Читайте также:
- Cуществительные в функции определения
- F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
- F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни.
- F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
- I. Основные положения.
- I. Основные понятия и определения
- I. Основные этапы становления естественнонаучной картины мира. Ученые, внесшие важнейший вклад.
- I. Разложение периодической функции в ряд Фурье
- I. Сущность земельной ренты, основные виды
- I.2. Основные требования, предъявляемые к тепловому
- I.2.3. Основные виды работы школьного психолога.
- II Основные задачи регионального развития
Задачи прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти
К основным задачам прокуратуры следует отнести следующие:
обеспечение законности в деятельности органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, вне зависимости от форм собственности, в деятельности политических партий и иных общественных объединений, в деятельности должностных лиц и граждан, в том числе обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации,
защита законных интересов государства, а также законных прав и интересов граждан от незаконных посягательств.
Выполнение указанных задач способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации законов и подзаконных актов субъектов Федерации в свою очередь укрепляет единство государства, одним из выражений которого является единообразие в применении закона.
Перечисленные задачи являются общими. Частные задачи можно выделить применительно к конкретным направлениям деятельности прокуратуры.
Стоящими перед прокуратурой задачами определяется и место прокуратуры в системе органов государственной власти.
Возвращаясь к вопросу о месте прокуратуры в механизме государственной власти Российской Федерации можно выделить следующие основные точки зрения на эту проблему.
Прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти, а представляет собой самостоятельный правовой институт.
Под функциями большинством правоведов принято понимать основные направления деятельности соответствующего органа. Реализация этих функций возможна в результате наделения прокурора комплексом полномочий.
С точки зрения данного определения следует выделить следующие функции:
надзор за законностью,
координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью,
участие в правотворчестве.
Особый вид деятельности – это совокупность полномочий прокуратуры, предусмотренных отраслевым процессуальным законодательством, а также их реализация в ходе рассмотрения и разрешения дел в судах.
Особыми видами деятельности является участие прокурора в судебном рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. Законодатель выделяет эту деятельность прокуратуры, не обозначая ее функцией.
Рассмотрим основные функции.
Функция надзора и ее содержание будет рассмотрена в следующем параграфе.
В соответствии со ст. 1 УПК РФ прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации в лице своего органа – Следственного комитета и его структурных подразделений.
После окончания предварительного расследования прокурор утверждает обвинительное обвинение или обвинительный акт и направляет дело в суд, где продолжает уголовное преследования путем поддержания государственного обвинения.
Уголовное преследование не является для прокуратуры самоцелью. Оно осуществляется при наличии оснований. В тех случаях, когда вина лица в совершении преступления не установлена, прокуратура обязана отказаться от уголовного преследования.
Функция координации деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
Борьбу с преступностью осуществляю различные правоохранительные органы, которые проводят предварительное расследование уголовных дел в форме следствия и дознания, оперативно-розыскную деятельность, профилактику преступлений. К ним относятся органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы госнаркоконтроля, таможенные органы и некоторые другие. Учитывая, что расследование и оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные ведомства, необходимо четкое взаимодействие между ними. Координацию указанной деятельности традиционно осуществляет прокуратура. Это связано с тем, что на нее возлагается не только уголовное преследование, но и надзор за деятельностью органов следствия, дознания и ОРД, в каком бы ведомстве она не осуществлялась. Именно к прокурору поступает вся информация по расследуемым делам на всех этапах расследования, поэтому именно ему и целесообразно осуществлять взаимодействие между соответствующими органами.
Координация осуществляется на следующих принципах: соблюдение законности; равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельность субъектов координации в пределах предоставленных законодательством полномочий; гласность; ответственность каждого руководителя правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.
В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью.
В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.
На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.
Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.
В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции.
Председатели судов, руководители органов юстиции могут, но не обязаны, принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов. Данное положение сформулировано в соответствии с принципом самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В силу ст. 9 того же закона прокурор, при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Понимание необходимости совершенствования правовых актов может возникнуть в результате осуществления прокурором любой из своих функций.
Основными формами участия прокурора в правотворческой деятельности являются:
участие в подготовке проектов нормативных актов,
проведение правовой экспертизы законопроектов,
участие в обсуждении законопроектов на заседаниях представительных и исполнительных органов власти,
участие в рассмотрении представительными и исполнительными органами власти внесенных прокуратурой протестов на незаконные правовые акты
Участие в подготовке законопроектов прокуратура осуществляет по поручению Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти на местах. Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на укрепление законности и на борьбу с преступностью.
В отдельных случаях Государственная Дума РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации направляют в прокуратуру проекты нормативных актов на предмет дачи заключения по вопросу их соответствия действующему законодательству и целесообразности принятия.
В свою очередь, прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.
Кроме того, прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники: