Дознаватель в службе судебных приставов чем занимается

Зубов А.В., заместитель руководителя УФССП России по Мурманской области — заместитель главного судебного пристава Мурманской области.

Статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон) определяет три основные задачи, возлагаемые на судебных приставов. Первые две не вызывают вопросов, но вот третья в контексте рассматриваемого Закона, на наш взгляд, не совсем ясна.

Напомним ее формулировку: на судебных приставов возлагаются задачи по «исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов)».

Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о такой форме предварительного расследования, как дознание. На кого же, исходя из поставленных Законом задач, возлагается дознание в Федеральной службе судебных приставов? В п. 1 ст. 4 Закона указано: «Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей».

Однако в статьях, регламентирующих обязанности и права судебных приставов по ОУПДС (ст. 11 Закона) и судебных приставов-исполнителей (ст. 12 Закона), о расследовании ими уголовных дел ничего не сказано. При этом п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ определено, что дознание проводится «дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Имеющееся на первый взгляд противоречие легко объяснимо. Понятие «дознаватель» определяется в п. 7 ст. 5 УПК РФ как «должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Таким образом, имеется два вида дознавателей, один из которых стал дознавателем (в контексте уголовно-процессуального законодательства) после того, как его на это уполномочил начальник органа дознания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся «органы Федеральной службы судебных приставов». Начальником органа дознания является «должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

В территориальных органах ФССП России этими должностными лицами являются главные судебные приставы субъектов Российской Федерации и их заместители, курирующие дознание, а в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России — «начальники отделов судебных приставов — старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности» (Приказ ФССП России от 06.12.2010 N 677).

Исходя из этого, судебный пристав (судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по ОУПДС), который является работником службы судебных приставов, становится полноправным (по уголовно-процессуальному законодательству) дознавателем после возложения на него обязанностей о производстве дознания соответствующим правовым документом (приказ или распоряжение — в зависимости от того, кто из начальников органа дознания подписывает данный документ).

В любом случае получается, что для пристава дознание — не основная обязанность, а обязанность, возлагаемая на него по мере необходимости.

Теперь вернемся к дознавателям, являющимся ими по должности (или, как сказано в п. 7 ч. 5 УПК РФ, лицам, правомочным осуществлять дознание). Должность дознавателя введена в службе судебных приставов в 2006 году (ранее приказами главных судебных приставов обязанности дознавателей возлагались на конкретных судебных приставов-исполнителей). Было введено три вида должностей дознавателя:

  1. главный специалист-эксперт (дознаватель);
  2. ведущий специалист-эксперт (дознаватель);
  3. судебный пристав (дознаватель).

Должность судебного пристава (дознавателя) имеется только в штатных расписаниях отделов организации дознания некоторых территориальных органов ФССП России, поэтому далее рассматриваться не будет (хотя не ясно, откуда взялась эта должность: в ч. 1 ст. 4 Закона она не упоминается).

В структурных подразделениях (отделах судебных приставов) территориальных органов ФССП России предусмотрено два первых вида должностей дознавателей.

В настоящее время в структуре службы судебных приставов главный специалист-эксперт (дознаватель) и ведущий специалист-эксперт (дознаватель) находятся в неравном положении по отношению к судебному приставу, и это несправедливо. Дознавателю не реже, чем судебному приставу-исполнителю, приходится выходить по месту жительства, например, должников по алиментным обязательствам. Не секрет, что большинство таких лиц ведет асоциальный образ жизни, многие ранее судимы. В результате служебной деятельности дознавателя в отношении этих лиц может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»), а привлечение должника к уголовной ответственности может повлечь за собой такую меру наказания, как лишение свободы.

Увеличивается ли вероятность совершения таким должником противоправных деяний в отношении дознавателя по сравнению с судебным приставом-исполнителем? Ответ на этот вопрос напрашивается один: да.

Дознаватели вынуждены с целью скорейшего окончания расследования уголовных дел лично развозить большое количество различных запросов и получать на руки необходимые для этого документы. Однако обеспечение их проездными документами на все виды общественного транспорта не предусмотрено.

В этой связи, на наш взгляд, норма п. 1 ст. 4 Закона нуждается в дополнении. Предлагаем изложить ее в следующей редакции:

«Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей и судебных приставов-дознавателей».

Предлагаем также дополнить Закон статьей 12.1 «Обязанности и права судебных приставов-дознавателей» следующего содержания:

«Права и обязанности судебных приставов-дознавателей определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».

