Как прокурор проверяет ивс

Дата размещения статьи: 12.06.2016

Прокурорский надзор за законностью содержания задержанных в изоляторах временного содержания (далее — ИВС) является направлением прокурорской деятельности, которому в последнее время уделяется все большее внимание.
Согласно требованиям п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 8 августа 2011 г. N 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» (далее — Приказ N 237) прокуроры обязаны ежедневно посещать ИВС, не менее одного раза в год осуществлять проверки изоляторов совместно с представителями общественности (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.
———————————
Законность. 2011. N 12.

Проверка законности содержания в ИВС лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, не может сводиться только к изучению копий протоколов задержания в порядке ст. 91 УПК РФ. Необходимо одновременно проверять законность задержания лица по подозрению в совершении преступления.
На наш взгляд, задержание будет незаконным во всяком случае, когда лицо задержано без возбуждения уголовного дела, задержание произведено ненадлежащим должностным лицом, лицо задержано по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, отсутствуют предусмотренные УПК РФ основания для задержания.
В связи с этим ежедневно, после проведения проверки в ИВС прокурору необходимо выяснять, возбуждены ли уголовные дела по признакам преступлений в связи с подозрением, в которых лица задержаны. Так, в ходе проверки в одном из ИВС прокурором установлено, что лицо было задержано по подозрению в совершении преступления, находилось в ИВС, а в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления. Прокурором по результатам проверки направлены материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Такие же меры прокурорского реагирования, на наш взгляд, должны применяться, когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, так как это также будет являться заведомо незаконным задержанием и, следовательно, превышением должностных полномочий сотрудником органа дознания или следователем.
Что же касается отсутствия оснований задержания, предусмотренных УПК РФ, то это вряд ли возможно установить только при посещении ИВС. Вполне возможно, что протокол задержания составлен по установленной форме, в нем отмечены основания задержания, предусмотренные ст. 91 УПК РФ. Для того же, чтобы установить, имели ли место эти основания, необходимо изучить материалы уголовного дела.
Так, Гудермесским межрайонным следственным отделом Следственного управления СК России по Чеченской Республике возбуждено уголовное дело 10 апреля 2014 г. по ч. 1 ст. 105 УК РФ в связи с обнаружением при тушении пожара трупа с признаками насильственной смерти.
Обвинение в убийстве названного лица 21 апреля 2014 г. предъявлено Т.З.С., М.С.З. и Б.З.М. Их действия квалифицированы по пунктам «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом 12 июля 2014 г., т.е. по истечении трех месяцев, получены показания малолетнего ребенка о том, что он 12 апреля 2014 г. слышал из ванной комнаты разговор Т.З.С. и Т.М.С. о причастности последнего к данному убийству и его желании выехать за границу.
Несмотря на то что Т.М.С. не скрывался от следствия, он лишь 20 ноября 2014 г. задержан по подозрению в совершении убийства. При этом в протоколе задержания в порядке ст. ст. 91 — 92 УПК РФ указано, что он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, тогда как уголовное преследование Т.З.С., М.С.З. и Б.З.М. осуществляется по пунктам «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, т.е. протокол задержания противоречит фактическим обстоятельствам и правовой оценке содеянного. Принятое решение о задержании обосновано ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ: потерпевший и очевидцы указывают на Т.М.С. как на лицо, совершившее преступление. Между тем по уголовному делу очевидцев совершения преступления не имеется.
С учетом этих и других нарушений, допущенных при задержании Т.М.С., прокуратурой республики 21 ноября 2014 г. он освобожден из ИВС в порядке ч. 2 ст. 10 УПК РФ. Прокуратурой было признано, что оснований задержания, предусмотренных ст. 91 УПК РФ, в данном случае не имелось.
