Может ли фсб проверить прокуратуру

Здравствуйте! Могут ли органы ФСБ проводить орм в отношении прокурора без предварительного уведомления об этом СК РФ (органа, который уполномочен проводить следственные действия в отношении работника прокуратуры,давать поручения на проведение орм в соответствии с ФЗ о прокуратуре рф, о ск рф, упк и т.д.), на основании заявления лица в фсб о совершенном коррупционном преступлении. Обязано ли фсб предварительно сообщить в ск о поступившем в их адрес заявлении, а потом уже проводить орм под контролем ск или в этом нет необходимости в рамках незамедлительного закрепления следов преступления?

(если нужна более развернутая ситуация, то прошу Вас написать на электронную почту).

Ответы юристов ( 2 )

По Вашему вопросу. могу пояснить следующее.

Далее, в соответствии с ч.5 ст. 151 УПК РФ

Так как имеется альтернативная подследственность, то следствие самостоятельно могут осуществлять и органы ФСБ не уведомляя СК РФ.

а) следствие по делам о должностных преступлениях сотрудников ГПУ (ст. 105—118 включительно Уголовного кодекса) производится при ближайшем участии прокурорского надзора, подлежит, однако, сосредоточению исключительно в органах ГПУ;

б) органы ГПУ в изъятие из статей 207, 208 и 209 Уголовно-процессуального кодекса освобождаются от обязанности представлять направленные ими к прекращению дела по недостаточности улик или отсутствию состава преступления в суд и к прокурорскому надзору для утверждения.

В изъятие из ст. 112 срок сообщения органам прокурорского надзора о всяком возбуждении органами ГПУ уголовного дела подлежит продолжению до двух недель».

Фактически же органы прокуратуры, как отмечалось ранее, были почти полностью устранены от надзорной деятельности в отношении органов ГПУ (впоследствии — НКВД СССР), при этом нарушения законности приняли настолько массовый характер, что в постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «Об арестах и прокурорском надзоре и ведении следствия» было прямо указано: «Органы прокуратуры со своей стороны не принимают необходимых мер к устранению. недостатков, сводя, как правило, свое участие в расследовании к простой регистрации и штампованию следственных материалов. Органы прокуратуры не только не устраняют нарушения революционной законности, но фактически узаконяют эти нарушения»[20] . В дальнейшем, вплоть до распада СССР, несмотря на наличие соответствующей правовой базы (Конституция СССР, Положение о прокурорском надзоре в СССР), прокурорский надзор в отношении органов МГБ—КГБ продолжал существовать в формальном виде и ограничивался лишь надзором за исполнением законов при осуществлении этими органами предварительного следствия, а также деятельности, связанной с выдворением лиц, лишенных советского гражданства, иностранцев и лиц без гражданства, нарушающих правила пребывания в СССР. О надзоре за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной ‘и, тем более, контрразведывательной деятельности спецслужб не могло быть и речи. Прокурорский надзор по своей сущности представляет собой своеобразный надзорный процесс, направленный на своевременное выявление, предупреждение и устранение нарушений Закона специфическими правовыми средствами и регламентированный определенными правовыми нормами, совокупность которых образует систему правового регулирования такого процесса[21] . Все правовые нормы, входящие в названную систему, можно условно отнести к двум группам. В состав первой группы входят такие правовые нормы, которые регламентируют организацию прокуратуры как государственного института, конституционные основы ее функционирования; определяют цели и задачи прокурорского надзора; устанавливают структуру прокуратуры, полномочия прокуроров, порядок назначения на должности и освобождения от должностей прокуроров и следователей органов прокуратуры, порядок прохождения службы в органах прокуратуры, основы правовой и социальной защиты прокурорско-следственных работников. К данной группе относятся Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Вторую группу составляют нормативные правовые акты, направленные на регламентацию деятельности прокуроров по осуществлению различных направлений надзора и детализирующие права и обязанности прокурора применительно к этим направлениям. В эту группу входят ведомственные нормативные правовые акты — приказы и указания Генерального прокурора РФ, а также прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров, изданные в пределах их компетенции. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Традиционно выделяют ряд отраслей прокурорского надзора: надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и надзор за соответствием законам издаваемых данными органами правовых актов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными объектами прокурорского надзора (общий надзор); надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу.

Читайте также:  Кому подчинены прокуроры субъектов рф

В настоящее время надзорную деятельность в отношении органов федеральной службы безопасности осуществляют: в Генеральной прокуратуре РФ — Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и Главная военная прокуратура; на местах — военные прокуроры и прокуроры субъектов Российской Федерации. Компетенция военных и территориальных прокуроров в данной области прокурорского надзора установлена приказом Генерального прокурора РФ от 9 апреля 1996 г. № 24 «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» (с изменениями, внесенными приказами Генерального прокурора РФ от 23 мая 1997 г. № 26, от 4 августа 1997 г. № 48, от 8 декабря 1998 г, № 88, от 9 ноября 1999 г. № 84). Согласно этому ведомственному нормативному правовому акту территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в территориальных органах безопасности в отношении иных лиц, кроме военнослужащих, указанных в этом же приказе; военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами безопасности в войсках, территориальными органами безопасности и структурными подразделениями центрального аппарата ФСБ России, а также за исполнением законов органами федеральной службы безопасности при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия — только по делам и материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и воинских формирований других министерств и ведомств в связи с преступлениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей. Данный нормативный правовой акт не урегулировал с достаточной ясностью компетенцию прокуроров войсковых частей, т. е. прокуроров, осуществляющих надзорную деятельность в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных и особорежимных объектах, в закрытых и обособленных военных городках и особорежимных воинских частях в сфере надзора в отношении органов федеральной службы безопасности. В вышеназванном приказе Генерального прокурора РФ содержатся две общие посылки, из которых усматривается, что:

Читайте также:  Что проверяет прокуратура в школе по питанию

1) органы федеральной службы безопасности не названы в числе объекта общего надзора;

2) на прокуроров войсковых частей возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в ЗАТО, на особо важных объектах, в особорежимных военно-строительных и воинских частях, согласно действующему перечню, по месту совершения преступления.

