Что включает в себя компетенция прокуратуры

1. выполняемые прокуратурой функции;

2. объем предоставленных ей полномочий;

3. *задачи и полномочия по осуществлению надзора.

1. отношения, складывающиеся в сфере правоприменительной практики;

2. законодательство о прокуратуре;

3. *совокупность правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы организации и деятельности;

4. полномочия и средства прокурорского реагирования.

Тема 2. История развития органов прокуратуры и законодательства о прокуратуре.

1. Указ какого императора (императрицы) положил начало образования российской прокуратуры:

1. *Петра I;

2. Александра II;

2. Назовите дату учреждения прокуратуры:

1. 2 марта 1711 г.;

2. 26 мая 1922 г.;

3. *12 января 1722 г.;

4. 17 марта 1714 г.

Кто был первым генерал-прокурором?

3. *Ягужинский П.И.

4. Вострокнутов Д.В.

4. Этапы развития прокуратуры:

1. 1722-1866, 1866-1917, 1925 по настоящее время;

2. *1722-1864, 1864-1917, 1922 по настоящее время;

3. 1721-1865, 1867-1917, 1922 по настоящее время;

4. 1722-1891, 1899-1919, 1924-2001.

2. *1992;

Какие изменения были внесены в развитие прокурорской системы губернской реформой 1775 г.?

1. *упразднение должности провинциальных прокуроров;

2. появились районные прокуроры;

3. появились флотские прокуроры.

7. В каком документе впервые в истории законодательством о прокуратуре были предусмотрены требования к образовательному и возрастному цензу для прокуроров (высшее юридическое образование и не моложе 25 лет)?

В каком году была учреждена Прокуратура СССР?

3. *1933;

Когда были введены классные чины органов прокуратуры?

3. *1943;

Тема 3. Система, структура, организация органов прокуратуры и направления ее деятельности. Кадры работников прокуратуры, требования к кандидатам на должности прокуроров, статус работников прокуратуры

Что входит в систему прокуратуры РФ?

1. Генеральная прокуратура РФ;

2. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;

3. Генеральная прокуратура, прокуратура субъектов РФ.

Каковы сроки полномочий Генерального прокурора РФ?

2. 5 лет;

Что составляет структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации?

1. управления и отделы (на правах управлений);

2. Главные управления;

3. Главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

4. Вправе ли Генеральный прокурор освобождать от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей?

1. да, вправе;

2. нет, не вправе.

Входит ли в состав Генеральной прокуратуры Главная военная прокуратура?

1. да;

Какой вид прокурорского надзора был введен Федеральным законом от 10.02.1999 № 31-ФЗ?

1. надзор за исполнением законов судебными приставами;

2. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;

3. надзор за исполнением законов органами местного самоуправления;

4. надзор за исполнением законов в вооруженных силах;

5. надзор за исполнением законов в колхозах, совхозах и фермерских хозяйствах.

Какие органы прокуратуры входят в систему прокуратуры РФ?

1. Генеральная прокуратура РБ, прокуратура Кировского района г. Уфы, прокуратуры городов и районов, межрайонные прокуратуры;

2. Прокуратура РБ, прокуратура г. Уфы, прокуратуры городов и районов, межрайонные прокуратуры, специализированные – Башкирская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура;

3. Генеральная прокуратура РБ, прокуратура г. Уфы, прокуратура городов и районов, межрайонная прокуратура, специализированные – Башкирская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Тема 5 – Организация работы в органах прокуратуры.

Организация работы –устойчивая система действий на основе иерархии прокуроров, прокурорских работников, а также разделение их труда для достижения общих целей и реализации поставленных задач.

Особенности организации работы зависят от уровня прокуратуры.

В районных обязанности по организации работы возложены на руководителя.

Организацию работы принято рассматривать в в аспектах;

— организация работы в целом;

— организация работы в конкретном направлении деятельности;

— организация отдельного работника.

Факторы, влияющие на организацию работы:

— территориальная характеристика района;

— общая численность кадров;

— профессиональная подготовка и опыт кадров.

