Принципы организации деятельности прокуратуры РК
Единство. Согласно ст.83 Конституции РК прокуратура составляют единую централизованную системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РК. Единство состоит в следующем:
Органы прокуратуры всех уровней выполняют единые функции. Основная: осуществление высшего надзора от имени РК за соблюдением Конституции РК и применением действующих на территории РК законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов.
Органы прокуратуры всех уровней в своей деятельности преследуют единые цели: обеспечение верховенства Конституции РК и законов, единство и укрепление законности, защита прав, свобод и интересов человека и гражданина, государственных интересов.
Прокуратура РК — это единая система, возглавляемая Генеральным прокурором РК.
- 1) обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур;
- 2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вьшеспжимми за выполнение служебных обязанностей;
- 3) осуществление вышестоящими прокурорами в необходимых случаях полномочий нижестоящих;
- 4) отмену, отзыв или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими;
- 5) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на действия и акты нижестоящих.
Генеральным прокурором республики могут быть установлены иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров.
Независимость. При осуществлении своих полномочий прокуратура независима от центральных и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. В законодательстве предусматривается ответственность, вплоть до уголовной, за воздействие на должностных лиц прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий. Прокурор не обязан давать какие-либо объяснения по существу проводимой им проверки применения законов.
Гласность. В ст.3 Законе “О прокуратуре Республики Казахстан” указано, что прокуратура действует гласно, ели это не противоречит охране прав и свобод граждан, а также требованиям закона о государственной или иной охраняемой законом тайне. Генеральный прокурор систематически информирует о состоянии законности Президента РК, нижестоящие органы прокуратуры информируют местные представительные и исполнительные органы, а также население. Данные следствия могут преданы гласности лишь с разрешения прокурора.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан, полномочия прокуроров определяются Конституцией Казахской ССР, настоящим Законом, законодательными актами, международными договорами, ратифицированными Республики Казахстан, а также приказами Генерального прокурора республики.
Правоохранительная деятельность в РК. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в РК. Суды и правосудие.Единовластие в системе правоохранительных органов. Прокуратура. Высший надзор за точным и единообразным применением законодательства РК. Прокурорский надзор. Система правоохранительных органов. Принципы осуществления правоохранительной деятельности в РК.
Всистеме правоохранительных органов МВД занимает центральное место, на него возложен наибольший объем работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений. Поэтому в системе МВД созданы многочисленные полицейские органы. Это: 1) криминальная полиция — она занимается предотвращением и раскрытием преступлений; 2) патрульная полиция — она организует охрану общественного порядка на улицах и в других общественных местах населенных пунктов; 3) дорожная полиция — она следит за соблюдением правил дорожного движения, за его безопасностью; 4) административная полиция, ее задача — предупреждение административных правонарушений; 5) специальные отряды полиции — они призваны обеспечивать правопорядок на важных охраняемых объектах и др.
Полиция Казахстана работает во взаимодействии с полицией других стран на основе международных соглашений. Казахстан является членом Интерпола — международной полицейской организации, которая оказывает помощь в поиске, задержании и передаче РК лиц, совершивших преступление на территории Казахстана.
Кроме полицейских органов МВД, действует финансовая полиция, а в Вооруженных силах — военная полиция.
В охране правопорядка большую роль играют органы Комитета национальной безопасности РК. Под руководством КНБ работают его территориальные органы, созданные в областях, городах.
В системе КНБ имеются контрразведывательные и разведывательные подразделения (служба «Барлау»); действует орган, обеспечивающий правительственные учреждения специальными видами связи и информации для обеспечения сохранности государственных секретов, и другие структуры.
Органы КНБ подчинены непосредственно Президенту РК. Главной задачей органов КНБ является борьба с разведывательной и враждебной деятельностью спецслужб иностранных государств и отдельных лиц, угрожающих безопасности РК. Эта борьба ведется в соответствии с законом путем применения как гласных, так и специальных негласных средств и методов.
Другим важным направлением деятельности органов КНБ является борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиков, коррупцией, контрабандой, получением взяток и другими тяжкими преступлениями.
Среди правоохранительных органов РК особое место занимает прокуратура. Деятельность ее многогранна и осуществляется во многих направлениях. Задачи прокуратуры определены в Конституции РК и специальном Законе «О Прокуратуре Республики Казахстан».
Основной задачей прокуратуры является осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов президента, других нормативных правовых актов всеми государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и их должностными лицами.
