Что входит в компетенцию прокуратуры

Понятие компетенции органов прокуратуры

Для осуществления надзора за исполнением закона органы прокуратуры должны располагать собственными полномочиями.

Компетенция – это совокупность полномочий, которыми наделяются органы прокуратуры для осуществления надзора за соблюдением закона поднадзорными субъектами.

Это полномочия сугубо надзорные, они предоставляются прокуратуре высшими органами государственной власти.

Обеспечение единства, законности, верховенства закона, защита прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Цели и задачи, стоящие перед органами прокуратуры, входят в понятие компетенции.

Компетенция прокуратуры представляет собой своеобразный аналог правоспособности, которой располагают граждане и юридические лица. Обе эти категории (компетенция и правоспособность) характеризуют правовое положение в обществе. Различие между ними состоит в том, что правоспособность есть признаваемая законом способность юридического или физического лица иметь права и нести обязанности. Компетенция государственного органа включает в себя реальные полномочия, предоставленные ему государством. Гос. орган предназначен для выполнения своих прав и обязанностей, у должностных лиц этих органов отсутствует свобода по распоряжению правами и обязанностями (такая свобода есть у граждан и юр. лиц).

Стоящие перед органами прокуратуры задачи превращают права и обязанности прокурора в единое целое. Права и обязанности органов прокуратуры представляют собой служебный долг прокурора.

В литературе, посвящённой вопросам прокурорского надзора, выделяются 3 вида компетенции органов прокуратуры:

2) специальная компетенция

В системе органов прокуратуры выделяются специальные прокуратуры:

ü транспортная каждая из них обладает

ü природоохранная своей специальной компетенцией

ü войсковых частей

ü по исполнению наказания

3) индивидуальная компетенция

Индивидуальной компетенцией обладает каждый отдельно взятый прокурорский орган, т.к. при осуществлении надзора над соблюдением закона поднадзорными субъектами выступает не вся система органов прокуратуры, а отдельный орган.

Характер полномочий, входящих в компетенцию

Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:

1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)

2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)

Основные полномочия:

Предметные

ü круг поднадзорных прокуратуре субъектов

ü какие действия и акты прокуратура может проверять в порядке надзора

2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них

Отраслевые

В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них.

По степени власти полномочия подразделятся на:

Властные полномочия

2) ограниченно властные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).

Только в ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:

ü надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

ü надзор за исполнением наказания.

Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Содержание компетенции прокуратуры

Для осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры должны располагать соответствующими полномочиями. Эти полномочия специфические: сугубо надзорные. Причем в соответствии с принципом единства осуществление прокурорского надзора несовместимо с какими-либо иными видами государственной, общественной деятельности. Специфика полномочий прокуратуры предопределяется и их природой: они предоставляются не просто государством, а его высшими органами власти (согласно Закону о прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г.— Федеральным Собранием РФ). В определенной степени прокурорский надзор осуществляется и от имени Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Объем и характер полномочий устанавливаются законодателем не произвольно. В литературе отмечается, что полномочия государственных органов обусловливаются поставленными перед ними задачами. Именно последние активно влияют на формирование правового статуса прокуратуры, предопределяя ее обязанности. Естественно, полномочий должно быть достаточно для выполнения задач и достижения целей, которые возлагаются государством на органы прокуратуры. Последние, для того чтобы выполнять свои функции, должны со всей ответственностью исполнять возложенные на них обязанности. Поэтому цели и задачи, стоящие перед прокуратурой, входят в содержание ее компетенции в качестве основной части.

Компетенция — своеобразный аналог правоспособности. Обе эти категории характеризуют правовое положение субъектов в обществе и государстве. Но имеется существенное различие в их содержании. Тогда как правоспособность есть только признаваемая законом способность физического или юридического лица иметь права и нести обязанности, компетенция включает в себя реальные полномочия, предоставленные государством его органам.

Читайте также:  Как писать обращение к прокурору

Понятие полномочий сложное. Прежде всего это субъективные права, предоставляемые органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций. Субъективное же право есть установленная законом возможность совершать конкретные действия (применительно к прокуратуре — надзорные). Но в предоставляемом субъективном праве заложена необходимость его осуществления, ибо оно непременно должно быть реализовано в целях борьбы с нарушениями законности, восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов различных субъектов, привлечения виновных лиц к ответственности. Стоящие перед прокуратурой цели и задачи превращают субъективные права в субъективные обязанности прокуроров. Полномочия — это не просто связь прав и обязанностей, а их единство. Каждое право является обязанностью и, наоборот, каждая обязанность есть право. Например, в соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокуроры не только вправе рассматривать жалобы и заявления, содержащие сведения о нарушениях законности, но и обязаны это делать для принятия мер по их устранению.

