Дознание производится какими органами

Под дознанием, согласно п.8 ст. 5 УПК РФ, понимается форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Закон предусматривает два вида дознания, а именно:

– дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

– дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно проводится в общем порядке либо в сокращенной форме.

Предварительное расследование призвано решать задачи уголовного судопроизводства и носит процессуальный характер. Это означает, что порядок производства расследования органами дознания строго и четко регламентируется уголовно-процессуальным законом, а фактические данные, получаемые в ходе дознания, имеют доказательное значение по уголовному делу.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Правомочными осуществлять предварительное расследование в форме дознания в системе органов ГПН МЧС России являются должностные лица, состоящие на должностях начальников подразделений дознания, дознавателей и старших дознавателей.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 41 УПК РФ, полномочия органа дознания могут возлагаться на любое должностное лицо органа ГПН МЧС России начальником органа дознания или его заместителем, при этом указанное лицо приобретает процессуальный статус дознавателя.

В соответствии со ст. 41 УПК РФ, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда, в соответствии с УПК РФ, на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.

Кроме того, дознаватель:

1. Обязан разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ч. 1 ст. 11 УПК РФ);

2. Оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, ос-нованному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ);

3. Вправе осуществлять уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ);

4. Вправе принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

5. Вправе, в пределах своих полномочий, предъявлять обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требования, поручения и запросы (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

6. Вправе заявлять прокурору самоотвод по уголовным делам (ч. 1 ст. 62 УПК РФ);

7. Обязан выносить постановление о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42 УПК РФ);

8. Вправе признать доказательства недопустимыми (п. 3 ст. 88 УПК РФ);

9. Вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК РФ), а также с согласия прокурора в суд направлять ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения по стражу (ч. 2 ст. 91 УПК РФ) или вместо 11 пункта;

10. Вправе выносить постановление об освобождении подозреваемого (ч.1 ст. 94 УПК РФ);

11. Вправе избрать подозреваемому, обвиняемому одну из мер пресе-чения, предусмотренных УПК РФ (ч. 1 ст. 97 УПК РФ) и выносить поста-новление, содержащее основание для избрания меры пресечения (ч. 1 ст. 101 УПК РФ);

12. Вправе применить к подозреваемому или обвиняемому меры процессуального принуждения (ст. 111 УПК РФ):

a. — обязательство о явке;

c. — временное отстранение от должности;

d. — наложение ареста на имущество.

13. Вправе ходатайствовать перед судом о временном отстранении от должности подозреваемого или обвиняемого, за исключением случая привлечения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 1 и 5, ст. 114 УПК РФ);

14. Обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня по-ступления указанного сообщения;

15. При проверке сообщения о преступлении вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

16. В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности, обязан принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

17. Вправе выносить постановление о возбуждении уголовного дела (ст. 146 УПК РФ);

18. Вправе выносить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ);

19. Обязан проводить предварительное расследование в форме дознания в общем порядке либо в сокращенной форме по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса российской Федерации;

20. Обязан выносить постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения прокурору (ст. 155 УПК РФ);

21. Вправе выносить постановление о принятии уголовного дела ксвоему производству (ч. 1 ст. 156 УПК РФ);

22. Обязан по окончании дознания составлять обвинительный акт (ст. 225 УПК РФ);

23. Обязан по окончании дознания составлять обвинительное поста-новление (ст. 226 7 УПК РФ);

24. Вправе составлять протоколы следственных действий в ходе след-ственного действия или непосредственно после его окончания (ст. 166 УПК РФ);

25. Вправе ходатайствовать перед прокурором о продлении сроков дознания (ст. 223 УПК РФ) и дознания в сокращенной форме (ст. 226 6 УПК РФ);

26. Вправе приостанавливать и возобновлять дознание (208 УПК РФ); Вправе направить запрос о правовой помощи (ст. 453 УПК РФ);

27. Обязан вручить подозреваемому уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223 1 УПК РФ).

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу, данные в письменном виде, обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

С выполнением вышеуказанными должностными лицами и государственными органами обязанности, принимать заявления (сообщения) о преступлении, разрешать таковые, возбуждать в пределах своей компетенции уголовные дела публичного обвинения и осуществлять по уголовным делам основанное на процессуальном и материальном законе уголовное преследование начинается досудебное производство.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования.

