Какие дела ведет прокуратура

Расследование преступлений органами прокуратуры

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия в форме дознания. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит в течение 10 суток неотложные следственные действия.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания возбуждает дело и проводит расследование в полном объеме. Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением преступлений, исчерпывающе перечисленных в уголовно-процессуальном законодательстве (в ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Организационное разделение следователей и разграничение их компетенции объясняется историческими условиями формирования следственного аппарата в стране.

В 1860 г. предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано органам юстиции, были учреждены судебные следователи, которые и стали осуществлять предварительное следствие.

После 1917 г. предварительным расследованием занимались следственные комиссии Военно-революционных комитетов. Характерной особенностью деятельности следственных комиссий было коллегиальное проведение расследования.

В 1920 г. учрежден институт единоличных следователей: при совете народных судей (города, уезда, губернии) состояли народные следователи; при отделах юстиции губернских исполкомов — особые следователи по важнейшим делам; при народном комиссариате юстиции — следователи по важнейшим делам.

В 1928 г. следственный аппарат был передан в полное подчинение прокуратуры. В 1929 г. военные следователи были переданы в состав военных прокуратур.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от июля г. право производства предварительного следствия предоставлено следователям органов государственной безопасности (ныне — органы Федеральной службы безопасности РФ), а Указом от 6 апреля 1963 г. — следователям органов охраны общественного порядка (ныне органов внутренних дел).

Несмотря на организационное разделение следователей, их деятельность едина и специфична по своей юридической природе, задачам, принципам и содержанию.

Следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Предварительное расследование могут проводить прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Законом о прокуратуре определена структура следственного аппарата прокуратуры.

В соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ и других органов при расследовании сложных уголовных дел о преступной деятельности межрегиональных организационных групп; большого объема следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным уголовным делам; реализации в рамках конкретного уголовного дела оперативных материалов разных правоохранительных органов либо в случаях отнесения преступления к альтернативной подследственности создаются совместные следственно-оперативные группы (бригады) этих органов.

В целях раскрытия убийств созданы и действуют на постоянной основе следственно-оперативные группы, в которые входят следователи органов прокуратуры и работники оперативных подразделений органов внутренних дел.

В отдельных случаях, исходя из сложности дела и объема следственных действий по нему, следственные группы создаются лишь из числа следователей органов прокуратуры.

Следователи органов прокуратуры в административном отношении подчинены прокурорам. Однако это не означает ущемления их процессуальных функций, к которым относятся:

  • принятие, проверка сообщений о преступлениях, принятие решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях;
  • исследование обстоятельств дела;
  • обвинение в совершении преступления;
  • ограждение граждан от необоснованного обвинения в совершении преступления;
  • обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества;
  • пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;
  • розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно;

разрешение уголовных дел.

Деятельность следователя осуществляется в трех стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Следователь — самостоятельный субъект уголовно- процессуальной деятельности, несущий определенные обязанности и обладающий определенными правами, которые определены законом. Следователю прокуратуры никто, кроме прокурора, вправе давать указания по уголовному делу. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и судебного решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В процессе расследования взаимоотношения следователя с прокурором носят не административный, а процессуальный характер. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе и даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранения его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Прокурорский надзор за следствием не только не лишает следователя самостоятельности и не умаляет его авторитета, а напротив, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

При производстве предварительного следствия следователь вступает в правоотношения с органами дознания, на которые возложено принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.

Следователь по расследуемым им делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством может давать органам дознания в письменном виде обязательные для них поручения: о проведении оперативно-розыскных мероприятий; о проведении розыскных действий; об исполнении постановлений о задержании, о приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Взаимодействие следователей с работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не означает слияние процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, присущими им способами, методами и средствами.

Одним из наиболее важных органов в каждом государстве выступает прокуратура. Наша страна не исключение. Чем данная инстанция занимается в Российской Федерации? Ответ на этот вопрос будет предоставлен ниже в статье.

Какими делами занимается прокуратура?

  • Ведение контроля над работой органов охраны правопорядка, а также служб, которые борются с преступлениями.
  • Осуществление уголовных преследований.
  • Выявления административных правонарушений наряду с их расследованием.
  • Возбуждение прокуратурой соответствующих дел.
  • Проведение международного сотрудничества (подразумевается обмен опытом с различными иностранными органами в сочетании с международным преследованием).

Таким образом, самой основной функцией рассматриваемой инстанции служит надзор. Прокуратура обязуется постоянно контролировать в обществе порядок. В случае его нарушения требуется очень быстро восстанавливать те или иные нарушенные права, привлекая определенных лиц к соответствующей ответственности.

История прокуратуры

Как давно в обществе существует столь важный и нужный для всего общества орган? Чтобы получить полную картину, надо обратиться к истории. Она берет начало еще в Древнем Риме. Сразу надо отметить, что структура права того времени до сих пор применима практически во всем мире, правда, в сильно измененном виде. Так раньше существовали стороны обвинения и защиты. Именно первая сторона и рассматривала конкретное дело со всех позиций, требуя наказания.

В средние века в Европе, ровно, как и на Руси должности обвинителя не существовало. Были ордалии, являющиеся народными судами, и многие другие элементы права. В Российской Империи понятие об обвинителе ввел Петр Первый. Должность эта являлась очень опасной и сложной, так как требовалось исполнять множество различных царских указов, работая с большим числом обвиненных. Несколько упростили должность прокурора во времена Советского Союза. Благодаря труду Ленина о прокуратуре был сформирован орган, который никак не изменился и по сей день.

Взаимодействие прокуратуры с законодательной властью

Достаточно большим числом обязанностей обладает столь важнейший орган, как прокуратура. Чем занимается прокуратура сегодня в области взаимодействия с ветками власти? Федеральным законом прописывается, что данная служба имеет право осуществлять контроль над исполнением нормативных актов, внося различного рода поправки с дополнениями в правовую отрасль. Генеральный прокурор России может участвовать на заседании Федерального собрания.

