Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

Что грозит организации по результатам проверки? Какие предписания может вынести природоохранная прокуратура?

Прокуратура может вынести предписание в отношении вашей организации и обязать вас:

— сформировать и направить экологическую отчетность в Росприроднадзор (например, отчетность по негативному воздействию на окружающую среду);
— разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
— поставить на учет в Росприроднадзор объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду;
— обеспечить обучение персонала обращению с опасными отходами.

Какие документы природоохранная прокуратура вправе запросить в ходе проверки?

Природоохранной прокуратурой, как и большинством других контролирующих органов будут запрашиваться реквизиты вашей организации, документы о собственности на недвижимое имущество – землю, здания и сооружения, приказы о назначении должностных лиц, должностные инструкции, сведения о лицах, ответственных за

Зачастую природоохранная прокуратура запрашивает сведения о ранее проведенных проверках и о тех предписаниях, которые были вынесены по их результатам контролирующими органами, а также о том, исполнила ли ваша организация эти предписания.

Среди документов, имеющих непосредственное отношение к экологии могут быть запрошены:

• экологические проекты предприятия с установленными нормативами, такие как ПДВ, ПНООЛР, НДС (в случае необходимости их разработки), а также данные инвентаризаций, приводимых для разработки вышеперечисленных проектов;
• экологическая отчетность предприятия и документация первичного учета;
• информация о прохождении ответственными кадрами обучения по вопросам обращения с опасными отходами;
• сведения о вносимых предприятием ежеквартально экологических платежах;
• лицензия и сертификаты на право работы с опасными отходами;
• сведения о передаче отходов сторонним организациям – договоры, талоны, акты;
• сведения о проводимом на предприятии производственном контроле;
• разработанный план мероприятий по охране окружающей среды и его исполнение;
• договоры с аттестованными лабораториями, проводящими контроль за качеством окружающей среды и копии их аттестатов аккредитации;
• сведения об очистных сооружениях, установленных на предприятии и о контроле их эффективности;
• договоры на водоснабжение/водоотведение;
• информация о транспорте, принадлежащем вашей организации.

При этом перечисленные сведения и документы являются основными, но приведенный перечень отнюдь не полный и прокуратура может затребовать и иные документы.

Что природоохранная прокуратура будет проверять в первую очередь?

• В целях контроля исполнения нормативов на сброс прокуроры могут проверить показания счётчиков.
• Прокурор природоохранной прокуратуры обязательно отберёт пробы с целью последующего лабораторного исследования.
• Будьте готовы к тому, что визуальный осмотр будет осуществляться на принадлежащих вашей организации промышленных площадках и в производственных цехах – обязательно приведите их в порядок и устраните существующие нарушения. Прокурор будет исследовать места хранения твердых бытовых отходов, люминесцентных ламп, промасленной ветоши и прочих отходов, возникающих на производстве.
• Будьте готовы, что прокурор захочет изучить качество зелёных насаждений на территории, подконтрольной вашей компании.

Что в первую очередь сделать, если ожидается проверка природоохранной прокуратуры?

— В первую очередь, заблаговременно обратитесь к юристу. Качественный юридический и экологический аудит, проведенный заблаговременно, спасёт вас от огромных финансовых потерь в будущем.
— Убедитесь, что персонал вашей организации проинструктирован должным образом и готов к проверке.
— Проверьте всю отчётность и комплектность документов, а также своевременность подачи соответствующих сведений в контролирующие органы.
— Убедитесь, что все ответственные сотрудники прошли необходимое обучение и обладают соответствующим образованием.

Какая ответственность грозит организации, если природоохранная прокуратура выявит нарушения?

Обратитесь к главе восьмой Кодекса об Административных правонарушениях — административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Более сорока статей данной главы устанавливают ответственность для должностных лиц и организаций за правонарушения в сфере природоохраны и природопользования. Стоит предупредить – ответственность достаточно серьезная – штрафы в сотни тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности организации, что может повлечь многомилионные убытки.

