Кто относится к органам дознания в полиции

В результате изучения данной главы студенты должны:

• общие положения уголовно-процессуального закона о таких категориях, как орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, как субъектах уголовного судопроизводства;

правильно определять должностных лиц органов внутренних дел, обладающих уголовно-процессуальным статусом субъектов уголовного судопроизводства, и пределы их процессуальной компетенции;

• использования уголовно-процессуальных категорий в служебной деятельности.

В ст. 40 УПК РФ законодатель дал исчерпывающий перечень тех государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены им на осуществление уголовно-процессуальной деятельности в качестве органа дознания.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.

Таким образом, по смыслу положения, закрепленного в ст. 40 УПК РФ, следует, что оперативные подразделения органов исполнительной власти, указанные в законе, наряду с органами внутренних дел, полицией вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в качестве субъекта уголовного судопроизводства — органа дознания.

Кроме перечисленных государственных органов к органам дознания относятся:

  • — органы Федеральной службы судебных приставов — на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ;
  • -начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ,

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — на основании п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ;

— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ.

и лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальном законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а органами внутренних дел, органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями на осуществление ОРД и т.д.

Государственные учреждения и должностные лица, перечисленные в ст. 40 УПК РФ, были созданы государством для решения непосредственно задач в самых разнообразных сферах государственной жизни: административной, хозяйственной, оборонной, фискальной и иных. Так, например, основные задачи полиции — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности; для органов государственного пожарного надзора основными задачами являются профилактика и тушение пожаров и т.д.

Безусловно, осуществляя свои непосредственные задачи, ведомства и должностные лица, указанные в ст. 40 УПК РФ, действуют за пределами уголовного судопроизводства и не в качестве органов дознания. Однако при наличии определенных условий или при возникновении определенных обстоятельств они вправе осуществлять и уголовнопроцессуальную деятельность в качестве органов дознания. Иными словами, процессуальная деятельность является для них не основным видом деятельности, а производной от их основных функций. Рассматривая данный вопрос, нельзя не отметить, что в юридической литературе представлено и иное мнение. Так, Л. А. Захожий, П. Ц. Бадю- нов справедливо отмечают, что процессуальная деятельность не может быть второстепенной для органов дознания. По их мнению, учреждения, перечисленные законодателем в качестве органов дознания, осуществляют разные виды деятельности, и при таком подходе к вопросу исключается конкуренция функций, а тем более подчинение одной функции другой. С их точки зрения, каждый из видов деятельности автономный, независимый и, следовательно, основной [2] .

Бесспорно, полиция представляет собой систему подразделений и служб, которые осуществляют разные направления деятельности (ст. 2 Закона о полиции). Уместен вопрос: следует ли рассматривать полицию в качестве органа дознания при осуществлении, например, административной деятельности, которая включает в себя охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, осуществление экспертно-криминалистической деятельности, обеспечение безопасности дорожного движения?

Механизм наделения соответствующих государственных учреждений и должностных лиц статусом органа дознания не определен в законе. В уголовном судопроизводстве стороны уголовно-процессуальных правоотношений приобретают статус участника уголовного процесса путем соответствующего оформления, через вынесение специального процессуального решения, либо же конкретные лица занимают должности, которые в качестве участников уголовного судопроизводства указаны в законе. Так, например, лицо приобретает статус потерпевшего после вынесения и надлежащего оформления соответствующего постановления (ч. 1 ст. 42 УПК РФ); свидетель — лицо, которое вызвано для дачи показаний и с момента получения повестки обладающее совокупностью процессуальных прав и обязанностей (ч. 1 ст. 56 УПК РФ); прокурор — участник со стороны обвинения, в силу занимаемой должности наделен соответствующими процессуальными полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ); адвокат — приобретает статус защитника с момента предъявления ордера и удостоверения адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ) и т.д. Относительно органа дознания в законе, как уже отмечалось, содержится указание на то, что это органы и лица, перечисленные в ст. 40 УПК РФ, уполномоченные осуществлять дознание и иные уголовно-процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Однако для того чтобы обладать статусом органа дознания и, следовательно, иметь возможность реализовать процессуальные права и обязанности, присущие органу дознания, необходима совокупность определенных юридических предпосылок. Разные авторы предлагают различную совокупность подобных предпосылок. Нам представляется наиболее целесообразным следующий перечень:

  • — создание государственных органов исполнительной власти в установленном законом порядке;
  • — назначение лица на должность либо руководителем того государственного учреждения (ведомства), которые упомянуты законодателем в ст. 40 УПК РФ, в установленном законом порядке;
  • — указание конкретного государственного органа или должностного лица в перечне тех, кого законодатель относит к органам дознания (в ст. 40 УПК РФ);
  • — наличие юридического факта, ознаменовавшего необходимость осуществления уголовно-процессуальной деятельности.
Читайте также:  Как вести себя на дознании

Только при совокупности этих предпосылок государственное учреждение или должностное лицо, указанные в ст. 40 УПК РФ, приобретают статус органа дознания.

