Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. История развития прокуратуры в России;
2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации.
История развитие прокуратуры в России
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура –
«Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору».
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
— осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
— непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
— поддержание обвинения на суде;
— наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
— надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
— наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
— возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
— надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
— общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.
Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Основная функция прокуроров на начальном этапе становления прокурорской системы заключалась в надзоре за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода (учреждения, управлявшего делами духовенства) надзирал за деятельностью Синода. За коллегиями надзирали прокуроры этих ведомств. Правовые средства надзора были довольно скромными и сводились к принесению протеста, напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих служебных обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии. Тем не менее прокурорский надзор стал играть заметную роль в соответствии с предначертаниями Петра I в последние годы его царствования.
После смерти Петра I значение надзора и престиж прокуроров заметно падают. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должность генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров.
1 Цит по Казанцева С М История царской прокуратуры СПб , 1993. С. 51.
2 Цит. по Казанцева С М Указ соч С 51.
Глава 18 Прокуратура Российской Федерации
Только реформа Сената при Екатерине II (1764 г.) привела к существенным изменениям в правовом регулировании организации и деятельности прокуратуры. Сенат был разделен на шесть департаментов. Соответственно увеличилось и количество обер-прокуроров; за первым департаментом, выполнявшим функции правительства, надзирал непосредственно генерал-прокурор. В остальные департаменты, ставшие вскоре судебными органами, были назначены обер-прокуроры.
На прокуроров возлагалось также обеспечение постоянного надзора за Производством следствия и поддержание обвинения в судах. В связи с этим они наделялись правом принесения протеста на решения судов первой инстанции. За прокурорами сохранялся надзор за местами лишения свободы. От осуществления общего надзора прокуратура была освобождена.
Раздел V Прокуратура Российской Федерации
Судебные уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор исполнением законов судебной властью возложением на прокуроров функции поддержания государственного обвинения по уголовным делам в судах. Кроме того, прокуроры наделялись обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием. В связи с изменением функций прокуратуры предусматривалось изменение ее организации: губернские прокуратуры постепенно заменялись прокуратурами, создаваемыми в судебных округах. Поскольку этот процесс растянулся на несколько десятилетий, во многих губерниях, где еще не были образованы общие суды, сохранялись губернские прокуратуры.
В 1866 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами, но функции обвинительной власти губернские прокуратуры не имели. За губернскими прокуратурами сохранялась, хотя и в значительно меньшем объеме, функция общего надзора. В 1896 г. губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность поддержания в судах обвинения по уголовным делам. Несмотря на то, что в течение длительного времени сосуществовали две прокурорские системы — прокуратуры судов и губернские прокуратуры, принципы их действия были единьг единство и централизация органов прокуратуры; независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений. Эти принципы были восприняты и при создании или, точнее, воссоздании прокуратуры в РСФСР после того, как она была ликвидирована после победы Октябрьской революции 1917 г.
На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без прокуратуры. Только в 1922 г. Всероссийский Центральный исполнительный Комитет (ВЦИК) принял постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре, первого в истории российской прокуратуры нормативного акта, специально посвященного регламентированию организации и деятельности органов прокуратуры.
Надо, однако, признать, что в содержании этого нормативного акта легко просматривается влияние дореволюционного законодательства о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура послеоктябрьской России была учреждена не в качестве самостоятельного органа, а в составе Народного комиссариата юстиции как его структурное подразделение. Народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором Республики (как и министр юстиции царского правительства). Губернские прокуроры, их помощники, военные прокуроры назначались и увольнялись Прокурором Республики.
Глава 18 Прокуратура Российской Федерации
На прокуратуру были возложены следующие функции:
а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
б) поддержание обвинения в суде;
в) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Существенной особенностью функций прокуратуры являлось включение в них общего надзора в полном его объеме.
С образованием Союза ССР наряду с другими общесоюзными государственными органами были учреждены Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР. Заметной вехой в дальнейшем законодательном регулировании организационного построения и деятельности органов прокуратуры явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. об учреждении Прокуратуры СССР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР, упразднена Прокуратура Верховного Суда Союза ССР. Положение конкретизировало функции Прокуратуры СССР, определило взаимоотношения и формы руководства Прокурора СССР деятельностью прокуратуры РСФСР и прокуратур других союзных республик.
Следует иметь в виду, что в советский период история развития проку-эатуры России (РСФСР) представляла собой часть истории советской прокуратуры. Вслед за конституциями СССР (1936, 1977 гг.) принимались конституции РСФСР, воспроизводившие соответствующие положения эбщесоюзных законов, касающиеся организации и деятельности органов прокуратуры. Вместе с тем другие нормативные акты общесоюзного уровня, регулировавшие прокурорский надзор, были рассчитаны на применение всеми органами прокуратуры, а потому и не дублировались российским Законодателем. Имеется в виду прежде всего Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета ХСР от 24 мая 1955 г. Значение этого нормативного акта состоит в том, что нем получили правовое определение задачи, принципы прокурорского надзора и его содержание, дан перечень его основных направлений, полномочий прокуроров в сфере общего надзора, надзора за соблюдением законов эрганами дознания и предварительного следствия, надзора за законностью обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений
Раздел V. Прокуратура Российской Федерации
судебных органов, надзора за законностью исполнения приговоров, надзора за соблюдением законности содержания в местах лишения свободы.
Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала, что высший надзор осуществляется прокурором республики и подчиненными ему прокурорами в пределах их компетенции.
Наименование прокурорского надзора высшим можно объяснить стремлением подчеркнуть его место в иерархии контрольно-надзорной деятельности, которая осуществлялась в тот период несколькими десятками государственных органов и учреждений. Прокурорский надзор распространялся и на них.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. со всей определенностью указано, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Однако принцип независимости прокуроров от местных властей был ограничен, поскольку Конституция установила, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации.
- Главная
- История ›
- Из истории прокуратуры России
- Руководство
- Структура
- Документы
- Кадровое обеспечение
- Контактная информация
- Прокуратуры городов и районов
- Карта сайта
- Интернет-приемная
308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а
Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98
Из истории прокуратуры России
Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.
24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
Но уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П. А. Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.
20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР.
Таким образом, несмотря на то, что в союзных республиках прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза ССР упразднили. Первым прокурором Союза ССР был назначен И. А. Акулов.
Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.
28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.
30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
В результате законодательных преобразований прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Суть преобразований в системе прокуратуры в условиях нынешней российской государственности состоит в обеспечении ее статуса основного блюстителя законов на исторически важном этапе экономических, политических, социальных реформ, в ходе становления и развития правового государства.
Уже в первом российском Законе о прокуратуре (1992 г.) были упразднены тотальный надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Совсем иным стало содержание прокурорского надзора, который ныне осуществляется за исполнением принципиального нового законодательства, регулирующего кардинально изменившиеся общественные отношения. Утвердился и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Существенные изменения претерпело положение прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве. Прокуратура из органа надзора за законностью рассмотрения дел в судах стала одной из сторон, участвующих в судопроизводстве.
Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом исторической цели и хода построения правового государства.
308024, Город Белгород, ул. Горького, д.56-А. Тел.: (4722) 52-20-40, 52-14-20, 52-55-08 |
308024, Город Белгород, ул. Горького, д.56-А. Тел.: (4722) 52-20-40, 52-14-20, 52-55-08
Источники:
http://megaobuchalka.ru/9/22621.html
http://www.belproc.ru/history/russia/