Цель прокурорского надзора — обеспечение на всей территории республики единой и прочной законности, выявление фактов нарушений требований законодательства и привлечение виновных к ответственности.
Прокуратура осуществляет свою деятельность от имени государства. Она выполняет свои функции независимо от других государственных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору, который подотчетен непосредственно Президенту РК.
Прокуратуре предоставлены широкие полномочия. Например, она осуществляет надзор за:
а) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
б) оперативно-розыскной деятельностью полицейских органов;
в) законностью следствия и дознания при расследовании преступлений;
г) законностью привлечения граждан к административной ответственности;
д) законностью исполнения назначенных судом наказаний и исполнения судебных решений по гражданским делам;
е) законностью приговоров, решений судебных органов.
Судебные органы являются важнейшей частью государства. Главной функцией судебных органов является осуществление правосудия, т.е. обеспечение объективного, беспристрастного разбирательства по всем делам, которые они рассматривают, и вынесение справедливого и законного приговора, решения или постановления.
Система судебных органов Республики Казахстан включает Верховный суд, областные суды, приравненные к ним городские суды Астаны и Алматы, районные городские суды, военные суды в войсках. Кроме того, в областях Казахстана образованы межрайонные экономические суды, которые рассматривают имущественные споры предпринимателей, и межрайонные административные суды в городах Астане и Алматы для рассмотрения дел, связанных с административными правонарушениями.
Все суды, кроме Верховного суда РК, являются местными судами, и каждый из них рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению. Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел рассматриваются в районных судах.
Верховный суд РК является высшим судебным органом. Он рассматривает наиболее крупные и сложные уголовные и гражданские дела, осуществляет надзор за деятельностью местных судов, обобщает судебную практику и дает руководящие разъяснения по вопросам правильного применения законов РК.
По Закону «Об органах юстиции», Министерство юстиции и его органы проводят большую работу по совершенствованию законодательства республики, контролируют деятельность тюрем и других мест, где отбывают наказание осужденные.
Адвокаты составляют для граждан различные заявления, жалобы, другие юридические документы, выступают в суде защитниками их законных прав и интересов.
Нотариусы, как государственные, так и частные, удостоверяют сделки между гражданами и организациями, выдают различные свидетельства, подтверждающие законность прав и требований граждан и организаций, которые помогают правильному рассмотрению и разрешению их споров в суде и других органах государства.
Правоохранительные органы относятся к силовым структурам государства. Они наделены большими полномочиями, вплоть до применения оружия. Поэтому они обязаны работать строго в соответствия с принципами и нормами Конституции РК, специальными законами, которыми определены их задачи, функции, формы и методы деятельности. В республике приняты и действуют законы об органах МВД, КНБ, прокуратуре, органах юстиции, судебной системе, адвокатуре, нотариате и другие законы, касающиеся их деятельности.
Все правоохранительные органы обязаны работать на основе следующих принципов: 1) законность; 2) приоритетное обеспечение прав и свобод человека; 3) равенство всех перед законом; 4) соблюдение этических норм работниками правоохранительных органов; 5) запрет для работников правоохранительных органов состоять в политических партиях.
Об этом прямо сказано в статье 23 Конституции РК: «Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии». Все указанные принципы деятельности правоохранительных органов направлены на то, чтобы они не были вовлечены в политическую борьбу, имели высокий авторитет в глазах народа, независимо выполняли свои ответственные функции по обеспечению в республике твердой законности и правопорядка, верно служили народу и обеспечивали общественную и государственную безопасность.
Правоохранительные органы являются важной составной частью государственного аппарата Республики Казахстан. К ним относятся полицейские органы МВД, органы прокуратуры, Комитета национальной безопасности, таможенные органы, Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, военная полиция, государственные инспекции (пожарная, санитарная и др.).
Общая задача всех правоохранительных органов — обеспечить точное соблюдение всеми государственными, общественными организациями, их должностными лицами, гражданами требований законов РК. Эту задачу органы полиции, прокуратуры, КНБ осуществляют на основе специальных законов, которые определяют их обязанности и права. Так, полицейские органы обязаны бороться с общеуголовными преступлениями и административными правонарушениями; органы КНБ — с иностранной разведкой, терроризмом, контрабандой, коррупцией; органы прокуратуры осуществляют высший надзор за законностью деятельности всех госорганов, за исключением деятельности Президента РК.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Прокуратура — это централизованный государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов. Особенностями органа является его независимый статус и его нахождение вне существующей триады ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Для того чтобы понять, что такое прокуратура и ее предназначение для начала обратимся к истории становления органов прокуратуры Республики Казахстан. Қазахстан почти три столетия находился в составе Российской империи, а затем Советского Союза, поэтому развитие органов прокуратуры в республике неразрывно связано с эволюцией правовых систем метрополии, различных правовых институтов и механизмов государственной власти.
