
  12. II. Этические принципы психологического консультирования

Задачи прокуратуры

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» задачами (целями) прокуратуры являются:

— обеспечение верховенства закона;

— обеспечение единства и укрепления законности;

— защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Как уже отмечалось применительно к принципам правосудия, термин «принцип» означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова «основное начало», «требование», «обязанность», «идея» и т.п. По латыни «принцип» — это первоначало, основа.

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации прокуратуры и осуществляемых ею прокурорского надзора, а также иных предусмотренных Федеральным законом направлений деятельности.

Исходя из анализа ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ» организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:

— единства и централизации;

— независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.

Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры — это требование от прокуроров, во-первых, основывать всю свою деятельность на законе и, во-вторых, преследовать при этом цель обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности.

Прокуратура, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как материального, так и процессуального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет прокуратуры, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности в деятельности прокуратуры.

«Единство» как составная часть второго из перечисленных принципов организации и деятельности прокуратуры предполагает реализацию следующих правил:

а) каждый прокурор действует как представитель единой системы органов прокуратуры;

б) прокуроры наделены одинаковыми (за некоторым исключением) полномочиями; различия полномочий лишь в территории их действия (продление сроков производства дознания — это исключение из рассматриваемого правила);

в) любой вышестоящий прокурор может взять на себя обязанности нижестоящего прокурора.

«Централизация» прокуратуры означает действие следующих положений:

а) все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;

б) подчиненность прокуроров идет строго по вертикали;

в) вышестоящий прокурор вправе и обязан давать нижестоящим прокурорам указания и отменять их незаконные или необоснованные решения;

г) прокурор проводит в жизнь свое единоличное решение, даже если оно противоречит решению коллегии.

Третий принцип — принцип гласности также разъяснен в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Здесь закреплено, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Однако в этом же нормативном правовом акте закреплено требование о том, что без разрешения прокурора никому нельзя разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Следующий принцип — принцип независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону является одним из основополагающих не только в связи с его закреплением в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Независимость прокуроров обеспечивается целым комплексом гарантий. К числу таковых относятся:

— требования к прокурорам, к лицам, назначаемым на должность прокуроров, и порядок их назначения;

— предусмотренные законом средства прокурорского надзора;

— запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность прокурора;

— установленный порядок прекращения полномочий прокурора;

— право прокурора на отставку;

— порядок привлечения прокуроров к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности;

— предоставление прокурору за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

— обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности прокурора, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от прокурора поступит соответствующее заявление;

— право прокурора на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолетов, револьверов) и специальных средств и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством РФ.

Так, прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Они не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. В органах и учреждениях прокуратуры не могут создаваться и осуществлять свою деятельность общественные объединения, преследующие политические цели, и их организации.

В какой-либо форме воздействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Например, вмешательство в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев, а совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — может иметь следствием даже лишение свободы виновного на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. ч. 2 и 3 ст. 294 УК).

В то же время к прокурорам допустимо применение мер дисциплинарной и даже уголовной ответственности. К дисциплинарной ответственности прокуроров могут привлекать лишь строго определенные Федеральным законом «О прокуратуре РФ» вышестоящие прокуроры (руководители органов и учреждений прокуратуры). Меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры) к ним применяются лишь за неисполнение или ненадлежащее исполнение их служебных обязанностей, а также за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Читайте также:  Как заставить прокуратуру провести проверку

По общему правилу за такого рода правонарушения взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения или шести месяцев со дня совершения проступка (по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения). Так как дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске, в месячный срок не входит промежуток времени, в течение которого прокурор болел или находился в отпуске.

Вышеуказанные взыскания могут быть наложены и за несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральными законами.

Причем работник прокуратуры подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

— непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

— непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

— участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

— осуществления работником предпринимательской деятельности;

— вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Причем руководитель органа или учреждения прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия, если он не примет мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник.

Законом предусмотрены некоторые ограничения, касающиеся применения мер административного принуждения к прокурорам. Так, запрещено производить задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта. Исключением из этого правила признаются лишь случаи, прямо предусмотренные федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом РФ в порядке, установленном УПК.

Так, уголовное дело в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров может быть возбуждено либо вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, только руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров — Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем; а в отношении Генерального прокурора РФ — Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления (п. п. 2 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК).

Предварительное следствие и дознание в общем порядке (в сокращенной форме) по такого рода уголовным делам вправе осуществлять лишь следователи Следственного комитета РФ. Органы дознания вправе производить неотложные следственные действия по рассматриваемой категории преступлений только до возбуждения уголовного дела, соответственно, лишь осматривать место происшествия, предметы, документы, труп, получать образцы для сравнительного исследования, назначать судебную экспертизу, получать заключение эксперта в разумный срок и (или) производить освидетельствование, когда прокурор застигнут при совершении преступления.

Еще одной гарантией независимости прокуроров является то обстоятельство, что даже отстраненному на период расследования возбужденного в отношении его уголовного дела прокурору выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ.

Причем денежное содержание прокурорских работников состоит не только из должностного оклада, но и из доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 50% должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50% должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист РФ»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. К тому же Президентом РФ для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников в Генеральной прокуратуре РФ, а также для лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной гражданской службы в Генеральной прокуратуре РФ, может устанавливаться ежемесячное денежное поощрение.

Помимо денежного содержания прокуроры обладают определенным комплексом льгот. Так, они в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми органами прокуратуры у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ.

При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Более того, прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий прокуроры обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры РФ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

К тому же прокуроры имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Помимо того, в жилых помещениях, занимаемых прокурорами, во внеочередном порядке устанавливается телефон. В таком же порядке их детям предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях.

Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) прокуроров и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В другую местность прокуроры могут быть переведены лишь в интересах службы либо по их собственной инициативе. В интересах службы перевод возможен только с их согласия. А при переводе в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями — также при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для прохождения службы в указанных местностях с учетом состояния здоровья прокурорского работника по форме, утверждаемой Правительством РФ. Причем прокурорам, переведенным на постоянную службу в другую местность, расходы на их переезд и переезд членов их семей возмещаются в полном объеме.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
http://1popersonalu.ru/info/rabotniki-prokuratury.html
http://studopedia.su/16_66157_printsipi-organizatsii-i-deyatelnosti-prokuraturi.html

Читайте также:
Adblock
detector