Задачи органов дознания вытекают из общих задач уголовного судопроизводства, сформулированных в ст. 40 ч. 2 УПК РФ и других нормативных актах:

предупреждение, пресечение, быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных и обеспечение правильного применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был, подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;

Читайте также:  В какой срок исполняются требования прокурора

восстановление чести и достоинства, а также прав граждан в случае их незаконного задержания, ареста или привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с действующим законодательством основными функциями органов дознания в уголовном судопроизводстве являются:

1. Расследование преступлений;

2. Обвинение (уголовное преследование);

3. Защита и разрешение уголовного дела,

4. Прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях;

5. Раскрытие преступлений;

6. Производство розыска;

7. Применение оперативно-розыскных мер;

8. Возмещение ущерба, причиненного преступлением;

9. Профилактика преступлений;

10. Предотвращение и пресечение преступлений.

На органы дознания возложены следующие основные обязанности:

обеспечивать проведение дознания по пожарам в соответствии с действующим законодательством;

взаимодействовать по вопросам организации проведения дознания по делам о пожарах с работниками следствия, уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, экспертами-криминалистами специалистами в различных областях знаний, работниками прокуратуры и суда;

организовать работу должностных лиц Государственной противопожарной службы (далее – ГПС) по проведению проверок по делам о пожарах и соблюдение законности при принятии решений по этим делам;

вести необходимую служебную документацию;

представлять сведения необходимые для проведения анализа сложившейся обстановки с пожарами и причинами их возникновения;

вносить предложения в планы работ органа управления, подразделения ГПС по повышению эффективности деятельности в области дознания и проведения проверок по пожарам.

Подследственность – это совокупность установленным законом признаков, по которым расследование данного происшествия относится к компетенции того или иного органа дознания или следствия.

В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное расследование по пожарам производится:

1) следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 167 частью второй, статьи 219 частями второй и третьей, статьи 261 частями третьей и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 28.07.2012 № 142-ФЗ);

2) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, статьи 261 частями первой и второй Уголовного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 28.07.2012 № 142-ФЗ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Дознание: понятие и сущность

Уголовно-процессуальный закон определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (либо следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, в отличие от предварительного следствия, которое является главной формой предварительного расследования, дознание в УПК рассматривается как дополнительная форма расследования. Между тем на практике подавляющее большинство уголовных дел расследуется именно в форме дознания.

Дознание в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК могут производить только 1) органы внутренних дел РФ; 2) пограничные органы федеральной службы безопасности; 3) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 4) органы Федеральной службы судебных приставов; 5) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; 6) таможенные органы. Основными субъектами производства дознания являются дознаватели органов внутренних дел РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК в предусмотренных законом случаях возможно производство дознания следователями Следственного комитета РФ.

Изначально разработчиками УПК дознание рассматривалось как упрощенная форма предварительного расследования. Однако анализ изменений УПК, касающихся процедуры производства дознания, позволяет прийти к выводу о том, что разница между предварительным следствием и дознанием с момента принятия УПК неуклонно стиралась. На восстановление этой разницы направлено закрепление в УПК федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» новой формы дознания — дознания в сокращенной форме.

Таким образом, в настоящее время существует две формы дознания — дознание в общем порядке и дознание в сокращенной форме.

Производство дознания в общем порядке

Дознание производится в соответствии с положениями УПК, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1) по общему правилу, дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня составления обвинительного акта (время ознакомления обвиняемого и его защитника, потерпевшего или его представителя с обвинительным актом и материалами уголовного дела в срок дознания не входит). Этот срок может бы м, продлен прокурором на 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

Как специально предусматривает ч. 4 ст. 224 УПК, при невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев. Вывод суда о невозможности отмены или изменения меры пресечения должен подтверждаться представленными дознавателем сведениями, связанными с обстоятельствами преступлений, в которых он обвиняется, данными о его личности, которые дают достаточные основания полагать, что, находясь на свободе, он может скрыться от органа дознания и суда, воспрепятствовать производству по уголовному делу.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Если уголовное дело находится в производстве следователя Следственного комитета РФ, продление срока дознания (как и возобновление приостановленного дознания) осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ;

2) в том случае, если уголовное дело было возбуждено но факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознавателем составляется уведомление о подозрении в совершении преступления. В уведомлении указываются: фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; описание преступления с указанием места, времени, способа и других обстоятельств его совершения, характера и размера вреда, причиненного преступлением; пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление. Если лицо подозревается в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК, в уведомлении о подозрении в совершении преступления указывается, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

Копию уведомления дознаватель вручает подозреваемому и одновременно разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК. При этом составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. Также копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

Если по уголовному делу установлено несколько подозреваемых, уведомление о подозрении в совершении преступления должно быть вручено каждому из них.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения;

3) в течение всего дознания, по общему правилу, фигура обвиняемого отсутствует, обвинение не предъявляется, подследственный находится в статусе подозреваемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении него либо было составлено уведомление о подозрении в совершении преступления. По общему правилу, при производстве дознания лицо становится обвиняемым в конце расследования с момента составления обвинительного акта.

