Какие направления правоохранительной деятельности осуществляют прокуратура

К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся:

  • — конституционный контроль;
  • — правосудие;
  • — прокурорский надзор;
  • — охрана общественного порядка;
  • — расследование преступлений;
  • — защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;
  • — правовая работа и некоторые другие.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи — суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений — особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи — выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь — составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов — оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Это гос. деят-ть, которая осущ-ся с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Цель (задача) правоохранительной деятельности — охрана самого права. Право рождено потребностями жизни общества на этапе его раннеклассового становления как нормативный способ регулирования производящей экономики. Право определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки, соответствующие интересам граждан, общества и государства. Право становится одним из важнейших средств охраны общезначимых, наиболее важных экономических,политических, национальных и иных общественных отношений, их неприкосновенности.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности — обеспечение в демократическом обществе режима законности — неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах.

Государство обязывает все свои органы, учреждения, должностных лиц уважать и соблюдать законные права и свободы всех граждан, проживающих на его территории. В широком смысле ПД — это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. они тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т.е. способствуют охране права от нарушений.

Некоторые правоохранительные функции они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач. В узком смысле правоохранительная деятельность — это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

Основные направления правоохранительной деятельности:

— выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

Читайте также:  Как ответить на письмо из прокуратуры образец

— определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений (защита, восстановление, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов);

— организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;

— прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;

— конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;

— оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения;

— оказание юридической помощи.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение «своих» результатов:

— устранение нарушений предписаний Конституции РФ;

— справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, материалов об административных правонарушениях;

— создание условий для нормальной деятельности судов;

— выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;

— раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

— предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг.

Достижение таких результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов.

В российском законодательстве нет нормы, содержащей определение правоохранительных органов, как, впрочем, отсутствует и законодательное определение понятия правоохранительная деятельность, что в определенной мере предопределяет разнобой и в перечне государственных или негосударственных органов, которые обоснованно можно было бы относить к правоохранительным.

Правовую защиту граждан и организаций осуществляют органы государства всех ветвей власти:

— представительной — законодательные учреждения, местные органы власти и самоуправления, принимая справедливые законы и подзаконные нормативные акты;

— исполнительной — глава государства, глава Правительства, министерства, местные исполнительные органы, неукоснительно их применяя;

— судебной — Конституционный Суд, система органов правосудия, осуществляя высшую юрисдикционную деятельность по разрешению правовых конфликтов от имени государства на основании Конституции, действующего законодательства, что позволяет отнести их к субъектам правоохранительной деятельности.

С учетом определения правоохранительной деятельности (это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка) и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить:

— суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);

— органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);

— прокуратуру;

— некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления (следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности; милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, капитаны кораблей, находящихся в плавании; органы внешней разведки, государственной охраны);

— адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правоохранительные органы – это государственные учреждения, а также частные, общественные организации, специально созданные для защиты прав и интересов граждан, обеспечения законности и правопорядка. К правоохранительным органам относятся суды, органы юстиции, нотариат, прокуратура, милиция, адвокатура, общественные органы охраны правопорядка, негосударственные детективные, охранные предприятия.

Правоохранительные органы образуют единую систему, в границах которой в ходе своей деятельности они взаимосвязаны и взаимодействуют.

1) местными представительными органами, органами исполнительной власти, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания, назначаемого судом;

4) органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Читайте также:  Кто станет заместителем генерального прокурора рф

Прокуратура РФ осуществляет свою деятельность на следующих принципах:

1) органы Прокуратуры РФ составляют единую централизованную систему;

2) осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления;

3) действуют в соответствии с законом, действуют гласно, информируют органы власти и управления, а также население о соответствующей законности.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, городов и районов, иные территориальные прокуратуры. При необходимости образуются специализированные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная).

Прокуратуры участвуют в рассмотрении дел судами. В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, прокуратура осуществляет расследование преступления.

Прокурорами и следователями могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию. здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу. На должность районного, городского прокурора назначаются лица не моложе 25 лет. На должность прокурора республики, прокурора края, области и соответствующие им должности назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет.

Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами человеколюбия, уважения прав человека, осуществляется гласно и не должна выходить за пределы компетенции, определенной действующим законодательством.

Органы милиции выполняют задачи по обеспеченно личной безопасности граждан, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытия преступлений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказания помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их законных прав.

Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охраны общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие дел, по которым предварительное следствие необязательно. В состав местной милиции входят дежурные части, подразделения ППС (патрульно-постовые службы), ГИБДД, участковые инспекторы милиции др.

Закон содержит следующие требования к поступающим на службу в милицию: наличие гражданства РФ, возраст от 18 до 35 лет, образование не ниже среднего, способность по своим личным качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию задачи.

Органы Федеральной службы безопасности в РФ.Органы ФСБ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества, государства.

Органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

б) управления (отделения) ФСБ по субъектам РФ;

в) управления (отделы) ФСБ РФ в вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях.

Руководят деятельностью органов ФСБ РФ Президент РФ и Правительство РФ. Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:

1. Контрразведывательная деятельность – это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. Контрразведывательная деятельность непосредственно включает в себя мероприятия, препятствующие разведывательной деятельности спецслужб иностранных государств, защиту сведений, составляющих государственную тайну, изучение и проверку лиц, сотрудничающих с органами ФСБ, обеспечение собственной безопасности и т. д.

2. Борьба с преступностью. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие.

3. Разведывательная деятельность (сведения об организации, методах и средствах разведывательной деятельности ФСБ составляют государственную тайну).

Органы ФСБ обязаны:

а) информировать Президента РФ и Правительство РФ об угрозах безопасности Российской Федерации;

б) пресекать деятельность иностранных специальных служб;

в) добывать разведывательную информацию;

г) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, деятельностью вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

д) обеспечивать безопасность в вооруженных силах, объектах оборонного комплекса, федеральных органах государственной власти;

г) проводить во взаимодействии со службой внешней разведки РФ мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за ее пределами и т.д.

Органы юстиции.Органы юстиции входят в систему исполнительной власти РФ и обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции. Систему органов юстиции образуют Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ, органы юстиции (отделения, управления) краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов.

Читайте также:  Может ли прокурор отменить постановление пристава-исполнителя

В целях реализации возможных задач органы юстиции:

1) реализуют направления судебной реформы, осуществляют меры по созданию условий для судебной деятельности, но при этом не вмешиваясь в деятельность судов по обеспечению правосудия;

2) регистрируют уставы общественных объединений;

3) способствуют развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан юридических лиц;

4) открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы, выдают лицензии на право нотариальной деятельности;

5) участвуют в правовом просвещении граждан.

Помимо названных задач, Министерство юстиции РФ осуществляет полномочия:

1) по координации нормотворческой деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти;

2) разрабатывает проекты нормативных актов, вносимых Правительством РФ в порядке законодательной инициативы;

3) участвует в экспертизе законов РФ;

4) осуществляет работу по систематизации законодательства РФ.

Нотариат.Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических яиц путем совершения нотариусом нотариальных действий от имени РФ. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. На должность нотариуса в РФ назначается гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку не менее одного года в нотариальной конторе, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Стаж стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет, может быть сокращен. Продолжительность стажировки не может быть менее 6 лет.

Лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки;

2) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

3) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

4) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

5) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

6) удостоверяют время предъявления документов;

7) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

8) совершают исполнительные надписи;

9) принимают на хранение документы и др.

Частные детективные предприятия.Частная детективная деятельность определяется как оказание на возмездной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Частная детективная деятельность осуществляется для сыска. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

2) установление обстоятельств недобросовестной конкуренции, а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;

3) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых контрактов;

4) поиск без вести пропавших граждан, утраченного гражданами или организациями имущества;

5) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

6) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные ранее услуги.

Гражданин, претендующий на получение лицензии, должен иметь юридическое образование или пройти специальную подготовку для работы в качестве частного сыщика, либо иметь стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет. Лицензия не выдается гражданам, не достигшим двадцати одного года, гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, уволенным с государственной службы, из правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям.

Лицензия на работу в качестве детектива выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на три года. Лицензия продлевается по ходатайству заявителя на пять лет за один месяц до истечения срока ее действия.

Источники:
http://studwood.ru/893298/pravo/osnovnye_napravleniya_pravoohranitelnoy_deyatelnosti
http://studopedia.ru/5_105125_osnovnie-napravleniya-pravoohranitelnoy-deyatelnosti.html
http://megaobuchalka.ru/6/21681.html

Читайте также:
Adblock
detector