Что проверяет транспортная прокуратура

Что необходимо знать предпринимателю при проведении плановой (внеплановой) проверки его деятельности органами государственного контроля (надзора)

В соответствии с ч.1 чт. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

О проведении плановой проверки орган государственного контроля (надзора) должен уведомить организацию, индивидуального предпринимателя не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения. Для этого он направляет копию распоряжения/приказа руководителя или его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, по общему правилу юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Данная процедура может не соблюдаться, если существует угроза или причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушены права потребителей.

Проверки могут проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ.

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).

В ходе проверки орган государственного контроля направляет мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

Документы, указанные в запросе, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должен представить в течение десяти рабочих дней в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Иногда проверяющие требуют нотариального удостоверения копий документов. Обратите внимание Закон № 294-ФЗ такого права им не дает.

При выявлении ошибок или противоречий в копиях документов проверяемое лицо может дать пояснения, а также предъявить дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, проводившее проверку, обязано рассмотреть их.

Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности проверяемого.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:

— с распоряжением о назначении и проведении и проверки;

— полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;

— целями и задачами проверки;

— основаниями для проведения выездной проверки;

— видами и объемом мероприятий по контролю;

— составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

— сроками и с условиями ее проведения.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

При проведении проверки необходимо в полном объеме пользоваться правом непосредственного присутствия (участия) при проверке и правом давать компетентные и взвешенные объяснения, относящиеся к предмету ее проведения.

По общему правилу, сразу по завершению проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ обязаны составить акт проверки в двух экземплярах.

Один из них с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

При получении акта следует проверить его содержание. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Необходимо, чтобы дата, время и место проведения проверки, ее вид, дата и номер распоряжения о проведении проверки, ее продолжительность, сведения о результатах, выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших нарушения, соответствовали действительности.

При наличии расхождений в акте проверки, несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте предприниматель вправе представить в соответствующий орган контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Законом № 294-ФЗ для этого установлен пятнадцатидневный срок, исчисляемый с даты получения акта.

Сведения о проводимых проверках вносятся в журнал учета проверок, который в обязательном порядке должен вестись на любом предприятии. Запись о проведении проверки делает проверяющее должностное лицо (ч.ч. 8, 9 ст.16 Закона № 294-ФЗ).

Проверяемые организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение их прав.

Если проверка проведена с грубым нарушением требований к процедуре, то ее результаты могут быть признаны недействительными и отменены вышестоящим органом или судом (ч.ч. 1, 2 ст.20 Закона N 294-ФЗ).

– превышены установленные сроки проведения проверок;

– отсутствуют основания для проведения плановой или внеплановой выездной проверки;

– не соблюдены сроки уведомления о проведении проверки;

– проверка проведена без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) контролирующего органа;

– к проверке привлечены не аккредитованные в установленном порядке граждане и организации;

– проведена плановая проверка, не включенная в ежегодный план;

– внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя не согласована с органами прокуратуры;

Читайте также:  Что такое предостережение прокурора

– затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки;

– не представлен акт проверки;

– выездная проверка проведена с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

Следует обратить внимание, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе и в количестве, превышающем установленные нормы;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

— Сергей Валерьевич, какие вопросы находятся в сфере ответственности Западно-Сибирской транспортной прокуратуры?

— Мы осуществляем надзор за исполнением законов на всех видах транспорта (железнодорожном, водном и воздушном), а также в области таможенных правоотношений на территории республик Хакасия и Тыва, Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областей. Это вопросы и безопасности на транспорте, и соблюдения прав работников предприятий транспортной сферы, пассажиров, субъектов предпринимательской деятельности, участников таможенных правоотношений.

— Какова динамика нарушений, выявленных вами в 2009 году?

— В прошлом году прокуратурой выявлено более 23 тысяч нарушений закона в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта. Эта цифра сопоставима с показателями 2008 года. Наибольшая часть нарушений допущена предприятиями железнодорожного транспорта, наименьшая — предприятиями морского и внутреннего водного транспорта.