Внесение этих изменений в Закон, во-первых, даст возможность усилить гарантии правовой и социальной защиты дознавателей ФССП России; во-вторых, позволит при необходимости создать в территориальных органах ФССП России полноценные межрайонные отделы дознания, поскольку вводить в каждом структурном подразделении ряда территориальных органов должность дознавателя нецелесообразно.

Межрайонные отделы дознания могли бы обслуживать территории нескольких структурных подразделений. Для четкого функционирования межрайонного отдела дознания необходимо, чтобы его возглавлял начальник отдела судебных приставов — старший судебный пристав. Это должностное лицо, являясь начальником органа дознания (см. Приказ ФССП России от 06.12.2010 N 677), будет обладать всеми процессуальными правами, вплоть до утверждения обвинительного акта, составленного дознавателем. Однако в настоящее время при имеющихся в штатном расписании должностях дознавателей структурных подразделений это будет только должность начальника отдела, так как в структуре межрайонного отдела дознания не будет ни одного судебного пристава. Права подобного руководителя будут существенно ограничены, т.е. сведены к правам начальника подразделения дознания, что явно недостаточно. Таким образом, смысл создания межрайонного отдела теряется. Но если все же есть необходимость в такой структуре, нужно тщательно продумать, как ее рационально организовать.

Читайте также:  Прокуратура какой одежды современные

И конечно, нельзя обойти вниманием то, что внесение предложенных изменений в Закон позволит уравнять денежное содержание дознавателей, т.е. главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта. При имеющейся в настоящее время градации должностей дознавателей структурных подразделений территориального органа ФССП России разница в их окладах составляет 319 руб. Между тем служебная нагрузка распределяется между ними равномерно, оба исполняют совершенно одинаковые обязанности. Кроме того, оклад судебного пристава-исполнителя равен окладу главного специалиста-эксперта (дознавателя). При наличии в отделе судебных приставов только одного дознавателя в должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) получение им денежного содержания ниже, чем у судебного пристава-исполнителя, необоснованно. Дознаватель обязан проверять исполнительные производства, находящиеся у судебного пристава-исполнителя на исполнении, готовить по ним заключения, указания, имея при этом, судя по окладу, более низкий статус.

В заключение хочется добавить, что, поскольку дознавателей в ФССП России не так много (чуть более 3,5 тыс. штатных единиц, из которых только половина — ведущие специалисты-эксперты (дознаватели)), предлагаемые изменения не потребуют больших финансовых затрат, но в то в то же время поднимут статус столь важной для службы судебных приставов должности, а значит, и позволят проще решать вопрос с более качественным подбором кадров для укомплектования структурных подразделений квалифицированными работниками.

Дознаватель

Дознаватель — так называемое должностное лицо органа дознания, уполномоченное на проведение следственных действий и расследований по уголовному делу.

Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Дознаватели работают в местных и региональных правоохранительных органах.

Обязанности

Расследование в форме дознания является первым этапом и неотъемлемой частью расследования уголовных преступлений. Задача дознавателя — расследование и раскрытие преступлений лёгкой и средней степени тяжести. Действия дознавателя: проведение допросов, очных ставок, осмотр мест происшествия, составление обвинительных актов. Часто дознавателям назначаются дежурства и командировки.

Важные качества

Терпение, выдержка, стрессоустойчивость, умение сопоставлять факты, аналитический ум, выдержка, повышенная работоспособность, коммуникабельность — качества, которыми обязан обладать дознаватель.

Отзывы о профессии

Алевтина Голикова,
дознаватель отдела дознания ОМВД России по Рузскому району, капитан полиции.

Стереотипы, юмор

Многочисленные фильмы и сериалы о деятельности полиции заставили нас поверить в образ дознавателя как исконно мужской. Однако в профессии нет гендерного деления, в потому в равной степени встречаются и женщины, и мужчины.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Судебный пристав обязанности зарплата

Права и обязанности судебного пристава

Какие права и обязанности имеют судебные приставы?

Основная задача ФССП – это реализация исполнения решений.

В настоящее время существенно увеличилось количество неплательщиков по коммунальным платежам, штрафам, налогам, алиментным обязательства, кредитам и пр.

Соответственно возросло число исков против должников.

Первый законодательный акт утверждает общие положения, касающиеся правового статуса данных должностных лиц, права и обязанности приставов, система их подчиненности.

Профессия Судебный пристав: особенности, преимущества и недостатки

На Руси приставы появились в XII веке.

Служебные права и обязанности судебного служащего — пристава исполнителя

Чтобы представлять свои права и выполнять законные должностные обязательства, пристав-исполнитель должен иметь при себе удостоверение соответствующего образца .

Судебный пристав: что нужно знать

Работа судебных приставов связана с обеспечением исполнения постановлений и решений органов в принудительном порядке, когда добровольное исполнение должником своих обязательств не происходит в установленный срок.

