Что такое прокуратура и ее функции

Читайте также:

  1. Cуществительные в функции определения
  2. F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  3. F06 Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни.
  4. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  5. I. Основные положения.
  6. I. Основные понятия и определения
  7. I. Основные этапы становления естественнонаучной картины мира. Ученые, внесшие важнейший вклад.
  8. I. Разложение периодической функции в ряд Фурье
  9. I. Сущность земельной ренты, основные виды
  10. I.2. Основные требования, предъявляемые к тепловому
  11. I.2.3. Основные виды работы школьного психолога.
  12. II Основные задачи регионального развития

Задачи прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти

К основным задачам прокуратуры следует отнести следующие:

обеспечение законности в деятельности органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, вне зависимости от форм собственности, в деятельности политических партий и иных общественных объединений, в деятельности должностных лиц и граждан, в том числе обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации,

защита законных интересов государства, а также законных прав и интересов граждан от незаконных посягательств.

Выполнение указанных задач способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации законов и подзаконных актов субъектов Федерации в свою очередь укрепляет единство государства, одним из выражений которого является единообразие в применении закона.

Перечисленные задачи являются общими. Частные задачи можно выделить применительно к конкретным направлениям деятельности прокуратуры.

Стоящими перед прокуратурой задачами определяется и место прокуратуры в системе органов государственной власти.

Возвращаясь к вопросу о месте прокуратуры в механизме государственной власти Российской Федерации можно выделить следующие основные точки зрения на эту проблему.

Прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти, а представляет собой самостоятельный правовой институт.

Под функциями большинством правоведов принято понимать основные направления деятельности соответствующего органа. Реализация этих функций возможна в результате наделения прокурора комплексом полномочий.

Читайте также:  Какую форму носят дознаватели

С точки зрения данного определения следует выделить следующие функции:

надзор за законностью,

координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью,

участие в правотворчестве.

Особый вид деятельности – это совокупность полномочий прокуратуры, предусмотренных отраслевым процессуальным законодательством, а также их реализация в ходе рассмотрения и разрешения дел в судах.

Особыми видами деятельности является участие прокурора в судебном рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. Законодатель выделяет эту деятельность прокуратуры, не обозначая ее функцией.

Рассмотрим основные функции.

Функция надзора и ее содержание будет рассмотрена в следующем параграфе.

В соответствии со ст. 1 УПК РФ прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации в лице своего органа – Следственного комитета и его структурных подразделений.

После окончания предварительного расследования прокурор утверждает обвинительное обвинение или обвинительный акт и направляет дело в суд, где продолжает уголовное преследования путем поддержания государственного обвинения.

Уголовное преследование не является для прокуратуры самоцелью. Оно осуществляется при наличии оснований. В тех случаях, когда вина лица в совершении преступления не установлена, прокуратура обязана отказаться от уголовного преследования.

Функция координации деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью

Борьбу с преступностью осуществляю различные правоохранительные органы, которые проводят предварительное расследование уголовных дел в форме следствия и дознания, оперативно-розыскную деятельность, профилактику преступлений. К ним относятся органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы госнаркоконтроля, таможенные органы и некоторые другие. Учитывая, что расследование и оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные ведомства, необходимо четкое взаимодействие между ними. Координацию указанной деятельности традиционно осуществляет прокуратура. Это связано с тем, что на нее возлагается не только уголовное преследование, но и надзор за деятельностью органов следствия, дознания и ОРД, в каком бы ведомстве она не осуществлялась. Именно к прокурору поступает вся информация по расследуемым делам на всех этапах расследования, поэтому именно ему и целесообразно осуществлять взаимодействие между соответствующими органами.

Читайте также:  Может ли прокуратура просит лишить звания

Координация осуществляется на следующих принципах: соблюдение законности; равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельность субъектов координации в пределах предоставленных законодательством полномочий; гласность; ответственность каждого руководителя правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью.

В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.

Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.

В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции.

Председатели судов, руководители органов юстиции могут, но не обязаны, принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов. Данное положение сформулировано в соответствии с принципом самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В силу ст. 9 того же закона прокурор, при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Читайте также:  Сколько заместителей у генерального прокурора

Понимание необходимости совершенствования правовых актов может возникнуть в результате осуществления прокурором любой из своих функций.

Основными формами участия прокурора в правотворческой деятельности являются:

участие в подготовке проектов нормативных актов,

проведение правовой экспертизы законопроектов,

участие в обсуждении законопроектов на заседаниях представительных и исполнительных органов власти,

участие в рассмотрении представительными и исполнительными органами власти внесенных прокуратурой протестов на незаконные правовые акты

Участие в подготовке законопроектов прокуратура осуществляет по поручению Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти на местах. Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на укрепление законности и на борьбу с преступностью.

В отдельных случаях Государственная Дума РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации направляют в прокуратуру проекты нормативных актов на предмет дачи заключения по вопросу их соответствия действующему законодательству и целесообразности принятия.

В свою очередь, прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

Кроме того, прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector