Кто в прокуратуре занимается трудовыми спорами

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Максимова К.А.

В статье рассматривается правовой статус прокурора. Участие прокурора по рассмотрению трудовых споров . Цели деятельности прокурора по участию в гражданском процессе . В сфере деятельности прокуратуры защита трудовых прав прокурором, а также свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве представляет собой самостоятельным и обязательным продолжением надзорной деятельности в области трудовых отношений, а также значительной составной частью защиты конституционных прав и свобод граждан.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Максимова К.А.,

THE PROCEDURAL STATUS OF THE PROSECUTOR IN THE CIVIL PROCEDURE FOR THE CONS >The article examines the legal status of the prosecutor. Participation of the prosecutor in the cons >labor disputes . The objectives of the prosecutor’s activity on participation in the civil process . In the sphere of the prosecutor’s office, the protection of labor rights by the prosecutor, as well as of the freedoms and legitimate interests of citizens in civil proceedings, is an independent and mandatory continuation of supervisory activities in the field of labor relations, as well as a significant part of the protection of constitutional rights and freedoms of citizens.

1. Lavrov, V. I. Zashchelknulis’ naruchniki / V. I. Lavrov 11 Miliciya. — № 4. — 2000.

2.Petrov,V.LVozniozlinostiprimeneniyanaruchnikov/V.L. Petrov//Special’nayatekhnika.— №3. — 2011.

3. Popov, V. G. Special’naya tekhnika, primenyaemaya v UIS Rossii (v 2-h chastyah) : uchebnoe posobie / V. G. Popov. — M.: Tomsk: Tomskij fil. FGOU VPO Kuzbasskij yurid. inst. FSIN Rossii, 2008. — 240 s.

УДК 347.9 № 2 (17) / 2018, с. 81—84

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Южно-Уральский государственный университет E-mail: kristina-tatyana@mail.ru

В статье рассматривается правовой статус прокурора. Участие прокурора по рассмотрению трудовых споров. Цели деятельности прокурора по участию в гражданском процессе. В сфере деятельности прокуратуры защита трудовых прав прокурором, а также свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве представляет собой самостоятельным и обязательным продолжением надзорной деятельности в области трудовых отношений, а также значительной составной частью защиты конституционных прав и свобод граждан.

Ключевые слова: процессуальный статус прокурора, гражданский процесс, трудовые споры, суд, судопроизводство.

THE PROCEDURAL STATUS OF THE PROSECUTOR

IN THE CIVIL PROCEDURE FOR THE CONSIDERATION OF LABOR DISPUTES

The article examines the legal status of the prosecutor. Participation of the prosecutor in the consideration of labor disputes. The objectives of the prosecutor’s activity on participation in the civil process. In the sphere of the prosecutor’s office, the protection of labor rights by the prosecutor, as well as of the freedoms and legitimate interests of citizens in civil proceedings, is an independent and mandatory continuation of supervisory activities in the field of labor relations, as well as a significant part of the protection of constitutional rights and freedoms of citizens.

Keywords: prosecutor’s procedural status, civil process, labor disputes, court, legal proceedings.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ).

Участие прокурора в конкретных видах гражданского судопроизводства и по конкретным категориям дел предусматриваются

в ч. 3 ст. 131, ст. 189, ч. 3 ст. 190, ст. 273, ч. 3 ст. 278, ч. 1 ст. 284, ст. 288 ГПК Российской Федерации. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве предусмотрено также п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 73 п. 1 ст. 125, п. 2 ст. 140 Семейного Кодекса Российской Федерации, ст. 391 Трудового Кодекса Российской

Федерации [8; 9]. ГПК Российской Федерации определяет прокурора как участника гражданского дела, наряду с этим процессуальный закон не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам.