Существует два основных направления их работы: пристав по поддержанию порядка в деятельности судов и судебные приставы-исполнители постановлений.

Судебные приставы-исполнители, кто они и чем занимаются

Упоминание о судебных приставах-исполнителях часто звучит с экранов телевизоров, нередко встречается в газетах и интернет сайтах. Многие люди не знают, кто такой пристав-исполнитель и что он делает.

Взыскатель — это победитель судебного спора, в его в пользу вынесено судебное решение, и ему причитается получение задолженности. Должник – это проигравшая сторона, которая обязана возместить ущерб взыскателю.

Работа судебным приставом: отзывы работников

пристав – это должностное лицо, исполняющее решение либо суда, либо иных полномочных органов, причем делать это ему приходится в принудительном порядке. Например, взыскивать долг, выселять и т.

Однако в те далекие времена представители данной профессии были наделены разными полномочиями.

Дознаватель судебных приставов: полномочия, обязанности

Как указывает 40 статья УПК, органы дознания занимаются делами, по которым предварительное следствие не является обязательным. Кроме этого, в функции указанных структур входит осуществление неотложных действий.

Служба судебных приставов является одним из звеньев исполнительной системы. Она занимается не только реализацией решений суда. Существует ошибочное мнение, что в ФССП работают только судебные приставы.

Что должен знать судебный пристав дознаватель

Писать буду кратко, по уточняющим вопросам позже отвечу. Небольшое ведение дознаватель в ФССП — это специалист, в настоящее время статуса правоохранителя как такового не имеет (на льготы можете не надеятся), является гражданским служащим РФ со всеми вытекающими последствиями. Обычно в рядовых отделах — ведущий специалист-эксперт (дознаватель), главный специалист-эксперт (дознаватель), в отделах ОДАП возможны судебные приставы-дознаватели. Юридический стаж не идет, говорю сразу (хотя в некоторых регионах по недомыслию или незнанию срок службы засчитывают), т.к. ни в одном ФЗ статусность дознавателя ФССП не прописана (в части высшего юридического образования). Про вышку требования только во внутренних ведомственных документах. Далее, начальник отдела — старший судебный пристав (он же — ССП) является начальником органа дознания, начальник отдела ОДАП УФССП — начальник подразделения дознания.

1. В чём особенности, сложности, косяки, плюсы этой должности?

Какие квалификационные требования к кандидату на эту должность?

высшее профессиональное образование по специальности правоведение, знание законодательства об исполнительном производстве, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, опыт работы по расследованию преступлений (где как требуют, можно и без опыта)

Какие составы расследует кроме алиментов?

ст.151 УПК РФ: дознавателями органов ФССП — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 УК РФ.
В основном работа ведется по составам 157, 312, 315, 177. Остальные это огромная редкость.

План по количеству дел в месяц?

Читайте также:  Где у нас прокурор в шестой палате

Сейчас хотят не менее 5 УД в месяц на 1 дознавателя но все относительно и зависит от регионов, где то больше где то меньше

Какие ещё функции исполняет кроме расследования?

Зарплата по-сравнению с ОУПДС?

Разница не слишком большая. Оклад немного поменьше (рублей на 500-600), остальное все зависит от классности, выслуги ГГС, надбавок и т.д. Первоначально впервые поступившему на службу на время испытательного срока устанавливается 60 % надбавка от оклада за сложность и напряженность работы (в последующем поднимут до 90-100 %).

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Дознание производится по уголовным делам, указанным в ч.3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым только в отношении конкретного лица (ч.2 ст.223 УПК РФ). Момент начала дознания связан с двумя факторами. Первый, необходимый, но недостаточный — наличие постановления о возбуждении уголовного дела и зафиксированного в нем решения дознавателя о принятии уголовного дела к своему производству. Второй заключается в обязательном согласовании этого решения с прокурором, который дает согласие как на само возбуждение уголовного дела, так и на начало предварительного расследования. Учитывая ограниченный срок дознания, дознавателю судебных приставов следует представлять постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству с имеющимися материалами лично. Это хороший опыт, установление личного контакта с прокурором позволяет дознавателю должным образом учитывать критические замечания и советы надзирающего прокурора, а также в максимально короткие сроки исправлять выявленные недоработки в целом и в ходе дальнейшего расследования преступления в том числе.

