Может ли прокурор давать указания дознавателю

Главным определением прокурорского надзора является понятие прокурора как работника прокуратуры. Прокуратура выступает как составная часть государственной системы, осуществляющей надзорную, регулирующую и правоохранительную работу во многих областях общественной жизни. Система прокуратуры включает: Генпрокуратуру России, прокуратуры субъектов России (республик, краёв), военпрокуратуры и прочие спецпрокуратуры, учреждения научной и образовательной сфер, печатные редакции, городские и районные прокуратуры.

Статья 37 УПК о чём

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.

На предварительном этапе сотрудник прокуратуры наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):

  • осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
  • принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
  • требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
  • обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
  • санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
  • мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
  • утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
  • оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
  • отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
  • рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
  • участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
  • разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
  • осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
  • изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
  • отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
  • вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
  • вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
  • возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
  • выполнение прочих функций согласно УПК.

Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.

При непринятии руководителем органа следствия (следователем) предписаний прокурор правомочен обращаться с требованием об исправлении недостатков к вышестоящему руководителю организации следствия. При оспаривании руководителем указаний он наделён властью обращаться к Следователю СК России или руководителю организации следствия федерального органа. При отказе последних исполнять предписания уполномоченный сотрудник наделён правомобращения к Генпрокурору России, определение которой будет конечным.

Главные направления работы данных органов включают контроль над правильным применением закона и выполнение роли гаранта охраны прав гражданских лиц России.

Комментарии к статье 37 УПК

Прокуратура — надзорная организация, а организация следствия — поднадзорная.

Концентрация работы прокурора на дознании, то есть на процедурах, рассматривающих противоправные деяния незначительной и средней тяжести, — очень спорная инициатива, учитывая, что за работой дознавателя ведут наблюдение и начальник, и руководитель организаций дознания.

Прокурор всё также оказывает значительное влияние на результат и качественность досудебного следствия, подавая дело наиболее перспективному и проверенному следователю (с разрешения руководителя организации следствия).

Прокурор обязан незамедлительно отстранить любое должностное лицо при попустительстве законов в отношении подвергнутого аресту или заключению.

Осуществляя надзорную деятельность за соблюдением законодательства при приёме, регистрации и проверке поступивших данных о правонарушениях, прокурор контролирует соблюдение требований ведомственных актов. Законные требования должны обязательно исполняться в утверждённый период. Целенаправленное неисполнение данных предписаний означает наложение штрафа.

Прокурор уполномочен принять решение об объединении дел, подследственных нескольким организациям дознания. Так же они должны не менее 1 раза в год проверять состояние и порядок хранения улик, верность составления документации по приёмке и учёту доказательств.

Работа уполномоченного сотрудника направлена на:

  • изъятие у организации досудебного расследования материалов и отправка их в СК России;
  • признание недействительным решения следователя о производстве дела;
  • признание ничтожными замечаний прокурора нижнего уровня;
  • увеличение времени дознания;
  • возобновление дознания;
  • в прописанных в ч.2 ст. 75 УПК ситуациях прокурор может признать доказательство ничтожным.

Основная новизна проявилась в том, что прокурор перестал быть ответственным за возглавление досудебного следствия и, следовательно, произошло очищение его задач по надзору от чужеродных интересов.

Эта функция осуществляется сейчас обычно на окончательной стадии расследования в прокурорских задачах при рассмотрении дела согласно обвинительному документу. Лишь тогда, но не раньше, прокурор может стать ответственным обвинителем. Прокуратура в последнее время стала возвращать утраченные позиции и укреплять свой авторитет.

Судебная практика по статье 37 УПК РФ

Группы гражданских дел, в которых принимает участие прокурор:

  1. Выступление в защиту интересов публичных образований.
  2. Охрана прав неопределённого круга лиц.
  3. Обращение в суд для охраны граждан в ситуации, если лицо в силу тяжёлых болезней или беспомощности, недееспособности и иных значительных факторов не способно самостоятельно обращаться в судебный орган.
  4. Самостоятельное участие для защиты при изучении определённых дел гражданского порядка: социальных, в сфере труда, охраны семьи и родственных связей, по соцзащите (соцобеспечению), на приобретение площади для жилья в госжилфондах, на защиту здоровья (оказание медпомощи), на безопасную экологическую обстановку, на получение образовательных услуг.

По первой группе дел прокурор играет роль защитника публичных интересов.

  • о признании ничтожными соглашений;
  • об определении последствий недействительности соглашений;
  • об отчуждении госсобственности и муниципальной собственности из неправомочного владения.