Выявленные нарушения закона послужили основанием для внесения прокуратурой свыше тысячи представлений, по результатам рассмотрения которых 1326 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. В суды направлено 2283 исковых заявления, предостережено о недопустимости нарушения закона свыше 300 лиц. К административной ответственности привлечено 1081 лицо, по инициативе прокуроров возбуждено 88 уголовных дел (в 2008 году — 98 дел).

— Какие нарушения наиболее распространены на железной дороге?

— Сразу оговорюсь, что Западно-Сибирская транспортная прокуратура осуществляет надзор за Красноярской и Западно-Сибирской железными дорогами, а также владельцами так называемых путей необщего пользования — хозяйствующими субъектами. И если в составе железных дорог имеется целая ревизорская служба, призванная следить за техническим состоянием пути и подвижного состава, то хозяйствующие субъекты нередко пускают этот вопрос на самотек. Находящиеся у них на балансе железнодорожные пути зачастую содержатся в ненадлежащем состоянии, что приводит к сходам подвижного состава и создает реальную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.

Однако и у железных дорог есть свои проблемы. В Красноярском крае выявлен факт эксплуатации железной дорогой 35 км главного пути с просроченным сроком капитального ремонта. Другая проблема — эксплуатация подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации либо без проведения капитального и текущего ремонта. Например, по иску Иланского транспортного прокурора судом запрещена эксплуатация девяти локомотивов, использовавшихся Красноярской железной дорогой сверх срока эксплуатации. Тайгинским транспортным прокурором выявлен факт эксплуатации 97 локомотивов и 26 тепловозов с истекшим сроком службы.

За грубые нарушения правил технической эксплуатации железных дорог 11 должностных лиц привлечено к строгой дисциплинарной ответственности, но самое главное — в результате нашего вмешательства была устранена сама угроза безопасности пассажиров. А недооценивать такую опасность нельзя — в течение 2009 года только на путях общего пользования Красноярской железной дороги в результате различных нарушений имело место пять сходов подвижного состава.

Достаточно распространенным нарушением среди хозяйствующих субъектов является осуществление деятельности по погрузке и выгрузке опасных грузов без специального разрешения (лицензии). Игнорируя требования закона о порядке обращения с опасными грузами, юридические лица создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью своих работников, а также принадлежащего хозяйствующему субъекту имущества.

Такие нарушения прокуроры выявляют повсеместно, добиваясь через суд приостановления незаконной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

— Каково положение дел с соблюдением законодательства в сфере функционирования воздушного транспорта? В чем чаще всего причина инцидентов?

— Количество авиаинцидентов по сравнению с 2008 годом в регионе снизилось с 19 до 11. Мы расцениваем такую динамику в том числе и как следствие принципиальной и активной позиции прокуроров при проведении проверок в сфере авиационной безопасности. Только за 2009 год по инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено около 108 должностных лиц, к административной — 44. Некоторые инциденты были вызваны технологическими причинами — недостатками в конструировании воздушных судов и их элементов. Однако основной акцент нашего внимания нацелен на те случаи, когда причиной события явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей конкретными работниками, обслуживающими и эксплуатирующими воздушные суда, средства навигации и аэропорты.

Читайте также:  Сколько лет прокурору чайке

— А с чем связано значительное количество происшествий с участием сверхлегкой авиатехники?

— Эта проблема действительно имеет место. В настоящее время возросло количество лиц, приобретающих в собственность сверхлегкие летательные аппараты (дельталеты, легкомоторные самолеты и вертолеты), но не имеющих никакого представления о правилах эксплуатации этих летательных средств и порядке использования воздушного пространства. Ничего не зная ни о порядке пилотирования, ни о требованиях безопасности полетов, эти лица не получают необходимого разрешения оперативных органов Единой системы организации воздушного движения на использование воздушного пространства. Двигаясь бесконтрольно, без уведомления других участников воздушного движения о направлении своего полета, они порой создают помеху движению воздушных судов регулярных авиарейсов. Нет необходимости объяснять, что такие необдуманные действия могут привести к трагедии. Причем управляющие такими летательными аппаратами лица нередко берут на борт пассажиров: туристов, охотников, подвергая риску не только свою жизнь, но и жизнь других людей.

