Какова основная функция органов прокуратуры

Читайте также:

  1. Cуществительные в функции определения
  2. F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  3. F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни.
  4. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  5. I. Разложение периодической функции в ряд Фурье
  6. II. Статистические функции Маткада.
  7. III. Полномочия (функции) Комитета
  8. III. Функции отдела по делам ГОЧС и ВМР
  9. III. Функции процесса обучения.
  10. VII. Разложение непериодической функции.
  11. Virtual тип_результата имя-функции(параметры).
  12. А. Назовите функции пищеварительного центра

Надзор за исполнением законов — главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера тех общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

Надзор за исполнением закона органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами (общий надзор).

Предмет надзора — исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, где проводится проверка, требовать от должностных лиц предоставления,необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. В случае установления таких фактов прокурор вправе освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протест, представление, предостережение и постановление.

Протест приносится напротиворечащий закону правовой акт в орган или должностному лицу которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или путем обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. О результате рассмотрения в письменной форме уведомляется прокурор.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления — один месяц, о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностным лицом и рас сматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в установленном законом порядке.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, имеет целью соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений я сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Эта отрасль надзора в значительной мере связана с деятельностью органов Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, таможенных служб и некоторых других ведомств. На этом сложном и остром участке нередко затрагиваются права и свободы человека, поэтому деятельность прокурорадолжна быть эффективным средством противодействия возможным нарушениям и его полно.мочия включают не только те, о которых шла речь выше, но и другие, непосредственно связанные с работой правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступт лений.

Его решение затрагивает вопросы соблюдения закона, т.е. наличия оснований для проведения соответствующих мероприятий, соблюдения порядка получения разрешения на их проведение и способа их реализации. Прокурор вправе опротестовывать незаконные решения руководителей соответствующих органов, вносить представление об устранении допущенных нарушений, требовать отстранения провинившихся от оперативной работы в случаях наруше- J ния ими закона. При обнаружении признаков преступления решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность прокурора выявлять полноту регистрации уголовных правонарушений и обеспечения законности при проведении дознания и предварительного следствия.

Проверяя полнотурегистрации сообщений и заявлений о совершенных преступлениях, прокурор сопоставляет данные регистрации дежурных частей милиции с жалобами граждан, информацией медицинских и страховых учреждений, а также оценивает законность принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Надзирая за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.

Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу ставит целью решение двух задач:

Читайте также:  Может ли прокуратура арестовать имущество

1) установления законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказаниеи меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдения установленных законодательством РФ прав иобязанностей задержанньгх, заключенных под стражу, осужденныхи лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка иусловий их содержания.

— Осуществляя свои полномочия, прокурор вправе в любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, и знакомиться с документами, на основании которых они помещены в соответствующие учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно осво бождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека. ,

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

S рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

s разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

•/ принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

•S использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора, .

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. ‘

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Подчеркнем, что эта важнейшая функция органов прокуратуры обеспечивается не только путем надзора за исполнением законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью задержания, ареста и в местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры, о чем пойдет речь далее.

Иные направления деятельности прокуратуры, к которым относятся участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, расследование преступлений и координация деятельности по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами — направление деятельности, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые Обрели реальную независимость.

Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор, вместе с тем, имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры, своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголов-. ное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, вносит представление об опротестовывании приговора, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал при их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной.) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В гражданском судопроизводстве в соответствии со ст. 45 Граж-. данского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут сами защищать свои права в суде, а также в защиту неограниченного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в некоторых других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение представления об опротестовании принятого судом решения. В случае заявления прокурором иска в интересах одной из сторон процесса он выступает как процессуальный истец с некоторыми вытекающими отсюда особенностями (иск не облагается государственной пошлиной, невозможен встречный иск и мировое соглашение).

В арбитражном судопроизводстве (ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ) прокурор вправе обратиться в суд:

^ с заявлением об оспаривании нормативных правовых и иных актов органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Читайте также:  Когда ждать ответ из прокуратуры

s иском о признании недействительными сделок, совершенных упомянутыми выше органами публичной власти, а также унитарными предприятиями, государственными учреждениями и юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

S Иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами и юридическими лицами, перечисленными в предыдущем абзаце. Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представ-лениями’о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Расследование преступлений следователями Следственного комитета при органах прокуратуры — еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом РФ к их компетенции.

Особенность полномочий прокурора в этой сфере в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление альтернативной подследственности исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств.

Координация деятельности по борьбе с преступностью: осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему проку-

рорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и Федеральной службы наркоконтроля.

В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента,РФ от 18 апреля 19% г. № 567, координация осуществляется в следующих формах:

s на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются плацы (полугодовые, перспективные) совместных мероприятий;

•S проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи; / создаются совместные оперативно-следственные группы; •S издаются совместные приказы и указания; s организуется взаимный обмен опытом работы и некоторые

\ Для достижения целей координации мер по борьбе с преступностью используются материалы судебной практики и иные допустимые законом меры взаимодействия с судом.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Назовите основные исторические этапы развития прокуратуры в России.

2. В чем назначение прокурорского надзора?

3. Какие принципы определяют организацию и деятельностьорганов прокуратуры?

