Как прокурор защищает права человека

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Коробейников Борис Васильевич

Автор статьи отмечает, что права и свободы человека, участвующего в уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административных, трудовых, жилищных и других видах отношений, определяются и регулируются различными видами федерального законодательства, а защита этих прав является одной из приоритетных задач надзорной деятельности органов прокуратуры. На современном этапе проблема прав и свобод личности стоит очень остро, поэтому и деятельность прокуроров в рамках указанного направления оказывается особенно актуальной. Автор статьи считает, что приказы Генерального прокурора Российской Федерации играют очень важную роль в защите как конституционных прав и свобод человека и гражданина , так и прав и свобод, предусмотренных на основании норм Конституции в ином федеральном законодательстве. В работе приводится анализ ключевых положений Конституции Российской Федерации, приказов Генеральной прокуратуры РФ , связанных с организацией, проведением и повышением эффективности прокурорского контроля. Значение приказов Генерального прокурора Российской Федерации в защите конституционных прав человека и гражданина, прежде всего, определяется тем, что в них на основании анализа состояния законности (правонарушаемости) указываются те виды конституционных прав граждан на проверку соблюдения (исполнения), которых всем подчиненным прокурорам следует обратить особое внимание.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Коробейников Борис Васильевич,

Public prosecutor’s supervision an important security measure of the rights of a person and a citizen

The author of the article notes that the rights and freedoms of the person participating in criminal procedure, civil and procedural, administrative, labour, housing relations and other types of relations are defined and regulated by different types of federal legislation, and protection of these rights is one of priority problems of supervising activity of bodies of prosecutor’s office. At the present stage, the problem of the rights and personal freedoms is particularly topical, therefore also activity of prosecutors within the specified direction is especially topical. The author of the article considers that orders of the Prosecutor General of the Russian Federation play very important role in protection as constitutional rights and freedoms of a person and a citizen, and the rights and freedoms provided on the basis of standards of the Constitution in federal legislation in other respects. The analysis of key provisions of the Constitution of the Russian Federation, the orders of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation connected with organization, carrying out and increase of efficiency of public prosecutor’s control is provided in the work. Value of orders of the Prosecutor General of the Russian Federation in protection of constitutional rights of a person and a citizen, first of all, is defined by the fact that in them, on the basis of the analysis of condition of legality (delinquency rate), those types of constitutional rights of citizens are indicated, check of observance (execution) of which all subordinated prosecutors should pay special attention to.

7. ПолищукН.И. Парадигма гуманизации современной правовой политики России // X Всероссийские декабрьские юридические чтения в Костроме: сб. материалов: в 3 т. / сост. В.В. Груздев. — Кострома, 2013.

8. Полищук Н.И. Правовые проблемы моратория на смертную казнь // Современное право. —

2007. — № 8. — С. 92-96.

9. Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта. 2-е изд., испр. и доп. — Воронеж,

10. Полищук Н.И. Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации на современном этапе его развития // Вестник юридического факультета Коломенского института (филиала) МГОУ им. В.С. Черномырдина: науч.-практ. журн. — Коломна, 2012. — Вып. 7.

11. Полищук Н.И., Вороненков Д.Н. Правовые реформы и развитие национальной пенитенциарной системы // Современное право. — 2013. — № 5. -С. 89-94.

12. Уголовный процесс / под ред. В.П. Божьева, 3-е изд. — М.: Спарк, 2002. — 704 с.

Коробейников Борис Васильевич

доктор юридических наук, профессор заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ Академия Гэнеральной прокуратуры Российской Федерации

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР — ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Автор статьи отмечает, что права и свободы человека, участвующего в уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административных, трудовых, жилищных и других видах отношений, определяются и регулируются различными видами федерального законодательства, а защита этих прав является одной из приоритетных задач надзорной деятельности органов прокуратуры. На современном этапе проблема прав и свобод личности стоит очень остро, поэтому и деятельность прокуроров в рамках указанного направления оказывается особенно актуальной.