Советуем при наличии малейшего риска привлечения к ответственности за нарушения природоохранного законодательства незамедлительно обращаться к юристу, в таком случае ваши шансы уйти от ответственности или минимизировать ущерб предприятию существенно сократятся. Зачастую удаётся оспорить постановления об административных правонарушениях в сфере природопользования даже если правонарушение реально совершалось. Профессиональные юристы отследят, не нарушен ли контролирующим органом процессуальный порядок привлечения к ответственности, не допущено ли формальных нарушений.

В заключение хочется отметить, что лучше обращаться за квалифицированной юридической помощью до проверок и привлечения к ответственности в превентивных целях – такой ответственный подход существенно минимизирует убытки.

волжская межрегиональная
природоохранная прокуратура

ВОЛЖСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ
ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

Памятка для предпринимателей:

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись копию.
Перед проверкой Вас должны ознакомить:
— с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);
— с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
Вы также вправе ознакомится с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.
Внимательно изучите выданную Вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения, даты начала и окончания, а также правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующими органами (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые Вы должны представить контролерам в ходе проверки.
По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц и участвующих в ней экспертов, на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым грузам.
При проведении плановой проверки Вы вправе представить проверяющим документы, подтверждающие отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства. В этом случае проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих; требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов; отбирать образцы продукции, осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. В течение 15 дней с даты получения акта проверки Вы вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения.

Читайте также:  Оперуполномоченный относится ли к органу дознания

Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
Должностные лица, проводящие проверку, могут быть привлечены к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре, выразившееся в:
— проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
— нарушении сроков проведения проверки;
— отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
— проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
— непредставлении акта о проведенной проверке;
— привлечении к проведению мероприятий по надзору не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке граждан или организаций;
— проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В случае, если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении.
Почему нельзя давать взятки.
Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) должностным лицам органов власти и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) должностным лицам коммерческих организаций (например теплоснабжения, электроэнергетики) в виде наказания до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
В соответствии с примечаниями к указанным статьям УК РФ лицо, давшее взятку (подкуп), освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки (подкупа), либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки (подкупе) органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

От того, как исполняется экологическое законодательство, во многом зависит состояние окружающей природной среды. Вместе с тем допускаются многочисленные нарушения этого законодательства как юридическими, так и физическими лицами. В связи с этим прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства, предупреждение экологических правонарушений в последние годы стали приоритетными в деятельности российской прокуратуры. Прокуратурами всех звеньев проводится ежегодно до шести тысяч прокурорских проверок исполнения экологического законодательства, вносится несколько тысяч актов прокурорского реагирования (надзора) в связи с выявленными нарушениями законов.

Оперативное реагирование прокуроров на поступающие сигналы о нарушениях экологического законодательства, кем бы они ни были совершены, своевременное выявление, пресечение и устранение экологических правонарушений и их причин, обеспечение неотвратимости ответственности виновных лиц в сочетании с различными предупредительно-профилактическими мероприятиями способствуют укреплению законности в природоохранной области и, следовательно, оздоровлению окружающей природной среды. Поэтому прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства должен постоянно находиться в поле зрения прокуроров.

Читайте также:  Какими законами регулируется прокуратура

Прокурорские проверки исполнения экологического законодательства, как правило, проводятся в связи с поступлением в прокуратуру сведений о нарушении этого законодательства. Что касается прокурорских проверок законности приказов и других правовых актов, издаваемых природоохранными органами, а также проверок законности привлечения к административной ответственности должностных лиц и граждан за совершение экологических правонарушений, то они могут проводиться и при отсутствии сведений о нарушении законов. Проверки исполнения названного законодательства на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, оборонных объектах проводятся обычно с участием соответствующих специалистов (экологов, инженеров, химиков, врачей, лесоводов, охотоведов, экономистов и других).

Поскольку постоянный государственный контроль за соблюдением законов и ведомственных экологических актов осуществляют специально уполномоченные органы, наделенные функциями экологического контроля (комитеты по охране окружающей среды, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, управления лесного хозяйства и другие природоохранные органы, а также центры санитарно-эпидемиологического надзора), от активной работы и компетентности которых зависит соблюдение экологического законодательства предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, руководителями коммерческих организаций и гражданами, прокуроры преимущественно и в первую очередь проводят проверки в природоохранных и санитарно-эпидемиологических органах. В ходе этих проверок прокуроры особое внимание обращают на то, как соответствующие должностные лица исполняют возложенные на них служебные обязанности, закрепленные в положениях об органах. Данная работа способствует активизации и совершенствованию деятельности органов, наделенных функциями экологического контроля.