Элементы организации работ:

· подбор и расстановка кадров;

· меры поощрения и взыскания;

· распределение поручений между работниками;

· контроль и руководство;

· учет выполняемой работы;

· учет и отчетность;

— мероприятия по совершенствованию проф мастерства:

— организация работы с кадрами:

· непосредственный подбор кадров;

Читайте также:  Имеет ли право прокуратура возбуждать уголовные дела

· обеспечение резерва кадров;

· помощь молодым специалистам;

· присвоение классного чина;

· поощрение и ответственность прокурорских работников;

· обеспечение правовой защиты. Прокуроры – субъекты особой защиты со стороны государства. Имеют право на ношение оружия. В структуре прокуратуры создана структура обеспечения собственной безопасности;

· уровень квалификации, стаж;

· перспективные (составляются на год);

· текущие (полгода, несколько месяцев);

· оперативные (квартал, месяц);

— информационно-аналитическая работа, статистическая отчетность:

— прием посетителей, рассмотрение обращений (ст.10 ФЗ);

— сфера применения полномочий;

— область задач, которые подлежат разрешению со стороны органов прокуратуры;

— правовая категория, закрепляющая совокупность полномочий должностных лиц того или иного органа.

— компетенция органов прокуратуры в целом;

— компетенция отдельного органа прокуратуры;

— компетенция структурного подразделения.

— пределы надзорной компетенции – по объекту, субъекту, по предмету;

— пределы ненадзорной компетенции – определяются ФЗ или иными НПА, зависят от вида деятельности прокурора.

Полномочия – совокупность прав и обязанностей. Нет дифференциации прав и обязанностей.

Характерные черты полномочий:

— применяются при наличии указания в законе, указании ГП;

— рассчитаны на применение прокурором в отношении тех к кому они применяются;

— требования из полномочий обязательны для исполнения.

Делегирование полномочий. Варианты (д/з примеры + 2 не передаваемых полномочия):

— делегирование ГП первому заму;

— делегирование прокурора субъекта;

— делегирование прокурора района.

Средства прокурорского надзора – установленные законом формы деятельности прокурора, с помощью которых осуществляется реализация полномочий.

Носят процессуально значимый характер и отражают специфику прокурорской деятельности.

— акты прокурорского реагирования (протест, представление, предостережение, постановление)- правовое средство, имеющее документальную форму, с помощью которого прокурор реагирует на выявленное нарушение закона или предупреждает нарушение закона;

Виды разграничения компетенции:

— м/у территориальными и специализированными прокуратурами;

— м/у территориальными одного уровня;

— м/у нижестоящими и вышестоящими прокуратурами.

При распределении компетенции учитывается:

Тема 7 – Служба в органах и учреждениях прокуратура.

— Положение о классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников №198;

— Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры №74;

Служба в органах прокуратуры является разновидностью государственной службы.

Принято рассматривать, что эта служба является правоохранительной.

Государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

— равный доступ к службе;

— единство требований к прохождению службы в органах прокуратуры;

— сочетание гласности и конфиденциальности службы;

— профессионализм и компетентность работников прокуратуры;

— стабильность и ротация кадров;

Правовое положение прокурора и прокурорского работника:

— требования, предъявляемые к кандидату на должность;

— права и обязанности прокуроров и прокурорских работников;

— ограничения, связанные со службой в органах прокуратуры;

— порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры;

— основания и порядок приостановления и прекращения полномочий;

— меры поощрения и взыскания;

— порядок и основания привлечения прокуроров к ответственности;

— профессиональная подготовка и повышение квалификация;

— меры материального и социального обеспечения.

Требования, предъявляемые к кандидатам (на прим. прокурора субъекта):

· высшее юридическое образование;

· лицо должно быть здоровым в психологическом и физиологическом состоянии;

· достижение определенного возраста (для прокурора города, района – 25 лет, прокурор субъекта – 30 лет);

· стаж работы в должности прокурора или следователя( 3 и 5 лет соответственно);

Требования к прокурорам, прокурорским работникам:

Условия, препятствующие принятию на службе:

— наличие гражданства иностранного государства или двойного гражданства;

— полная или частичная недееспособность;

— близкое родство или свойство с работником органа или учреждения прокуратуры, если это связано с их подчинением;

— отказ от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Генеральный прокурор вправе назначать на должности прокуроров занимавших должности в органах государственной власти.

Лицам, впервые принятым на службу в органы прокуратуры, может быть назначен испытательный срок – от 6 месяцев до 1 года.

Лицо, впервые назначенное на должность, в торжественной обстановке приносит присягу. Назначение на должность публикуется в СМИ.