Автор статьи считает, что приказы Генерального прокурора Российской Федерации играют очень важную роль в защите как конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и прав и свобод, предусмотренных на основании норм Конституции в ином федеральном законодательстве. В работе приводится анализ ключевых положений Конституции Российской Федерации, приказов Генеральной прокуратуры РФ, связанных с организацией, проведением и повышением эффективности прокурорского контроля. Значение приказов Генерального прокурора Российской Федерации в защите конституционных прав человека и гражданина, прежде всего, определяется тем, что в них на основании анализа состояния законности (правонарушаемости) указываются те виды конституционных прав граждан на проверку соблюдения (исполнения), которых всем подчиненным прокурорам следует обратить особое внимание.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, прокурорский надзор, Конституция, Генеральная прокуратура РФ.

Основные права человека и гражданина Российской Федерации предусмотрены в статьях 17-64 главы II Конституции Российской Федерации. Будучи частью Основного закона России, они являются правовой основой для последующей конкретизации тех или иных прав в федеральном законодательстве, регулирующем различные сферы общественных отношений, в которых участвует человек и гражданин. Права и свободы человека, участвующего в этих отношениях, определяются и регулируются различными видами федерального законодательства. Это уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное, трудовое, жилищное и многие другие виды законодательства. Защита этих прав является одной из приоритетных задач надзорной деятельности органов прокуратуры.

На современном этапе социально-экономического и политического развития Российского государства и общества значение прав и свобод человека существенно возросло. Поэтому из I главы

Генеральный прокурор Российской Федерации уделяет этому направлению надзорной деятельности подчиненных прокуроров повышенное внимание. Об этом свидетельствует то, что за период с 1993 по 2013 год количество изданных (опубликованных) приказов этого направления занимало третье место в общем числе всех приказов, посвя-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- № 1, 2015

щенных всем направлениям прокурорской надзорной деятельности.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации играют очень важную роль в защите как конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и прав и свобод, предусмотренных на основании норм Конституции в ином федеральном законодательстве. Жизнь показывает, что установленные государством даже в Конституции Российской Федерации права и свободы нередко нарушаются. Так, в 2013 году прокурорами было выявлено 3016244 нарушений прав граждан, а за период 2011-2013 годов прокурорами в интересах граждан было предъявлено в суды более 2,2 милн. исков на сумму 34,4 млрд. рублей [6, с. 41]. Без помощи прокуратуры гражданам пришлось бы тратить много сил и времени, чтобы восстановить нарушенные права.

Такая распространенность нарушений прав и свобод граждан не могла не вызвать озабоченность Генерального прокурора Российской Федерации, что и повлекло активное издание приказов, направленных на активизацию и совершенствование деятельности прокуроров в рассматриваемом направлении.

Читайте также:  Кто больше зарабатывает адвокат или прокурор

Предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами права человека и гражданина обеспечиваются экономическими, политическими, социальными и иными структурами государства. Органы прокуратуры и возглавляющий их Генеральный прокурор Российской Федерации защищают эти права и свободы от любых посягательств путем выявления их нарушений и принятия мер к их устранению, т.е. восстановлению нарушенных прав.

Особого внимания Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных прокуроров по защите конституционных прав групп населения, имеющих ограниченные возможности самостоятельной защиты этих прав.

К числу таких социальных групп, прежде всего, относятся несовершеннолетние.

Особого внимания к соблюдению Конституционных прав несовершеннолетних Генеральный прокурор Российской Федерации требует от про-

куроров, осуществляющих надзор на стадиях досудебного и судебного судопроизводства, а также в процессе исполнения наказания, назначенного судом несовершеннолетним за совершенные правонарушения и преступления (ст. 47-50).

В этом приказе Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных прокуроров обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и действующим законодательством. В прилагаемой к приказу Инструкции подробно рассмотрен порядок приема устных и письменных обращений граждан в связи с нарушениями их законных, прежде всего, конституционных прав, порядок разрешения обращения граждан, сроки рассмотрения обращений, порядок направления ответов на обращения, организация приема заявителей в органах прокуратуры.

Таким образом, исполнение названного приказа Генерального прокурора Российской Федерации является определенной гарантией своевременного и объективного разрешения в органах прокуратуры обращений граждан в связи с нарушением их конституционных прав.

Издание Генеральным прокурором Российской Федерации приказов, с требованием обратить особое внимание на надзор за соблюдением тех или иных конституционных прав человека и гражданина повышает активность сотен прокуроров, в чью компетенцию входит это направление надзора. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению всеми подчиненными ему прокурорами. В результате возрастает количество проверок соблюдения соответствующего законодательства, количество выявленных и устраненных правонарушений, повышается уровень соблюдения конституционных прав человека и гражданина.

