Может ли орган дознания возбуждать уголовные дела

Читайте также:

  1. III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
  2. IV. Понятие готовности формирований ГО и порядок приведения их в готовность.
  3. А. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов 1 очереди
  4. Банковские проценты и порядок их начисления
  5. Бойовий порядок підрозділів ППО в наступі та в обороні.
  6. Бойовий порядок та бойові завдання в наступі
  7. Бойовий порядок та бойові завдання взводу в наступі, засоби посилення.
  8. Бойовий порядок та бойові завдання відділення в наступі, засоби посилення
  9. Бойовий порядок та бойові завдання підрозділів у наступі.
  10. Введение. Порядок изучения дисциплины.
  11. Виды валютных кредитов, порядок их выдачи
  12. Виды займов и порядок их учета

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток.

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов. В случае необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Уголовно-процессуальным законом не установлен перечень проверочных мероприятий, которые должны производиться на стадии возбуждения уголовного дела. В УПК РФ предусмотрена лишь возможность проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов. Тем не менее, органы расследования могут осуществлять следующие действия по проверке сообщений о преступлениях: истребование и представление предметов и документов, получение объяснений. Следует отметить, что данные действия не могут быть подкреплены процессуальным принуждением.

Производство следственных действий до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение составляют: осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ) и, как правило, осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ).

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления (охрана места происшествия, ограждение его и фотографирование и др.).

Порядок возбуждения уголовного дела установлен в ст.146 УПК РФ.

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа в пределах компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителям геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Читайте также:  В какой срок нужно рассмотреть представление прокурора

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Прокурор не наделен полномочиями принятия решения по сообщению о преступлении. Решение органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя о возбуждении уголовного дела, выраженное в форме постановления, не требует согласования с прокурором. Прокурор не может лично рассмотреть сообщение о преступлении и принять по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, но он может отменить решение органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. В последнем случае уголовное дело возбуждается, когда точно известно кто совершил преступление (взятка, злоупотребление и т.д.).

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 149 УПК РФ:

1. Следователь приступает к производству предварительного следствия.

2. Орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, по которым расследование осуществляется в форме дознания, производит дознание.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Является ли органом дознания оперуполномоченный оперативного подразделения? В случае проведения оперуполномоченным оперативного подразделения органа внутренних дел проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вправе ли оперуполномоченный самостоятельно принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности?

Статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК) обязанности по приему и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также по принятию процессуального решения возложены в том числе на дознавателя и орган дознания.

В соответствии с пунктом 24 статьи 5 и пунктом 1 части первой статьи 40 УПК органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Исходя из указанных положений УПК, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, не являющиеся по должности дознавателями, имеют статус должностных лиц органа дознания.

Одновременно следует учитывать, что в силу пункта 7 статьи 5 УПК любое должностное лицо органа дознания приобретает статус дознавателя в случае, если оно уполномочено начальником органа дознания на осуществление предварительного расследования в форме дознания, а также иных полномочий, предусмотренных УПК.

В силу взаимосвязанных положений пункта 17 статьи 5, пункта 1 части первой и части третьей статьи 40 2 УПК начальник органа дознания (должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель), а в органах внутренних дел Российской Федерации также заместители начальника полиции уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК.

Корреспондирующие положения содержатся в пункте 40 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570), согласно которому проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих.

По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения) о преступлении (пункт 41 указанной Инструкции).

Читайте также:  Возьмут ли в прокуратуру после полиции

Таким образом, сотрудники оперативных подразделений территориального органа МВД России, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с поручением начальника органа дознания могут быть уполномочены на проведение проверки сообщения о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

При этом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное данным сотрудником, как должностным лицом органа дознания, подлежит утверждению начальником органа дознания или заместителем начальника полиции. Однако утверждение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не требуется, если оно вынесено дознавателем, в том числе должностным лицом органа дознания, на которое начальником органа дознания возложено осуществление полномочий, предусмотренных УПК в порядке, установленном пунктом 7 статьи 5 УПК.

По смыслу части первой статьи 144 УПК проверка сообщения о преступлении и принятие по нему решения в установленный срок должны осуществляться в пределах компетенции дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, установленной УПК.

Компетенция указанных должностных лиц и органов, разной ведомственной принадлежности определяется в том числе с учетом правил подследственности, установленных статьей 151 УПК, что подтверждается пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, согласно которому одно из решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, является передача сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК.

Председатель комиссии или, по его поручению, один из членов комиссии регулярно прослушивает магнитные записи и проверяет полноту и правильность регистрации сообщений о происшествиях в КУСП.

Полученные результаты оформляются актом сверки полноты регистрации и разрешения сообщений о происшествиях[6] .

Значение стадии возбуждения уголовного состоит в том, что она обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, защищает права и законные интересы граждан, которые в случаях необоснованного возбуждения уголовного дела могли бы оказаться нарушенными, так как ряд граждан оказались бы неизбежно необоснованно втянутыми в процедуры расследования преступления. Стадия возбуждения уголовного дела также ограждает дознавателя и следователя от расследования по уголовным делам, не имеющим никакой судебной перспективы, что отвлекало бы их от расследования действительно опасных и тяжких преступлений.