Права и обязанности:

— право на ознакомление с документами, определяющими его правовой статус;

— право на продвижение по службе, переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

— объединение в профсоюзы;

— обжалование вышестоящему прокурору или в суд решений непосредственного руководителя;

— ознакомление со всеми материалами его личного дела;

— получение бесплатного форменного обмундирования.

— соблюдение Конституции и исполнение законов;

— добросовестное исполнение служебных обязанностей;

— сохранение охраняемых законом тайн;

— исполнение законных приказов, распоряжений руководителя.

Ограничения, связанные с прохождение службы в органах прокуратуры:

— прокуроры не могут быть представителями в суде и в иных органах государственной власти;

— не могут использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и иного обеспечения;

— запрещение получения гонораров за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности;

Читайте также:  Может ли прокуратура привлечь к уголовной ответственности

— не могут участвовать в забастовках;

— запрещается заниматься предпринимательской деятельностью;

— запрещается иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской;

— обязаны предоставлять ежегодно сведения о полученных доходах;

— обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на все время службы доли, акции в уставном капитале коммерческих организаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

КР Прокурорский надзор.docx

Понятие компетенции прокуратуры. Её разграничение между видами прокуратур

Компетенция – это принадлежащие органу, должностному лицу полномочия (права и обязанности) по решению определенного круга вопросов (предмета ведения).

Выделяют три вида компетенции:

    • общая компетенция относится к прокуратуре в целом. Она включает в себя всю совокупность предоставляемых ей полномочий;
    • компетенция отдельных видов прокуратур: территориальной, военной, транспортной, природоохранной и прокуратуры при исправительных учреждениях;
    • индивидуальная компетенция присуща каждому прокурорскому органу в отдельности. При осуществлении надзора за исполнением законов участником возникающих при этом отношений является не вся прокуратура или ее отдельный вид, а конкретный прокурорский орган. Для этого данный орган должен выступать как субъект права, т. е. обладать особой индивидуальной компетенцией, обеспечиваемой четким разграничением полномочий между различными прокуратурами 1 .

Другие авторы выделяют также:

    • иерархическую (уровневую) компетенцию органа прокуратуры— совокупность полномочий (прав, обязанностей, ответственности) по осуществлению функций надзора за исполнением законов прокурорами органов прокуратуры, входящими в систему прокуратуры РФ. Иерархическая компетенция органа прокуратуры состоит прежде всего в том, что прокуроры этой прокуратуры обычно осуществляют надзор за исполнением законов на объектах соответствующего им и нижестоящего уровня, участвуют в рассмотрении дел судами соответствующего и нижестоящего уровней;
    • предметную (отраслевую) компетенцию прокурора (органа прокуратуры) — это сфера надзорной и иной функциональной специализации работников органа прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений, реализуются задачи прокуратуры по определенным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственным и другим органам с использованием установленных законом функций и полномочий прокуратуры. Предметную компетенцию имею военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры. Специализация таких прокуратур и осуществляется в связи со специфическим предметом их надзорной и иной функциональной деятельности в специальных сферах правовых отношений 2 .

Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, что обусловлено общностью стоящих перед нею задач по обеспечению верховенства закона, единства законности в государстве. Вместе с тем квалифицированность осуществления прокурорского надзора сопряжена с необходимостью специализации органов прокуратуры применительно к правовому положению поднадзорных субъектов. Специфика деятельности этих субъектов предопределила, с одной стороны, подразделение прокурорского надзора на отрасли, а с другой — самой прокуратуры на отдельные виды.

Разграничение компетенции между ними проводится по предметным полномочиям. Что касается полномочий функциональных, то они в основном одинаковы для всех прокурорских органов, так как выявление, устранение и предупреждение нарушений законности практически имеют одни и те же формы в любой сфере общественных отношений. Предметные же полномочия различны, поскольку касаются правовых действий и актов различных субъектов, за исполнением законов которыми надзирает прокуратура. Фактически разграничение компетенции между прокуратурами проводится по видам надзорных субъектов. Прокуратура каждого вида осуществляет надзор за исполнением законов конкретными категориями субъектов.

