Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.
ОВД образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:
– ОВД субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;
– ОВД городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;
– линейные управления и ОВД на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;
– ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;
– территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;
– образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел. В своей деятельности ОВД руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
ОВД – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:
– административной, связанной с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;
– оперативно-розыскной, т. е. деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.
Важные направления деятельности ОВД связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.
ОВД обеспечивают государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.
В структуру центрального аппарата МВД России входят: Служба криминальной милиции; Служба милиции общественной безопасности; Служба тыла; Федеральная миграционная служба МВД России; Главное управление кадров; Главное организационно-инспекторское управление; Главное правовое управление; Главное управление собственной безопасности; Управление делами; Управление информации, региональных и общественных связей; Контрольно-ревизионное управление; Управление международного сотрудничества; Управление мобилизационной подготовки; Следственный комитет при МВД России; Главное командование внутренних войск.
Полицияя – основная структурная часть подразделений ОВД. Задачами полиции являются:
– обеспечение безопасности личности;
– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
– выявление и раскрытие преступлений;
– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
– защита частной, государственной, муниципальной и иной собственности;
– оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом о милиции (ст. 2). Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, во взаимодействии с другими государственными органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка. Руководство всей милицией в РФ осуществляет Министр внутренних дел РФ, а в субъектах РФ – министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел.
В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на Службу криминальной милиции (СКМ) и Службу милиции общественной безопасности – СМОБ (местную милицию).
Криминальная милиция в основном осуществляет оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность.
Компетенция подразделений криминальной милиции смешанная: они осуществляют борьбу с преступностью как по линии уголовного розыска, так и по линии борьбы с экономическими преступлениями.
Криминальная милиция в своей деятельности не подчиняется местным органам власти, порядок ее создания, реорганизация, состав и численность, ликвидация ее подразделений определяются Правительством РФ. Она финансируется за счет средств федерального бюджета.
Правовая основа и принципы деятельности СМОБ наряду с Законом о милиции определяются Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации и другими законодательными актами.
Основные задачи СМОБ:
– обеспечение личной безопасности граждан;
– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
– раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания. Полномочия милиции представляют собой право (и обязанность) ее субъектов действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным Законом о милиции (ст. 10, 11) и иными нормативными правовыми актами.
Милиция не имеет права вмешиваться в политическую деятельность – она деполитизирована. В ней запрещено создание партий и политических движений, но для защиты своих личных и имущественных прав и интересов сотрудники милиции могут объединяться в профсоюзы.
Усилен контроль за законной деятельностью милиции. В отличие от прежней нормы, возлагавшей контроль только на руководство МВД России, новая редакция Закона установила осуществление контроля Президентом рФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
В составе органов внутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом при МВД России.
Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ – орган, обеспечивающий в пределах своих полномочий организационное и методическое руководство деятельностью следственных подразделений системы внутренних дел, осуществляющий процессуальный и ведомственный контроль за расследованием уголовных дел.
Следователями ОВД осуществляется расследование двух третей из числа ежегодно регистрируемых в стране преступлений.
В соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации структура подразделений, возглавляемых Следственным комитетом, включает:
– следственные комитеты при органах внутренних дел субъектов РФ;
– следственные управления (отделы, отделения, группы)при органах внутренних дел районов, городов, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах;
– следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Кроме того, при начальнике Следственного комитета создан постоянно действующий орган – оперативное совещание, состав которого он утверждает.
Следственный комитет при МВД возглавляет первый заместитель Министра – начальник Следственного комитета, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Начальников следственных комитетов органов внутренних дел субъектов РФ и руководителей следственных подразделений на транспорте и на особо важных режимных объектах назначает на должность Министр внутренних дел.
Согласно Положению, утвержденному Министром внутренних дел, структуры следственных подразделений строятся применительно к направлениям их деятельности и включают зональный контроль, методическое обеспечение предварительного следствия, следственную часть.
Основные задачи Следственного комитета – обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, организация методического обеспечения следствия, защита прав и свобод человека и гражданина, контроль за работой следователей.
