Чем занимается прокуратура рк

Прокуратура Республики Казахстан — единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Республики Казахстан высший надзор за применением действующих на ее территории законов. Кроме того, прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством [6].

В статье 4 данного Указа определяется и цель прокурорской деятельности. Ею является обеспечение верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных лиц — прокуроров по обеспечению высшего надзора за точным исполнением и единообразным применением (исполнением) законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных ответственности, осуществления уголовного преступления.

Акбарова Р.Н. считает что, при характеристике прокурорского надзора необходимо помнить о некоторых существенных факторах. Во-первых, этот вид надзора распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуще законам. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственным органами надзора и контроля (административного, экологического, санитарного, пожарного и т.д.) во — вторых, несмотря на то, что прокуратура — орган подотчетный Президенту, но согласно Конституции, она осуществляет высший надзор за всеми актами без исключения, в том числе и актами главы государства.

Прокуратура Республики Казахстан по своим властным полномочиям осуществляет надзор за конституционностью и законностью всех актов, включая и законы, и акты президента. В-третьих, сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности [6].

— надзор за точным и единообразным применением законов указов президента Республики Казахстан и иных нормативных актов министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, контролирующими органами, их должностными лицами, а также за соответствием законодательству издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

— надзор за применением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

— надзор за применением законов органами дознания предварительного следствия;

— надзор при применении законодательства об административных правонарушениях;

— надзор за законностью исполнительного производства, за правильным применением законов в отношении лиц, находящихся местах лишения свободы, при исполнении наказания иных мер принудительного характера, назначаемых судом. А также за исполнением судебных решений по гражданским, хозяйственным и иным делам.

Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются также и другие направления деятельности прокуратуры:

— осуществляет уголовное преследование в соответствии Конституцией в прядке и пределах установленных Указом и уголовно-процессуальным законодательством;

— координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— формирует государственную правовую статистику целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей;

— прокуратура Республики Казахстан участвует нормотворческой деятельности, а также представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

Деятельность прокурора строится на определенных принципа, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от государственных органов и должностных лиц, политических партий и общественных объединений и гласности.

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Казахстан. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за применением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявления закона, а также принятие мер предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение, по которому вышестоящий прокурор вправе передать свой полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуратуры от органов государственной власти и управления, политических партий, общественных объединений означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов данными субъектами правоотношений. Кроме того, законодатель запрещает вмешательство в деятельность органов прокуратуры, при осуществлении ими своих полномочий, установленных законодательством. Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и порядке, установленном законом обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Читайте также:  Кто больше зарабатывает адвокат или прокурор

Следует отметить, что в рамках принципа деятельности органов прокуратуры республики возведена ее обязанность информировать Президента Республики Казахстан о деятельности органов прокуратуры, а также через средства массовой информации население страны о состоянии законности.

Для конкретных направлений деятельности органов прокуратуры присуще свои особенности. Их суть можно охарактеризовать следующим образом.

Первое из таких направлений, как уже было сказано, составляют шесть (относительно самостоятельные части) названных отраслей прокурорского надзора. У каждой части (отрасли) свой особый предмет надзора, а у прокурора, действующего в рамках какой — то определенной отрасли, имеется такая совокупность полномочий, которая дает ему возможность эффективно выявлять нарушения закона и принимать меры к их устранению. Иначе можно сказать, отрасль прокурорского надзора — это его относительно самостоятельная часть, характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора.

В новом Указе о прокуратуре впервые появилась отрасль, названная надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина интересов юридических лиц и государства /20/.

Конституция страны провозгласила человека, его жизнь, права и свободы высшими ценностями государства. Для реализации этих положений прокуратура осуществляет высший надзор за точным единообразным применением законов и иных нормативных актов на территории республики и принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности. Впервые на прокуратуру возлагается обязанность опротестовать не только правовые акты Правительства, но и законы, противоречащие Конституции и законам Республики.