Чем занимается прокуратура в законодательных органах? Обычно речь идет о зачитывании докладов о правопорядке в нашей стране, а, кроме того, об информировании о работе, а также проводится обозначение основных проблем. Говоря об обратной связи, надо отметить, что Федеральное Собрание может обращаться в прокуратуру для решения ряда вопросов, которые входят в круг его компетенции. Правотворческая деятельность рассматриваемой службы раскрывается следующим образом:

  • Проведение подготовки нормативных и правовых актов.
  • Предоставление закона на рассмотрение разным веткам власти.
  • Активное участие в разных проектах.

Взаимодействие с исполнительной властью

Особенно важным считается взаимодействие исполнительной ветки власти и данного органа. Чем же обычно занимается эта служба в таком случае? Какую основную деятельности здесь стоит выделить? Согласно имеющемуся законодательству, речь идет о контроле над качественным исполнением базовых норм, которые прописаны в документах федеральной и местной власти. Еще большим значением обладает управление деятельностью службы прокуратуры. Правда, стоит выделить главные элементы взаимодействия подробно:

  • Осуществление местных и федеральных программ по борьбе с правонарушениями и преступностью.
  • Проведение различных собраний и заседаний.
  • Ликвидация причины преступности.
  • Оказание требуемой помощи различным органам.
  • Проведение анализа степени эффективности работы, а, кроме того, некоторые иные функции.

Взаимодействие с судебной властью

Чем прокуратура занимается в сфере взаимодействия с судебной системой? Как общеизвестно, прокурор выступает государственным обвинителем. Так, в том случае, если кому-либо требуется его помощь, сотрудник данной службы может самостоятельно в судебную инстанцию с просьбой об участии в процессе обращаться. Кроме этого, взаимодействие данной структуры с судебной властью может определяться следующими прокурорскими возможностями:

  • Подача кассаций или апелляций.
  • Оценивание поступка обвиняемого (после проведения тщательного изучения по делу).
  • Опротестование решения судьи.
  • Подача заявки в адрес Конституционного суда.
  • Принятие участия в заседании, проводимом арбитражными судами.
  • Руководствоваться вопросами гражданского либо административного характера в судебном пленуме.

Занимается ли прокуратура взаимодействием с судебной властью? Безусловно да, и, если вкратце, то речь идет совместном устранении всевозможных нарушений, а также о поддержке законности и правопорядка.

Транспортная прокуратура

Интересно многим — чем занимается транспортная прокуратура. Этот орган осуществляет высший надзор над точным исполнением законодательства на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Помимо прочего такая прокуратура следит за деятельностью правоохранительных служб в таможенной сфере.

Рассматриваемая система выступает необходимым элементом прокурорской структуры, так как в процессе ее деятельности реализуется предметный принцип. Контроль над работой транспортных прокуратур осуществляется Управлением по надзору за исполнением законодательства в таможенных органах и на транспорте. К полномочиям такого прокурора относят:

  • Осуществление надзора за исполнением законности.
  • Соблюдение свобод и прав гражданина всеми организациями, предприятиями и учреждениями транспорта вне зависимости от формы собственности.
  • Привлечение виновных граждан к ответственности за преступления и правонарушения, которые были совершены должностными единицами соответствующих компаний.
  • Проведение проверки выполнения федерального законодательства органами таможни.

Транспортные прокуроры могут пользоваться абсолютно всеми правами и одновременно исполняют обязанности в рамках своей компетенции в ходе осуществления деятельности согласно законодательству.

Военная прокуратура

О том, чем занимается военная прокуратура, поговорим далее. Этой системой в свою очередь осуществляется надзор за исполнением законности в области вооруженных сил страны, в различных войсках, формированиях и органах. В структуру органов военной службы, как правило, входят следующие элементы:

  • Главная военная прокуратура.
  • Прокуроры флотов и округов.

Стоит отметить, что в России действует на сегодняшний день более двухсот военных гарнизонных элементов. Формирование наряду с реорганизацией и ликвидацией данной системы в сочетании с определением их статуса, компетенций и штатов осуществляется непосредственно Генеральным прокурором страны. Его назначение, ровно, как и освобождение от должности осуществляется Советом Федерации по представлению Президента.

Работа в прокуратуре

Где надо пройти обучение для того, чтобы получить работу в данных органах? Какими видами деятельности работник прокуратуры вправе заниматься? Вопрос является, на самом деле, непростым, ведь рассматриваемая сфера деятельность считается невероятно сложной, тяжелой и даже опасной. При этом значительное количество трудового времени сотрудника предполагает бумажную волокиту. Итак, кто же может занять эту должность?

Прокурор всегда выступает лицом с юридическим образованием. При этом вовсе не важно, в какой именно сфере он конкретно работает: военная, транспортная, районная и так далее. Правда, необходимо учесть специальность, по которой стоит пройти учебу. Это, например, может быть:

  • Сфера национальной безопасности.
  • Область правоохранительной службы.
  • Отрасль юриспруденции и так далее.

Пройти необходимое обучение можно в настоящее время абсолютно любом вузе страны, в котором имеется юридическое направление. Согласно положениям действующего законодательства, работник прокуратуры вправе заниматься деятельностью, не связанной с предпринимательством, политикой, посредническими видами деятельности. Далее узнаем, что рассказывают сами прокуроры о своей ежедневной деятельности.

Отзывы о профессии

Источники:
http://www.nastroy.net/post/chem-zanimaetsya-prokuratura-kakimi-delami

Читайте также:
Читайте также:  Кто прокурор астраханской области
Adblock
detector