В соответствии с возложенными на него задачами Следственный комитет и его подразделения осуществляют следующие основные функции:
– анализируют следственную практику и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков расследования;
– изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт и современные методики расследования преступлений;
– организуют взаимодействие следователей с органами, ведущими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность и дознание;
– изучают правоприменительную практику и разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
– обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;
– организуют рассмотрение и разрешение писем, жалоб и заявлений граждан, связанных с производством предварительного следствия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания — должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.
В системе органов внутренних дел начальник ОВД обладает статусом начальника органа дознания, поскольку он является руководителем учреждения (а именно — начальником органов внутренних дел), которое законодатель указал в ст. 40 УПК РФ в качестве органа дознания.
Кроме начальника ОВД, статусом начальника органа дознания обладают также начальник полиции. Данный вывод основывается на законодательном положении о том, что указанное должностное лицо является по должности заместителем начальника ОВД, т.е.
заместителем начальника органа дознания. Кроме того, полиция как орган исполнительной власти отнесена к органам дознания законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ. Таким образом, на основании п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник полиции наряду с начальником ОВД также обладает статусом начальника органа дознания.
В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции (ч. 3 ст. 40.2 УПК РФ).
Определять уголовно-процессуальные полномочия начальника органа дознания следует исходя из текста ст. 40.2 УПК РФ, которая определяет, что начальник органа дознания уполномочен:
- 1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
- 2) продлевать в порядке, установленном УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении;
- 3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
- 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
- 5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
- 6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
- 7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
- 8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
- 9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
- 10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
- 11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.
Кроме того, начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными cm. 40.1 УПК РФ.
Все указанные выше процессуальные полномочия начальника органа дознания в полной мере присущи и реализуются начальником ОВД, начальником полиции.
ДИВНОГОРСКИЙ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ОТЧЕТ
по производственной юридической практике
База практики: ГУ ОВО при ОВД МВД России в г. Зеленогорск
Период практики: 25.03 — 25.04.2010.
от предприятия: ________________________
от техникума: ________________________
Ирша-Бородинский филиал, 2010 г.
1. Общая характеристика практики в следственном отделе ОВД г. Зеленогорска
2. Общая характеристика предварительного следствия
3.Производство следственных действий
4. Документы первичного учёта
25.03.2010 | Начальник следственного отдела представил руководителю практики, коротко рассказал об основных направлениях деятельности Следственного отдела МВД, ознакомил с требованиями, предъявляемыми к работникам. Познакомился с коллективом и порядком их работы. Изучал законодательные акты, регулирующие деятельность следственных органов МВД. |
26.03.2010 | Изучал организацию и методику работы по осуществлению предварительного расследования в органах МВД. |
27-28.03.2010 | Выходной |
29.03.2010 | Выезжал на место происшествия.Составлял протокол осмотра места происшествия. Изучал материалы дела |
30.03.2010 | Присутствовал при допросе потерпевшего, принимал участие в составлении протокола. Изучал материалы дела |
31.03.2010 | Присутствовал при допросе свидетеля, принимала участие в составлении протокола. Продолжил изучение материалов дела |
01.04.2010 | Изучал основы планирования работы следственного отдела МВД, распределения обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями. Знакомился с функциональными обязанностями следователя, сложившимися в ОВД основными формами взаимодействия следователя с оперативными и другими службами (участковых, оперуполномоченных, ОППН, ГИБДД и др.) |
02.04.2010 | Знакомился с научно-техническими средствами, используемые при расследовании преступлений Помогал составлять проект плана расследования по делу, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, обращая внимание на особенности планирования расследования различных видов преступлений |
03-04.04. 2010 | Выходной |
05.04. 2010 | Ознакомился с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела, общей организацией работы отдела. Продолжил изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД. |
06.04. 2010 | Знакомился с Инструкцией по делопроизводству в органах МВД РФ, порядком регистрации, учета и движения входящей и исходящей корреспонденции. |
