Что проверяет в организации прокуратура

Прокурорская проверка: пределы полномочий прокурора

Прокурорская проверка. Эти слова зачастую заставляют насторожиться не только представителей предпринимательства, но и работников государственных органов, органов местного самоуправления и прочих учреждений и организаций.

Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимую органами прокуратуры. Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Поводом для проведения проверки может служить обращение гражданина, сообщение в СМИ, материалы гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Полномочия прокурора приведены в п. 1 ст. 22 Закона:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и учреждений;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и осуществлять предусмотренные Законом полномочия, понимаются прокуроры, их заместители и помощники.

При проведении проверки должны быть исключено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допускаться факты возложения на представителей проверяемых организаций обязанностей по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за её пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных. Сроки предоставления документов прокурорским работникам должны быть разумными, требования к форме и содержанию таких документов чёткими и понятными.

Поскольку основаниями для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие из СМИ, от граждан, должностных лиц и пр., то на их рассмотрение и проверку отводится 30 дней со дня из регистрации. В исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней.

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в работе учреждения. В случае же выявления нарушений прокурор вправе:

— внести представление с требованием устранить нарушение;

— внести предостережение о недопустимости нарушений;

— обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокуратурой будут реализованы полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении либо соответствующие материалы будут в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Что проверяет прокуратура в организации

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры либо его заместители. Помощник прокурора вправе вынести лишь постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Универсальной схемы действий в случае проведения прокурорской проверки не существует. Однако можно выделить моменты, на которых следует заострить внимание, чтобы в последующем грамотно обосновать свою правовую позицию.

Прокурорский работник обязан предъявить удостоверение и хотя бы устно (что вполне допустимо) разъяснить предмет проверки. Если он забыл это сделать, следует напомнить об этом письменно, кроме того, можно запросить документ, на основании которого проводится проверка, сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, благодаря которому в Закон внесены изменения, предусматривающие возможность ознакомления с материалами проверки (старая редакция это запрещала с размытыми оговорками).

Если проверяющий запрашивает документы, которые не относятся по Вашему мнению к предмету проверки или его компетенции, то можно предоставить эти документы (разумеется получив письменное подтверждение данного факта) и обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Либо отказаться предоставлять эти документы, но тогда быть готовым доказать незаконность этих требований, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора.

Читайте также:  Когда был закреплен принцип независимости прокуратуры

В случае, когда прокурор просит предоставить неопределённый перечень документов за весьма продолжительный период времени, следует потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов, разъяснив при этом, что требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. Письменный отказ с указанием причин направить в прокуратуру, отметив, что Вы готовы предоставить все необходимые документы после уточнения их перечня.

Любой отказ в предоставлении прокурору информации, документов либо наоборот факт передачи каких-либо материалов должны быть письменно зафиксированы.

Если же проверяющий прокурорский работник желает опросить кого-либо из представителей организации, то своим работникам необходимо разъяснить, что по смыслу статьи 51 Конституции РФ давать объяснения – это право, а не обязанность.

После окончания проверки в течение месяца при выявлении нарушений прокурор может направить в Ваш адрес представление либо предостережение.

При получении одного из указанных актов прокурорского реагирования, если Вы согласны с выявленными нарушениями, необходимо устранить их и в течение месяца сообщить прокурору о результатах.

Если Вы не согласны с представлением (предостережением), нужно обжаловать их в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Заявление об оспаривании акта прокурорского реагирования необходимо подать в суд в течение трёх месяцев со дня его получения (ст. 256 ГПК РФ). Обжалование действий прокурора вышестоящему должностному лицу может не принести желаемого результата, кроме того, ожидая ответа можно пропустить предусмотренный законом срок для обращения в суд.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

Прокурорские проверки ограничили

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Читайте также:  На сколько назначается прокурор субъекта

Грубыми нарушениями являются:

— отсутствие оснований проведения плановой проверки (проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов);

— привлечения в качсетве экспертных организаций (экспертов) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

— нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом);

— нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10);

— отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, а именно обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах — возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Кроме того, основания проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют и в случаях, когда обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо обращения и заявления не содержат сведений об указанных фактах;

— отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимой по основаниям, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10;

— нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— требование документов, не относящихся к предмету проверки;

— превышение установленных сроков проведения проверки;

— непредставление акта проверки.

Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки имеют право:

  • Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • Получать от органа контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки в соответствии с Законом № 294-ФЗ;
  • Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля;
  • Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто попал в план прокурорских проверок

Сводный план контрольно-ревизионных мероприятий 2018 года был опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры страны еще в прошлом году. Глобальный документ содержит информацию о сроках, предметах и объектах планируемых контрольных мероприятий. Скачивать план проверок Генпрокуратуры не имеет смысла, гораздо удобнее воспользоваться онлайн-поиском.

Читайте также:  Прокурор в рассмотрении уголовных дел судами может

Также предусмотрен поиск по адресу организации. Однако, в справочник закрались ошибки, поэтому рекомендуем искать свое учреждение по ИНН.

Организация прокурорских проверок

Прокурорская ревизия — это комплекс особых мероприятий, направленных на осуществление контроля над исполнением действующего законодательства подконтрольной организацией в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Данный комплекс мероприятий осуществляется органами прокуратуры РФ.

Предметом прокурорской ревизии являются результаты деятельности подконтрольной организации, частного предпринимателя, органа власти или местного самоуправления в части соблюдения финансового, налогового, бюджетного законодательства, а также административного и уголовного права.

Порядок организации и проведения прокурорской ревизии законодательно не установлен. То есть нормативный документ, регламентирующий особенности проведения таких мероприятий, отсутствует. Органы прокуратуры при осуществлении контрольных мероприятий руководствуются действующим Законом о прокуратуре.

Особенности проведения прокурорских проверок

Определим ключевые особенности организации и проведения ревизий прокуратуры:

  1. Органы прокуратуры самостоятельно разрабатывают и утверждают план проверок. Однако, большая часть контрольно-ревизионных мероприятий инициируется при поступлении жалоб, обращений и заявлений от физических и юридических лиц.
  2. Сроки проведения ревизий не ограничены законодательно.

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Но обычно прокурорская ревизия завершается в течение 30 дней, так как этот срок установлен для дачи официального ответа на заявление.

  • Предмет и пределы проверки также не ограничены действующим законодательством. Следовательно, в период проведения контрольного мероприятия предмет ревизии может быть расширен.
  • Любые требования прокурора либо его представителей должны быть выполнены безоговорочно. В противном случае нарушителей ждут штрафы от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц, либо приостановление деятельности на 90 дней.
  • Напомним, что любое решение прокуратуры можно обжаловать. Порядок и сроки подачи апелляции закреплены в Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-I и в главе 25 ГПК РФ.

    Как подготовиться к прокурорской проверке

    Чтобы избежать крупных штрафов и наказаний по результатам прокурорской ревизии, важно к ней правильно подготовиться. Предлагаем ознакомиться с ключевыми правилами подготовки:

    1. Уточните предмет контрольно-ревизионных мероприятий. Проведите предупредительную ревизию по данному направлению деятельности организации собственными силами либо с привлечением сторонних экспертов. Выявленные ошибки следует исправить в установленном порядке.
    2. Проверьте локальные нормативные акты, которые регламентируют предмет проверки. Например, положение по оплате труда, приказы на выплату премий, стимулирующих и компенсационных доплат. Определите законность данных распоряжений.
    3. Проконтролируйте наличие подписей ответственных должностных лиц на первичных и учетных документах. Например, в расходных кассовых ордерах или актах на списание материальных запасов.
    4. Удостоверьтесь, что все подтверждающие документы в наличии. Например, чеки, квитанции или акты выполненных работ. Отсутствие подтверждающих документов может быть расценено как нарушение.
    5. Проверьте целевое назначение расходов. В первую очередь обратите внимание на предмет договоров, контрактов и соглашений: они должны отвечать целевым назначениям. В противном случае такие расходы признают нецелевыми.

    В ходе проведения контрольных мероприятий не препятствуйте действиям органов прокуратуры. Не пытайтесь скрыть или подделать факты деятельности организации. За такие действия предусмотрена уголовная ответственность, как и за дачу взятки.

    Исполнение законодательства в сфере закупок — самый актуальный предмет прокурорских проверок.

    Независимо от предмета планируемой прокурорской проверки подготовьте следующие документы:

    1. План финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.
    2. План-график и план закупок вашей организации.
    3. Локальное положение о проведении закупок товаров, работ и услуг для выполнения государственных (муниципальных) нужд.
    4. Прочую документацию, регламентирующую деятельность учреждения в сфере закупок.

    Источники:

    Читайте также:
    Adblock
    detector