Прокуроры прежде всего несут обязанности перед государством, поскольку оно предопределило их назначение, возложило на них выполнение строго определенных функций. Складывается впечатление, что применительно к различным государственным органам, общественным организациям, учреждениям, предприятиям прокуроры выступают только как носители права. Но это не так. Правовое положение прокурора по существу не изменяется, когда он вступает в отношения с поднадзорными субъектами, ибо присущее его праву долженствование проявляется и применительно к ним. Представим себе, что глава районной администрации вынес незаконное решение. Перед государством прокурор несет обязанность опротестовать его. По отношению к главе администрации он имеет право на принесение протеста, но, казалось бы, не обязанность. В то же время прокурор должен содействовать органам местного самоуправления в соблюдении законности, следовательно, входящая в полномочия прокурора обязанность перед государством как бы автоматически срабатывает и в отношении различных органов власти, управления.

Особенно ярко эта обязанность проявляется в отношении тех, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены. В этом случае прокурор принимает меры по их восстановлению, защите. Предположим, гражданин обращается в прокуратуру с заявлением об ограблении. По закону прокурор должен принять заявление, зарегистрировать, проверить, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и передать его следователю. В этой ситуации он несет обязанность не только перед государством, но и перед потерпевшим, чьи интересы подлежат защите.

В литературе высказано мнение, согласно которому компетенция прокурора уже совокупности всех его прав и обязанностей. Например, установленное ст. 289 ГПК РФ право на ознакомление в суде с материалами дела и поступившими жалобами не может быть отнесено к компетенции прокурора. Но данное положение никак не аргументируется, и непонятно, по какому признаку нужно отделять полномочия от прав и обязанностей. Если согласиться с приведенной точкой зрения, то придется исключить все права и обязанности прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, права и обязанности, связанные с участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, осуществлением общего надзора, надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы. При таком положении компетенция органов прокуратуры оказывается бессодержательной и ненужной для характеристики их правового статуса.

Полномочия прокурора иногда именуются правомочиями прокурорского надзора. Между тем указанные термины при очевидном сходстве не тождественны. По смысловому значению полномочие суть предоставление кому-либо права на совершение каких-либо действий. Правомочие же толкуется как обладание законным правом. Создавая органы, государство передает им часть своих прав и возлагает на них определенные обязанности, наделяя их как своих представителей реальными полномочиями. Правомочия же — гражданско-правовая категория. Будучи участниками гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, граждане, учреждения, предприятия, организации выступают как носители правомочий. Говорить о полномочиях (правомочиях) прокурорского надзора вряд ли правильно. Данные категории принадлежат органам прокуратуры, прокурорам, а прокурорский надзор — деятельность по их реализации и потому не может выступать в качестве субъекта, обладающего ими. Неверно также называть полномочия правовыми средствами прокурорского надзора. Средство — это прием, способ действия, к которым прибегают для достижения каких-либо целей, а полномочия — предоставляемая государством возможность совершать те или иные действия. Сама по себе возможность еще не действие. Можно обладать полномочиями и в то же время не выполнять каких-либо функций. Право на совершение действия не есть само действие, это понятия не тождественные. Например, право прокурора на иск и сам иск — категории разные. Первая — предоставляемая законом возможность обратиться в народный суд с требованием о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций. Вторая — непосредственно требование о защите. Иск есть средство защиты, право на предъявление его — полномочие.

Читайте также:  Брать ли целевое в прокуратуру

В науке конституционного права компетенция раскрывается как совокупность властных полномочий. Это правильно. Государство как носитель власти, учреждая органы, распределяет ее между последними в форме властных полномочий. Объем и характер полномочий прокурора своеобразны. По данному поводу высказаны разные суждения. Одни авторы убеждены в отсутствии власти у прокурора в гражданском, уголовном процессах. Другие же считают, что прокурор располагает властными полномочиями во всех отраслях.

Все же определение компетенции, данное в науке конституционного права, не может быть в полной мере использовано для характеристики правового положения органов прокуратуры ввиду своеобразия и сложности выполняемых ими функций. Круг субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, очень широк. С учетом их правового статуса надзор осуществляется по-разному.

