Что проверяет прокуратура в медицинской организации

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинская организации наделена полномочиями по собственной инициативе направлять в органы прокуратуры сведения о пациентах, составляющих врачебную тайну.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, в числе которых названа и врачебная тайна. Как следует из ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ), соблюдение врачебной тайны является одним из принципов охраны здоровья граждан. Право на медицинскую помощь включает в себя право пациента на защиту сведений, составляющих врачебную тайну (п. 7 ч. 5 ст. 19 Закона N 323-ФЗ).
Исходя из содержания п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. При этом разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 01.12.2016 по делу N 11-17155/2016).
На основании ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление таких сведений без такого согласия возможно, в частности, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора*(1) (п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). Приведенные нормы согласуются с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ), в силу которого обработка*(2) специальных категорий персональных данных, включая сведения о состоянии здоровья, допускается без согласия субъекта органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора (п. 7.1 ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).
Таким образом, сведения о состоянии здоровья пациента, его диагнозе и т.п. могут быть переданы исключительно по запросу органов прокуратуры и в связи с осуществлением прокурорского надзора, на что прямо указано в Законе N 323-ФЗ. То есть не любой запрос прокуратуры может быть основанием для предоставления конфиденциальной информации (смотрите письмо Минздрава России от 30.08.2013 N 306/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27.02.2018 по делу N 33-1447/2018).

К сведению:
В порядке исключения передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). Однако органы прокуратуры не входят в структуру органов внутренних дел. Соответственно, Закон N 323-ФЗ не наделяет медицинские организации правом информировать органы прокуратуры в порядке, установленном п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Читайте также:  Является ли прокуратура рф органом судебной власти

————————————————————————-
*(1) Как следует из ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон N 2202-I), предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством РФ случаях доступ к необходимой им для этих целей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных (п. 2.1 ст. 4 Закона N 2202-I). Пункт 1.3 Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 22.11.2013 N 506, наделяет прокуроров правом доступа к любой информации о субъекте персональных данных, в частности, анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания, сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах. Соответственно, отказ в предоставлении персональных данных по запросу прокуратуры в рамках осуществления прокурорского надзора недопустим. Данную точку зрения разделяют и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12.09.2017 по делу N 33-6492/2017, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14.09.2017 по делу N 33а-1918/2017, постановление Ивановского областного суда от 12.01.2016 по делу N 4А-6/2016, апелляционное определение Тамбовского областного суда от 26.08.2015 по делу N 33-2375/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 26.08.2015 по делу N 33-1486/2015).
*(2) Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

31 марта руководители медицинских организаций, юристы и представители органов управления здравоохранением приняли участие в вебинаре, который организовала «Академия профессионального развития».

Вебинар «Административная ответственность медицинских организаций: юридическая самозащита» провела практикующий адвокат Ирина Юрьевна Гриценко. Она поделилась с участниками данными статистики, дала рекомендации и ответила на вопросы.

Типичные нарушения, приводящие к штрафам

В настоящее время 70 % всех проверок медучреждений внеплановые.

По данным 2015 года, чаще всего медицинские организации нарушали стандарты оснащения клиник. На втором месте — отклонения от рекомендуемых штатных нормативов, на третьем — нарушения, связанные с организацией деятельности медучреждения.

Больше всего нарушений порядков оказания медицинской помощи было обнаружено по таким специальностям, как терапия, акушерство и гинекология, хирургия, педиатрия, стоматология, неврология, психиатрия, кардиология, офтальмология и оториноларингология.

  • В прошлом году Росздравнадзор составил в 1,7 раза больше протоколов об административных правонарушениях.
  • В 2,3 раза выросло количество протоколов, направленных в органы исполнительной власти.
  • В правоохранительные органы было направлено в 1,4 раза больше материалов.

Функции надзорных органов

Надзорный орган Его функции
Роспотребнадзор Нарушение прав пациентов
Росздравнадзор Нарушение лицензионных требований
Следственный комитет РФ Случаи причинения тяжкого вреда здоровью и смерти пациента в результате оказанных медицинских услуг
Прокуратура Надзор за исполнением требований российского законодательства
Суд Рассмотрение иска
Читайте также:  Прокуратура является ли органом исполнительной власти

Руководители медицинских организаций должны знать о полномочиях проверяющих и их правах. Так, должностные лица, осуществляющие проверку, не имеют права

  1. Проверять выполнение обязательств и требований, если у организации, проводящей проверку, нет соответствующих полномочий. Полномочия определяются федеральными законами и административным регламентом.
  2. Осуществлять проверку, если руководитель медицинской организации отсутствует.
  3. Требовать документы, которые не относятся к предмету проверки.
  4. Отбирать образцы продукции, не составляя при этом протокол.
  5. Превышать сроки проверки.
  6. Выдавать предписания или предлагать проведение мероприятий по контролю за их счёт.

В обязанности медицинской организации входит ведение журнала учёта проверок по типовой форме, установленной федеральным органом.

Участники вебинара также узнали о том, какие нарушения уполномоченных должностных лиц, проводящих проверки, являются грубыми, а также получили алгоритм, позволяющий проанализировать документы, выданные медицинской организации по результатам проверки.