В приказах Генерального прокурора Российской Федерации не только определяются наиболее важные направления в деятельности прокуроров по защите конституционных прав граждан, но и указываются наиболее эффективные правовые средства и методы, которые должны применять прокуроры в этой деятельности.

Виды применяемых средств и методов их применения существенно зависят от вида нарушенного законодательства и субъектов, совершивших правонарушения. С учетом этого набор и характеристика указанных, наиболее эффективных

Так, в вышеназванном приказе от 07.12.2007 № 195 указано:

1. В целях выявления фактов нарушения конституционных прав граждан надзор за законностью правовых актов осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности, а проверку исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращения граждан и т.п.)

2. В качестве повода для прокурорских проверок соблюдения конституционных прав человека и гражданина рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики и других материалов, содержащих данные о нарушениях законности.

В приказе от 27.11.2007 № 189 предусмотрено:

1. Уделять особое внимание защите конституционных прав потерпевших от преступления, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

2. Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время.

3. Систематически информировать общественность о мерах, принимаемых прокурорами по усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

4. Комплексно, не реже одного раза в полугодие анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. Результаты обобщения использовать для совершенствования организации надзора.

5. Положение о соблюдении конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.

Особенно много указаний организационного и методического характера содержится в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188. Назовем в качестве примера лишь некоторые из них:

1. Пресекать принятие региональных нормативных актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей.

2. Усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи и законностью их деятельности.

3. Привлекать специалистов Федеральной службы по труду и занятости к проверкам соблюдения конституционных прав несовершеннолетних на труд и охрану безопасности труда, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса.

4. Принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, активно влиять на реализацию комиссиями правозащитных функций. Периодически анализировать практику деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Обеспечить прокурорский надзор за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по выявлению и учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей.

6. Остро реагировать на случаи использования административного задержания несовершеннолетних в целях оказания давления на них для признания ими вины в совершении преступления. Организовать контроль за фактическим устранением нарушений конституционных прав и свобод несовершеннолетних.

7. Привлекать к работе по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи наиболее квалифицированных и опытных работников.

Перечисленные мероприятия составляют лишь часть обязательных для исполнения методических указаний, содержащихся в выше названном приказе Генерального прокурора Российской Федерации, бесспорно повышающих уровень защиты органами прокуратуры конституционных прав и свобод несовершеннолетних и молодежи.

В приказе от 10.01.2013 № 45, как и в предыдущих приказах, дается ряд методических указаний о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры.

Наиболее важные из них состоят в следующем:

1. Организовать изучение Инструкции прокурорскими работниками и государственными гражданскими служащими органов прокуратуры Российской Федерации.

2. Работу по рассмотрению обращений и приему граждан анализировать, обобщать, а итоги анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.

3. Учитывать, что утвержденная Инструкция устанавливает общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией процессуальных прав и интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений, обращений депутатов, военнослужащих и некоторых иных обращений, а также приема граждан регу-

лируются регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Помимо рассмотренных компонентов содержания Приказы Генерального прокурора Российской Федерации содержат, и некоторые рекомендации относительно мер, принимаемых прокурорами к нарушениям конституционных прав граждан и лицам их нарушивших.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации регулируют деятельность прокуроров по защите конституционных прав человека и гражданина не только во всех направлениях прокурорского надзора, но и в иных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе в процессе участия прокуроров в рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Любое преступление, причиняющее вред человеку, нарушает его конституционные права. Так, совершение кражи (ч. 2. ст. 158 УК РФ) является одним из самых распространенных преступлений. В 2013 г. было зарегистрировано 186363 кражи, совершенных из жилища или квартиры. В результате совершения этого преступления одновременно нарушалось право граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Так, в 2013 году органами прокуратуры было выявлено и, следовательно, пресечено 231638 нарушений жилищных прав граждан (ст. 40 Конституции РФ), более 1 миллиона нарушений трудовых прав граждан, в том числе 126200 нарушений законодательства об охране труда (п. 3 ст. 37 Конституции РФ), 60878 нарушений миграционного законодательства (ст. 27 Конституции РФ) и т.д.