Участие прокурора в деле в форме утверждения заключения или процедуры подачи заявлений в судебную организацию для возбуждения гражданского дела обладает одинаковой позицией в виде охраны таких же ценностей.

Пример судебного дела. 30 октября 2017 года в городе Иваново Ивановская межрайонная прокуратура осуществила проверку выполнения законодательства по охране природы при предоставлении участка земли физлицам.

Выяснено, что участок земли площадью 200 тысяч кв. метров, расположенный на земельной территории лесного фонда и являющийся имуществом России, нарушая закон, отдан физическим лицам по договору дарения.

С целью ликвидации нарушений законодательства прокуратурой подано заявление в суд к лицам о признании сделки дарения ничтожной и об отсутствии имущественных прав на землю и об изъятии данных из госкадастра собственности.

Судебным постановлением иск исполнен полностью.

По второму перечню дел прокурор осуществляет защиту прав неопределённого круга лиц.

Под данным юридическим термином подразумевается перечень лиц, который нельзя разделить, задействовать в процессе как истцов, перечислить или по которым невозможно выявить их права и ответственность.

Охрана неопределённого круга лиц оказывает предупредительный эффект на вероятных нарушителей. Охрана неопределённого круга лиц есть вид охраны интересов публичного характера. Например, арбитражные суды уполномочены к рассмотрению заявления о снесении без разрешения, в самовольном порядке построенного здания, выдвигаемого в интересах неопределённого круга лиц.

В иске прокурора по охране публичных интересов неопределённого круга лиц и публичных образований обязательно требуется указывать, в чём именно обозначены интересы и какое конкретно право нарушается, необходимо наличие указания на нормативно-правовой документ, подтверждающий правомочность защиты интересов.

Положение России как государства социального накладывает обязательства производить максимум стараний в целях реализации целей государства, включающих и право на охрану судебными органами, и право на грамотную помощь в вопросах правовой сферы — любому, независимо от общественного статуса, богатства и прочих факторов, главнейшие права, установленные Конституцией, обязаны обеспечиваться Российской Федерацией.

Согласно законодательству прокурором полномочны стать только граждане, получившие правовое образование, в целях достижения высокой квалификации. Обычно они обеспечивают обратившихся к ним лиц правовой помощью в виде трактовки норм российских законодательных актов. Помимо этого, прокуроры проводят выступления, в том числе и на телевидении и радио либо в форме судебных речей с заявлениями.

Читайте также:  Накладывает ли прокуратура штрафы

Список общественных отношений, которые прокурор защищает с помощью обращений в судебный орган самолично, образует наиболее значимые социальные права, предусмотренные и гарантированные Конституцией Российской Федерации. В 2009 году законодатели сочли, что значимость защиты таких прав настолько велика, что для их обеспечения допустимо упустить принцип диспозитивности по гражданским делам.

Ограниченность распространения принципа диспозитивности при подаче заявления в суд вызывается тем, что любое затягивание в охране важнейших прав, предусмотренных конституцией России, гражданских лиц может нанести серьёзный урон или стать неисправимым.

Включение прокурора в дело для подачи заключения предусматривается законодательством обычно по делам гражданской категории, отнесённым к четвёртой группе. Дела о препятствовании выселения регулируют выполнение права на жильё, дела о восстановлении на рабочем месте регулируют права в области труда, регулирование семейных споров — охраны семьи.

Главные полномочия УПК рассматривает в производстве преследования и в задаче надзирать за деятельностью организаций досудебного расследования. Следовательно, прокурор выполняет одновременно и чисто процессуальную функцию, и государственно-правовую задачу. Преследование должно полностью отделяться от судопроизводства, а прокурорские полномочия не должны быть подменой функций, определённых по принципу состязательности с судебным органом.

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) продлевать срок предварительного расследования;
13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса.
4. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
5. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования.
6. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Комментарий к статье 37

1. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (часть 1 статьи 1).
————————————
Далее — Закон о прокуратуре.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении уголовного судопроизводства прокуратура Российской Федерации наряду с другими видами прокурорского надзора и направлениями деятельности осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 29 Закона о прокуратуре определяет предмет указанного вида надзора, которыми являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Вместе с тем часть 1 комментируемой статьи содержит положение, согласно которому в ходе уголовного судопроизводства прокурор призван осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Таким образом, имеет место некоторое расхождение в правовой регламентации полномочий прокурора в ходе уголовного судопроизводства. В юридической литературе представлена разделяемая авторами точка зрения, согласно которой «надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона» . Целесообразно унифицировать положения Закона о прокуратуре и статьи 37 УПК РФ в части, касающейся регламентации полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве.
————————————
А.Г. Халиулин. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: НОРМА, 2003. С. 290.
2. Прокурор — должностное лицо органа прокуратуры, обладающее полномочиями по осуществлению возложенных на нее функций и задач. В соответствии с пунктом 31 статьи 5 УПК РФ под прокурором следует понимать Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор относится к стороне обвинения и наряду с другими участниками может осуществлять уголовное преследование, под которым понимается процессуальная деятельность стороны обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК РФ).
В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ N 7 от 20 февраля 2002 года «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» в целях практической реализации новелл УПК РФ на прокурора возложены ведущая роль в осуществлении уголовного преследования, а также обязанности обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан, углубления состязательных начал уголовного судопроизводства.
3. Полномочия прокурора в ходе досудебного производства конкретизированы в части 2 статьи 37 УПК РФ. Анализ представленного в указанной норме перечня полномочий позволяет сделать вывод о том, что деятельность прокурора на досудебных этапах универсальна в том смысле, что сочетает в себе элементы уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Приказ Генерального прокурора от 5 июля 2002 года N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» ориентирует прокуроров всех звеньев прокурорской системы на необходимость обеспечения конечной цели уголовного преследования — изобличения лиц, виновных в совершении преступлений, привлечения их к уголовной ответственности и использования для этого предусмотренных статьей 37 УПК РФ полномочий по надзору за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Кроме того, по смыслу указанного нормативного акта в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования.
4. Согласно пункту 1 части второй анализируемой статьи прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Успех расследования преступления, практической реализации назначения уголовного судопроизводства неразрывно связан с оптимизацией деятельности соответствующих должностных лиц на первоначальном этапе — при приеме, регистрации и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 158 от 13 марта 2003 года утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, которая устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной поступающей информации.
Процессуальный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях и принятия соответствующих решений регламентирован в статьях 144 и 145 УПК РФ.
Прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, регистрации, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, обращая особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения (Приказ Генеральной прокуратуры N 39 от 5 июля 2002 года).
5. По смыслу пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ прокурор вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, приняв его к своему производству, либо поручить расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору.
Закон не регламентирует основания принятия прокурором дела к своему производству. Такое решение может быть принято в целях оказания практической помощи следователю, при значительной общественной опасности и общественной значимости конкретного уголовного дела. Независимо от должностного уровня прокурора в случае принятия дела к своему производству, он, равно как дознаватель или следователь, руководствуется нормами уголовно-процессуального закона.
6. В ходе предварительного расследования прокурор вправе не только самостоятельно расследовать уголовное дело в полном объеме, но и участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия.
Как правило, прокуроры проводят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, получению и фиксации доказательств. Это осмотры места происшествия, допросы подозреваемых и обвиняемых, обыски, проверка показаний на месте и т.д. Участие прокурора в выполнении следственных действий, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения (осмотр жилища, обыск и выемка в жилище), способствует соблюдению принципа законности, требований, предъявляемых к получению доказательств.
В случае, когда прокурор лично производит следственное действие, он оформляет соответствующий процессуальный документ от своего имени, когда же присутствует при его выполнении — указывается в процессуальном документе в качестве участвующего лица.
Прокурор вправе давать письменные указания следователю, дознавателю, нижестоящему прокурору, осуществляющему расследование уголовного дела. Эти указания могут касаться направления расследования, производства следственных и процессуальных действий.
Указания прокурора, данные в соответствии с УПК РФ дознавателю, являются для него обязательными. Обжалование указаний прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
В отличие от дознавателя, следователь вправе, приостановив выполнение, обжаловать вышестоящему прокурору указания нижестоящего прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной им в отношении подозреваемого или обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2 — 11 ч. 1 ст. 29 УПК РФ, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, о передаче уголовного дела другому следователю.
Прокурор соответствующего уровня, рассмотрев возражения следователя, либо соглашается с ними и отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.
Все другие указания прокурора обязательны для следователя и обжалование не приостанавливает их исполнения.
7. Концептуальным изменением уголовно-процессуального законодательства следует считать новую процедуру возбуждения уголовного дела с согласия прокурора.
Приказом Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 года N 7 «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» прокурорам предписано: «В целях неуклонного выполнения требований статьи 146 УПК РФ о возбуждении уголовного дела только с согласия

Читайте также:  Могу ли я стать прокурором тест

Ст. 37 УПК имеет немалое значение. Она обеспечивает направление и рамки деятельности прокурора – фигуры, сопровождающей уголовное дело весь период расследования и рассмотрения. В его обязанности входят две главные задачи: обеспечение законности и представление стороны обвинения в судебном процессе. О них и поговорим ниже.