4. Каковы требования к кадрам органов прокуратуры?

5. Какими нормативными актами регулируется организация идеятельность органов прокуратуры?

6. Опишите систему органов прокуратуры.

7. Перечислите основные функции прокуратуры.

8. Назовите отрасли прокурорского надзора.

9. В чем заключается участие прокурора при рассмотрении делсудами?

10. В чем состоит координационная деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Определение направлений деятельности, необходимых для реализации задач, возложенных на прокуратуру, позволяет установить место и роль органов прокуратуры в системе государственной власти.

Направления деятельности (функции) прокуратуры раскрывают содержание, структуру и пределы осуществления полномочий прокуратурой и подразделяются на конкретные виды.

Направления деятельности прокуратуры содержатся в Законе «О прокуратуре РФ». Перечень основных функций прокуратуры содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Направлением деятельности прокуратуры, предопределившим необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, и в соответствии с Законом выделяют следующие виды прокурорского надзора, которые являются основными направлениями деятельности:

– надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;

Предмет – исполнение законов федер. министерствами и ведомствами, органами исполнит. и законодат. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

Соблюдение указанных прав федер. министерствами, гос. органами, комитетами, службами, представительными и иными органами.

Государство соблюдает баланс законных интересов гражданина и общества!

Средства прокурорского реагирования: — Протест (срок рассмотрения и ответа – 10 дней) — Представление (—«—30 дней)

Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой обществ. отношений, связанных с правами и свободами граждан.

Предмет данной отрасли прокурорского надзора состоит в соблюдении положений К РФ, определяющих основные права и свободы граждан.

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

14 оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено законом об ОРД, они делятся на 2 группы:

— ограничивающие конституционные права граждан — не ограничивающие конституционные права граждан

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства.

Предмет данной отрасли надзора включает:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

3) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

4) соблюдение установленного порядка проведения расследования;

5) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Осуществление прокурорского надзора в сфере судопроизводства призвано гарантировать права и свободы не только лицу, совершившему общественно опасное деяние, но и потерпевшим от преступления, а также иным гражданам, вовлеченным в правоотношения.

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

Предметом рассматриваемого вида надзора является исполнение ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнит. производстве» судебными приставами.

Читайте также:  Кто прокурор стрежевого

Объектами данной отрасли надзора являются подразделения и службы судебных приставов, относящиеся к Министерству юстиции РФ: департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ; служба военных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ; районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов.

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Осуществление надзора в этом направлении имеет актуальное значение, поскольку отражает реализацию политики государства в сфере обозначенных общественных отношений. Предметом надзора являются:

– законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом;

– соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

– законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере должен выступать гарантией законности ограничения свободы граждан.

Кроме надзора прокуратура осуществляет и иные направления деятельности:

– участие в рассмотрении дел судами;

Участие в рассмотрении дел судами является самостоятельной функцией органов прокуратуры. При этом прокурор участвует во всех видах судопроизводства (уголовном, гражданском, административном, арбитражном), на всех этапах рассмотрения дела судом – по первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции и вправе вынести представление на незаконное или необоснованное решение, определение, постановление, приговор суда.

Обозначенные задачи решаются путем применения прокурором предоставленных ему полномочий, определенных процессуальным законодательством РФ и предусмотренных Законом «О прокуратуре РФ».

– уголовное преследование;

Задачи (сходны с задачами суда): вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора/решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства.

Методы, которыми пользуется прокурор при достижении этих задач. Прокурор считается одной из равноправных сторон, участвующих в судебном разбирательстве, способствует исполнению предписаний закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела. В уголовном деле выступает в суде в качестве гос. обвинителя. В гражданском деле – способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Обязан реагировать на незаконное или необоснованное решение суда.

– координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

Задачи: изучение динамики, состояния, причин преступности, разработка и проведение согласованных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений.

Положение о координации деятельности ПО по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, анализируют состояние и причины преступности, разрабатывают и реализуют согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений, информируют высшие органы государственной власти по вопросам борьбы с преступностью, сообщают практику применения законов по борьбе с преступностью.

Координация преследует цель повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению общественно опасных деяний, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Станция будет расположена на границе шестого и седьмого микрорайонов Теплого Стана, в шаговой доступности от .

Новый участок Люблинско-Дмитровской ветки пройдет вдоль Дмитровского шоссе и снизит транспортную нагрузку как с этой .

Движение по первому участку Некрасовской линии метро было запущено в начале июня. Для пассажиров заработали станции .

Главная функция прокуратуры – надзор за исполнением законов – делится на несколько направлений. Среди них можно выделить следующие:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и т.д.;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и т.д.;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— вынесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Среди основных функций прокуратуры немалое место занимает разрешение заявлений, жалоб в прокуратуру и иных обращений физических и юридических лиц, содержащих сведения о нарушении законов.

Не менее важная самостоятельная функция прокуратуры — уголовное преследование за совершение преступлений. Эта функция заключается в праве прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить соответствующему следователю или органу дознания проведение расследования, или же принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, а также выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах.

Еще одна функция прокуратуры – это координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Источники:
http://cyberpedia.su/4x7b8d.html
http://www.molnet.ru/mos/ru/prosecutor_office/o_707

Читайте также:
Adblock
detector