В соответствии со ст.ст. 362,419 ТК РФ

[12] нарушение трудовых прав работников влечет ответственность по российскому законодательству:

— уголовную, например, за нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ)

— административную — за отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст. 5.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)) [7], за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ) и др.;

Читайте также:  Представление прокуратуры что за документ

— гражданско-правовую — в форме возмещения убытков [ст. 15 ГК РФ), компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ) и др.;

— материальную — материальная ответственность работодателя предусмотрена за задержку выплаты заработной платы и других выплат работнику (ст. 236 ТК РФ) [12].

Права в области трудовых отношений представляют собой индивидуальные и коллективные правовые полномочия в сфере трудовых правоотношений, которые установлены нормами трудового законодательства и прочими актами, которые содержат нормы трудового права, и, за нарушение которых в виде действия либо бездействия работодателя устанавливается уголовная, гражданско-правовая, административная и материальная ответственность. Таким образом, применительно к сфере деятельности прокуратуры защита трудовых прав прокурором, а также свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве представляет собой самостоятельным и обязательным продолжением надзорной деятельности в области трудовых отношений, а также значительной составной частью защиты конституционных прав и свобод граждан.

Прокурор занимает особое место среди участников трудовых споров, которые имеют в деле какую-либо заинтересованность. Установка и верное решение вопроса о процессуальном положении

прокурора помогает пониманию юридической природы участия прокурора в гражданском судопроизводстве, его роли среди основных участников процесса, а также помогает выявить особенности процессуальных прав и обязанностей прокурора.

При выявлении правового статуса прокурора, ГПК РФ выделяет прокурора в качестве лица, участвующего в деле (ст. 34 ГПК РФ).

В части 1 ст. 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

заинтересованностьявляется государственно-правовой и имеет процессуальный характер [5].

Отличие заинтересованности прокурора от заинтересованности государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что в силу своей компетенции прокурор может быть заинтересован и может участвовать в рассмотрении и разрешении любого гражданского дела, в то время как участие последних ограничивается лишь сферой их деятельности, их функциями.

Цели деятельности прокурора по участию в гражданском процессе производны от общих целей деятельности прокуратуры и заключаются в содействии правосудию по решению трудовых споров, защите в соответствии с имеющейся компетенцией прав и свобод человека и гражданина, публичных интересов, укреплении законности в сфере гражданского судопроизводства.

Применительно к гражданскому процессу указанная в Законе о прокуратуре цель деятельности прокуратуры реализуется с учетом задач гражданского судопроизводства, которое должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ). А. А. Власовым было отмечено, «что бы ни делал прокурор в гражданском и арбитражном процессе (инициировал ли возбуждение дела, давал ли правовое заключение, приносил ли представление на судебное постановление), необходимо иметь

В целом, процессуальный статус прокурора характеризуется следующими положениями:

— прокурор обладает государствен-но-правовой заинтересованностью;

— прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения;

— в ходе гражданского судопроизводства прокурор действует от своего имени и не связан с позициями сторон;

— основанием его привлечения, вступления в процесс является прямое указание закона.

Таким образом, процессуальный статус прокурора следует понимать в собственном смысле этого слова. Иными словами прокурор в гражданском судопроизводстве занимает положение прокурора [3]. Прокурор имеет самостоятельное процессуальное положение в гражданском судопроизводстве которое, принципиально отличается от процессуального статуса иных участников гражданского дела.

Таким образом, охрана прав и интересов граждан должна осуществляться постоянно, а защита лишь тогда, когда данные права нарушены. Своевременное обращение за защитой трудового права, в том числе через институт прокуратуры является абсолютной гарантией восстановления нарушенного права работника.

1. Алиева, И. Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами / И. Д. Алиева. — М.: Волтерс Клувер, 2016. — 62 с.

2. Амирбеко, К. И. Полномочия прокурора и их классификация / К. И. Амирбеко, М. А. Магомедов // Юридический мир. — 2016. — № 2. — 44 с.

