Какие функции выполняют органы прокуратуры рф

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию — надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие «функция» относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.[18]

Основные функции прокуратуры:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)[19]

8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.

9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)[20]

11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру ).

12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о «многофункциональном органе»[21]. Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель — обеспечение прав и свобод человека и гражданина.[22]

По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:

1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;

3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры — это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье «Функции современной российской прокуратуры» мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.

Читайте также:  Кто такой общественный помощник прокурора

Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Читайте также:

  1. Cтадия подготовки дел к судебному разбирательству и ее задачи
  2. Cуществительные в функции определения
  3. F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  4. F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни.
  5. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  6. I. Разложение периодической функции в ряд Фурье
  7. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  8. I. Цели и задачи изучения дисциплины
  9. I. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
  10. I. Цели и задачи процесса воспитания.
  11. I. Цели и задачи студенческого волонтерско-благотворительного сообщества
  12. I.1.3. Предмет и задачи школьной психологической службы.

Перед органами прокуратуры поставлены задачи обеспечения:

§ единства и укрепления законности;

§ защиты прав и свобод человека и гражданина;

§ охраны законных интересов общества и государства.

Указанные цели достигаются путем выполнения нижеперечисленных функций органов прокуратуры.

Надзор за исполнением действующих законов

Надзор осуществляется по пяти направлениям:

§ надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

§ надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

§ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

§ надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправитель­ных колоний и т.п.);

§ надзор за исполнением законов судебными приставами.

Органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-про­цессуальным законодательством РФ.

Участие в отправлении правосудия

Несмотря на то, что сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Рассмотрение жалоб и заявлений

Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешают поступившие заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении требований закона.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Прокуроры уполномочены на координирование деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. Для этого прокурор вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы, истребовать статистическую и другую необходимую информацию, осуществлять иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Участие в правотворческой деятельности

Прокурору предоставлено право внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Ряд специальных юридических изданий входят в структуру органов прокуратуры. В данных изданиях рассматриваются актуальные вопросы улучшения состояния законности в Российской Федерации.

7.7. Принципы организации и деятельности
органов прокуратуры

Деятельность органов прокуратуры основана на Конституции, федеральных законах, международных договорах РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Органы прокуратуры РФ представляют собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

1. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

2. Вмешательство в осуществление прокурорского надзора законодательно запрещено. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Обязательность исполнения требований прокурора

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для тех, кому они адресованы, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Читайте также:  Что могут спросить на собеседовании в прокуратуре

Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения указанного должностного лица к уголовной и административной ответственности.

Организация выявления
и расследования преступлений

8.1. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

§ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

§ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

§ добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

§ установление имущества, подлежащего конфискации.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

· органов внутренних дел Российской Федерации;

· органов Федеральной службы безопасности;

· федеральных органов государственной охраны;

· таможенных органов Российской Федерации;

· Службы внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральной службы исполнения наказаний;

· органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

8.2. Органы дознания
и предварительного следствия

В соответствии с законодательством предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-про­цессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела.

Задачами предварительного расследования являются:

§ быстрое и полное раскрытие преступления;

§ принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченными на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие.

Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляется:

· следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;

· следователями органов Федеральной службы безопасности;

· следователями органов внутренних дел РФ;

· следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Другой формой расследования преступлений является дознание. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. Дознание производится по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознание производится дознавателями:

§ органов внутренних дел РФ;

§ пограничных органов федеральной службы безопасности;

§ органов Федеральной службы судебных приставов;

§ таможенных органов РФ;

§ органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

§ (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

§ воинских частей, соединений, военных учреждений или гарнизонов (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов являются органом дознания).

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также:

1) на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Читайте также:  Как писать объяснительную в прокуратуру

Надзор за законностью действий и решений органов предварительного следствия осуществляет прокуратура.

Органы внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел представляют собой централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел РФ.

Органы внутренних дел РФ являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующими основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России.

По вопросам, отнесенным Конституцией и законодательными актами РФ к его компетенции, МВД России подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

  • 1) реализация основной функции прокуратуры — прокурорского надзора;
  • 2) осуществление уголовного преследования;
  • 3) участие в правотворческой деятельности;
  • 4) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • 5) осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
  • 6) участие в рассмотрении дела судами;
  • 7) международное сотрудничество.

Прокурорский надзор — направление деятельности прокуратуры РФ, которое распространяется на многие сферы урегулированных законом общественных отношений.

Следует отметить, что принимаемые в ходе осуществления этих полномочий акты прокурорского реагирования имеют преимущественно информационный характер. Если прокурор опротестовывает не соответствующий, по его мнению, закону правовой акт, он только требует от органа, принявший такой акт, устранить такое нарушение. Окончательное решение по протесту примет или уполномоченный на этот орган, или суд.

Функция уголовного преследования, реализуемая прокурором, существенно изменилась с 2007 г. Оставаясь участником этой деятельности, прокурор сейчас утратил многие полномочия. Тем не менее прокурор наделен правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения.

Участие в правотворческой деятельности. Следует отметить, что Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Но, участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры наделены правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в законодательство.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направлено на выявление коррупционных факторов в тексте нормативных актов.

Координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ГПК РФ, АПК РФ, КАС. Реализуя эту функцию, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

Также Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, учувствует в разработке международных договоров РФ.

Органы, осуществляющие уголовное преследование, принято подразделять на три типа:

  • 1. Органы предварительного следствия. На них возлагается выполнения в порядке, установленного уголовно-процессуальным законодательством, действия по собиранию, исследованию, оценке доказательств, оформлению соответствующих материалов, необходимых для принятия законных и обоснованных решений в связи с совершенными преступлениями и установлением или не установлением виновных. Выводы органов такого рода о виновности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, могут быть сугубо предварительными. Признать их виновными в совершении преступлений и подвергнуть уголовным наказаниям вправе только суд. Непосредственно предварительное следствие осуществляют должностные лица, именуемые следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел РФ.
  • 2. Органы дознания. Их деятельность во многом сходна с тем, что по закону называется предварительным следствием. Но она осуществляется либо предварительного расследования в форме дознания уголовного дела, как правило, о преступлениях, не представляющих большой сложности и не являющихся тяжкими либо особо тяжкими, либо путем выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым должно производиться предварительное следствие. К их числу относятся:
    • — органы внутренних дел;
    • — пограничные органы федеральной службы безопасности;
    • — органы Федеральной службы судебных приставов;
    • — органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
    • — следователи Следственного комитета Российской Федерации;
    • — таможенные органы Российской Федерации.

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отнесены оперативные подразделения следующих государственных органов:

  • — внутренних дел и федеральной службы безопасности;
  • — Федеральной службы охраны РФ;
  • — Федеральной таможенной службы РФ;
  • — Службы внешней разведки РФ;
  • — Федеральной службы исполнения наказания РФ.

Источники:
http://studopedia.su/19_142999_zadachi-i-funktsii-organov-prokuraturi.html
http://studme.org/129047/pravo/funktsii_prokuratury

Читайте также:
Adblock
detector