В удовлетворении ходатайства об отмене названного постановления прокурором республики было отказано.
В этой связи Следственным управлением СК России по Чеченской Республике действия прокуратуры Республики обжалованы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В частности, указывалось, что прокурор не вправе отменять процессуальные решения следователя, кроме случаев, предусмотренных законом, и вмешиваться в осуществление следователем уголовного преследования. Отказывая в удовлетворении ходатайства, Генеральная прокуратура Российской Федерации также отметила, что освобождение Т.М.С. из ИВС было обусловлено нарушениями, допущенными при его задержании. Данное решение никоим образом не препятствует следственному органу в осуществлении его уголовного преследования и, при наличии к тому достаточных оснований, применении в отношении последнего любых мер процессуального принуждения. Однако задержание не могло быть применено, так как предусмотренные законом основания отсутствовали .
———————————
См.: Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам: Дис. канд. юрид. наук. М., 2015.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ прокурор обязан незамедлительно освобождать своим постановлением лиц, срок содержания которых под стражей истек. В этом случае следует руководствоваться ч. ч. 2 и 3 ст. 94 УПК РФ.
Целый ряд вопросов возникает в связи с проверкой законности действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Так, ч. 2 ст. 95 УПК РФ в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускает встречи с подозреваемым, обвиняемым, содержащимся в ИВС, сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело. Поэтому при проверке прокурор обязан выяснить, не предоставляется ли встреча с задержанным без разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело; каким образом учитывается наличие соответствующего разрешения на вывод содержащихся в изоляторе лиц к сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; не допускается ли вывод для встречи с подозреваемым, обвиняемым, содержащимся в ИВС, сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или для участия в оперативно-розыскных мероприятиях, во время приема-сдачи дежурств, во время приема пищи или в ночное время.
Также необходимо выяснять, не допускается ли расширительное толкование указанных в ч. 3 ст. 164 УПК РФ случаев, не терпящих отлагательств, когда допускается производство следственных действий в ночное время. На наш взгляд, основанием для проведения таких действий в ночное время может являться опасность утраты доказательств, оказания давления на подозреваемого, обвиняемого, необходимость немедленного получения информации от подозреваемого, обвиняемого, в связи с угрозой жизни и здоровью людей, государственной, общественной, военной, экономической или экологической безопасности. При отсутствии таких оснований вывод подозреваемых и обвиняемых из камер по вызовам следователей (дознавателей) в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня) запрещается.
Также необходимо выяснять, соблюдается ли право подозреваемого, обвиняемого на защиту, в том числе на свидание с защитником. Вместе с тем не следует забывать, что такие свидания должны проходить только с защитниками-адвокатами, которые приглашены или назначены для осуществления защиты по данному уголовному делу. Так, прокуратурой Новгородской области выявлялись случаи, когда на свидание с подозреваемыми, обвиняемыми являлись адвокаты, которые не были по данным делам участниками уголовного судопроизводства. Тем не менее им предоставлялись свидания с лицами, содержащимися в ИВС. Следует также выяснять, не допущены ли к следственным действиям, производству амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз и других исследований на территории ИВС лица, не отраженные в письменном указании органов дознания, следственных органов или суда.
При проверке необходимо также выяснять, соответствуют ли требованиям законодательства условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС .
———————————
См., например: Чеботарев В. Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор // Законность. 2007. N 3. С. 6 — 9.