3. Власов, А. А. Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве (по ГПК РФ и АПК РФ 2002 года) : методическое пособие / А. А. Власов. — М„ 2014. — 321 с.

Читайте также:  Обязан ли психолог сообщать в прокуратуру

4. Гражданский процесс: учебник/ под ред. В. В. Яркова. — М„ 2014. — 239 с.

5 . Гражданский процесс : учебник / под ред. М. К. Треушникова. — 5-е изд., перераб. и дополн. — М.: Статут, 2014. — 321 с.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (часть I). — ст. 1.

8. О прокуратуре Российской Федерации : [федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1] // Российская газета. — 1995. — № 229.

9. О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса РФ : [федер. закон от 05.04.2009 № 43-Ф3] // Парламентская газета — 2009. — № 20. — 10—16.04.2009.

10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : [федер. закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 (ред. от 29.07.2017)] // Российская газета. — 2002. — № 100.

11. Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе: приказ Генпрокуратуры России от 26.04.2012 № 181 // Законность. — № 6. — 2012.

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СЗ РФ. — 2002, — № 1 (часть I). —ст. 3.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. ot23.04.2018) // СЗ РФ. — 1996. —25. —ст. 2954.

1. Alieva, I. D. Zashchitagrazhdanskili pravprokurorom i inymi upolnomochennymi organami /1. D. Alieva. — M.: Volters Kluver, 2016. — 62 s.

2. Amirbeko, К. I. Polnomochiya prokurora i ih klassifikaciya / К. I. Amirbeko, M. A. Magomedov // Yuridicheskij mir. — 2016. — № 2. — 44 s.

3. Vlasov, A. A. Uchastie prokurora v grazhdanskom i arbitrazhnom sudoproizvodstve (po GPK RF i APK RF 2002 goda) : metodicheskoe posobie / A. A. Vlasov. — M., 2014. — 321 s.

4. Grazhdanskij process: uchebnik/ pod red. V. V. Yarkova. — M„ 2014. — 239 s.

5 . Grazhdanskij process : uchebnik / pod red. M. K. Treushnikova. — 5-e izd., pererab. i dopoln. — M.: Statut, 2014. —321 s.

7. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 23.04.2018) // SZ RF. — 2002. — № 1 (chast’ I). — st 1.

8. О prokurature Rossijskoj Federacii: [feder. zakon ot 17.01.1992 № 2202-1] // Rossijskaya gazeta. — 1995. —№229.

9. 0 vnesenii izmenenij v stat’i 45 i 131 Grazhdanskogo processual’nogo kodeksa RF : [feder. zakon ot 05.04.2009 № 43-FZ] // Parlamentskaya gazeta. — 2009. — № 20. — 10—16.04.2009.

10. Ob advokatskoj deyatel’nosti i advokature v Rossijskoj Federacii: [feder. zakon ot 31.05.2002 № 63-FZ (red. ot 29.07.2017)] // Rossijskaya gazeta. — 2002. — № 100.

11. Ob obespechenii uchastiya prokurorov v grazhdanskom processe : prikaz Genprokuratury Rossii ot 26.04.2012 № 181 // Zakonnost’. — № 6. — 2012.

12.Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 05.02.2018) // SZ RF. — 2002. — № 1 (chast’ I). — st. 3.

13. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 23.04.2018) // SZ RF. —1996. — 25, —st. 2954.

Органы, рассматривающие трудовые споры индивидуального характера

Рассмотрением трудовых споров занимается ряд органов на постоянной или временной основе.

В случае с государственными служащими для разрешения споров создается специальная комиссия по трудовым спорам, занимающаяся их разрешением.

Для многих случаев предусмотрено, что споры разрешают вышестоящие чиновники (например, в случае с прокурорскими работниками — это вышестоящий по должности прокурор). Например, решаются споры по поводу прохождения службы, использования прав служащего, перевода на другое место работы, ответственности служащего, увольнения и приема на работу и др.