Определяя перечень государственных органов и должностных лиц, отнесенных законодателем к органам дознания, следует остановиться на рассмотрении вопроса, который является дискуссионным в науке уголовного процесса.

Часть 3 ст. 40 УПК РФ устанавливает перечень отдельных должностных лиц, которые, по мнению законодателя, вправе возбуждать уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ и производить по уголовному делу неотложные следственные действия. В этом перечне указаны:

  • — капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • — руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • — главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Данная точка зрения нам представляется спорной. Должностные лица, перечисленные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, по нашему мнению, были специально выделены законодателем и размещены в отдельной части ст. 40 УПК РФ. Законодатель исходил, видимо, из того, что именно эти лица, находясь в местах, удаленных от мест расположения органов дознания и органов предварительного следствия, могут столкнуться с необходимостью применения уголовно-процессуальных норм. Так, на корабле или судне, находящемся в дальнем плавании, может быть совершено преступление. В этих условиях капитан корабля должен иметь полномочия для применения уголовно-процессуальных мер принуждения к лицу, совершившему преступление, и, следовательно, он должен иметь полномочия для начала уголовно-процессуальной деятельности, действуя при этом только в качестве надлежащего субъекта осуществления этой деятельности. В такой ситуации капитан корабля на основании ч. 3 ст. 40 УПК РФ вправе действовать только как участник уголовного судопроизводства, а именно в качестве органа дознания. Иными словами, законодатель предоставляет полномочия отдельным должностным лицам, которые специально оговорены им в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, осуществлять некоторые процессуальные полномочия, а именно возбуждать уголовное дело и производить неотложные следственные действия, пользуясь при этом полномочиями органа дознания. Однако данная ситуация не позволяет нам утверждать, что капитан корабля в этом случае, так же как и иные должностные лица, указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, относится к органам дознания.

Законодатель, как нам представляется, не относит к органам дознания должностных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ. В пользу данного утверждения можно привести следующие аргументы. В п. 2

Очевидно, что законодатель нигде не называет должностных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, органами дознания. Другое дело, что на законодательном уровне этим лицам предоставлены полномочия для начала уголовно-процессуальной деятельности в случаях, предусмотренных законом, по тем преступлениям, которые совершаются только в пределах определенного объекта, которыми эти должностные лица руководят [5] .

Таким образом, перечисляя государственные ведомства и должностных лиц, которые относятся к органам дознания, мы ограничиваемся только тем перечнем, который дан законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания наряду с органами внутренних дел отнесена и полиция. Как мы уже отмечали, полиция — это многоструктурное образование, которое состоит из многочисленных подразделений и служб. Возникает вопрос: обладают ли статусом органа дознания подразделения, входящие в структуру полиции?

С нашей точки зрения, ошибочно расширительно толковать текст закона, тем более в части определения субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Таким правом обладает только законодатель. В связи с этим в разрешении поставленного вопроса следует исходить из буквального толкования закона. Поскольку органом дознания законодатель назвал полицию, а не подразделения и службы, которые образуют указанную систему органа исполнительной власти, следовательно, они (эти подразделения, отделы и службы) статусом органа дознания не обладают.

В пользу высказанного положения следует привести тот очевидный факт, что законодатель всегда конкретно называл те учреждения и ведомства, которые он наделял статусом органа дознания. Например, в ст. 97 УПК РСФСР 1922 г. органом дознания были названы органы милиции и уголовный розыск. В 1923 г. в ст. 97 УПК РСФСР были внесены изменения и из числа органов дознания были исключены органы рабоче-крестьянской и продовольственной инспекций [6] . В ст. 117 УПК РСФСР 1960 г. органом дознания была названа милиция, а не органы внутренних дел.

В статье 40 УПК РФ законодатель указал те государственные органы и должностных лиц, которые уполномочены на осуществление уголовно-процессуальной деятельности в качестве органа дознания.

На основании пункта 1 части первой статьи 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.

Кроме перечисленных государственных органов статусом органа дознания также могут обладать:

  • — на основании пункта 2 части 1 статьи 40 УПК РФ — Главный судебный пристав России, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта России, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда России, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда России;
  • — на основании пункта 3 части первой статьи 40 УПК РФ —

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— на основании пункта 4 части первой статьи 40 УПК РФ — органы Государственной противопожарной службы.

Читайте также:  Может ли прокурор отозвать апелляционное представление

Следует иметь в виду, что государственные учреждения и должностные лица, перечисленные в статье 40 УПК РФ, были созданы государством для решения более непосредственных для них задач в самых разнообразных сферах государственной жизни: административной, хозяйственной, оборонной, фискальной и т.п. Так, например, для органов внутренних дел основная задача — это охрана общественного порядка, для органов Государственного пожарного надзора — профилактика и тушение пожаров и т.д.