Сам по себе факт возбуждения уголовного дела не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав гражданина. Постановление о возбуждении уголовного дела является законным основанием для производства дознания или предварительного следствия по делу, в том числе для выполнения процессуальных действий по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая на первоначальной стадии уголовного процесса – стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии к тому повода и основания для начала уголовного процесса.

Возбуждение уголовного дела как начальная стадия уголовного судопроизводства состоит в установлении достаточных данных для принятия решения о начале предварительного расследования. Эта стадия не сводится лишь к процессуальному решению и его оформлению в виде постановления о возбуждении уголовного дела, а предполагает выполнение комплекса действий, сбора и проверки фактических данных, позволяющих установить признаки конкретного состава преступления, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, и др.

На стадии возбуждения уголовного дела осуществляется уголовно-процессуальное доказывание, то есть доказательственная деятельность и начинается она с поступлением в правомочный орган сообщения о совершённом или готовящемся преступлении. Содержание этой деятельности помимо мыслительной оценочной её части, связанной с сопоставлением различных фактических данных, позволяющих выдвинуть предположение о возможном совершителе преступного деяния, составляют также конкретные действия по собиранию и проверке этих фактических данных.

Как пояснил Верховный Суд РФ, круг и содержание таких данных должны свидетельствовать о том, что компетентный государственный орган (должностное лицо) располагает сведениями, которые позволяют обосновать решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. В каждом конкретном случае вопрос о достаточности данных решается должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всей совокупности собранных материалов.

Достаточность фактических данных может рассматриваться как по их совокупности, так и по качеству отдельных данных, которые позволяют сделать обоснованное предположение (выдвижение версии) о совершении или подготовке к совершению деяния, указывающего на признаки того или иного состава преступления.[7]

При получении в стадии возбуждения уголовного дела фактических данных о признаках преступления, следует столь же тщательно соблюдать требования УПК РФ, как и при получении доказательств в последующих стадиях. В противном случае любые источники фактических данных, полученные в стадии возбуждения уголовного дела, будут недопустимыми и исключены из доказывания на основании ст. 75 УПК.

Читайте также:  Как узнать подведомственность прокуратуры

УПК РФ содержит ряде положений обеспечивающих гарантии прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела[8] .

Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК РФ недопустимыми доказательствами признаются доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ.

Во-вторых, из положений ч. 4 ст. 146 УПК РФ явно следует возможность проведения отдельных следственных действий (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) до возбуждения уголовного дела, а ведь протоколы этих следственных действий отнесены п. 5 ч. 2 ст. 74 к источникам доказательств. Из текста нормы однозначно следует, что эти следственные действия должны быть направлены на закрепление следов преступления и установление лица, его совершившего.

В-третьих, проведение проверки поступивших сообщений о совершённых или подготавливаемых преступлениях регламентируется положениями УПК РФ. Целью такой проверки является собирание информации, подтверждающей или опровергающей факт осуществления общественно опасной деятельности. В таком случае было бы нецелесообразным отвергать такую информацию в уголовном судопроизводстве. Несомненно, оценка её должна проводиться на стадии предварительного расследования в строгом соответствии с нормами УПК.

В-четвёртых, и заявление о преступлении, и заявление о явке с повинной, в соответствии со ст.ст. 141-143 УПК РФ, могут быть сделаны как в письменной, так и в устной форме, с последующим занесением в протокол, в письменном виде, что не исключает в дальнейшем возможности использования их в качестве доказательств как иных документов. Использование таких материалов в уголовном судопроизводстве становится возможным не только ввиду материальной фиксации полученной информации, но и процессуальной регламентация получения и закрепления таковой.

Оцените решение начальника криминальной милиции.

Решение начальника криминальной милиции не правомерно. В соответствии с ч.2 ст.144 УПК инициатором проверки сообщения в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания.

Поскольку в обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ, их сообщения рассматриваются в обязательном порядке только при специальном уведомлении, например, редакция адресует прокурору номер газеты, содержащий соответствующие материалы. С другой стороны, не противоречит закону доведение информации о соответствующей публикации до прокурора в форме рапорта, обращения, заявления и т.д. Документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, предоставляются прокурору или органу дознания, за исключением данных о лице, когда оно поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Правомерны ли действия специалиста? Перечислите процессуальные действия, возможные на этапе возбуждения уголовного дела.

Неправомерны. Нарушены требования целого ряда статей УПК:

1. Ст.57 п.3 ч.4 . Эксперт не вправе проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;

2. Ст. 80. ч.1 Заключение эксперта — представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

3. Ст. 195. ч.1 Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, ч. 3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 Кодекса, орган дознания, дознаватель или следователь в пределах компетенции, установленной Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 Кодекса, производит дознание. Методами решения задач доказывания на стадии возбуждения уголовного дела выступают:

1) осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ);

3) документальные проверки и ревизии (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Источники:
http://xn--h1aaaf5a1c.78.xn--b1aew.xn--p1ai/document/16391226
http://mirznanii.com/a/34543-3/doznanie-i-vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela-3

Читайте также:
Adblock
detector