Читайте также:  Что делают студенты на практике в прокуратуре

В соответствии с требованиями п. 1.6 Приказа N 237 в случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия прокуроры обязаны организовывать тщательную проверку. Здесь, как представляется, необходимо руководствоваться правовыми позициями Европейского суда по правам человека, сформулированными, например, в Постановлении по делу «Самарцев против России». Самарцев, содержавшийся под стражей в ИВС УМВД г. Набережные Челны Республики Татарстан, заявил о причинении ему телесных повреждений сотрудниками правоохранительных органов, в связи с чем в ИВС вызывалась скорая медицинская помощь. Следователем в возбуждении уголовного дела по заявлению Самарцева было отказано в связи с тем, что его заявление не нашло своего подтверждения, а телесные повреждения Самарцев мог получить в камере в результате падения со спального места. В Постановлении Европейского суда по правам человека указано, что расследование по заявлению Самарцева было неэффективным, не были проведены необходимые проверочные действия, не установлено достоверно, при каких именно обстоятельствах были причинены Самарцеву телесные повреждения.
В ряде других постановлений Европейского суда по правам человека неэффективным расследованием считается сам факт отказа в возбуждении уголовного дела, если доследственная проверка не позволила достоверно установить указанные обстоятельства. В связи с этим прокурору необходимо обеспечивать надзор за процессуальной деятельностью следователей, проводящих доследственную проверку по сообщениям о причинении лицам, содержащимся в ИВС, телесных повреждений. При наличии оснований прокурор должен отменять незаконные постановления следователей об отказе в возбуждении уголовного дела, направлять требования об устранении нарушений закона.
Изложенное выше позволяет утверждать, что надзор за законностью содержания задержанных в изоляторах временного содержания является комплексным направлением прокурорской деятельности. Эту деятельность нельзя сводить лишь к проверке наличия протоколов задержания, их правильного оформления, соблюдения сроков и условий содержания задержанных.
В связи с этим, если ежедневные проверки в ИВС должны проводиться работниками прокуратуры по графику, возглавлять работу по надзору за законностью содержания задержанных в ИВС должен прокурор (заместитель прокурора), имеющий необходимые процессуальные полномочия в соответствии с УПК РФ и являющийся уполномоченным прокурором для осуществления надзора за исполнением требований Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» . Только это, на наш взгляд, позволит избежать формализма в осуществлении надзора, когда прокурор постоянно фиксирует одни и те же нарушения, касающиеся исключительно сроков задержания и бытовых условий содержания задержанных. Прокурор же обязан принимать меры к выявлению и устранению нарушений прав и свобод граждан при применении мер процессуального принуждения и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе связанных с незаконным применением в отношении задержанных насилия. Каждый такой случай должен эффективно расследоваться, а виновные привлекаться к установленной законом ответственности.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

1. Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2015.
2. Чеботарев В. Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор // Законность. 2007. N 3.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 августа 2011 г. N 237
«Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)»

Результаты проверок условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, конвойных помещениях судов и на гауптвахтах (далее — места принудительного содержания) свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований федерального законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей.

Наиболее распространенными нарушениями продолжают оставаться несоблюдение санитарных норм в камерах, ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, находящихся в местах содержания под стражей, отсутствие должного питания, непринятие необходимых мер по поддержанию режимных требований и изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также нарушение сроков содержания под стражей.

Значительная часть выявленных нарушений закона связана с ненадлежащим материально-бытовым обеспечением изоляторов временного содержания вследствие недостаточного финансирования.

В целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, исполнением требований Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, осуществляющим надзор за исполнением законов в местах принудительного содержания, добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме.

1.1. Обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке.

1.2. Обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность.

Читайте также:  Как подать резюме в прокуратуру

1.3. Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных и заключенных под стражу в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.

1.4. В целях обеспечения общественного контроля за деятельностью специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ и гауптвахт не реже одного раза в год осуществлять проверки мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации (их представителями).

1.5. Незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

1.6. В ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу обращать внимание на оказание им медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соблюдение противопожарных норм и правил.

В случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия организовывать тщательную проверку.

При возникновении в местах содержания задержанных и заключенных под стражу происшествий (побег, суицид, попытка суицидальной демонстрации) руководителям территориальных, специализированных и военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Материалы проверки при наличии оснований направлять в соответствующие следственные органы в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.7. Проверять на соответствие федеральному законодательству каждый случай водворения подозреваемых, обвиняемых в карцер изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, в одиночные камеры на гауптвахтах.

1.8. При обнаружении нарушений закона тщательно выявлять причины и принимать меры к их устранению.

1.9. При поступлении сведений о жалобах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека проводить тщательные проверки фактов несоблюдения их прав и принимать незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законов.

1.10. В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления прав граждан, наказания виновных должностных лиц.

Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.

1.11. Обращать особое внимание на организацию и осуществление ведомственного контроля в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей, а также использование предоставленных финансовых средств на функционирование и деятельность специальных приемников, изоляторов временного содержания и гауптвахт.

