Является ли прокуратура рф органом судебной власти

Федеральное Собрание Российской Федерации

Госдума состоит из 450 депутатов, избранных населе­нием сроком на четыре года по федерально­му избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. В Совете Федерации 170 членов — по два представителя от каждого субъекта РФ (один представитель от законодательного органа и один от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Правовой статус Государственной Думы и Совета Федерации определяет глава 5 Конституции РФ.

Конституционно-правовой статус судебной власти оп­ределен главой 7 Конституции РФ. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Кон­ституция РФ называет лишь верхний уровень судебной системы: Кон­ституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Судебное разбирательство должно быть открытым, очным, гласным; судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В Конституции РФ закреплены принципы независимости судей и их подчинение только за­кону, несменяемости судей и особого порядка прекращения их полномо­чий, неприкосновенности судей.

Судебная система России включает федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации, систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации, систему арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Система судов субъектов РФ включает конститу­ционные (уставные) суды субъектов РФ и мировых су­дей, которые являются судьями общей юрисдикции.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Компетенция Конституционного Суда определена в ст. 125 Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из граждан­ских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений, и другие дела. Исключение: экономические споры и другие дела, отнесенные к веде­нию арбитражных судов.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уго­ловным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Этот орган возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят Верховные суды республик в составе РФ, краевые, обла­стные суды, суды автономной области, городов федерального значения, а также районные суды.

Мировые судьи являются судьями общей юрис­дикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России.

Система арбитражных судов РФ призвана разре­шать экономические споры между организациями, предпринимателями, а также споры в сфере управления, касающиеся действий органов исполнительной власти.

В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный Суд РФ, окружные арбитражные суды, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

О прокуратуре РФ говорится в ст.129 Конституции РФ. Принципы организации её деятельности:

1. Принцип законности означает осуществление полномочий органами прокуратуры и их должностными лицами в соответствии с законами, действующими на территории РФ;

2. Принцип единства и централизации т.е. органы прокуратуры представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральной прокуратурой РФ, имеющую единые цели, задачи, формы и методы деятельности;

3. Принцип независимостиот местных органов означает осуществление надзора, вопреки каким бы то ни было местным влияниям;

4. Принцип гласности означает, что органы прокуратуры действуют открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, государственной, служебной или коммерческой тайны.

Организационно-правовыеформы реагирования прокуратурына выявленные нарушения законности:

а) протест прокурора – правовой документ, издаваемый прокурором на незаконный правовой акт и содержащий требование об его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством;

б) заявление о признании правового акта противоречащим закону – письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным;

в) представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении причин и условий, способствовавших нарушению законности;

г) изучение и проверка публикуемых в печати сведений о нарушениях законности;

д) постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении – документ, издаваемый прокурором при обнаружении признаков правонарушений, и являющийся юридическим фактом для привлечения лица к ответственности;

е) предостережение – письменный документ, издаваемый прокурором в целях предупреждения совершения должностным лицом правонарушений.

Требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

Требования Мировой судья. Судья районного суда Судья суда субъекта РФ, арбитражного суда Судья Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ Судья Конституционного Суда РФ
Возраст Минимум 25 лет Минимум 30 лет Минимум 35 лет Минимум 40 лет
Стаж работы по юрид. специальности Минимум 5 лет Минимум 7 лет Минимум 10 лет Минимум 15 лет
Образование Высшее юридическое Высшее юридическое Высшее юридическое Высшее юридическое
Квалификация Сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию Квалификационной коллегии судей Сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию Квалификационной коллегии судей Сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию Квалификационной коллегии судей Обладают высшей квалификацией в области права
Иные требования Не допускать порочащих его поступков. Не допускать порочащих его поступков Не допускать порочащих его поступков Безупречная репутация
Читайте также:  Кто генеральный прокурор молдовы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

1. Судебная власть в Российской Федерации

1.1 Понятие судебной власти

1.2 Судебная система Российской Федерации

1.3 Конституционные принципы правосудия

1.4 Конституционный суд Российской Федерации

2. Прокуратура Российской Федерации

2.1 Система органов прокуратуры

2.2 Место прокуратуры в государственном механизме

Список использованной литературы

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. Задачу по предотвращению и разрешению правовых конфликтов, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Суть принципа разделения властей по Ш. Монтескье состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Судебная власть осуществляет контроль за соблюдением законов официальными органами, организациями, предприятиями и частными лицами. Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.

Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра между государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан. Все это ставит в повестку дня необходимость конституирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов.

Прокуратура занимает особое, специфическое место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Она не является органом законодательной, исполнительной или судебной власти. Прокуратура является важнейшим независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в нашей стране.

1. Судебная власть в Российской Федерации

1.1 Понятие судебной власти

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.

Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный элемент, как использование властных полномочий. Известно, что понятие власти как таковой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферы воздействия (власть государственная, местная власть, власть семейная и т.д.). В самом общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия и др.

Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода – концепция разделения властей. Впервые сформулированная в середине XVIII века Дж. Локком и основательно разработанная в сочинениях Ш. Монтескье, теория соотношения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств. Конституция РФ дает формулировку: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Читайте также:  Кто прокурор тинао

Таким образом, судебная власть — это самостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.

Подчеркнем, что речь идет обо всем комплексе полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечивает самостоятельность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебной власти, что находит свое отражение в формировании законодательства, развивающего конституционно-правовые основы судебной власти.

Точное выполнение законодательно установленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функции правоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном деле укрепления законности и правопорядка.

1.2 Судебная система Российской Федерации

Судебная система – понятие конституционное. В соответствии с Основным законом страны правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. ст. 125–127).

Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия.

Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Построение деятельности судов с учетом национально-территориального устройства Федерации и административно-территориального деления ее субъектов создают условия обеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения.

Установление взаимосвязи судебных органов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводить эффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов.

Согласование в рамках единой системы деятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическом государстве.

Обращаясь к особенностям построения судебной системы Российской Федерации, прежде всего отметим, что все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции Российской Федерации федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды, в свою очередь, разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Независимая и эффективная судебная власть — один из главных признаков правового государства, важнейшая гарантия защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, единообразного понимания и применения требований закона на всей территории государства.

Исходя из содержания ст. 10 и 11 Конституции РФ, судебная власть в России признается разновидностью государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной), и ее органы обладают самостоятельностью.

Читайте также:  Кто прокурор калуги

Статья 118 Конституции РФ устанавливает, что правосудие в России осуществляется только судом, а сама судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов на территории государства не допускается.

Основная задача судебной власти — осуществление правосудия. Правосудие — это деятельность судов по рассмотрению в судебных заседаниях гражданских, административных и уголовных дел, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации.

К важнейшим демократическим принципам правосудия можно отнести следующие: законность, осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, несменяемость и неприкосновенность судей, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечение права граждан на судебную защиту, обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда, презумпцию невиновности, обеспечение обвиняемому (подозреваемому) права на защиту, состязательность и равноправие сторон, гласность судебного разбирательства, возможность использования национального языка при судопроизводстве, участие граждан в отправлении правосудия, охрана чести и достоинства личности, непосредственность и устность судебного разбирательства.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119 Конституции РФ).

Правовой статус судьи характеризуется следующими конституционными установками: судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; судьи несменяемы и неприкосновенны; полномочия судьи не могут быть прекращены или приостановлены, а сам судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законодательством.

В ст. 123 Конституции РФ установлено, что разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дела в закрытом заседании, равно как и заочное разбирательство, допускаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

К важнейшим гарантиям самостоятельности судебной власти относится тот факт, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением всех законов, действующих на территории РФ.

Органы прокуратуры не относятся к судебной системе России, а служба в органах прокуратуры является разновидностью федеральной государственной службы.

Наряду с другими органами государственной власти прокуратура призвана содействовать обеспечению верховенства закона и укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

  • — надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, другими физическими и юридическими лицами;
  • — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • — уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • — координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • — возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.

Источники:
http://mirznanii.com/a/35662/prokuratura-v-sisteme-organov-sudebnoy-vlasti
http://studref.com/596561/pravo/sudebnaya_vlast_prokuratura

Читайте также:
Adblock
detector