В целях надлежащей организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства, повышения его эффективности и приведения в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями определены их основные (приоритетные) направления:

в соответствии законов и других нормативных правовых актов Конституции, законом и актом Президента Республики;

соблюдение государственными органами конституционных прав и свобод человека и гражданина;

законностью административного производства;

соблюдения законодательства о несовершеннолетних;

применение государственными органами законодательства в сфере экономики;

соблюдение законодательства об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов;

законностью в деятельности политических партий, движений и других политических объединений, средств массовой информации.

Осуществляя возложенные на него функции прокурор:

рассматривает и проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, возмещению причиненного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы. Когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

К полномочиям прокурора в данной отрасли относится право принесения протеста и представления. Протест приносится на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган и должностному лицу, которые издали этот акт. Прокурор также может обратиться в суд в порядке предусмотренном процессуальным законодательством, и там защитить нарушенные права свободы.

Читайте также:  Как ознакомиться в прокуратуре с материалами проверки

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение. Срок рассмотрения данных протестов и представлений аналогичен сроку рассмотрения такого рода актов прокурорского надзора.

Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Для этого он наделен рядом полномочий, которые специфичны именно для него:

— правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов других лиц;

— вступить в дело в любой стадии процесса;

— давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела;

— знакомиться с материалами гражданского дела, даже если он не участвовал в процессе и так далее.

Обязательность участия прокурора по гражданским делам определяется приказом Генерального прокурора Республики Казахстан.

Он осуществляет надзор с самого начала досудебного расследования, и далее поддерживает гособвинение в суде.

«Он самостоятельно руководит уголовным процессом с момента регистрации преступления в Едином реестре досудебного расследования, рассматривает отдельные ходатайства следователя о санкционировании процессуальных действий, поддерживает эти ходатайства перед следственным судьей. Дает указания следователю, утверждает обвинительный акт либо составляет его, поддерживает обвинение в суде и приносит ходатайство на приговоры суда в случае несогласия с ними», — рассказали о функциях процессуального прокурора в районной прокуратуре.

«Надзор за законностью досудебного расследования, санкционирование отдельных процессуальных действий органа следствия, осуществлялись процессуальным прокурором прокуратуры города Алматы с момента регистрации уголовного дела в Едином реестре досудебных расследований до окончания производства по делу и предания обвиняемого суду. В настоящее время дело передано в суд, участие в процессе обеспечивает процессуальный прокурор», — отметили в прокуратуре.

Дата публикации: 30.06.2015 2015-06-30

Статья просмотрена: 148 раз

Жизнь человека имеет различные стороны и сферы взаимодействия в обществе. Считается, что правоотношения существуют там, где есть не менее двух человек. Причем правоотношения возникают вследствие совершения определеных действий людьми, требующих урегулирования соответствующими правилами, включающими как запреты и ограничения, так и свободу на их совершение. Однако, в некоторых случаях, установленные государством нормы нарушаются отдельными субъектами правоотношений, вследствие выхода за рамки указанные в нормативно-правовых актах.

В данном аспекте понятие преступления в правовом государстве приобретает особый статус и становится одним из главных критериев ведения государственной политики, усиления приципов нетерпимости к преступности.

В Казахстане, как и в других странах, одной из острых социальных проблем является борьба с преступностью, успешное решение которой во многом зависит от совместной эффективной работы органов прокуратуры и вобщем всей системы правоохранительных органов. В данной работе прокуратуре отводится специальная роль координатора этой деятельности. В юридической науке рассматриваются разные подходы и мнения относительно обоснованности и состоятельности возложения на прокуратуру руководящей роли в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Однако, большинство из юристов-ученых согласны, что координация должна осуществляться под руководством определенного органа.

В целом же борьба с преступностью является одним объемным процессом, включающим в себя все стадии уголовного судопроизводства.