07.04. 2010 | Знакомился с формами учета и статистической отчетности в МВД, порядком и сроками выставления статистических карточек на возбужденные и находящиеся в стадии расследования уголовные дела. Получил консультацию о том, как заполнять карточки этих форм, где регистрировать и кому из должностных лиц представлять. |
08.04.2010 | Присутствовал при допросе подозреваемого, принимал участие в составлении протокола. Продолжил изучение материалов дела |
09.04.2010 | Знакомился с порядком оформления процессуальных документов. Со следователем выезжал на место происшествия. Продолжил изучение материалов дела |
10-11.04. 2010 | Выходной |
12.04.2010 | Присутствовал при допросе обвиняемого, принимал участие в составлении протокола. Продолжил изучение материалов дела. Составлял протокол ознакомления с материалами уголовного дела. |
13.04.2010 | Принял участие в осмотре места происшествия, составлении протокола места происшествия, а также составлении постановления о назначении судебной экспертизы. Изучал материалы дела |
14.04.2010 | Получал практические навыки по составлению статистических отчетов и докладных записок. Присутствовал при допросе потерпевшего, принимал участие в составлении протокола. |
15.04. 2010 | Изучал характер и основные формы взаимодействия органов МВД с другими правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью. Присутствовал при приеме граждан заместителем следователя. |
16.04. 2010 | Знакомился с порядком составления и методическими рекомендациями по назначению экспертизы. Продолжил изучение материалов дела |
17-18.04. 2010 | Выходной |
19.04.2010 | Принимал участие в следственном эксперименте. Подшивка новых документов к заведенным делам |
20.04.2010 | Знакомился с заключением эксперта: методикой проведения, структурой и выводами. Продолжил изучение материалов дела |
21.04.2010 | Присутствовал на предъявлении для опознания в качестве статиста, составлял протокол данного следственного действия. Подбор документов по анализируемому делу для практики |
22.04.2010 | Подведение итогов практики. Написание отчета |
23.04.2010 | Доложил руководителю практики об итогах прохождения практики, ознакомил с Отчетом о прохождении практики. |
24.-25.04. 2010 | Окончательное оформление отчета |
В период с 25.03.10 года по 25.04.10 года мною пройдена практика в следственном отделе ОВД г.Зеленогорска.
Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении, на практике, то есть ознакомление с деятельностью ОВД, изучение принципов его работы, получение практического опыта работы в качестве следователя в следственном отделе ОВД.
Совместно с руководителем практики непосредственно в следственном отделе был составлен план прохождения практики, который успешно выполнен.
Практика включает в себя следующее:
1) изучение организации деятельности городского отдела внутренних дел;
2) изучение работы следователя;
По первому направлению необходимо:
— ознакомиться с организацией работы в городском отделе внутренних дел, распределением функций между отделениями и сотрудниками, планированием работы отдела в целом и его подразделений, с порядком приема посетителей, рассмотрением жалоб и заявлений;
— изучить взаимоотношения, формы связи и взаимодействия с органами прокуратуры, местными администрациями и организациями;
— освоить делопроизводство в ОВД, систематизацию нормативного материала, научиться делать обобщения по различным участкам деятельности.
По второму разделу практики — в следственном отделении:
— изучить конкретные уголовные дела;
— присутствовать при производстве отдельных следственных действий, составлять проекты протоколов этих действий;
— принимать участие в расследовании по отдельным делам, составляя параллельно со следователем следственные и процессуальные документы;
— присутствовать на докладах следователя по уголовным делам прокурору, вносил предложения по делам, в расследовании которых участвовал.
1. Общая характеристика прохождения практики в следственном отделе ОВД г. Зеленогорска
Я, Драчев А.А. в период прохождения практики в следственном отделе ОВД г.Зеленогорска. Следственный аппарат ОВД г.Зеленогорска входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Положением об органах предварительного следствия определены их следующие задачи:
— обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
— организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
В штате ОВО г.Зеленогорска состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника ОВД — начальник следственного отдела.
Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи органов внутренних делрасследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.
Уголовно-процессуальный закон России (ч.2 ст.38 УПК РФ) предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:
— возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке;
— принятие уголовного дела к своему производству или передача его прокурору для направления по подследственности;
— направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии требуется получение судебного решения или санкции прокурора;
— дача органу дознания в установленных случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
— обжаловать с согласия руководителя следственного органа в установленном законом порядке решения прокурора;
— иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Основные задачи следственного отдела:
Источники:
http://studme.org/241726/pravo/protsessualnye_polnomochiya_nachalnika_organa_vnutrennih_nachalnika_politsii_kachestve_nachalnika_organa
http://mirznanii.com/a/29057/organizatsiya-deyatelnosti-sledstvennogo-otdela-ovd-g-zelenogorska