Старшие судебные приставы районных подразделений организуют и контролируют работу возглавляемых ими подразделений и несут ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов, в том числе и задач по производству дознания и административной практики. В силу большого объема работы, полномочия органа дознания старший судебный пристав, согласно ч.1 ст.41 УПК РФ, вправе возложить на подчиненного ему дознавателя (дознавателей). При этом дознавателем может быть любое должностное лицо органа дознания Федеральной службы судебных приставов, уполномоченное начальником органа дознания осуществлять дознание. То есть дознавателем временно может стать любой судебный пристав-исполнитель или пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В подобной ситуации приставы, зная, что расследование может быть поручено им, будут максимально заинтересованы в высоком качестве собранных ими материалов. Но как показывает практика, пока это реализуемо с трудом. При существующей нагрузке судебные приставы едва справляются с основной работой. Осуществление же предварительного расследования требует большой отдачи и достаточное количество времени.

Основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 312 УК РФ выступают документы, отражающие этап наложения ареста на имущество должника, назначения ответственного хранителя и его предупреждения об уголовной ответственности. При этом законность и грамотность наложения судебными приставами-исполнителями ареста на имущество должника являются неотъемлемыми составляющими при оценке этих документов с процессуальной точки зрения. Когда осуществляется арест и опись имущества должника, необходимо обязательное участие понятых, которым доводятся их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, о чем делается соответствующая отметка в акте описи имущества. Понятые должны присутствовать на каждом этапе ареста и описи имущества должника, их данные с указанием фамилии, имени и отчества, а также места конкретного проживания заносятся в акт описи арестованного имущества, таким образом участие понятых подчеркивает их удостоверительную функцию в доказывании.

Специфична и сама уголовно-процессуальная деятельность, связанная с решением вопроса о возбуждении уголовного дела. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание уделяется признакам, позволяющим отграничить уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.

Повод к возбуждению уголовного дела — это прямо предусмотренный законом (УПК РФ) источник информации, из которого органу дознания, дознавателю Федеральной службы судебных приставов становится известно о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Согласно ч.1 ст. 140 УПК РФ, поводами к возбуждению уголовного дела являются:

  • 1) заявление о преступлении;
  • 2) явка с повинной;
  • 3) сообщение о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Но поводами к возбуждению уголовного дела такие заявления и сообщения становятся лишь после соответствующего процессуального оформления, регистрации. Так, к числу иных источников относится рапорт судебного пристава-исполнителя о ставшем ему известном преступлении.

Возбуждение уголовного дела отделяет один режим уголовно-процессуальной деятельности, связанный с рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении, от другого — предварительного расследования преступления.

ФССП России осуществляет предварительное расследование на общих основаниях с другими ведомствами, обладающими полномочиями на производство дознания.

Наиболее часто на практике возбуждаются уголовные дела, связанные со злостным неисполнением представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст. 315 УК РФ).

Необходимо отметить, что, по мнению специалистов ФССП России, диспозиция ст. 315 УК РФ, в которой ответственность предусмотрена для специального субъекта преступления, фактически поощряет граждан, не наделенных административно-управленческими или хозяйственно-распорядительными полномочиями, игнорировать, под разными предлогами не исполнять решения суда. Такие случаи не единичны. [22, с.23] Для изменения ситуации в ФССП России подготовлен проект федерального закона, которым устраняются отмеченные недостатки законодательного регулирования охраны правосудия.

Дознаватель наделен следующими полномочиями:

  • — самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
  • — осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Согласно п. 17 ст. 5 и ст. 40 УПК РФ процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают начальники органа внутренних дел, государственной противопожарной службы, пограничной службы, Главный судебный пристав РФ и главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, начальник таможенного органа. В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ именно эти органы наделены правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, кроме указанных выше органов дознания, уголовно-процессуальным законом теперь наделены органы ФСБ, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений, гарнизонов, учреждений и органов системы Министерства юстиции РФ, иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ (например, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений). Думается, было бы целесообразным издать в этих ведомствах инструкции о производстве дознания, урегулировавшие решение организационных, методических, кадровых, материально-технических и других вопросов.

Читайте также:  Что выше верховный суд или прокуратура

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания должно быть окончено в срок до 25 дней (с учетом продления). При этом прокурор может направить уголовное дело для производства предварительного расследования только по делам, поступившим к нему с обвинительным актом.

Сроки предварительного расследования в форме дознания регламентированы ч. 3 ст. 223 УПК РФ, в соответствии с которой дознание проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела или со дня его направления прокурору. Этот срок он может продлить, но не более чем на 10 суток. Если в эти сроки (25 суток) расследование в форме дознания завершить не удалось, уголовное дело, по нашему мнению, следует направить прокурору для принятия решения в соответствии со ст. 226 УПК РФ, в том числе и о его направлении для производства предварительного следствия.

