Чем руководствуется прокурор при принятии решения

1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 5 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд. Прокурор может составить новое обвинительное заключение;
2) о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;
3) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
4) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
2. Прокурор вправе:
1) при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении;
2) отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой статьи 110 настоящего Кодекса. Прокурор также вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и содержания под стражей;
3) дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты.
3. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор изменяет данную меру пресечения.
4. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 4 части первой, частями второй и третьей настоящей статьи, прокурор выносит соответствующее постановление.

Комментарий к статье 221

Процессуальные действия и полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия регламентируются ст. ст. 1, 29, 31 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также ст. ст. 221 — 222 УПК РФ. Права и обязанности прокурора подчинены одной цели — не допустить нарушения закона, а при выявлении нарушений — устранить в кратчайшие сроки.
Деятельность с момента завершения предварительного расследования и подписания обвинительного заключения до передачи уголовного дела в суд является одной из стадий досудебного производства, обеспечивающей строгое соблюдение законности и правосудия, и осуществляется только прокурором.
Рассмотрение законченного расследованием уголовного дела и принятие по нему решения осуществляется в установленный срок, который составляет не более 5 суток с момента поступления дела прокурору. Изменение срока (продление) законом не предусматривается.
Для обеспечения направления в суд качественных, полных и объективно расследованных дел в соответствии с законом на прокурора возложен широкий круг вопросов, которые он обязан при изучении материалов уголовного дела внимательно проверить и решить, достаточно ли оснований для направления уголовного дела в суд.
В процессе изучения дела прокурор оценивает собранные в процессе расследования доказательства с точки зрения их достаточности и допустимости, проверяет законность и обоснованность действий и решений, принятых органом дознания или следователем, и соответствие обвинительного заключения требованиям ст. 220 УПК РФ.
Изучение уголовного дела для последующего доклада прокурор может поручить своему заместителю или одному из помощников, при этом ответственность за принятое решение полностью лежит на прокуроре.
С целью уточнения позиции следователя или органа дознания, расследовавшего данное дело, либо устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе вызывать указанных лиц для получения объяснений.
При проверке дела, поступившего с обвинительным заключением, убедившись и признав, что деяние обвиняемого содержит состав преступления и правильно квалифицировано, собранные в процессе следствия доказательства являются достаточными, все следственные действия по уголовному делу выполнены, а обвинительное заключение соответствует предъявляемым требованиям, прокурор своей резолюцией утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд.
Существенным нарушением УПК, влекущим отмену приговора, признается наличие в деле обвинительного заключения, которое не утверждено прокурором .
———————————
См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1979. N 5. С. 11.
При выявлении нарушений в соблюдении следователем требований ст. 220 УПК РФ, которым должно соответствовать обвинительное заключение, прокурор может составить новое обвинительное заключение. Новое обвинительное заключение составляется прокурором лишь при условии, если уголовное дело расследовано достаточно полно, объективно, всесторонне и не требует дополнительного расследования.
Прокурор составляет обвинительное заключение, если следователем или органом дознания оно составлено небрежно, содержит недостатки структурного характера, стилистические или грамматические ошибки. Указанные случаи возможны, если прокурором принято решение выработать единый подход к оформлению данного процессуального документа либо следователь (дознаватель), направивший данное дело, находится в командировке, отпуске и т.д.
Обнаружив обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу (ст. 24 УПК РФ), прокурор обязан прекратить уголовное дело, составив об этом мотивированное постановление в соответствии со ст. 213 УПК РФ. При этом обвинительное заключение из дела изымается.
Прокурор вправе принять решение о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования при наличии оснований и условий, указанных в ст. ст. 25, 26 и 28 УПК РФ, а также в пунктах 3 и 6 — 8 части 1 ст. 27 УПК РФ. Прекращая уголовное преследование по этим основаниям, прокурор обязан проверить полноту исследования фактических обстоятельств, характеризующих состав преступления, правильность квалификации совершенных деяний и наличие сведений о личности, в отношении которой прекращается уголовное преследование.
Прекращение уголовного преследования по указанным основаниям, а также по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части 1 ст. 24 УПК, не допускается, если обвиняемый против этого возражает.
В случае несогласия обвиняемого с прекращением в отношении его уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям прокурором принимается одно из решений, указанных в пунктах 1 и 3 — 4 части 1 данной статьи.
При прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям прокурор обязан в пределах своих полномочий принять меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Уголовное дело возвращается следователю или органу дознания для дополнительного расследования, если в результате изучения материалов уголовного дела выявлены:
а) неполнота или односторонность расследования;
б) наличие оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения, более тяжкого или существенно отличающегося от ранее предъявленного;
в) следователем или органом дознания дана неправильная юридическая оценка (квалификация) установленных фактов преступной деятельности;
г) в обвинительном заключении указаны преступные действия, обвинение в которых обвиняемому предъявлено не было;
д) нарушение права обвиняемого на защиту;
е) непредоставление обвиняемому переводчика и другие существенные нарушения уголовно-процессуального закона.