Читайте также:  Как подать коллективный иск в прокуратуру

Особое внимание в названном приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 № 181 уделяется защите конституционных прав лиц, которые сами по уважительным причинам не могут обратиться в суд.

В приказе даются конкретные методические рекомендации прокурорам, защищающим конституционные права граждан в гражданском процессе. В частности, Генеральный прокурор Российской Федерации требует, чтобы лица, участвующие в рассмотрении судами гражданских дел, тщательно готовились к судебному заседанию, изучали материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском или заявлением, анализировали законодательство, применимое при рассмотрении дела, оценивали имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и до-

пустимости. Все это, безусловно, обеспечивает успешную защиту конституционных прав граждан.

— Юрий Яковлевич, насколько изменились функции прокуратуры с принятием 20 лет назад Конституции России? Как прокуратура защищает права и свободы граждан?

Юрий Чайка: Основная задача прокуратуры — надзор за точным и единообразным исполнением законов. Все равны перед законом. Это основополагающий принцип любого правового государства. Что же касается приоритетов, то прокуратура исторически была наделена широчайшими полномочиями. Как в рамках надзора за законностью уголовного преследования, так и вне уголовно-правовой сферы. В современной России прокурор в первую очередь исходит из интересов человека, защищая реализацию его конституционных прав. А также он стоит на защите фундаментальных основ общества. Фактически прокуратура является неотъемлемой частью государственного аппарата, посредством которого защищаются конституционные права граждан, обеспечивающие равенство всех перед судом и законом.

Это право граждане нашего государства обрели 20 лет назад, когда страна сделала глобальный шаг к формированию правового государства — 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Она закрепила в качестве высшей ценности самого человека, установив, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Тем самым государство прямо повернулось лицом к человеку. При этом важно отметить, что Конституция установила мораторий на издание законов, отменяющих или умаляющих права граждан.

Соблюдение норм конституционной законности стало фундаментом, на котором строилось современное правовое пространство. И прокуратура играет здесь одну из ключевых ролей.

— Мы знаем, что прокуроры сталкивались в те годы с большим количеством проблем и трудностей. Но все-таки вы можете выделить основную, глобальную задачу, стоявшую перед прокуратурой?

Юрий Чайка: Да, действительно, проблем и задач у прокуратуры было великое множество. Но для того, чтобы решать эти задачи, нужно было вначале сохранить государство. Нашу Родину — Россию. Как единую и неделимую территорию. Поэтому борьба с центробежными силами, которые пытались на законодательном уровне закрепить за собой право сецессии — единоличного решения о выходе из состава России, стала основополагающей. Органам прокуратуры пришлось приложить колоссальные усилия для формирования единого конституционного правового пространства и обеспечения целостности федеративного устройства. Усилиями прокуроров были внесены необходимые изменения в более чем 60 региональных конституций и уставов. Изначально, в 2001 — 2002 годах, около 30 процентов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречили Конституции и федеральному законодательству

— Ну, с этой задачей вы справились успешно. А насколько послушны регионы сейчас, все ли правовые акты принимаются в соответствии с федеральным законодательством?

Юрий Чайка: Да, к сожалению, и в настоящее время на местах мы выявляем большое количество нарушений. К счастью, за последние годы нам удалось сформировать эффективную систему мониторинга по выявлению и пересмотру незаконных правовых норм.

Только в первом полугодии 2013 года свыше 1,4 тысячи региональных нормативных правовых актов приведены прокурорами в соответствие с федеральным законодательством. Более 90 чиновников, трактовавших закон к своему удобству, привлечены к различным видам ответственности. За этими цифрами кроются многочисленные нарушения закона, касающиеся конституционных прав граждан. В частности таких, как гражданские, трудовые, семейные, пенсионные, жилищные, избирательные и другие.

— В советское время прокуратуру нередко называли «бюро жалоб простого человека». А как с этим обстоят дела сейчас? Работаете ли вы с жалобами граждан, пресекаете ли нарушения их законных прав, закрепленных в Конституции? Не сводится ли работа прокуратуры к банальным юридическим отпискам?