Стадии уголовного процесса с участием прокурора

Уголовный процесс разбит на несколько этапов:

  • предварительное расследование;
  • судебная стадия (состоит из нескольких ступеней);
  • исполнение приговора.

Указанная статья затрагивает этапы расследования и судебного разбирательства.

Каждая фигура выполняет свойственные ей функции и задачи. Не исключение и прокурор.

Ст. 37 УПК РФ содержит перечень полномочий прокурора, которые он осуществляет в течение всего процесса на всех трех этапах. Функции прокурора при этом выполняют разные сотрудники. Практика и мнение специалистов показывают, что это серьезная проблема. Размывается персональная ответственность за выполнение должностных обязанностей.

Кроме того, хотя делом занимается не один сотрудник, утверждение обвинительного заключения — обязанность районного прокурора, и так обстоит со всеми делами. Механизм, призванный обеспечить контроль над всеми делами, сейчас превратился в формальность. И возникает прямая зависимость от мнения начальника.

Ч. 2 ст. 37 УПК РФ указывает, какие конкретно действия прокурор вправе совершать на всех стадиях следствия и судебного рассмотрения.

Нормативное регулирование

Эта статья не единственный регулятор деятельности прокурора. Несмотря на свой объем, она не полностью отражает его полномочия.

Бытует неофициальное мнение о том, что массив нормативных актов ГП только мешает и не несет в себе ценности, т. к. противоречит законам, для выполнения которых они принимаются.

Кого закон относит к прокурорам

Согласно ч. 1 ст. 37 УПК, прокурор – это государственный служащий, выполняющий возложенные на него обязанности. Прокурорами именуются:

  • Генеральный прокурор и его заместители.
  • Прокуроры областного и республиканского уровней (к ним приравнены прокуроры городов федерального значения).
  • Прокуроры районного уровня.

Должность занимает лицо, заведующее учреждением, все остальные сотрудники обладают статусом помощников. Согласно ст. 37 УПК РФ, они все выполняют обязанности по надзору и представлению обвинения.

Прокурор — подчиненная фигура. Вышестоящий сотрудник ведомства вправе отменить его решение по жалобе заинтересованного лица или по собственной инициативе.

Все его действия в рамках уголовного дела оформляются представлениями или постановлениями.

Предмет надзора

В сферу деятельности прокурора включается проверка всех действий следователей и дознавателей как до начала производства по делу, так и после. Какие у него возможности, чтобы реализовать свои полномочия?

  • Утверждает или дает разрешение на действия, указанные в законе.
  • Рассматривает жалобы и принимает по ним решение (соглашаться или не соглашаться с ними в полном объеме или частично).
  • Отменяет незаконные решения следователя или дознавателя или (и) принимает меры к их прекращению.

Прокурор обязан, согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, требовать устранения всех выявленных нарушений. Тем самым подразумевается его активная роль, т. е. ему необязательно дожидаться жалобы или указания суда, чтобы действовать.

В предмет надзора входит и наблюдение за оперативно-розыскной деятельностью (этим занимаются профильные отделы прокуратуры), однако надо помнить, что ОРД не относится к уголовному процессу, хотя и тесно связана с ним.

Действия прокурора как должностного лица должны быть мотивированы, в постановлении должна отмечаться причина принятия конкретного решения. Касается это и проявления инициативы вышестоящего прокурора в проявлении интереса к тому или иному делу.

Одной ссылки на закон недостаточно, но подобное происходит регулярно и вызывает трудности у сотрудников следствия.

Например, в требовании переделать обвинительное заключение должны быть ссылки на нарушения в составленном документе.

Непосредственно надзирающий прокурор не является последней инстанцией. Следователь или дознаватель вправе оспорить его решение у вышестоящего прокурора с согласия начальника отдела следствия или дознания.

Допускается обжалование действий или решений дознавателем или следователем в суде. Ст. 37 УПК говорит о рассмотрении споров вышестоящими прокурорами, но в ней нет запрета на передачу спора в суд. В судебной практике немало споров, связанных с обжалованием постановлений прокуроров следователями или дознавателями.