После принятия решения о возвращении дела для производства дополнительного расследования прокурор обязан конкретно указать следователю или органу дознания: по какой причине дело возвращается, какие нарушения материального или процессуального закона допущены при расследовании, каким образом их необходимо устранить, какие обстоятельства должны быть установлены в ходе дополнительного следствия и какие при этом следственные действия необходимо выполнить. Указания следователю или органу дознания даются прокурором в письменном виде и в соответствии с частью 3 ст. 37 УПК являются обязательными для исполнения, обжалование полученных указаний не приостанавливает их исполнение.
Принимая решение о том, кто будет проводить дополнительное расследование, прокурор руководствуется интересами обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования дела и в соответствии со ст. 37 УПК вправе возвратить дело лицу, ранее проводившему расследование, направить уголовное дело, поступившее от органа дознания, следователю, а также передать дело для дополнительного расследования другому следователю, с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК.
Прокурор, полагая необходимым провести дополнительное расследование по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, вправе в соответствии со ст. 37 УПК и ст. 31 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» принять дело к своему производству и лично провести доследование.
После завершения дополнительного расследования уголовное дело с обвинительным заключением повторно направляется прокурору. При изучении уголовного дела прокурор обязан проверить устранение выявленных нарушений и выполнение данных им письменных указаний. Если данные прокурором указания не выполнены (даже частично), то он вправе вновь возвратить дело для дополнительного расследования, а также решить вопрос об ответственности должностных лиц, не выполнивших законные требования прокурора. Направление уголовного дела после доследования в суд, минуя прокурора, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.
Решение о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного заключения должно приниматься прокурором в случаях, если: а) обвинительное заключение не соответствует требованиям ст. 220 УПК; б) положения, содержащиеся в обвинительном заключении, противоречат материалам уголовного дела; в) резолютивная часть обвинительного заключения не соответствует постановлению о привлечении в качестве обвиняемого; г) в обвинительном заключении отсутствует анализ доказательств либо оценка доказательств односторонняя (подтверждающие обвинение либо на которые ссылается защита); д) при совершении преступления группой лиц не дифференцировано обвинение, предъявленное каждому из участников, и т.д. Указание об изменении в обвинительном заключении дается прокурором в письменной форме, в нем указываются конкретные замечания по содержанию и структуре документа, предложение о необходимости составления нового обвинительного заключения и представление его прокурору в установленный срок.
Прокурор утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд только в пределах своей компетенции. Поэтому до утверждения обвинительного заключения, руководствуясь ст. ст. 31 и 33 УПК РФ, прокурор должен установить подсудность уголовного дела, и если оно подсудно вышестоящему суду (для прокурора района, города — областной, краевой суд и т.д.; для прокурора области, края — Верховный Суд Российской Федерации), то вместе с обвинительным заключением уголовное дело направляется вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения.
———————————
См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1990. N 2. С. 10 — 11; Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1992. N 10. С. 11.
В части 2 ст. 221 УПК изложен перечень прав прокурора при принятии решения по уголовному делу с обвинительным заключением. Оценив доказательства, собранные по делу, прокурор может сделать вывод о необоснованности части обвинения. При этом прокурор вправе: исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения без изменения квалификации либо с изменением квалификации на более мягкую; не меняя фактического состава обвинения, квалифицировать деяния обвиняемого по другому закону, не более тяжкому по своим правовым последствиям; при неизменности состава обвинения и его юридической оценки исключить отдельные квалифицирующие обстоятельства.
Если при утверждении обвинительного заключения прокурор изменяет объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении, то он обязан вынести отдельное постановление. В резолютивной части такого постановления может быть указано: а) об исключении из обвинительного заключения отдельных пунктов обвинения (отдельные эпизоды преступной деятельности, квалифицирующие признаки состава преступления, дополнительную квалификацию по статье УК); б) о переквалификации действий обвиняемого; в) о прекращении дела в части исключенного обвинения; г) об утверждении обвинительного заключения в оставшейся части обвинения.
Прокурор, осуществляя надзор за законностью и обоснованностью избрания меры пресечения обвиняемому, соблюдение следователями и органами дознания требований ст. ст. 103 — 108 УПК, руководствуется требованиями ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». При изучении уголовного дела прокурор должен проверить наличие оснований для избрание меры пресечения с учетом тяжести совершенного деяния и личности обвиняемого, т.е. обязан следить за неукоснительным соблюдением закона, регламентирующего основания, условия и порядок избрания меры пресечения.
Если прокурором установлено, что к моменту окончания расследования дела основания для избрания меры пресечения отпали или возможно применение более мягкой меры пресечения, то прокурор вправе ее отменить или изменить, за исключением случаев, когда мера пресечения избрана на основании решения суда (отмена или изменение меры пресечения производится судом).
При изменении меры пресечения необходимо учитывать: состояние здоровья обвиняемого, возраст, наличие у него постоянного места жительства, нахождение на его иждивении нетрудоспособных членов семьи и другие обстоятельства, а также руководствоваться требованиями ст. 110 УПК.
При наличии к тому оснований прокурор вправе изменить меру пресечения не только на более мягкую, но и на более строгую, а также избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и заключения под стражу, которые избираются только по решению суда. Основанием к этому могут быть несоблюдение обвиняемым избранной меры пресечения, совершение обвиняемым действий, препятствующих установлению истины, и т.д.
В том случае, если прокурор примет решение о прекращении уголовного дела, он должен отменить меру пресечения, избранную им самим, органом дознания или следователем. Решение о мере пресечения прокурор принимает, руководствуясь требованиями ст. ст. 97 — 101 УПК РФ.
Используя право дополнять либо сокращать список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание со стороны обвинения, прокурор должен исходить из положений ст. 73 УПК и стремиться к всестороннему, полному и объективному