— А как обстоит дело с защитой от терактов на воздушном транспорте?

— Нарушения требований антитеррористического законодательства имеют место и на объектах воздушного транспорта. Проводя проверки, мы столкнулись с фактами отсутствия периметровых ограждений аэропортов, что, безусловно, негативно сказывалось на уровне антитеррористической защищенности транспортных объектов.

Показателен пример аэропорта Абакана, где отсутствовало сплошное ограждение зоны безопасности аэропорта, а на привокзальной площади, примыкающей к зданию аэровокзала, осуществлялись свободный проезд и парковка автотранспортных средств. Излишне говорить, что степень антитеррористической защищенности указанного объекта не отвечала предъявляемым требованиям. Периметровые ограждения в аэропортах Диксон, Снежногорск, Хатанга (Красноярский край) до прокурорской проверки практически отсутствовали.

Наряду с этим прокурорами выявлены факты нахождения посторонних лиц в контролируемых зонах аэропортов (аэропорты Кодинск, Богучаны, Тура-Горный, Тура-МВЛ, Северо-Енисейск, Диксон Красноярского края), парковки личного автотранспорта работников аэропорта без пропусков (Богучаны, Диксон и Тура-Горный).

— Религиозные, общественные объединения создают проблемы?

— Случаев хулиганских действий, актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной ненависти либо вражды, а также призывов к осуществлению такой деятельности и совершению указанных действий в 2009 году не зарегистрировано. Однако выявлены факты незаконного оборота информационных материалов экстремистского характера.

По всем фактам незаконного оборота экстремистских материалов приняты меры прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к административной ответственности, материалы, содержащие признаки преступления, предусмотренного ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ (организация экстремистского сообщества), переданы в Западно-Сибирское управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ.

— Насколько серьезны нарушения в сфере водного транспорта?

— Если говорить о количестве транспортных происшествий на внутренних водных путях, то их зафиксировано всего семь. Казалось бы, цифра не так уж и велика, но необходимо понимать, что речь в данном случае идет о человеческих жизнях.

В сентябре прошлого года на озере Пясино (Таймыр) затонул попавший в шторм теплоход. Из 12 находившихся на борту человек спаслись только пятеро, остальные погибли. Как выяснилось впоследствии, на палубу теплохода было погружено 12 бочек с ГСМ, не закрепленных надлежащим образом. Во время поворота судна и его крена бочки перекатились на левый борт теплохода, в результате чего теплоход перевернулся вверх дном и затонул. Расследование причин этого происшествия показало, что указанный водный объект не включен в Перечень внутренних водных путей, в связи с чем в отношении судов в этом районе не осуществлялось никакого контроля со стороны специальных государственных контролирующих органов. Мы вышли с инициативой к правительству Красноярского края, и на заседании недавно прошедшего Совета безопасности Красноярского края было принято решение о направлении соответствующих предложений в правительство РФ по включению озера Пясино в Перечень внутренних водных путей.

— На ваш взгляд, насколько число нарушений связано с экономической нестабильностью, не пытаются ли авиапредприятия сэкономить на выполнении требований?

Не думаю, что дело в непосильных затратах. Нередко авиапредприятия не принимают должных мер по выполнению требований федеральных авиационных правил даже тогда, когда это не сопряжено с какими-либо материальными или временными затратами.

— Насколько распространены нарушения закона в сфере таможенных правоотношений?

В общей сложности по инициативе транспортных прокуроров в прошлом году возбуждено 50 дел о преступлениях в сфере внешней экономики.

— А как часто нарушают законодательство сами таможенные органы?

Аналогичный случай выявлен Новосибирским транспортным прокурором: из-за нарушения срока выпуска товара по вине таможни предприниматель понес дополнительные расходы по хранению товара. А в Красноярске выявлен факт, когда сотрудники таможни затребовали у Сибирской транспортной компании в аэропорту документы, необходимость которых законом не предусмотрена. По представлению прокуроров виновные сотрудники таможни наказаны в дисциплинарном порядке. Всего за прошлый год по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 60 должностных лиц таможни.