В отношении судов он не может быть властным, а значит, и полномочия не должны быть таковыми. Судьи независимы и подчиняются только закону. Власть прокуроров представляла бы посягательство на эту независимость. Итак, это первый вид полномочий, в которых власть не проявляется.

Иными полномочиями прокуроры обладают в отношениях с органами дознания и предварительного следствия. Здесь прокурорская власть проявляется в активной форме. Прокуроры могут не только выявлять нарушения законности, но и непосредственно устранять их. Например, по действующему уголовно-процессуальному законодательству прокурор вправе отменить любое незаконное постановление следователя, инспектора по дознанию; давать им обязательные для исполнения указания по расследованию преступлений. Активная форма власти в несколько суженном объеме проявляется и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокурор своим постановлением может освободить любое лицо, содержащееся без законных оснований в исправительных учреждениях. Это второй вид полномочий, в котором власть проявляется в особо активной форме.

Третий вид — полномочия с ограниченной властью, характерные для отношений с органами государственной власти. Субъекты многочисленны, и применительно к ним прокуроры не могут выполнять каких-либо управленческих функций. Властностью обладают только полномочия прокурора по выявлению нарушений законности. Что же касается полномочий по устранению последних, то прокурор может лишь обращаться с требованиями к компетентным органам о принятии необходимых мер.

По характеру полномочия органов прокуратуры подразделяются на два вида: основные и дополнительные. Основные полномочия непосредственно связаны с осуществлением надзора; дополнительные касаются организации работы прокурорских органов и в свою очередь по целевому назначению делятся на предметные и функциональные.

Предметные (и это видно из названия) связаны с предметом надзора, т. е. правовыми действиями и актами субъектов, за исполнением законов которыми надзирает прокуратура. Иными словами, предметные полномочия предопределяют круг этих субъектов.

Функциональные полномочия регламентируют действия прокуроров по выявлению нарушений законности и по реагированию на них.

Все полномочия, как предметные, так и функциональные, — отраслевые. Они определяются законодательством применительно к каждой отрасли в отдельности с учетом ее специфики. Общих для всех отраслей полномочий не существует, ибо надзор реализуется не в целом, а по отдельным направлениям.

Кроме того, в системе органов прокуратуры существуют организационные отношения, наличие которых обусловила и предоставление дополнительных полномочий: права и обязанности по руководству работой, планированию, распределению поручений между работниками, контролю за качеством их работы и т. д.

Следует выделить три вида компетенции.

  • 1. Общая компетенция относится к прокуратуре в целом. Она определяется ст. 1, 2, 9 и др. Закона о прокуратуре Российской Федерации и включает в себя всю совокупность предоставляемых ей полномочий.
  • 2. Компетенция отдельных видов прокуратур: территориальной, военной, транспортной, природоохранной и прокуратуры при исправительных учреждениях.
  • 3. Индивидуальная компетенция присуща каждому прокурорскому органу в отдельности. При осуществлении надзора за исполнением законов участником возникающих при этом отношений является не вся прокуратура или ее отдельный вид, а конкретный прокурорский орган. Для этого данный орган должен выступать как субъект права, т. е. обладать особой индивидуальной компетенцией, обеспечиваемой четким разграничением полномочий между различными прокуратурами.

Компетенция органов прокуратуры напрямую связана с их правовым статусом и правовым статусом органов и учреждений, наделенных рядом полномочий по выполнению их собственных функций, которые отражают место и роль в обществе и государстве.

Функции прокуратуры

Статья 1 Закона О прокуратуре определяет позицию органов прокуратуры Российской Федерации, которая, тем не менее, касается места и роли прокуратуры в Российском государстве, является уникальной.

Для того чтоб органы прокуратуры могли производить контроль, они обязаны иметь особые возможности. Это обязательное условие реализации функций по надзору.

Читайте также:  Что делает прокурор в судебном заседании

Отсутствие и недостаток полномочий является серьезным препятствием в борьбе с правонарушениями. Расширение прав и возможностей – сложная концепция. Оно содержит в себе личное право – это право предусмотренное законом на совершении определенных действий, но оно также содержит необходимость его осуществления. Возможности представляются для заслуги конкретных целей.

При обсуждении концепции преобразования прокуратуры в центре внимания участвующих в дискуссии, среди остальных был вопрос о возможностях прокуратуры. В ближайшее время по нему сложились 2 обратные позиции. С одной стороны, есть попытка перенести на российскую почву опыт правовых систем западных государств, в основном англосаксонских.

В данной системе, как известно, прокуратура изучается только как орган уголовного преследования, исполняющий процессуальное руководство предварительным расследованием преступлений и государственное обвинение в суде, который был лишен всех надзорных возможностей.

С иной стороны, существуют мнения о необходимости сохранения прокуратуры как универсального государственного-правового института, обеспечивающего всесторонний надзор за законностью. Сторонники этой позиции приводят в качестве примера опыт прокурорского контроля в дореформенной Российской Империи в СССР, отмечая его позитивные аспекты в обеспечении правопорядка в стране.

Модель прокуратуры в 1-й позиции, – сообщает по данному поводу профессор В.К.Звирбуль,- наделена на повышение роли суда, развитие состязательных начал в уголовном процессе. Это его несомненные преимущества, но их следует оценивать в сочетании с тем, что теряется при его внедрении. Общество утратит важную и необходимую для правового государства деятельность по защите закона посредством надзора за его точным и единообразным исполнением. В случае реализации 2-ой модели, обозначенный вид государственной работы сберегается и поочередно привлекается к надзору за исполнением законов судами и участниками рассмотрения дела в суде, что в определенной мере не соблюдает суверенитет суда при отправлении правосудия.

Большая часть точек зрения в современной правовой науки располагается посредине приведенных последних позиций.

Как подчеркивалось ранее выше, прокуратура уполномочена бороться с правонарушениями, собственно что считается служебным долгом прокурора и его личной обязанностью.

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре, прокуроры не только имеют право рассматривать жалобы и заявления, содержащие информацию о нарушителях закона, но и обязаны это делать, чтобы принимать меры по их устранению.

Основные и дополнительные полномочия прокурора

По назначению полномочия прокурора делятся на 2 типа: основные и дополнительные. Основными являются полномочия выполнять надзорные и некоторые не контролирующие функции. Они разделяются на полномочия:

  • предметные, касающиеся предмета наблюдения, то есть правовых поступков поднадзорных субъектов (полномочия на посторонние действия);
  • функциональные, связанные с непосредственным исполнением надзорных функций (полномочия на собственные прокурорские действия).

Как основные, так и функциональные возможности считаются отраслевыми.

Дополнительные возможности – полномочия организационного плана (вспомогательные), подобные как:

  • распределение деятельности по отраслям и исполнителям;
  • набор и расстановка кадров и т. д.

Не существует общих, единых полномочий для всего надзора, все полномочия разделены на сферы деятельности и промышленность, учитывая их специфику.

Компетенция прокуратуры

Компетенция прокуротуры делится на 5 главных направлений деятельности:

  • общий надзор, в том числе надзор за соблюдением законов и законности правовых актов;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина; исполнение законов органами административной юрисдикции; соблюдение законов, касающихся несовершеннолетних;
  • контроль за выполнением правопорядка органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • наблюдение за выполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, а также за мерами обязательного характера, назначенными судом, администрациями мест содержания под стражей задержанных и заключенных;
  • наблюдение за исполнением законов судебными приставами;
  • роль прокурора в рассмотрении дел судами.

Объем полномочий определяется целями и задачами прокуратуры. Полномочий должно быть достаточно для достижения целей и успешного разрешения установленных задач, они обязаны исполнять служебные функции. Задача деятельности прокуратуры двояка: с одной стороны, это обеспечение законности, с другой – защитить субъективные права граждан, юридических лиц и государства. Эти цели и определяют характер власти. Совокупность полномочий, а также поставленные государством цели и задачи формируют содержание компетенции прокуратуры. Цели и задачи – основной элемент компетенции.

В науке о конституционном праве понятие компетенции рассматривается, как совокупность полномочий. Компетентность часто приравнивается к правоспособности, поскольку компетентность и правоспособность определяют правовой статус различных субъектов.

Правоспособность – это способность иметь права и обязанности, компетентность – реальные полномочия. Поэтому в компетенцию входят реальные полномочия, которыми государство наделяет прокуратуру.

К компетенции прокуратуры РФ относятся высшие государственные органы, в связи с чем прокуроры фактически являются представителями центра в регионах Российской Федерации, городах и районах.

Источники:
http://m.studwood.ru/655577/pravo/kompetentsiya_prokuratury
http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/ponjatie-kompetentsii-prokuratury-rf/

Читайте также:
Adblock
detector