Юрий Чайка: Да, мы работаем и с письменными обращениями граждан, и непосредственно принимаем самих заявителей. Только в прошлом году количество поступивших в адрес органов прокуратуры обращений превысило 3 миллиона 600 тысяч. Из них почти 1 миллион жалоб был принят на личном приеме. Как правило, мы удовлетворяем каждое пятое из разрешенных обращений. Прокуроры принимают все необходимые меры по восстановлению нарушенных прав. Фактически мы сейчас единственный орган, который бесплатно на высоком профессиональном уровне оказывает гражданам юридическую помощь. При этом просматривается тенденция постоянного увеличения числа поступающих обращений, что говорит о росте доверия граждан к прокуратуре.

В своей работе мы обязательно акцентируем внимание на защите социально уязвимых групп населения: пенсионеров, ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних. В частности, только благодаря своевременному вмешательству прокуроров более 2,5 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны были обеспечены комфортным жильем. Нами ежегодно восстанавливаются права свыше 500 тысяч граждан на своевременную оплату труда. Есть и другие, не менее значимые примеры.

— А как связана правозащитная деятельность прокуратуры, надзорного органа, с рекомендациями Европейского суда по правам человека?

Юрий Чайка: Как обращает внимание Европейский суд по правам человека, к числу фундаментальных конституционных ценностей следует отнести защиту граждан от необоснованного уголовного преследования. Органы прокуратуры, надзирая за исполнением законов, в том числе и в этой сфере, формируют барьер беззаконию. Защищая права и свободы человека, мы не бросаем его в беде на всех стадиях уголовного процесса. Это касается и судебного разбирательства, где у нас значительно больше полномочий, чем на стадии предварительного следствия. Прокуроры для многих попавших в беду остаются последними часовыми надежды.

Благодаря принципиальной позиции прокуратуры, основанной на строгом исполнении законов, в прошедшем году более 5,5 тысячи человек избежали необоснованного заключения под стражу на стадии предварительного следствия. В сфере защиты прав потерпевших от уголовных преступлений по инициативе органов прокуратуры было отменено свыше 2,5 миллиона незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и около 400 тысяч решений о приостановлении и прекращении расследования. А за последние 3 года благодаря прокурорам были устранены 12 миллионов нарушений прав участников уголовного процесса.

Подводя итоги, мне хотелось бы отметить: 20 лет для истории страны — это ничтожно мало. Но 20 лет в жизни конкретного человека — это очень и очень много. Ведь за это время на новых конституционных принципах выросло целое самодостаточное поколение, которое приходит к нам на смену. И я надеюсь, что в их лице мы получим мощного союзника в деле укрепления устоев российской государственности, конституционной законности и формирования правового государства.

16 марта 2010 года

Еще раз о защите прокурором социальных прав граждан в судебном порядке

При защите нарушенных социальных прав граждан наиболее эффективной мерой прокурорского реагирования является обращение в суд. В целях устранения выявленных нарушений данная мера применяется наряду с иными мерами прокурорского реагирования (принесение прокурором протеста на незаконный правовой акт, внесение в адрес руководителя предприятия представления об устранении нарушений трудового, пенсионного и иного законодательства, объявление руководителю предостережения о недопустимости нарушения).

Читайте также:  Кому подчиняется система прокуратуры рк

Полномочия прокурора по участию в гражданском процессе определены статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ранее прокурор вправе был обратиться в суд в защиту интересов конкретного гражданина только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не мог сам обратиться в суд. При обращении в прокуратуру района с ходатайством о предъявлении в суд иска заявитель должен был указывать конкретные причины, по которым он сам не мог обратиться в суд. В подтверждение данного обстоятельства он должен был представлять соответствующие документы (о возрасте, состоянии здоровья, финансовом положении и другие).

Федеральным законом от 05 апреля 2009 года N 43-ФЗ внесены дополнения в статью 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных отношений) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При обращении прокурора в суд за защитой права граждан на оплату труда или других выше указанных социальных прав теперь не требуется представлять доказательства невозможности самостоятельного обращения гражданина в суд. В прокуратуру района гражданин может обратиться с заявлением о предъявлении в его интересах иска в суд, изложив сведения о нарушенном или оспариваемом праве и представив имеющиеся доказательства. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление на обращение в суд фиксируется прокурором в письменной форме. Поступившее обращение приобщается к направляемому прокурором в суд заявлению в подтверждение наличия воли гражданина на защиту его прав в судебном порядке.

В случае, когда гражданин по объективным причинам не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурором принимаются меры к сбору необходимых доказательств в ходе проверки поступившего обращения.