Читайте также:  Уголовное дело передано в прокуратуру что дальше

— Какие еще выявляете нарушения прав бизнеса?

В общей сложности в III квартале прошлого года указанным органом внепланово, без разрешения прокуратуры проверено 308 объектов, владельцами которых являются мелкие частные предприниматели. С прошлого года при Западно-Сибирской транспортной прокуратуре создан и постоянно действует Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, которым изучается, проверяется и дается оценка поступающей от предпринимателей информации об излишнем, необоснованном и незаконном административном давлении на субъектов бизнеса со стороны органов контроля (надзора). В качестве примера работы можно привести возбуждение уголовного дела в отношении бывших топ-менеджеров аэропорта Толмачево Алексея Чертенкова и Алексея Артемьева, которое на днях будет передано в суд. Это как раз тот случай, когда в рамках работы общественного совета была получена информация от одного из арендаторов в Толмачево.

— Как вы оцениваете деятельность контролирующих органов на транспорте?

— Весьма критично. Практика прокурорского надзора, очевидно, свидетельствует о том, что причины неблагополучного состояния законности в сфере транспортной безопасности не в последнюю очередь кроются в системных упущениях в работе государственных органов контроля и надзора.

В прошлом году транспортной прокуратурой в деятельности этих органов выявлено свыше тысячи нарушений закона, по результатам рассмотрения представлений прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 60 лиц. Опротестовано 56 незаконных правовых актов, предостережено четыре лица о недопустимости нарушения закона, к административной ответственности привлечено пять лиц, шесть материалов направлено для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

— Какие приоритеты вы определяете себе в работе на 2010 год? Хватает ли вам имеющихся полномочий для эффективной деятельности?

— по организации и осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием им издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере функционирования железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, территориальными подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в части реализации полномочий, связанных с безопасностью судоходства и базирования флота, подразделениями органов внутренних дел на транспорте, таможенными органами, территориальными управлениями обустройства Государственной границы Российской Федерации, органами управления и руководителями транспортных организаций, а также юридическими лицами, оказывающими услуги в сфере транспорта и (или) осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, в том числе:

по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта;

по организации и осуществлению надзора за исполнением законов таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами и органами, соблюдением прав юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере;

по согласованию внеплановых выездных проверок, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, производимых по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

по надзору за исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере транспорта и таможенного дела, а также соблюдением ими бюджетного законодательства;

— по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции в таможенных органах, органах внутренних дел на транспорте, подразделениях Следственного комитета Российской Федерации на транспорте и территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти на транспорте и в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации;

— по организации и осуществлению надзора за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях на транспорте, в области таможенного дела, а также по делам об иных административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами;

— по организации и осуществлению надзора за исполнением законов при распоряжении обращенным в федеральную собственность имуществом, а также вещественными доказательствами по уголовным и административным делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных на транспорте и в таможенной сфере;

по организации надзора за законностью наложения ареста на имущество, применяемого таможенными органами в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика;

— по организации и осуществлению надзора за дознанием и расследованием уголовных дел, находящихся в производстве следственных управлений и отделов Следственного комитета Российской Федерации на транспорте, подразделений дознания, следственных подразделений при органах внутренних дел на транспорте, органов дознания региональных таможенных управлений (оперативных таможен) и таможен;

— по организации и осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте, оперативных подразделениях региональных таможенных управлений (оперативных таможнях) и таможен;

— по поддержанию государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовным делам, по которым решение о направлении уголовного дела в суд принималось транспортным прокурором (заместителем), приравненным к прокурору субъекта Российской Федерации;

— по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел в порядке, определяемом соответствующими приказами, Генеральным прокурором Российской Федерации.

Источники:
http://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/23316/
http://ptproc.ru/ru/300/301/

Читайте также:
Adblock
detector