Кого в суде защищает прокурор

федеральные суды – Конституционный Суд РФ, система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ и система арбитражных судов, которую возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ;

суды субъектов РФ – конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, в Российской Федерации существуют конституционные, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Кроме того, зачастую дела рассматриваются в нескольких судебных инстанциях (апелляционной, кассационной, надзорной). Прокурор участвует в рассмотрении дел любыми судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Участие прокурора в гражданском процессе в защиту прав и свобод граждан предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, определяющей статус прокурора в гражданском судопроизводстве, согласно которой прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются прокурором в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований как в порядке искового производства, так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

Как правило, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд . При этом в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. Отсутствие в ГПК РФ перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов. Несоблюдение прокурором вышеизложенных требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без движения.

Однако рассмотренные ограничения не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых :

социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

защиты семьи, материнства, отцовства и детства ;

социальной защиты , включая социальное обеспечение;

обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

обеспечения права на благоприятную окружающую среду ;

обеспечения права на образование .

В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве. Прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление на решение мирового судьи, а в случаях, предусмотренных ГПК РФ, – и на определение мирового судьи. На решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление. Представление в суд кассационной инстанции может быть принесено прокурором и на определения суда первой инстанции, за исключением определений мировых судей. Если прокурор по каким‑либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений.

В судебном заседании в кассационной инстанции должен участвовать прокурор, участвующий в деле и принесший кассационное представление. Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационной инстанции принимает участие:

должностное лицо органов прокуратуры по поручению прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде;

Читайте также:  Что доказывает прокурор в суде

должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют следующие должностные лица органов прокуратуры:

во‑первых, Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд надзорной инстанции;

во‑вторых, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;

должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

У прокуроров субъектов РФ, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем участвующие в деле прокуроры должны формировать наблюдательные производства . В наблюдательных производствах помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т. д.). Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.

Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В целях реализации полномочий по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . Вступить в производство по данной категории дел прокурор может на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности. При этом, решая вопрос о необходимости вступления в дело, прокурор должен исходит из его актуальности и сложности.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения:

не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор также вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие‑либо обязанности;

создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Работа по подготовке, предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражных судах должна строиться в тесном взаимодействии подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, их подразделений, городских и районных прокуратур. Прокуроры городов, районов во всех необходимых случаях при выявлении правонарушений в сфере экономики обязаны инициировать обращения в арбитражные суды (сбор материалов и подготовка проектов исковых заявлений (заявлений)). Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) возложена на начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, участвующих в надзорных стадиях уголовного и гражданского судопроизводства. Подготовленные подразделениями Генеральной прокуратуры РФ иски и заявления предъявляются в арбитражный суд Генеральным прокурором РФ или его заместителями.

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях должны ставить перед судом вопрос о принятии мер к обеспечению иска, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения. Прокуроры должны принимать обязательное участие в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В заседаниях, как правило, принимают участие представители аппаратов прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

Читайте также:  Как правильно называется прокуратура в москве

Прокуроры должны своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Постановку вопросов в жалобах увязывать с определенными законом полномочиями апелляционной и кассационной инстанций по пересмотру состоявшихся решений. В необходимых случаях заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с соответствующим представлением к Генеральному прокурору РФ или его заместителю. В случае направления представления обязательно требуется изучение арбитражного дела. С учетом отсутствия у Генерального прокурора РФ и его заместителей права истребования дела из арбитражного суда при решении вопроса о направлении представления в Высший Арбитражный Суд РФ прокуроры субъектов РФ должны принимать меры к тщательному и полному формированию надзорных производств по своим заявлениям и по делам с их участием с приобщением копий документов, направленных в суд лицами, участвующими в деле, копий судебных актов, вынесенных по этим делам арбитражным судом, и т. д., имея в виду, что именно эти материалы будут являться основанием для принятия решения в Генеральной прокуратуре РФ о направлении представления в Высший Арбитражный Суд РФ. Представление прокурора должно отвечать требованиям АПК РФ, в подтверждение доводов, изложенных в представлении, к нему прилагаются копии иных процессуальных документов.

Подготовка и направление в Высший Арбитражный Суд РФ заявлений в соответствии с подсудностью дел, а также представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора осуществляется управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, на которое возлагается обеспечение участия прокурора в рассмотрении дел для поддержания заявлений и надзорных представлений, рассматриваемых Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Следует иметь в виду, что в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принять участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

В уголовном процессе прокуратура также стоит на страже прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем прокуроры на всех стадиях уголовного судопроизводства обязаны обеспечивать действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан , своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, прокурорские работники принимают меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

Прокуроры должны принимать участие в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; принимать меры к изучению материалов, а в необходимых случаях – уголовных дел; при выявлении нарушений прав граждан занимать принципиальную позицию по устранению допущенных нарушений; ориентировать суд на принятие законного решения.

В ходе рассмотрения уголовных дел прокурорские работники активно участвуют в судебном следствии, последовательно проверяют полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств, всемерно способствуют установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

В соответствии с законом прокуроры обязаны настойчиво добиваться в апелляционном, кассационном и надзорном порядке устранения нарушений, допущенных судом, обжаловать все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. При этом ими должно уделяться особое внимание повышению качества апелляционных, кассационных и надзорных представлений, их аргументированности и мотивировке, регулярно анализироваться практика кассационного, апелляционного и надзорного обжалования.

Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур должны постоянно контролировать состояние соблюдения конституционных прав и свобод граждан в каждой стадии уголовного судопроизводства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Урезая права прокуратуры, законодатели уменьшают защищенность граждан Фигура прокурора у нас традиционно ассоциируется с грозным судебным обвинителем, и это

Урезая права прокуратуры, законодатели уменьшают защищенность граждан

Фигура прокурора у нас традиционно ассоциируется с грозным судебным обвинителем, и это справедливо, когда речь идет об уголовном процессе. А вот довелось мне присутствовать при рассмотрении трудового спора в Вологодском городском суде. Истец, которого незаконно уволили с работы, во время рассмотрения дела имел в сотруднике прокуратуры квалифицированного и весьма надежного защитника. Он мог бы и на адвоката не тратиться, прокурор защищал его законные интересы бесплатно. За последнее время немало людей убедились в том, что в рамках гражданского процесса лучший адвокат — это прокурор. В прошлом году по Вологодской области с участием прокурора рассмотрено 5723 дела, из них о восстановлении на работе — 304, о выселении — 263. За шесть месяцев этого года — 2427 дел. Люди уже стали привыкать к тому, что если закон на их стороне, то и прокурор тоже на их стороне. Только, похоже, что скоро придется отвыкать.

Читайте также:  Может ли прокуратура привлечь к уголовной ответственности

За страстями, кипевшими вокруг Земельного кодекса, большинство из нас и не заметили, что в Госдуме рассматривается проект нового ГПК (Гражданский процессуальный кодекс), и он уже принят в первом чтении. Так вот, новый ГПК роль прокурора в гражданском процессе практически сводит на нет. За комментариями мы обратились в прокуратуру области, к Л.М.СЛЕПУХИНУ, начальнику отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе.

— Леонид Михайлович, если новый ГПК примут, уже не будет тех категорий гражданских дел, которые обязательно рассматриваются с участием прокурора?

— Сегодня прокурор имеет право вступления в любое дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов и охраняемых законом интересов граждан. В проекте нового ГПК эта норма отсутствует.

— А право обратиться в суд с заявлением в защиту граждан?

— Проект ГПК дает такое право прокурору, если граждане по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности сами не могут обратиться в суд. Только в этом случае. А ведь только за шесть месяцев этого года органами прокуратуры области предъявлено 1324 иска на сумму 5 млн. 806 тыс. рублей. Удовлетворено 1208 исков на 5 млн. 752 тысячи. Из них в интересах граждан — 387 исков, в защиту государства и общества — 912.

— Сегодня нанять высококвалифицированного адвоката по карману далеко не каждому, и, если устранить прокурора из гражданского процесса, не получится ли так, что рассмотрение гражданских дел превратится в состязание кошельков? Богатые с помощью дорогостоящих адвокатов смогут доказать в суде все, что можно и нельзя.

— Так может получиться, но дело не только в этом. В проекте ГПК заложена еще одна весьма опасная тенденция: следить за законностью и исправлять ошибки судьи будет сам суд. Сегодня прокурор по своей инициативе может опротестовать решение суда в кассационном порядке. За шесть месяцев этого года городскими и районными прокурорами области вынесено 216 протестов, из которых удовлетворено 111, в порядке надзора — 37 протестов, удовлетворено — 35. Это полторы сотни человеческих судеб, которые могли бы сломаться, если бы не вмешательство прокурора, а проект ГПК лишает прокуратуру права подобным образом отстаивать законные интересы граждан.

— Не совсем тот случай. Он вообще непонятный. Во Франции, например, просто завидуют тому, какую роль играет прокуратура в гражданском процессе в России. Совет Европы сделал вывод о том, что конституционный статус и компетенция института прокуратуры может различаться в зависимости от страны, ее истории, правовой культуры. Нам бы прислушаться к этому выводу Совета Европы и вспомнить о том, что сегодня в России правовая культура общества очень низка, количество обездоленных и беззащитных людей очень высоко. Своевременно ли в этой ситуации лишать граждан возможности искать защиты у прокурора? Проект нового ГПК наносит удар не по прокуратуре, а по простым людям.

Сейчас в Госдуме рассмат- ривается также проект нового АПК (Арбитражного процессуального кодекса). Об этом мы беседуем с З.С.БЕЛОУСОВОЙ, старшим помощником прокурора области по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе.

— Да, существенным образом. В соответствии с проектом прокурор теряет свой особый процессуальный статус и сможет выступать лишь в роли стороны по делу истца наряду с другими истцами. А это означает, что прокурор лишается надзорных функций, то есть права опротестования решения суда. Между тем это право прокурора нисколько не нарушает принципа состязательности процесса и ни в каком смысле не является способом оказания давления на суд. Ведь сам факт принесения протеста повлиять на результат процесса не может. Это лишь способ привлечь вышестоящую инстанцию к исправлению допущенной ошибки. Кому станет лучше, если исчезнет дополнительная гарантия законности, не будет одной из возможностей отмены незаконного судебного решения?

— А в качестве истца прокурор сможет выступать в тех же случаях, что и сегодня?

— Нет, проект АПК сохраняет за прокурором право обращения в арбитражный суд только в защиту публично-правовых интересов. Это означает, что мы уже не сможем обращаться в суд в интересах любого хозяйствующего субъекта. Между тем и сегодня, защищая в суде интересы конкретного предприятия, прокурор тем самым встает на защиту интересов государства и общества. Если, к примеру, предприятие градообразующее, то понятно, что речь идет не просто об интересах конкретного юридического лица. Или обратный пример: в этом году по заявлениям прокуратуры области признаны банкротами 10 предприятий, являющихся должниками перед бюджетами, а это должно способствовать наполняемости бюджетов.

— Большие суммы в прокурорских исках фигурируют?

Не станем гадать, примет ли Госдума новые ГПК и АПК в редакциях, урезающих возможности прокуратуры. Однако уже сегодня вполне резонно звучит вопрос: кому все-таки надо, чтобы мы стали более беззащитными?

Источники:
http://www.km.ru/v-rossii/2001/12/06/politika/kto-zashchitit-prokurora

Читайте также:
Adblock
detector