Внимание прокуроров сосредоточено, в первую очередь, на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), то есть лиц, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры является защита трудовых прав граждан. В ходе прокурорских проверок устанавливаются многочисленные факты задержки выплаты работникам заработной платы. Однако при не поступлении от работников заявлений о защите их права на оплату труда, прокуроры лишены возможности направления в суд помимо воли работников заявлений о взыскании в их пользу задолженности по заработной плате.

Защита прокурором в судебном порядке иных прав граждан, не относящихся к социальным (земельных, наследственных, жилищных и других имущественных прав), по-прежнему, допускается только в случае невозможности их самостоятельного обращения в суд в силу возраста, состояния здоровья и других уважительных причин.

В суд прокурор обращается за защитой нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов граждан. Бывают случаи, когда гражданин заблуждается в наличии у него права на получение пособия, на первоочередное предоставление жилой площади или наличии какого-либо иного социального права. В таких случаях прокурор, рассмотрев обращение о предъявлении иска в суд и установив отсутствие нарушения законных прав и интересов, отказывает в удовлетворении поступившего в органы прокуратуры обращения.

На прокурора, как и на самих граждан, распространяются установленные законом сроки исковой давности и процессуальные сроки для обращения за защитой в суд. В ряде случаев граждане обращаются к прокурору с ходатайством о предъявлении в их интересах иска в суд по истечении установленного для защиты их прав срока (Например: о взыскании задолженности за неиспользованный отпуск за 2006 – 2007 рабочий год или об оспаривании приказа об увольнении в 2007 году за прогулы и с другими требованиями). Какие-либо доказательства уважительности причин пропуска срока прокурору не представляются. В таких ситуациях прокурор лишен возможности защиты в судебном порядке их прав по причине истечения установленных законом сроков для обращения в суд за защитой трудовых прав и невозможности представления суду доказательств уважительности причин их пропуска.

Срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании актов органов местного самоуправления об отказе в постановке на очередь на получение жилищной субсидии, жилой площади в первоочередном порядке и других составляет в соответствии со статьей 256 ГПК РФ три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Во многих случаях граждане, являющиеся трудоспособными, самостоятельно не обращаются в установленный срок в суд за защитой своих прав. По истечении длительного времени обращаются в органы прокуратуры за защитой их прав в судебном порядке, не представляя каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока. Такие обращения не могут быть удовлетворены органами прокуратуры.

Прокурор обращается в суд в защиту интересов гражданина. В соответствии с частью 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ он пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности. Обязан представлять суду доказательства нарушения законных прав гражданина, при направлении в суд заявления с пропуском сроков исковой давности или процессуальных сроков для обращения в суд — доказательства уважительности причины пропуска срока. Однако он лишен права заключения с ответчиком мирового соглашения. Таким правом наделен только сам гражданин, в интересах которого обратился прокурор в суд. В связи с этим прокурор лишен возможности удовлетворить ходатайство гражданина о предъявлении иска в суд в его интересах в случае, если ранее гражданин уже воспользовался правом на судебную защиту и в удовлетворении иска ему отказано.

При обращении в прокуратуру часто путают полномочия прокурора по обращению прокурора в суд с заявлением, определенные в части 1 статьи 45 ГПК РФ, и полномочия по участию прокурора в рассмотрении судом категорий гражданских дел, определенных в части 3 данной статьи РФ и других федеральных законах (о восстановлении на работе, о выселении, о возмещении вреда здоровью, о лишении родительских прав и другие). В часть 3 статьи 45 ГПК РФ каких-либо изменений или дополнений выше указанным Федеральным законом от 05.04.2009 N 43-ФЗ не вносилось. В связи с этим, предоставление прокурору полномочий на обращение в суд в интересах граждан с заявлениями о защите их социальных прав не дает прокурору право на участие в рассмотрении ранее заявленных гражданами требований о взыскании пенсий или пособий, предоставлении жилого помещения и защите других социальных прав, а также право на обжалование в вышестоящие судебные инстанции вынесенных по ним судебных актов.

Заместитель прокурора Клинцовского района
советник юстиции В.Н. Дорохин

Источники:
http://rg.ru/2013/12/12/chayka.html
http://www.klintsy.ru/prokuror/view.php?id=71

Читайте также:
Adblock
detector