Как нам известно, Уголовно-процессуальное законодательство отождествляет понятия уголовного судопроизводства и уголовного процесса. Уголовное судопроизводство — это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Таким образом, не только судебные стадии процесса, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования также считаются частью судопроизводства. Этим подчеркивается, что деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, других участников процесса на так называемых досудебных стадиях осуществляется в тесной связи с деятельностью суда и создает необходимые предпосылки для осуществления правосудия по уголовным делам. Кроме того, законодательством предусмотрено постоянное участие в этих стадиях суда, который в виде судебного контроля за деятельностью органов предварительного расследования и прокурора осуществляет правосудие.

Читайте также:  Кто прокурор в самаре сейчас

Статья 38 выше указанного Закона перечисляет круг полномочий прокурора по обеспечению законности досудебного расследования, в который входят:

— получение для проверки от органов досудебного расследования уголовных дел, документов, материалов и иных сведений об уголовных правонарушениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, негласных следственных действий, досудебного расследования;

— проверка соблюдения законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся уголовных правонарушениях;

— поддержание либо отказ в поддержании перед следственным судьей ходатайства органа уголовного преследования о санкционировании содержания под стражей или домашнего ареста подозреваемого, обвиняемого, санкционирует применение залога;

— в необходимых случаях инициирование и проведение досудебного расследования, дача указания о производстве досудебного расследования;

— отмена незаконных постановлений лиц, осуществляющих досудебное расследование;

— если в ходе досудебного расследования были допущены нарушения прав участников процесса и других граждан, незаконные методы расследования, постановка вопроса об ответственности виновных лиц;

— в случаях неполноты досудебного расследования, а также установления допущенных нарушений законности возвращение уголовного дела на дополнительное расследование либо прекращение его в полном объеме или в отношении конкретных лиц;

— утверждение обвинительнго акта, протокола об уголовном проступке, направление уголовного дела в суд для рассмотрения по существу;

— требование при необходимости от руководителей следственных подразделений и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона, обеспечения полного раскрытия уголовных правонарушений;

— рассмотрение жалобы на действия (бездействие) и решения лица, осуществляющего досудебное расследование, руководителей органов досудебного расследования;

— проверка соблюдения установленного законодательством порядка и условий содержания под стражей лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано содержание под стражей;

— выполнение иных установленных законом полномочий. [1]

Таким образом, учитывая выше указанные нормы права, можно сделать вывод об основных полномочиях органов прокуратуры, где главным критерием их работы является надзор за законностью проведения следственных мероприятий.

Исходя из выше изложенного возникает вопрос, не противоречит ли Конституции непосредственное ведение следственных действий органами прокуратуры, так как их основной задачей является надзор за законностью и координация работы уголовно-следственных органов. Не будет ли это дублированием работы следственных органов, и не нарушаются ли при этом принципы объективности ведения следствия? То есть орган, который должен заниматься надзором за законностью, в данном случае, уголовного преследования — сам ведет следствие.

Анализируя выше указанные нормы права, авторы усматривают коллизию норм в части основных полномочий органов прокуратуры, так как в Констиутуции Республики Казахстан не предусмотрено ведение следственных функций прокуратурой.

В связи с этим, согласно Конституции Республики Казахстан, на наш взгляд, в Уголовном процессуальном кодексе РК требуют пересмотра и внесения изменений в вышеуказанные части статей. А именно, исключить часть 3 статьи 58 УПК РК, касающуюся права прокурора своим постановлением принимать дела к своему производству и лично производить расследование, пользуясь при этом полномочиями следователя, также четко регламентировать полномочия органов прокуратуры в части уголовного преследования, указанные в части 3 статьи 194 УПК РК.

По мнению авторов, данные изменения в законодательстве будут способствовать конкретизации полномочий органов прокуратуры, и исключат дублирование работы следственных органов.

2. Конституция Республики Казахстан. 30.08.1995 г.

3. Уголовный процессуальный кодекс Республики Казахстан. 03.07.2014 г.

Источники:
http://www.zakon.kz/4881943-chem-zanimaetsya-protsessualnyy.html
http://moluch.ru/archive/93/20617/

Читайте также:
Adblock
detector