1.12. Не менее одного раза в полугодие проверять совместно с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов).

В ходе проверки обеспечить исполнение требований закона в части надлежащего санитарно-технического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения зданий и помещений суда противопобеговым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения.

2. Прокурорам районов, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур ежедневно проверять в специальных приемниках и изоляторах временного содержания органов внутренних дел условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно.

3. Транспортным прокурорам проводить проверки изоляторов органов внутренних дел на транспорте, военным прокурорам — изоляторов временного содержания пограничных органов ФСБ России и гауптвахт.

При поступлении в адрес транспортной прокуратуры жалоб подозреваемых, обвиняемых и иных лиц на условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел направлять их для рассмотрения в территориальный орган прокуратуры.

4. Военным прокурорам организовывать проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания.

Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения эффективности мер прокурорского реагирования. В этих целях вопросы, связанные с обеспечением законности в специальных приемниках, изоляторах, на гауптвахтах, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

Докладные записки о состоянии надзора представлять ежегодно не позднее 25 января и 25 июля:

в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — о нарушениях прав граждан при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и помещениях для подсудимых и конвоя в судах;

в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере — о нарушениях прав граждан при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел на транспорте;

в Главную военную прокуратуру — о нарушениях прав граждан при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах и в помещениях для подсудимых и конвоя в военных судах.

6. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре анализировать состояние надзора и законности за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, и использовать полученные результаты для совершенствования надзорной деятельности.

7. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере представлять не позднее 10 февраля и 10 августа аналитическую справку о состоянии надзора в указанной сфере в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью.

8. Управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью представлять обобщенную аналитическую справку заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающему за организацию работы на указанном направлении деятельности, не позднее 25 февраля и 25 августа.

9. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

10. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающих за организацию работы на указанных направлениях деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 августа 2011 г. N 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)»

Читайте также:  Как узнать кто ведет дело в прокуратуре

Текст приказа опубликован в журнале «Законность», 2011 г., N 12

А) Территориальным прокурором;

Б) Специализированным прокурором;

В) Территориальным и специализированным прокурором совместно;

Г) Прокурором по надзору за исполнением законов в изоляторах временного содержания;

Д) Всеми перечисленными.

3. При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе посещать перечисленные органы и учреждения:

А) не реже 1 раза в квартал;

Б) в любое время;

В) только в рабочее время

4. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе опрашивать:

А) задержанных и заключенных под стражу;

Б) администрацию органа исполнения наказания;

В) руководителя органа исполнения наказания.

5. При осуществлении проверки законности нахождения лица в СИЗО прокурор должен исходить из того, что правовым основанием помещения в данное учреждение является:

А) постановление следователя;

Б) приговор суда, вступивший в законную силу;

В) постановление о возбуждении уголовного дела.

6. Прокурор, который осуществляет проверку законности содержания заключенных под стражу в СИЗО проходит на территорию данного учреждения:

А) по своему служебному удостоверению;

Б) по удостоверению, выданному руководителем ФСИН;

7. В случае, если во время проверки законности нахождения лиц в ИВС, прокурор обнаружил, что срок задержания лица истек 5 часов назад, то он:

А) своим постановлением обязует начальника ИВС освободить данное лицо;

Б) выносит предостережение об устранении нарушений законности;

В) своим постановлением немедленно освобождает лицо.

8. Порядок исполнения и отбывания уголовного наказания, за законностью которого прокуратура осуществляет надзор, определяется:

В) в постановлениях Правительства РФ.

9. В случае, если на осужденного было незаконно наложено дисциплинарное взыскание, прокурор вправе:

А) требовать объяснения от должностных лиц администрации соответствующего органа или учреждения;

Б) отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушении закона;

В) вносить протест.