На всех этапах развития государства неуклонно возрастала роль прокуратуры и перед ней стояла задача — обеспечить такое повседневное направление работы, чтобы каждый гражданин знал и понимал, что именно в лице прокурора он всегда имеет первого и самого близкого защитника своих интересов. Реформирование и развитие прокуратуры не могло не осуществляться в соответствии с принципами нового государственного устройства, политической и международно-правовой ориентации.
После провозглашения государственной независимости Республики Казахстан была введена должность Генерального Прокурора Республики.6 декабря 1991 года в стране была образована единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному Прокурору Республики Казахстан, положившая начало становлению прокуратуры.
Далее в Государственной программе правовой реформы 1994 года были обозначены основные принципы реформирования органов прокуратуры. Впоследствии они нашли свое закрепление в Конституции Республики Казахстан. В соответствии со статьей 83 Основного Закона государства, прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Таким образом, Конституция укрепила положение и статус прокуратуры Республики Казахстан, фундаментально определив место и роль прокуратуры в системе государственных органов. Признание прокуратуры конституционным институтом означает, что она призвана активно содействовать в реализации конституционной законности, являющейся важным рычагом в построении правового государства. Отметим что, сам факт признания конституционного закрепления статуса органов прокуратуры означает признание государством и обществом института прокурорского надзора как специфического, самостоятельного вида государственной деятельности.
Как нам известно, прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Казахстан.
Основной закон и нормативные правовые акты должны неукоснительно соблюдаться, и прокуратура, как орган правоохраны, подотчетный лишь Президенту, обязана осуществлять высший надзор за их точным и единообразным применением на территории республики и принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности. Являясь необходимым звеном в цепи государственной защиты, а также обладая конституционной надзорной функцией, прокуратура призвана быть, прежде всего, инструментом обеспечения полномочий Президента Республики по осуществлению им функций гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. А также с позиции закона она обязана оказывать влияние на все ветви власти, тем самым способствуя нормальной их деятельности и выполнению правовых положений, содержащихся в Конституции страны. При этом прокуратура не подменяет представительные, исполнительные и судебные органы власти, а дополняет их, эффективно используя свои специальные полномочия. Тем более все ветви государственной власти и их органы обязаны соблюдать и укреплять законность. Без законности не может быть сильного, успешно выполняющего свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым. Таким образом, прокуратура, взаимодействуя с ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) действует в интересах всех ветвей власти и как механизм контроля над реализацией их полномочий, осуществляет надзор за правильным применением законодательных актов.
Основная задача прокурора — выявить нарушения закона, добиться их устранения, защитить невиновных, поставить вопрос об ответственности нарушителей.
Так, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан лишь прокуратура путем опротестования законов и иных правовых актов, в том числе и судебных, правовыми методами в состоянии обеспечить полный контроль над деятельностью всех ветвей единой государственной власти.
Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является защита прав и свобод граждан. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан. Нарушение законности, как правило, представляют собой посягательства на чьи либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в законе перед прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина. Борьба с нарушениями законности заключается не только в их устранении, но и в восстановлении нарушенных прав и интересов.
Кроме того, защите подлежат социально-экономические, политические и иные права и свободы граждан независимо от их возраста, пола, социального, имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, убеждений. Вместе с этим охрана прав и законных интересов человека и гражданина определяется в надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина находится в центре внимания прокуроров также в ходе осуществления функции уголовного преследования.
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, и закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений.
Иными словами, при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении.
Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.
Роль прокуратуры в формировании личности человека, прежде всего, ассоциируется в становлении и дальнейшем развитии молодого сотрудника поступившего в органы прокуратуры в грамотного, целеустремленного, уверенного в себе, а также состоявшегося гражданина нашей страны, который в свою очередь призван защищать права и законные интересы граждан нашего государства.
Прокуратура Алтынсаринского района
Источники:
http://cyberpedia.su/13xdb76.html
http://kst.prokuror.gov.kz/rus/o-prokurature/80-let-prokurature/prokuratura-eto-centralizovannyy-gosudarstvennyy-organ