Должностные лица Службы судебных приставов вправе вести дознание лишь по делам о преступлениях, о которых они первые узнают по службе. Прежде всего, это преступления против правосудия, перечень которых определен в ст. 151 УПК РФ. Однако в целях раскрытия таких преступлений они, к сожалению, не вправе проводить оперативно-розыскных мероприятий. При этом законодатель, включив Главного судебного пристава РФ и других лиц в перечень органов дознания, очевидно, исходил не только из принципа «больше некому», но и из других соображений.

Наделение УПК РФ Службы судебных приставов Минюста России функцией органа дознания, по нашему мнению, нормативно подтвердило необходимость реальной уголовно-правовой защиты деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выработки правового механизма обеспечения исполнения актов судебной власти и в конечном итоге содействия достижению целей и предназначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК). Реализация УПК РФ позволит создать систему уголовно-правового преследования лиц, препятствующих реализации функций судебной власти.

При расследовании уголовных дел дознаватели органов дознания судебных приставов производят действия и принимают решения, предусмотренные и обусловленные уголовно-процессуальным законом. Эти действия и решения многообразны, каждое из них, как правило, имеет свою задачу, к выполнению которой стремится дознаватель. Наиболее же распространенным способом собирания доказательств является производство следственных действий. Наиболее интересным представляется допрос подозреваемого. Допрос приставляет собой процессуальный расспрос одного лица (свидетеля, подозреваемого, обвиняемого и т.д.) с целью получения от него устных показаний и их процессуальной фиксации.

Допрос — это общение между дознавателем ФССП РФ и подозреваемым, в результате которого происходит также процесс передачи и восприятия информации. Дознаватель, готовясь к допросу подозреваемого должен детально изучить материалы возбужденного уголовного дела и оперативно-розыскные данные, собранные по расследуемому событию. Практическое значение такого изучения состоит в том, что оно помогает определить круг обстоятельств, по которым необходимо получить сведения на допросе. При отсутствии у дознавателя четкого представления об этих обстоятельствах допрос лишится целеустремленности: в показаниях неизбежно будут, с одной стороны, пробелы, а с другой — ненужные, не имеющие отношения к делу данные. В процессе анализа фактических данных и собранных по делу доказательств, а также подготовке к допросу в целом дознаватель судебных приставов нередко сталкивается с вопросами, оценка и, понимание которых требуют специальных знаний. К ним относятся — финансовое право, вопросы кредитования, бухгалтерское дело, коммерческое право, организация экономической деятельности предприятий и др. При изучении специальных вопросов в зависимости от характера и сложности дела дознавателю необходимо прибегать к справочникам, инструкциям и другой специальной литературе, полезным будет получение специальных консультаций и разъяснений у специалистов (в том числе и письменных), в сложных ситуациях следует допрос производить в его присутствии, предварительная обработка бухгалтерских и внутренних документов фирмы или предприятия, используемой в ходе допроса, личное ознакомление с обстановкой места, о котором идет речь.

Важной в тактическом отношении особенностью допроса подозреваемого является участие в нем защитника в случаях, предусмотренных ст. 49 УПК РФ. Защитник, участвующий в допросе подозреваемого, вправе в присутствии дознавателя консультировать подозреваемого, с разрешения дознавателя задавать ему вопросы. Дознаватель, в свою очередь, может отвести вопросы защитника, занеся их в протокол. Хотя в ч.2 ст. 53 УПК РФ говорится только о следователе, автор полагает, что эти положения можно отнести и к дознавателю. Очевидно, что защитник стремится к изложению подозреваемым фактов с иных, чем дознаватель позиций, поскольку его интересуют обстоятельства, смягчающие вину и освобождающие от уголовной ответственности. Порой это приводит к тому, что в протоколе допроса содержание ответов на вопрос дознавателя и адвоката по одному и тому же факту разнятся. Это противоречие не всегда подмечается и вовремя устраняется дознавателем. В такой ситуации ответы на вопросы адвоката и дознавателя следует вносить после выяснения окончательной позиции обвиняемого.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает лишь основные правила допроса, имеющие обязательный характер. Особое же значение при расследовании преступлений, подследственных ФССП РФ, имеет определение тактических приемов, применение которых в ходе такого следственного действия как допрос подозреваемого, будет способствовать получению и фиксации наиболее полных и правдивых показаний, исходящих как от людей, желающих сказать дознавателю всю правду или желающих, но иногда впадающих в невольные ошибки в своих рассуждениях, так и от тех, кто сознательно хочет ввести расследование дела в тупик или заблуждение.

Источники:

http://m.studwood.ru/901735/pravo/proizvodstvo_doznaniya_sluzhbe_sudebnyh_pristavov

Читайте также:
Adblock
detector