Когда в россии появилась прокуратура

Законность и правопорядок.… Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.

Прокурорский надзор, как орган высшего надзора, за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости.

Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Петр I твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для государства органы, которые с каждым днем укреплялись и набирали мощь. С организацией святейшего Синода император подчинил церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовалось местное самоуправление. Правительствующий Сенат сменил Боярскую думу. Приказы частично сохранились, уступив место коллегиям.

Одной из выдающихся заслуг императора является в том, что первый в России создал органы, которые предназначались для контроля и надзора за соблюдением законов. Сначала это был институт фискалов, а потом — прокуратура.

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без контроля и присмотра высший государственный орган — Правительствующий Сенат. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не устраивало Петра I.

Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура.

12 января 1722 года Петр I подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов государства. Указ определял обязанности сенаторов, предписывал присутствовать президентам некоторых коллегий в сенате, устанавливал ревизион-коллегию и учреждал при Сенате должности генерал-прокурора, рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера.

Читайте также:  Есть ли у прокуратуры оружие

Из указа видно, что Петр новой должности прокурора как блюстителя законов придавал большое значение, хотя функции прокуроров еще не вполне сложились.

Однако Петр не стал дожидаться того срока, который установил сам, — слишком большие надежды он возлагал на должность генерал-прокурор. И уже 18 января 1722 года он на должность генерал-прокурор назначает Павла Ивановича Ягужинского.

Ближайшим помощником Ягужинского, обер-прокурором Сената, этим же указом был назначен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, выдвинувшийся из среды гвардейских офицеров.

По первоначальному замыслу императора, генерал-прокурор должен был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за правильным и законным ходом управления страной и, прежде всего ее центральными учреждениями. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами защитить свои интересы.

Прокуратура осуществляла от имени императорской власти и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль над действиями и решениями правительствующего Сената, других центральных и местных органов. Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменились, после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции и внутренних дел. Особенно наглядно это отразилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. С 1802 года генерал-прокурор считался одновременно и министром юстиции.

Учредить в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную Прокуратуру. Были определены и ее функции. Первым прокурором России стал Д.И. Курский, а после образования СССР первую должность прокурора Верховного суда СССР занял П.А. Красиков.

Строгость и гуманность — вот две основы, на которые опиралась российская прокуратура на протяжении столетий.


Предназначение и роль прокуратуры, место ее в системе государственных органов, функции, которые она выполняет, непосредственно связаны с историей этого государственного органа. Прокуратура впервые была создана во Франции в XIII-XIV вв. Целью этого органа было укрепление абсолютизма, а существовал он как обвинительная и карательная структура. В России инициатором создания прокуратуры как органа, который должен следить за соблюдением законности, был Петр I. Петр предполагал, что эта служба должна представлять интересы императора, государства, церкви и граждан, посредством надзора и контроля за действиями и решениями Правительствующего Сената, центральных и местных учреждений от имени власти. Рескриптом Александра III была учреждена комиссия во главе с генерал-прокурором Н.В. Муравьевым, которая в течение 6 лет работала над проектом закона об усилении прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган. Правительственная власть царской России оставалась высшим судьей в сфере свобод человека. Поводом для всякого рода стеснений свободы личности и даже применения к ней уголовной кары часто было не совершение того или иного преступления, а так называемая политическая неблагонадежность. Прокуратура России продолжала оставаться органом, верно служащим самодержавию, и установленный судебными уставами порядок деятельности прокурорского надзора в России сохранился до октября 1917 г. Любовь Соколова Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал

Читайте также:  Что надо чтобы попасть в прокуратуру

Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter

Если у вас есть вопросы, задайте их через специальную форму

Прокуратура как государственный надзорный орган имеет почти трехсотлетнюю историю своего существования. При этом, на всем протяжении исторического становления и развития российской прокуратуры, ее статус претерпевал существенные преобразования.

Действительно, прокуратура исторически сложилась как исполнительный орган государства, представляющий и защищающий его интересы.

В России официально органы прокуратуры появились в начале XVIII века, однако возникновение органов, контролирующих механизм государственного управления, относится по времени еще к царствованию Ивана Грозного. Царь в течение всего своего правления пытался подавить произвол чиновников, вводя жесткий контроль за их деятельностью.

Однако формы этого контроля были столь же произвольны, как ситуация в сфере управления. Опричнина, не имевшая какой-либо правовой основы, базировалась на принципах внутреннего убеждения самих опричников, что привело к еще большему произволу и жестокости с их стороны.

Сложившаяся ситуация в государстве, политическая и административная необходимость подвели Петра I к мысли об учреждении института фискалов.

Указом от 5 марта 1711 года в России была введена должность фискала, призванного «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочего. Основными задачами петровских фискалов становится надзор за распоряжением средствами казны и казенным имуществом, а также выявление чиновничьего и судебного произвола.

Таким образом, изначально на прокуратуру была возложена функция защиты прав, причем, в силу традиционно имеющихся факторов, на первом месте стояли интересы императора и государства, а также церковных структур. Однако в равной степени на прокурора возлагалась и обязанность защиты всех тех лиц, которые сами не могут защитить свои интересы.

Таким образом, прокуратура выстраивалась как централизованный орган с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генерал-прокурору, что сохранилось и по сей день.

Читайте также:  Главный военный прокурор кем назначается

В период Судебной реформы1864 года надзорные полномочия прокуратуры претерпели существенные ограничения. Инструкция околоточным надзирателям, утверждённая министром внутренних дел, возлагала на дворников вспомогательные полицейские функции, которые они должны были осуществлять под руководством околоточных надзирателей. Радикальная реформа политической полиции была проведена в 1867 г. По положению о корпусе жандармов были созданы жандармские управления в каждой губернии. Окружные управления объединили деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. Основной задачей прокуратуры стало осуществление уголовного преследования. Особое внимание уделялось надзору за законностью действий органов предварительного следствия. Прокуроры состояли при судах, и их деятельность ограничивалась делами судебного ведомства.

Однако от судов прокуроры были независимы и действовали исключительно на основе закона и внутреннего убеждения, подчиняясь вышестоящим прокурорам и министру юстиции как генерал-прокурору.

Реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до 1917 года, пока она не была ликвидирована вместе с рухнувшим царским самодержавием.

Таким образом, начиная с тридцатых годов, участие прокуратуры в гражданском процессе стало осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.

Источники:
http://pravovsem59.ru/pravovoe-prosveshchenie/analitika/rossiyskaya-prokuratura-do-1917-g_1531367128/
http://studwood.ru/930112/pravo/istoriya_stanovleniya_razvitiya_prokuratury_rossii

Читайте также:
Adblock
detector