Содержание и методика проведения каждой проверки, предмет ее доказывания зависят от характера сведений о нарушении экологических законов и от целей, которых намеревается достичь прокурор. Поэтому в ходе одной проверки могут выясняться одни правовые вопросы, а в ходе другой – иные.

В качестве примера рассмотрим методику проведения прокурорской проверки в областном комитете по охране окружающей среды (далее – комитет), поскольку проверки в подобных органах прокуроры проводят наиболее часто, и они по существу стали типичными.

В ходе проверки в названном комитете в первую очередь подлежат проверке сведения о нарушении (неисполнении) экологического законодательства, которые поступили к прокурору. Это может быть информация о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей должностными лицами комитета, пассивности в работе, об уклонении от проведения проверок и непринятии мер к устранению экологических правонарушений, о превышении полномочий при наложении административных взысканий, об отсутствии контроля за исполнением предписаний и постановлений, вынесенных комитетом, соответствующими должностными лицами предприятий и других органов, которым они были направлены.

В комитете прокуроры путем, во-первых, ознакомления с приказами, положениями, инструкциями и другими актами (документами), изданными его председателем; текущими и перспективными планами работы; журналами и книгами учета, в том числе с журналами учета предписаний и протоколов об административных правонарушениях; материалами проверок и обследований, протоколами, актами, предписаниями, актами-предписаниями, постановлениями, ответами на них руководителей предприятий и других органов, административными делами; статистическими отчетами; с письмами, жалобами и заявлениями, обращениями государственных и иных органов; с копиями экологических паспортов предприятий, и при необходимости и с другими документами, и, во-вторых, – бесед с руководителями и государственными инспекторами, истребования от них устных или письменных объяснений выясняют, по крайней мере, следующие вопросы:

–> обладает ли комитет полноценной информацией о состоянии воздушной среды, водных и других объектов в регионе и о нарушениях экологического законодательства;

–> какие предприятия, кооперативы, учреждения, а также и другие органы причиняют наибольший вред воздушной и водной среде, чем это вызвано и какие в связи с этим меры принимаются комитетом, ведется ли учет таких предприятий, проводится ли инвентаризация источников сбросов и выбросов вредных веществ. В комитете обычно составляются планы работы на экологически неблагополучных предприятиях (по объектные планы), с которыми необходимо знакомиться в ходе проверок;

–> осуществляется ли учет (регистрация) поступающих в комитет сведений в виде жалоб, заявлений, устных сообщений, сообщений средств массовой информации и т.д. о нарушениях экологического законодательства и своевременно ли в связи с этим проводятся проверки и другие мероприятия в целях выявления,’ устранения и предупреждения экологических правонарушений;

–> всегда ли устанавливаются виновные лица и привлекаются ли они к установленной законом ответственности: дисциплинарной или административной. Вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности обычно ставится в предписаниях или постановлениях, направляемых руководителям предприятий или других органов;

–> во всех ли случаях определяется материальный ущерб, причиненный выбросами газообразных и пылеобразных веществ в атмосферу, сбросами неочищенных сточных вод в водные объекты и т.д., возмещается ли он за счет юридических и физических лиц и предъявляются ли, в частности, иски в суды и арбитражные суды к предприятиям и другим органам, должностным лицам и гражданам о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного выбросами, сбросами загрязняющих веществ, а также размещением отходов;

Читайте также:  Главный военный прокурор кем назначается

–> не наступило ли экологического вреда в виде изменения в худшую сторону климатических условий, среды .обитания людей, среды обитания животных, как это отразилось на состоянии здоровья людей и как может отразиться в будущем;

–> не наступило ли экономического вреда в виде гибели лесов, иного растительного мира, уменьшения плодородия земель, уменьшения доходов, снижения качества продуктов питания и т.д.;