Читайте также:  Какими вопросами занимается генеральная прокуратура

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

Читайте также:  Минусы работы в прокуратуре

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Комментарии к ст. 37 УПК РФ

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются не только коммент. ст., но и некоторыми другими статьями УПК. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

2. Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

3. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. руб. (ст. 17.7 КоАП).

4. В данной статье перечислены уголовно-процессуальные средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

5. Прокурор не только вправе, но и обязан в случае выявления нарушений законности применять указанные средства прокурорского надзора.

6. Осуществляя надзор за соблюдением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор проверяет исполнение не только требований федерального закона, но и ведомственных нормативных актов, которыми урегулирован порядок регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлении. В органах внутренних дел данный порядок урегулирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях , в органах Федеральной службы безопасности — Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности и т.д.

См.: Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 52.

См.: Приказ ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности: // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 16.

7. Регистрация — это присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем .

См.: Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Там же.

8. В случае отмены незаконного решения дознавателя прокурор по этому поводу может внести представление руководителю учреждения, где работает дознаватель (к примеру, начальнику органа внутренних дел). И напротив, такого полномочия у него нет, когда на момент вынесения постановления на то имели место законные основания.

Читайте также:  Зачем вызывают к дознавателю в полицию

9. Прокуроры обязаны не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт .

См.: Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. N 34/15: Утверждена Генеральным прокурором СССР, Министром внутренних дел СССР, Министром юстиции СССР, Председателем Верховного Суда СССР, первым заместителем Председателя КГБ СССР.