При производстве дознания УПК предусматривает и исключительный порядок, в соответствии с которым если в отношении подозреваемого избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, то в течение 10 дней после этого необходимо либо 1) окончить дознание с составлением обвинительного акта, либо 2) отменить указанную меру пресечения с прекращением уголовного преследования в отношении данного лица, либо 3) предъявить обвинение в порядке, предусмотренном ст. 171-172 УПК, т.е. путем вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Соответственно, в последнем случае подследственный при производстве дознания становится обвиняемым с указанного выше момента;

Читайте также:  Как выглядят погоны прокурора

4) обвинительный акт, вынесением которого оканчивается производство дознания, является своеобразным гибридом постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительного заключения, так как путем вынесения данного процессуального акта и предъявляется обвинение, и оканчивается предварительное расследование в форме дознания с формулировкой окончательного обвинения, но которому уголовное дело будет передано в суд.

По аналогии с производством предварительного следствия следственной группой, в 2010 г. в УПК закреплена возможность производства дознания группой дознавателей в случае сложности уголовного дела или его большого объема. Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания.

О производстве дознания группой дознавателей выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания. Указывается, кто из дознавателей назначается руководителем группы дознавателей. Помимо дознавателей к работе группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью содействия дознанию производством оперативно-розыскных мероприятий. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому (обвиняемому).

Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт. Полномочия руководителя и членов группы дознавателей указаны в ст. 223.2 УПК.

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для формулирования обвинения, дознаватель составляет обвинительный акт.

Обвинительный акт — это процессуальный документ, завершающий дознание, в котором формулируется обвинение, сформировавшееся в ходе расследования. На основании обвинительного акта прокурор разрешает вопрос о направлении дела в суд.

В обвинительном акте подводятся итоги дознания, обосновывается доказательствами вывод дознавателя (следователя) о виновности и дается юридическая квалификация его действий, формулируется в окончательном виде обвинение. Обвинительный акт устанавливает пределы обвинения, в рамках которого суд может постановить приговор. Он систематизирует доказательства, собранные по делу, формулирует юридические выводы по законченному дознанием делу, облегчает ознакомление с материалами дела и оперирование имеющимися в деле материалами.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. В ином случае подозреваемому предъявляется обвинение, после чего производство дознания продолжается либо заключение под стражу отменяется. Если же дознание невозможно закончить в срок до 30 суток и отсутствуют основания для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу, этот срок может быть продлен судьей районного суда или гарнизонного военного суда по ходатайству дознавателя, согласованному с прокурором района, города или приравненным к нему военным прокурором на срок до 6 месяцев.

В обвинительном акте, который в настоящее время по своему содержанию мало чем отличается от обвинительного заключения, указываются: 1) дата и место его составления; 2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; 5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК; 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Как и следователи к обвинительному заключению, дознаватели обязаны прилагать к обвинительному акту справку но делу, в которой должны быть отражены сроки дознания, избранные меры пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, сведения о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках. При наличии у обвиняемого или потерпевшего иждивенцев сообщается информация о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке указываются соответствующие листы уголовного дела.

Следует иметь в виду, что если после составления обвинительного заключения следователь обязан прекратить производство процессуальных действий и немедленно направить дело прокурору, то после составления обвинительного акта осуществляется ознакомление с ним заинтересованных лиц. При этом если обвиняемый и его защитник обязательно должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, то потерпевшему или его представителю обвинительный акт и материалы уголовного дела могут быть предоставлены для ознакомления по их ходатайству. Также в праве на ознакомление с материалами оконченного дознания по их ходатайству не могут быть ограничены гражданский истец, гражданский ответчик (п. 12 ч. 4 ст. 44, и. 9 ч. 2 ст. 54 УПК), представители гражданского истца и гражданского ответчика (ч. 3 ст. 45, ч. 2 ст. 55 УПК).

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору. Последний изучает материалы уголовного дела на предмет соответствия описательно-мотивировочной и резолютивной частей обвинительного акта материалам уголовного дела, требованиям уголовно-процессуального законодательства, полноты расследования и соблюдения прав участников уголовного процесса, принятия мер, направленных на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

  • 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;
  • 2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены ч. 3-5 ст. 223 УПК;
  • 3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК;
  • 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Правила п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду, в полной мере применимы и для дел, расследованных в форме дознания [1] .