Органы прокуратуры имеют права проверять организации, осуществляющие медицинскую деятельность, в порядке надзора:

· за исполнением законов;

· за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов РФ и прав граждан, требующих принятия мер прокурором (ст. 21 и 26 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1).

Поводом для проведения проверки может стать обращение в прокуратуру пациентов и работников медицинской организации, а также их представителей, представителей органов исполнительной власти, депутатов представительных органов, партий, представителей иных общественных и коммерческих организаций, а также сообщения в средствах массовой информации.

Органы прокуратуры могут проверять медицинскую организацию в порядке надзора на основании заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов должностными лицами и иными работниками мед. организации.

Помимо этого, прокурор имеет право участвовать в плановых проверках органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, информация о которых размещена в сети Интернет (Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944).

Для проведения проверки прокурор вправе привлекать специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, касающиеся отдельных видов деятельности медицинской организации (ст. 22 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1).

Круг привлекаемых для проверки специалистов законодательно не установлен и выбирается прокурором в соответствии с предметом проверки.

В порядке надзора за исполнением законов прокурор проводит проверки по фактам:

· нарушений в финансовой деятельности организации (с привлечением контрольно-ревизионных органов Минфина России);

· налоговых нарушений (с привлечением органов ФНС);

· несоблюдения правил и порядка оказания медицинской помощи (с привлечением органов Росздравнадзора);

· нарушений трудового законодательства (с привлечением органов Государственной инспекции труда);

· нарушений санитарных норм и правил (с привлечением органов Роспотребнадзора);

· нарушений норм пожарной безопасности (с привлечением органов Государственного пожарного надзора).

В процессе надзора за соблюдением прав и свобод человека органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, а выявляют:

· нарушения прав пациента (с привлечением органов Роспотребнадзора);

· нарушения прав потребителя медицинской услуги (с привлечением органов Роспотребнадзора);

· нарушения прав работников медицинской организации (с привлечением органов Государственной инспекции труда).

Технически прокурорские проверки НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ от других проверок, поскольку их проводят все те же контролирующие органы (Росздравнадзор, Росотребнадзор и т.д), но привлеченные прокуратурой. Сам прокурор не в состоянии проверить клинику, поскольку не обладает такими профессиональными знаниями. В результатах проверки прокуратура всегда ссылается на информацию, полученную от привлеченных к проверке соответствующих органов надзора.

Читайте также:  Как заполнять автобиографию в прокуратуру

ЭТАП 1. Узнаем о готовящейся ВНЕплановой проверке Роспотребнадзора, Роздравнадзора, Наркоконтроля и т.п.

О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за 24ч (двадцать четыре часа)до начала ее проведения любым доступным способом (чаще всего звонят по телефону). Могут также прислать уведомление по электронной почте, факсу и т.п.

Необходимо зарегистрировать в журнале регистрации входящей корреспонденции уведомление проверяющего органа о предстоящей проверке для подтверждения соблюдения/несоблюдения сроков, сообщающих о начале проверки (не позднее 3 дней при плановой проверке и не менее чем за 24 часа при внеплановой проверке).

ЭТАП 2. Знакомимся с приказом (распоряжением) о проверке

В распоряжении (приказе) о проверке должны быть указаны:

• наименование органа контроля;

• фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

• наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится

• Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

• правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

• сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

• перечень административных регламентов по осуществлению государственного и муниципального контроля;

• перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

• даты начала и окончания проведения проверки.

Знакомимся заранее с соответствующим Административным регламентом проверяющего органа. Проверка не может выходить за рамки указанного в постановлении о проверке административного регламента.

Внимательно смотрим на удостоверения пришедших проверяющих сотрудников. Они ОБЯЗАНЫ показать их для ознакомления и при необходимости должны предоставить данные, чтобы проверяемый мог их переписать и сверить с данными в распоряжении о проверке. Если данные не совпадают и проверять пришли не те люди, которые указаны в распоряжении, они не имеют право допуска к проверке. Вы имеете полное право их в клинику не пускать.

Обязанность по ознакомлению с основаниями для проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения, согласно п. 4. ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, лежит на должностном лице проверяющего органа.

В сомнительных случаях вы имеете право позвонить в орган, проводящий проверку и выдавший распоряжение о ней и удостовериться, что они направляли к вам таких сотрудников. Или пожаловаться сразу на их незаконные действия (например, на отказ переписать данные служебного удостоверения).

Получаем копию приказа (распоряжения) о проверке

Заверенная печатью копия приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись представителями контрольно-надзорного органа, проводящими проверку, руководителю или иному должностному лицу (в т.ч. главной медицинской сестре) одновременно с предъявлением служебных удостоверений (п. 3, ст. 14 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)).

Там должна стоять дата вручения, а не дата начала проверки. Часто эти даты не совпадают. Не соглашайтесь подписывать документы задним числом. Нарушение сроков уведомления о проверке является грубым нарушением, которое при заявлении проверяемого может сделать недействительными все результаты проверки.

Источники:

http://lektsia.com/6×4748.html

Читайте также:
Adblock
detector