Читайте также:  Как правильно писать ответ на представление прокуратуры

Проверка заявлений о преступлении

Ч. 1 ст. 37 УПК РФ включает в задачи деятельности прокурора контроль за действиями дознавателей и следователей. В частности, регулярно проводится проверка принятия в полиции жалоб и заявлений граждан.

Отдельно проверяется система фиксации и учета заявлений о преступлениях. Так, сотрудник прокуратуры регулярно посещает подведомственное ему ОВД. Впрочем, гражданам необязательно дожидаться плановой проверки, они вправе сразу же написать прокурору жалобу.

Он не имеет права возбудить уголовное дело, но обладает правом направить материалы лицам, имеющим право принимать такое решение.

Данные полномочия закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК. Как это выглядит на практике? Начальник следственного отдела или дознания получает постановление за подписью прокурора с прилагающимися материалами.

Он может не соглашаться с последующим решением и отменить его. Из-за этого возникает проблема неоднократного возбуждения уголовного дела и отмены этого решения.

Надзор за стадией возбуждения уголовного дела

Прокурор проверяет правильность постановления об открытии уголовного дела или отказа в этом. Следователь или дознаватель отправляет копию постановления с прилагающимися материалами.

В УПК написано о немедленной отправке, однако она обеспечивается в зависимости от загруженности помощника следователя, который выполняет в том числе и функции курьера между ведомствами.

Как правило, если нет явных грубых ошибок, прокурор соглашается с открытием дела и утверждает его, ставя свою подпись. Шансы на отмену увеличиваются, если сразу же написать жалобу на постановление. Ст. 37 УПК РФ, ч. 2 п. 6 работает, как правило, при наличии жалоб. Это же касается и отмены незаконного отказа в возбуждении дела.

Контроль над ведением следствия

Подследственный может утверждать, что производство ведется предвзято. Насколько обосновано заявление об отводе, решает прокурор. Данный вопрос в его компетенции.

Прокурор также вправе принять решение о передаче дела от дознавателя следователю.

Сотрудник надзорного ведомства хотя и не ведет производство по уголовному делу, но имеет право давать указания, касающиеся проведения следственных действий и направления расследования в целом.

Например, дается предписание о назначении экспертизы, опроса свидетелей, истребования документов.

Направление следствия означает выбор версии совершенного преступления.

Среди полномочий прокуратуры передача дела из одного органа в другой, например, может приниматься решение о передаче материалов в Следственный комитет из полиции.

В свое время вызвало большой общественный резонанс решение ГП передать дела, в которых фигурировали сотрудники прокуратуры, в ФСБ для проведения расследования из СК. Тем не менее с формальной точки зрения решение было законным.

Роль в судебном контроле над следствием

Разрешение на проникновение в жилье дается судом, как и на другие действия (прослушивание телефонных переговоров, контроль корреспонденции).

Прокурор дает предварительное согласие и принимает участие в рассмотрении ходатайства судом. Если же обыск проводился по причине неотложности и невозможности ожидания решения суда, проверяется законность действий следователя. Заседание проводится с обязательным участием прокурора.

С его участием решается:

  • помещается ли подозреваемый или обвиняемый под стражу;
  • освобождение из-под стражи;
  • продление срока домашнего ареста.

Жалобы, поданные в суд на действия органа дознания, следствия, прокурора, рассматриваются при участии надзорного ведомства.

Суд обязан сообщить о назначенном заседании и имеет право рассматривать жалобу без участия прокурора, если тот не явился.

Приостановление производства по делу, его прекращение

Ч. 2 ст. 37 УПК дает право прокурору поддержать решение дознавателя или следователя прекратить уголовное дело путем утверждения постановления на этот счет. Либо прокурор сам постановляет прекратить дело. То же касается приостановки производства.

Подготовка дела к отправке в суд

После окончания следствия или дознания дело передается в прокуратуру. Оно проходит стадию утверждения обвинительного заключения.

Прокурор, посчитав, что имеются серьезные нарушения, направляет дело обратно для доработки с письменными указаниями.

Какие основания дает закон для этого?

  • изменение объема обвинения (числа вменяемых эпизодов преступной деятельности);
  • изменение квалификации (ужесточение или смягчение обвинения путем изменения пункта или номера статьи УК);
  • недостаточность доказательств события преступления или виновности лица;
  • ущемление прав участников процесса, приведшее к серьезным последствиям;
  • подозревается самооговор обвиняемого.

Закон не уточняет, какие еще основания могут иметься у прокурора. Подразумевается, что он должен исходить из конкретных обстоятельств.

На практике почти любое нарушение оборачивается тем, что материал снова оказывается на столе у следователя. Подобная практика считается порочной, т. к. затягивается рассмотрение дел и обеспечивается дополнительная нагрузка органов расследования. Все это, естественно, понижает уровень качества работы правоохранительных органов.

Ч. 4 ст. 37 УПК РФ, дающая право прекратить преследование, к сожалению, применяется менее настойчиво, когда обвинение не имеет достаточных оснований, чтобы продолжать дело, о чем свидетельствует статистика.

Если дело поступило из дознания

Дознание – упрощенная форма ведения следствия. После завершения направляется прокурору с обвинительным актом (аналог обвинительного заключения). Надзорное ведомство:

  • утверждает обвинительный акт;
  • отсылает обратно материалы на доработку;
  • прекращает производство по делу;
  • принимает решение о передаче дела следователю.

Прокурор имеет право смягчить обвинение или исключить из него отдельные пункты.

Решение о возвращении материалов на доследование обжалуется у вышестоящего прокурора с разрешения начальника дознания.

Особый порядок рассмотрения дел

Прокурор (ст. 37 УПК РФ) уполномочен на подписание соглашения об упрощенном порядке расследования и рассмотрения дела.

Предложенное следователем и поддержанное прокурором, оно передается в суд, который и принимает окончательное решение.

Суть соглашения в признании вины в обмен на то, что максимальное наказание составит не более половины от возможного максимума. Предусмотрено для преступлений, максимальный срок наказания за которые не более 5 лет лишения свободы.

Закон разрешает оспорить в вышестоящих судебных инстанциях меру наказания, установленные обстоятельства не оспариваются, что становится ловушкой для подсудимых, не обладающих достаточной грамотностью.

Почти все уголовные дела легкой и средней тяжести рассматриваются судами в упрощенном порядке.

Участие прокурора в судебном процессе

В первой инстанции вначале проводится предварительное заседание, проверяется, насколько дело готово к рассмотрению, и, в частности, насколько прокурор хорошо выполнил свои должностные обязанности.

Выявление недостатков приводит к возвращению дела в прокуратуру, затем оно передается следователю или дознавателю.

В УПК указывается неполный перечень обстоятельств, которые обязывают вернуть дело прокурору. В то же время дело может быть рассмотрено и с ними. В чем разница?

Пока дело в руках прокурора, он может принять меры к тому, чтобы добыть новые доказательства, устранить ошибки, допущенные следователем или дознавателем.

Судья обладает аналогичными полномочиями, но цель их применения — обеспечить равенство сторон в судебном процессе. После того как дело допускается к рассмотрению по существу, ошибки, не устраненные прокурором, могут привести к оправданию преступника или серьезному смягчению заслуженного наказания.

Суд не участник стороны обвинения, а третья сторона, и имеет два пути: или признать человека виновным или оправдать его. Ранее суд мог отправить дело на доследование в результате рассмотрения по существу, теперь такой возможности нет.

Какие конкретно действия осуществлять, решает прокурор. Судья имеет право давать лишь частичные указания, особенно что касается ужесточения обвинения, чтобы не предрешать будущий приговор.

В противном случае принимается решение о рассмотрении дела по существу.

Ч 3 ст. 37 УПК РФ обязывает прокурора поддерживать обвинение, защищая законность. Нельзя скрывать факты или доказательства, смягчающие обвинение или полностью оправдывающие подсудимого.

В судебном процессе прокурор имеет право:

  • задавать вопросы участникам процесса, свидетелям, экспертам;
  • участвовать в исследовании доказательств;
  • заявлять ходатайства.

Возникновение обстоятельств, оправдывающих человека, обязывают его отказаться от обвинения. Если о них становится известно позднее, подается протест против приговора. Его подает как прокурор, изначально принимавший участие, так и вышестоящий сотрудник ведомства.

Как гласит статья 37 УПК РФ, прокурор распространяет свое действие на все стадии процесса. Оно или реализуется напрямую, или раскрывается в других положениях. Например, о праве отказаться от обвинения говорится, что оно используется в порядке и по основаниям, установленным УПК.

Прокурор обладает значительными полномочиями, и то, как он их использует, способствует защите прав граждан или, наоборот, потворствует беззаконию.

Источники:
http://www.lawmix.ru/comm/2713/7187
http://fb.ru/article/315285/st-upk-rf-prokuror

Читайте также:
Adblock
detector