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

При утверждении обвинительного акта прокурор обязан проверить, не истекает ли срок домашнего ареста или содержания под стражей к моменту направления уголовного дела в суд и достаточен ли он для того, чтобы судья мог принять решение о дальнейшем применении этой меры в ходе судебного производства по уголовному делу. При недостаточности данного срока прокурор не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или срока содержания под стражей должен возбудить перед судом соответствующее ходатайство. При этом срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен судом до 30 суток.

Копия обвинительного акта с приложениями должна быть вручена прокурором: обвиняемому — обязательно, защитнику и потерпевшему — при наличии их ходатайства об этом. В случаях отказа обвиняемого от получения копии обвинительного акта, его неявки по вызову прокурора или уклонения от получения копии обвинительного акта иным образом прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного акта не была вручена обвиняемому.

Читайте также:  Кому подчиняются дознаватели службы судебных приставов

Читайте также:

  1. Cистема органов местного самоуправления в РФ
  2. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  3. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  4. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  5. II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР).
  6. II. Язык как особая знаковая система. Основные функции языка.
  7. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  8. IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
  9. IV. Функции местного самоуправления.
  10. V Акты органов местного самоуправления (ОМС).
  11. VI. ФОРМЕННОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ И ОРУЖИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ
  12. Wait функции

Перечень органов дознания

Перечень органов дознания приведен в ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ. К ним относятся:

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

· дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ

· дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст. 132 ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности:

1) Производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц их совершивших.

2) Принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступления.

3) Выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных и розыскных действий, оказывать им помощь при проведении следственных действий.

По смыслу уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего обязанности интересующих нас органов, органы дознания являются органами предварительного расследования, уполномоченные, как и следователь, осуществлять процессуальную деятельность в связи с поступающей к ним информации о совершении преступления.

В целом деятельность органов дознания складывается из двух основных функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые объединяют собой более мелкие и конкретные функции, рассматриваемых нами правоохранительных органов. Так при уголовно-процессуальной деятельности органы дознания осуществляют следующие функции:

─ рассмотрение и разрешение заявлений о преступлениях.

В соответствии со ст. 109 ч.1 УПК органы дознания обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.

Заявления могут приниматься, как устные, так и письменные (обязательны от предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц). Устные заявления заносятся в протокол, которые подписывают заявитель и лица производящие дознание, если он принял заявление[5]. Протокол также составляется и при явке с повинной[6].

После ознакомления с поступившим заявлением принимается одно из следующих решений:

1) Возбудить уголовное дело в порядке, доказанном в ст. 112 УПК.

2) Отказать в возбуждении дела. При этом выносится мотивированное постановление (ст. 112 УПК).

3) Передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности (ст. 114 УПК).

─ проведение проверочных действий в связи с наличием иных поводов к возбуждению уголовного дела.

Данная функция закреплена в ст.115 УПК, в которой четко говорится о том, что после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, орган дознания приступает к производству дознания, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона с санкции прокурора.

─ досудебная подготовка материалов в протокольной форме.

По делам о преступлениях, перечисленных ст. 414 УПК, органы дознания не позднее чем в десятидневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде[7]. Обстоятельства совершения преступления заносятся в протокол.

─ производство розыскных и следственных действий по поручениям следователей

─ участие в отдельных следственных действиях, проводимых следователями, для оказания помощи.

Данная функция нашла свое закрепление в ст.127 ч.4 УПК, которая гласит: следователь по расследуемым им делам в праве требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Свое требование он представляет в письменном виде, и оно является для органов дознания обязательно-выполнимым.

Приведенные выше функции осуществляются органами дознания в период уголовно-процессуальной деятельности. Что же касается оперативно-розыскной деятельности органов, как мне кажется, следовало бы сначала перечислить те государственные органы, в полномочия которых входит оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов налоговой полиции.

4. Федеральных органов государственной охраны.

5. Органов пограничной службы Российской Федерации.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы разведки Российской Федерации.

8. Министерства юстиции Российской Федерации.

Как видно из данного перечня, не все органы дознания осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Данной деятельностью не обладают руководители отдельных учреждений (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, капитаны морских судов, начальники зимовок), а также органы государственного пожарного надзора.

На основе ст. 2 того же закона, органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью преследуют решения следующих задач:

─ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

─ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

─ добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

При этом для осуществления решений, поставленных перед ними задач, указанным выше органам необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
http://studme.org/31752/pravo/doznanie
http://studopedia.su/16_80871_funktsii-organov-doznaniya.html

Читайте также:
Adblock
detector