Названные ЗАТО и объекты в оперативном отношении обслуживаются либо территориальными органами безопасности (ЗАТО и особорежимные объекты), либо органами безопасности в войсках. В обоих случаях общенадзорная деятельность входит в компетенцию военных прокуроров, поскольку изъятие установлено лишь в отношении органов военного управления и воинских частей, поднадзорных прокуратурам войсковых частей. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» не рассматривает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках как органы военного управления. Несмотря на наличие условного наименования «войсковая часть», эти органы не могут рассматриваться как войсковые части, поднадзорные прокурорам войсковых частей, поскольку тот же самый приказ, как указывалось выше, признает их объектами надзорной деятельности территориальных и военных прокуроров. Наконец, определяя компетенцию территориальных прокуроров по надзору за исполнением законов органами федеральной службы безопасности при осуществлении оперативно-розыскной, деятельности, дознания и предварительного следствия, приказ Генерального прокурора РФ устанавливает изъятие только по субъектам — физическим лицам, на которые направлена указанная деятельность (военнослужащие, военнообязанные, призванные на учебные и поверочные сборы, гражданский персонал Вооруженных Сил РФ в связи с совершением преступления по должности). При таких обстоятельствах можно сделать вывод, что прокуроры войсковых частей не пользуются надзорными полномочиями по осуществлению надзора в отношении органов федеральной службы безопасности. Однако заместителем Генерального прокурора РФ, курирующим. Второе управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет систему прокуратуры — войсковые части, высказано иное мнение со ссылкой на то, что органы федеральной службы безопасности входят в состав органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах, поднадзорных прокурорам войсковых частей.

Читайте также:  Есть ли в сша прокуратура

Как пройти проверку ФСБ? Этим вопросом задаются многие физические и юридические лица, которые в силу определенных жизненных обстоятельств столкнулись, пожалуй, с самым серьезным силовым ведомством Российской Федерации.

В то же время работа ФСБ имеет законодательное регулирование. Таким образом, знание правовых основ работы Федеральной Службы Безопасности поможет выстроить правильную позицию и линию поведения в ходе проведения подобных проверок.

Что известно о структуре ФСБ

Из открытых источников информации следует, что система ФСБ состоит минимум из 3-х основных блоков:

  • Оперативные подразделения;
  • Органы следствия и дознания;
  • Силовые спецподразделения.

Безусловно, имеются и вспомогательные подразделения, ведущие в основном внутреннюю или штабную работу. Это:

  • Подразделение кадров;
  • Материально-технические отделы;
  • Отделения обеспечения собственной безопасности и некоторые другие.

Отдельным блоком следует рассматривать пограничную и разведывательную деятельность ФСБ, которые к проверкам граждан РФ и зарегистрированным в установленном законом порядке организациям вряд ли имеют какое-то отношение.

Таким образом, становится ясно, что основную проверочную деятельности ведут оперативные подразделения.

Содержание этого закона имеется в открытом доступе, так же как и мероприятия, которые вправе производить оперативные сотрудники.

Проверка физических лиц

Физические лица могут столкнуться с проверкой ФСБ в случаях:

  1. Осуществления противоправной деятельности;
  2. Назначения на ответственные государственные должности, или непосредственно на указанную службу;
  3. В случае ознакомления с информацией, составляющей государственную тайну.

В двух последних случаях гражданин будет, скорее всего, осведомлен о проведении такой проверки. В данном случае скрывать какие-то данные не имеет смысла.

Вся суть проверки заключается в изучении официальных источников информации в отношении самого фигуранта и его ближайшего окружения. К таким относятся данные о судимости, собственности, счетах в банках, данные ЗАГСов, органов местного самоуправления.

В последующем, фигурант будет проверен по внутренним базам ФСБ и МВД на предмет его участия в преступном мире, уголовных связях, криминальном прошлом, даже если оно не стало достояние общественности и суда.

В случае сомнений в добропорядочности намерений гражданина, может быть организована и смоделирована какая-либо нестандартная ситуация с участием проверяемого, по результатам которой будут сделаны определенные выводы.

Таким образом, в случае проверки ФСБ на указанный период времени рекомендуется:

  • Сузить круг общения;
  • Не распространять компрометирующую информацию по техническим каналам связи (телефон, интернет, электронная почта и др.);
  • Не совершать противоправных поступков, в том числе относящихся к разряду административных правонарушений.

Проверка юридических лиц

Источники:
http://mirznanii.com/a/34819-5/kontrol-i-nadzor-za-deyatelnostyu-organov-fsb-5

Читайте также:
Adblock
detector