Самыми широкими полномочиями обладает территориальная прокуратура. Ее компетентность не распространяется только на те субъекты, которые входят в сферу деятельности специализированных прокуратур. Надзорные функции последних осуществляются в отношении строго определенных категорий органов власти, учреждений, предприятий, организаций, граждан. Иными словами, специализированные прокуратуры надзирают за соблюдением законности специальным контингентом субъектов. Эти прокуратуры выполняют свои функции в сравнительно узких сферах общественных отношений, где особенно важно укрепление дисциплины и правопорядка. Как видно из их наименований, военная надзирает за исполнением законов в воинских организациях, транспортная — в транспортных, природоохранная — в организациях, тесно связанных с охраной природы; прокуратура при исполнительных учреждениях — в данных учреждениях.

Разграничение компетенции по территории деятельности не проводится. Например, на территории одной области, края, республики осуществляют свои полномочия и территориальная, и военная, и транспортная, и природоохранная прокуратуры. Главный фактор, обусловливающий их функции, — виды субъектов за соблюдением законности которыми они надзирают.

Прокурор района установил, что приказ директора завода о порядке предоставления отпусков рабочим и служащим предприятия противоречит трудовому законодательству. При этом выяснилось, что соответствующие положения были внесены в приказ по распоряжению начальника главка республиканского министерства, в подчинении которого находится завод.

Как должен поступить прокурор?

Обоснуйте решение прокурора в соответствии с имеющимися у него полномочиями.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Читайте также:  Как стать военным дознавателем

Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона.

Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет обеспечивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.

В соответствии с выработанными практикой требованиями в содержании представлений отражаются:

— орган, должностное лицо, которому оно вносится;

— источники информации об имевших место нарушениях закона;

— характеристика нарушений закона;

— анализ их причин и способствовавших им условий;

— требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;

— указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления;

— подпись лица, внесшего представление с указанием должности и классного чина.

Гражданин Е. обратился к прокурору области с просьбой о принесении протеста в порядке надзора на приговор районного суда. Прокурор области направил письмо Е. прокурору района, поручив ему истребовать дело и разрешить вопрос об обжаловании приговора в порядке надзора.

Правильно ли поручение прокурора области?

В соответствии с п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

В соответствии с этой нормой прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение, постановление вступили в законную силу, и принести надзорное представление, если сочтут, что они незаконны или необоснованны. Если обжалование таких приговоров, определений, постановлений не входит в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением о вынесении надзорного представления к вышестоящему прокурору.

Статья 402 УПК РФ устанавливает круг лиц, которые могут ходатайствовать перед судом о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения по уголовному делу. Круг таких лиц ограничен частью 1 данной статьи. В перечне таких лиц значится прокурор, который правомочен внести надзорное представление.

Согласно ст. 403 УПК РФ, право на принесение надзорных представлений в порядке надзора имеют:

а) Генеральный прокурор РФ и его заместители на приговор, определение, постановление любого суда РФ за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;

б) прокурор субъекта РФ – на приговор и определение районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Районный (городской) прокурор также имеет право истребовать любое дело, но в случаях необходимости принесения представления в порядке надзора он входит с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору.

Таким образом, правом на принесение протеста в порядке надзора обладают не все прокуроры, а начиная с прокурора субъекта Российской Федерации. Прокуроры районов (городов) могут лишь истребовать дела из судов того же уровня и вносить представление вышестоящему прокурору о принесении протеста в порядке надзора. Поэтому поручение прокурора области неправильно, он в его компетенцию входит внесение надзорного представления на приговор районного суда.

    1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1″О прокуратуре Российской Федерации» / «Российская газета», N 39, 18.02.1992
    2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ / «Российская газета», N 249, 22.12.2001

Учебная литература и публикации

    1. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. — 140 с.
    2. Кореневский О.В. и др. Российский прокурорский надзор — Учебное пособие. М., 2001. 384 с.
    3. Поляков М.П, Федулов А.Ф. Прокурорский надзор: конспект лекций. М., 2009. 165 с.
    4. Прокурорский надзор. Под ред. Винокурова Ю.Е. М., 2005. — 460 с.

1 Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 45

2 Кореневский О.В. и др. Российский прокурорский надзор — Учебное пособие. М., 2001. С.34

Источники:
http://studopedia.ru/2_41937_tema—kompetentsiya-prokuraturi.html
http://referat911.ru/Ugolovnyi-process/ponyatie-kompetencii-prokuratury-ejo-razgranichenie/252562-2530097-place1.html

Читайте также:
Adblock
detector