–> соответствуют ли закону издаваемые комитетом правовые акты и принимаемые решения (постановления), в том числе: о привлечении виновных лиц к административной ответственности, о запрещении, приостановлении или ограничении строительства, реконструкции, эксплуатации промышленных и иных объектов, эксплуатации передвижных источников загрязнения, о выдаче -разрешений на захоронение промышленных отходов, сбросы и выбросы вредных веществ, на пользование природными ресурсами, а также об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природных ресурсов;

–> осуществляется ли контроль за исполнением выносимых комитетом предписаний и постановлений. Если остались не выполнены требования, содержащиеся в этих актах, то необходимо поинтересоваться, почему это произошло;

–> передаются ли в органы прокуратуры и внутренних дел материалы, содержащие признаки преступлений и соблюдаются ли установленные сроки передачи этих материалов. В руководящих документах Генеральной прокуратуры РФ содержится требование о необходимости проведения ежегодных сверок, направляемых в прокуратуры материалов и принятых ими к производству этих материалов, устанавливая при этом, когда поступили материалы в прокуратуры и какие решения по ним приняты. При обнаружении в ходе проверки материалов, содержащих признаки преступлений и не направленных в органы прокуратуры, их необходимо истребовать для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

–> какова результативность принимаемых комитетом мер по устранению и предупреждению нарушений экологического законодательства;

–> что делается комитетом для распространения экологических знаний и повышения правовой культуры населения.

Если ранее прокурором вносились представления и другие акты реагирования в адрес председателя комитета, то следует поинтересоваться, что реально сделано для устранения нарушений законов и не совершаются ли такие же нарушения, на которые уже реагировал прокурор.

Могут выясняться и такие вопросы:

–> взаимодействует ли комитет при осуществлении государственного контроля за соблюдением экологического законодательства с органами представительной и исполнительной власти, природоохранными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, правоохранительными органами, координирует ли деятельность природоохранных органов;

–> принимают ли участие сотрудники комитета в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов и не было ли случаев принятия в эксплуатацию объектов, не отвечающих требованиям экологического законодательства;

–> на всех ли предприятиях введены экологические паспорта и осуществляется ли контроль за их правильным ведением;

–> для всех ли предприятий и других органов установлены размеры платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, а также за размещение промышленных, строительных и бытовых отходов и осуществляется ли контроль за поступлением этих средств (платы) в экологические фонды;

–> на законном ли основании расходуются средства экологических фондов.

Кроме этого следует поинтересоваться, какое участие принимает комитет в организации и осуществлении государственной экологической экспертизы проектов строек и других объектов.

При этом необходимо выяснить, вносились ли комитетом представления в финансовые органы о прекращении финансирования производства работ по проектам на строительство, реконструкцию предприятий и сооружений, не удовлетворяющих требованиям государственной экологической экспертизы; привлекались ли к ответственности руководители предприятий, учреждений и организаций за невыполнение заключений государственной экологической экспертизы.

Следует также поинтересоваться, участвует ли комитет в ведении экологического мониторинга, учете, оценке и ведении кадастров отдельных видов природных ресурсов, а также в организации и ведении реестра опасных отходов, в том числе радиоактивных. В зависимости от содержания проверки прокурором могут выясняться и другие вопросы.

Выявив нарушения экологического и иного законодательства, необходимо в каждом конкретном случае разобраться в их причинах, установить обстоятельства, этому способствующие. Только при этом можно добиться реального укрепления законности в деятельности природоохранного органа. Прокурорские проверки в этих органах должны способствовать не только укреплению законности и совершенствованию их деятельности, но и улучшению взаимодействия прокуроров с ними. Они должны служить также средством оказания правовой и методической помощи работникам этих органов.

Дальнейшая активизация и совершенствование прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства положительно скажется на состоянии окружающей природной среды

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://wmpp.ru/novosti/volzhskoy-mezhregionalnoy-prirodookhrannoy-prokuraturoy-razrabotana-pamyatka-dlya-predprinimateley/
http://studopedia.ru/17_61389_osobennosti-provedeniya-prokurorom-proverok-ispolneniya-ekologicheskogo-zakonodatelstva.html

Читайте также:
Adblock
detector