Органы, рассматривающие коллективные трудовые споры

В случае с коллективными спорами их рассмотрением занимаются органы, состоящие из представителей работников и работодателя, затем привлекается посредник, выступающий в качестве стороннего консультанта. После в разрешение конфликта включается трудовой арбитраж, в котором обязательно участие государства.

В некоторых случаях разрешением коллективного трудового спора может заниматься исключительно государственный орган, когда невозможна забастовка, но стороны не удовлетворены решением трудового арбитража.

Трудовые споры и конфликты. Роль судов в их разрешении

Основным государственным органом, который занимается разрешением трудовых споров, является суд.

Читайте также:  Аппарат прокуратуры г москвы что это

В ряде случаев спор может разрешаться исключительно судом (например, взыскание причитающихся работнику денежных сумм). В зависимости от обстоятельств дела это может быть мировой или районный суд.

В суде, по сути, может быть рассмотрен любой трудовой спор. Т.к., использовав средства защиты своих прав в системе прокуратуры, её работник может защищаться в суде. Подобная схема работает с другими государственными служащими.

Иногда, в частности, когда затрагивается государственная тайна, судом первой инстанции являются краевые, областные, верховные суды края, области, республики.

В процессе банкротства предприятия могут затрагиваться интересы работников. И здесь органы, рассматривающие трудовые споры — это арбитражные суды, что для них не свойственно, т.к. они созданы для разрешения экономических споров.

В ряде случаев спор между акционером и АО тоже решается в арбитражном суде, если такой спор не признают трудовым.

Особенность в том, что в суд можно обратиться, как правило, на любом этапе спора, минуя другие органы. Например, в суд можно обратиться, минуя КТС.

В тоже время суд может вмешаться в проведение забастовки, отложив её или вовсе признав незаконной.

Роль контролирующих государственных органов в разрешении споров

Непосредственно федеральная инспекция труда и другие ведомства, занимающиеся контролем за соблюдением трудового законодательства, не разрешают трудовые споры и конфликты.

Однако, они могут в рамках полномочий рассматривать жалобы, издавать обязательные предписания, привлекать к ответственности виновных руководителей, иных лиц в нарушениях закона. Т.е. не занимаясь непосредственно разрешением спора, государственные контролирующие органы могут повлиять на результат разрешения спора. Их решения, акты, предписания могут послужить хорошим подспорьем для защиты своих прав в суде.

Вопрос: У работодателя возник индивидуальный трудовой спор с работником об увольнении за прогул. Работник обратился в прокуратуру, которая выдала предписание об отмене изданного приказа. Вправе ли органы прокуратуры вмешиваться в индивидуальный трудовой спор?

Ответ: По нашему мнению, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в индивидуальный трудовой спор.

Обоснование: Прокурор вправе, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или направляется должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Из содержания данной нормы формально следует, что прокурор наделен правом издавать обязательное предписание по устранению нарушения прав гражданина, в том числе и трудовых прав.

Однако трудовые правоотношения регулируются Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ).

Из содержания данных статей видно, что органами по разрешению индивидуального трудового спора являются только суд и комиссия по трудовым спорам.

Косвенно о том, что прокуратура не является органом, наделенным компетенцией по разрешению индивидуальных трудовых споров, свидетельствует судебная практика: при проверке пропуска обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора суды указывали в решении, что досудебное обращение в трудовую инспекцию и в органы прокуратуры не является уважительной причиной пропуска срока, так как в силу положений ст. 382 ТК РФ эти органы (в том числе и прокуратура) не являются органами по рассмотрению трудовых споров (Апелляционные определения Липецкого областного суда от 25.06.2012 по делу N 33-1451/2012г., Хабаровского краевого суда от 23.05.2014 по делу N 33-3271/2014).

Источники:
http://www.yurist-online.net/article/1203/organyi-rassmatrivayuschie-trudovyie-sporyi-i-konfliktyi

Читайте также:
Adblock
detector