Естественно, что, осуществляя эти непосредственные задачи, ведомства и должностные лица, указанные в статье 40 УПК России, действуют за пределами уголовного судопроизводства и не в качестве органов дознания. Вместе с тем, при наличии определенных предпосылок, они вправе осуществлять и уголовно-процессуальную деятельность в качестве органов дознания. Иными словами, процессуальная деятельность является для них не основным видом деятельности, а производной от их основных функций и в этом одно из главных отличий органе дознания от органов предварительного следствия, для который процессуальная деятельность по расследованию преступлений — основная и единственная См.: Балакшин В. Неполное определение органов дознания/ Законность. — М., 2004. — N2. — С. 54..

Известно, например, что органы внутренних дел представляют собой систему государственных органов исполнительной власти, которая осуществляет свою деятельность в трех основных направлениях: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.

В этой связи, уместен вопрос: следует ли рассматривать ОВД в качестве органа дознания при осуществлении, например, административной деятельности, которая включает в себя охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной системы, обеспечение безопасности дорожного движения, охрану собственности по договорам и т.д.? См.: Чайка А.Ю. Организация взаимодействия предварительного следствия и дознания по расследованию и раскрытию преступлений. автореф. дис. канд. юрид. наук / А. Ю. Чайка ; Акад. упр. МВД России. — М., 2002. — С.10.

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом.

В системе органов внутренних дел начальник ОВД обладает статусом начальника органа дознания, поскольку он является руководителем ведомства, которое законодатель указал в статье 40 УПК России в качестве органа дознания.

Здесь же необходимо отметить, что УПК России впервые назвал дознавателя в качестве самостоятельного участника.

Сказанное в полной мере относится и к подразделениям по организации дознания, которые были образованы в структуре милиции общественной безопасности в 1992 году (Приказ МВД России № 368). Начальник этого подразделения был на ведомственном уровне в соответствии с приказом 1998г. № 493 назначен одновременно и заместителем начальника милиции общественной безопасности. Однако, поскольку данный приказ в настоящее время отменен (Приказ МВД России от 11 августа 2003 г. № 618), то начальник указанного подразделения не является теперь заместителем начальника МОБ, то есть не является заместителем начальника органа дознания См.: Уголовный процесс: Учебник/Под редакцией В.П. Божьева. — М.: Высшее образование, 2005. -С.286..

Согласно п.7 ст. 5 УПК РФ, дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК России.

Как следует из смысла данного законодательного установления, процессуальный статус дознавателя могут приобрести должностные лица органов внутренних дел в двух случаях:

  • — когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. На основании Приказа МВД СССР от 5 августа 1982 года № 254 в милиции действуют штатные дознавателя, а с 1992 — на основании Приказа МВД России № 3681 в структуре милиции общественной безопасности созданы специализированные подразделения дознания, предусматривающиештатную должность дознавателя. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) и с момента подписания приказа должностное лицо приобретает статус дознавателя.
  • — когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД (например, сотрудника подразделения службы криминальной милиции или милиции общественной безопасности) осуществлять уголовно-процессуальные функции или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания уполномочивает должностное лицо на осуществление уголовно-процессуальной деятельности. Однако в отличие от первого случая, речь идет не о назначении на должность дознавателя, что подразумевает длительное исполнение уголовно процессуальных обязанностей, а о кратковременном, возможно разовом исполнении сотрудником ОВД уголовно-процессуальных функций в статусе участника уголовного судопроизводства. В первом случае начальник ОВД издает приказ о назначении сотрудника на должность дознавателя. Во втором случае делегирование процессуальных полномочий оформляется письменным распоряжением начальника ОВД, его резолюцией на соответствующих процессуальных документах См.: Васильев С. В. Методика расследования преступлений, подследственных органам дознания: учеб.-метод. пособие / ИМЦ ГУК МВД России — М. :, 2001. — С. 34..

Вопрос 41. Прокуратура субъекта Российской Федерации и приравненные к ней прокуратуры.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Какой отпуск у прокурора

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Вопрос 42 Прокуратура района (города) и приравненные к ней прокуратуры.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

Вопрос 43 Предварительное расследование (понятие, задачи, система органов).

Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

Предварительное следствие производится:

следователями Следственного комитета Российской Федерации

следователями органов федеральной службы безопасности

следователями органов внутренних дел Российской Федерации

следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Вопрос 44 Органы дознания, их система и полномочия. Полиция — основной орган дознания в Российской Федерации.

органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами — получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций;

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ

дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно,

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Органы дознания, полномочные проводить только неотложные следственные действия, но не расследование в полном объеме

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Источники:
http://studwood.ru/1178363/pravo/organy_doznaniya_sisteme_rossii
http://megalektsii.ru/s399t9.html

Читайте также:
Adblock
detector