10. Для органов прокуратуры РФ законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы является:

А) предметом постоянного внимания;

Б) предметом надзора за исполнением законов;

В) предметом надзора соответствующей отрасли прокурорского надзора

Ключевые слова по теме в английской редакции

Наказание – punishment

заключение под стражу – attachment

Подозреваемый – suspected person

Задержанный – apprehended

Заключенный – prisoner

Постановление суда – findings of the court

Изолятор – isolation ward

Тюрьма – prison

Тема № 8 Надзор за исполнением законов судебными приставами

1. Понятие и предмет надзора за исполнением законов судебными приставам.

2.Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами.

Нормативные акты и литература

Нормативные акты:

1. Конституция РФ//Российская газета.1993. 25 декабря. № 237.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ//СЗ РФ.2001. № 52. Ст.4921.

Литература:

1. Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов / под общ.ред Ю.Е. Винокурова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2008. – 460 с.

Дополнительная литература:

1. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор и отраслевая идентификация сферы исполнительного производства // Исполнительное право. 2012. № 2. С. 24-29.

2. Трошкин И.Ю. Надзор за исполнением законодательства судебными приставами // Законность. 2011. № 1. С. 22-25.

Практическое занятие по теме № 8

Задачи по теме

1. 27.09.2010 года прокурором Тверского района Смирновской области была проведена проверка деятельности Тверского РОСП, в ходе которой были изъяты исполнительные производства, находившиеся на исполнении у судебных приставов-исполнителей, а также исполнительные документы, поступившие в отдел.

Оцените действия прокурора. Вправе ли прокурор изъять неоконченные исполнительные производства и исполнительные документы?

2. Прокуратурой г. Костромской была проведена проверка реального исполнения судебных актов по искам прокурора в 2011-2012 годах, в ходе которой было установлено, что на исполнении Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Костромской УФССП России по Бориславской области находится исполнительное производство № 34….2010 о взыскании с Максимкина в пользу Бориславского областного фонда обязательного медицинского страхования денежных средств, возбужденное судебным приставом-исполнителем Тамариной на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей. Однако с момента возбуждения исполнительного производства исполнительных действий не принималось, решение мирового судьи не было исполнено, со стороны старшего пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району мер направленных на устранение бездействий судебного пристава-исполнителя Тамариной не принималось.

Примите решение от имени прокурора.

3. Шиликинский межрайонный прокурор Забакальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий судебного пристава-исполнителя незаконным. В ходе судебного разбирательства помощник прокурора уточнил свои требования и попросил признать бездействия судебного пристава-исполнителя Авдееву провести по исполнительному производству необходимый комплекс исполнительных действий. Судебный пристав-исполнитель Авдеева в свою очередь обратилась с жалобой, в которой указала на отсутствие полномочий у помощника прокурора на вступление в судебный процесс с уточненными требованиями.

Обоснована ли жалоба судебного пристава-исполнителя? Ответ обоснуйте, ссылаясь на соответствующий Федеральный закон и приказы Генерального прокурора.

Имеется ли в данном случае нарушение законодательства судебным приставом-исполнителем? Как должен поступить прокурор?

5.Заместитель прокурора Невского района направил требование, которое содержало поручение Невскому районному отделу УФССП России о предоставлении информации о количестве вынесенных постановлений об отказе в возбужении исполнительных производств за второе полугодие 2012 года.

Является ли требование прокурора законным? Вправе ли отдел УФССП России отказать прокурору в предоставлении такой информации?

Тест по теме

1. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставими своих функции, осуществляет:

А) Генеральный прокурор РФ;

В) Главный судебный пристав

А) 1 декабря 1997 г.,

Б) 1 января 1999 г.,

В) 5 марта 2000 г.

3. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются:

А) Президентом РФ;

Б) Министерством юстиции;

В) Генеральным прокурором.

4. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является:

А) соблюдение ими Конституции РФ, исполнение законов;

Б) законность принимаемых мер;

В) соблюдение прав граждан.

5. В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе:

А) возбудить дело об административном правонарушении;

Б) изучить неоконченное исполнительное производство;

Источники:
http://base.garant.ru/1357671/
http://megaobuchalka.ru/11/47806.html

Читайте также:
Adblock
detector