10. Ранее в законе было закреплено право прокурора передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК. Как известно, органом предварительного расследования является любой отдельно взятый следователь. Если уголовное дело в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, подследственно определенной группе следователей, то оно подследственно любому следователю данного конкретного следственного подразделения. Данное обстоятельство при буквальном толковании п. 12 ч. 2 коммент. ст. позволяло прокурору передавать уголовное дело не только из одного следственного органа в другой, но и от одного следователя другому следователю того же следственного подразделения. Тем самым у прокурора появлялось полномочие руководителя следственного органа по распределению нагрузки между подчиненными последнему следователями. Законодатель посчитал это несправедливым и внес соответствующие изменения в п. 12 ч. 2 коммент. ст. В настоящее время прокурор не вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в системе одного органа предварительного расследования.

11. А права передавать уголовное дело от одного дознавателя другому у него и ранее не было, так как отдельно взятый дознаватель не является органом предварительного расследования. Органом предварительного расследования здесь является орган дознания, дознаватель же обычно лишь осуществляет функцию учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания. При передаче дела от одного дознавателя другому в рамках одного учреждения орган предварительного расследования не меняется.

12. Прокурору предоставлено право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК, и многое другое. Однако правом знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного расследования, он долгое время наделен не был, что служило серьезным препятствием на пути осуществления им уголовного преследования.

13. Именно поэтому законодатель посчитал важным дополнить коммент. ст. пунктом 2.1. В настоящее время у прокурора появилась «возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела». Для этого он должен обратиться к следователю (дознавателю и др.), в производстве которого находится уголовное дело, с соответствующим официальным мотивированным письменным запросом.

14. Мы рекомендуем обращение с таким запросом к следователю (дознавателю и др.). Но формулировка п. 2.1 коммент. ст. позволяет и иначе толковать ее содержание. Здесь речь идет о «материалах находящегося в производстве уголовного дела». А у кого в производстве оно находится и к кому следует обращаться с запросом, умалчивается. Ну, во-первых, понятно, что у самого прокурора в производстве материалы уголовного дела быть не могут. Во-вторых, коль законодатель не конкретизирует субъекта, у которого в производстве находится уголовное дело, то таковым может быть и орган дознания, и орган предварительного следствия. В органе дознания он с запросом обращается к начальнику органа дознания, а в органе предварительного следствия — к следователю (руководителю следственного органа, руководителю следственной группы), в производстве которого находится уголовное дело.

15. Согласно закону сам отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, оформленное следователем или руководителем следственного органа, прокурор не вправе. Однако, признав отказ следователя (руководителя следственного органа) в возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным, он вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов (вышестоящему руководителю следственного органа) для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Когда же им выявлен факт незаконного и (или) необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела органом дознания, дознавателем, прокурор отменяет такое постановление и направляет свое постановление (об отмене постановления органа дознания, дознавателя) начальнику органа дознания с определенными указаниями, устанавливая срок их исполнения.

16. Применительно к институту соединения уголовных дел властные полномочия прокурора в большей степени распространяются на органы дознания. Прокурор принимает решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя. Именно ему отведено право принятия решения о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. ст. 150 и 151 УПК разным органам дознания.

17. К иным полномочиям прокурора, о которых упоминается в п. 16 ч. 2 коммент. ст., относятся, к примеру, следующие. Прокурор вправе отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК), отменить указание нижестоящего прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 221 УПК), внести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК), а равно о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 214 УПК), продлить срок дознания (ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 223 УПК), возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК).

18. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК, прокурор вправе признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК).

19. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлевать срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления, и др.

20. Для дознавателя (начальника подразделения дознания) обязательны письменные указания как надзирающего прокурора, так и любого вышестоящего прокурора.

21. Обжалование дознавателем указаний прокурора никогда не приостанавливает их исполнения.

22. Решения прокурора, о которых идет речь в п. п. 11 и 12 ч. 2 коммент. ст., должны оформляться в виде постановления.

23. См. также комментарий к ст. ст. 5, 21, 38, 39, 66, 144, 149, 223 УПК.

Источники:
http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-II/Glava-6/Statya-37/

Читайте также:
Adblock
detector