Причинно следственные отношения что такое

Восприятие причинно-следственных отношений лежит в основе наших моделей мира. Эффективный анализ, исследование и моделирование любого рода подразумевают определение причин наблюдаемых явлений. Причинами называются базовые элементы, ответственные за возникновение и существование того или иного явления или ситуации. К примеру, успешное решение проблем основано на нахождении и проработке причины (или причин) отдельного симптома или ряда симптомов этой проблемы. Определив причину того или иного желаемого или проблемного состояния, вы определяете также точку приложения ваших усилий.

Например, если вы считаете, что причиной аллергии является внешний аллерген, вы стараетесь избегать этого аллергена. Полагая, что причиной аллергии является выброс гистамина, вы начинаете принимать антигистаминные препараты. Если же, на ваш взгляд, аллергия вызвана стрессом, вы постараетесь уменьшить этот стресс.

Разумеется, это не означает, что все утверждения о причинно-следственных отношениях необоснованны. Некоторые из них вполне обоснованны, но не завершены. Другие имеют смысл только при определенных условиях. Фактически утверждения о причинно-следственных отношениях представляют собой одну из форм неопределенных глаголов. Основная опасность заключается в том, что подобные утверждения чрезмерно упрощены и/или поверхностны. Но большинство явлений возникают в результате множества причин, а не одной-единственной, поскольку сложные системы (например, нервная система человека) состоят из множества двусторонних причинно-следственных связей.

Нередко причины оказываются менее очевидными, более широкими и систематическими по своей природе, чем исследуемое явление или симптом. В частности, причина спада производства или прибыли может быть связана с конкуренцией, управленческими проблемами, вопросами лидерства, изменением маркетинговых стратегий, изменением технологии, каналами коммуникации или чем-то еще.

Юм ясно видел, что некоторые понятия (например, причинность) не могут быть выведены из данных опыта логически. Все понятия, даже наиболее близкие к нашему опыту, с точки зрения логики являются произвольно выбранными условностями.

Эта дилемма в равной степени относится к психологии, неврологии и, вероятно, любой другой области научного поиска. Чем ближе мы оказываемся к настоящим первичным взаимосвязям и законам, определяющим наш опыт и управляющим им, тем дальше мы отходим от всего, что подлежит непосредственному восприятию. Мы можем физически ощутить не фундаментальные законы и принципы, управляющие нашим поведением и нашим восприятием, а только их следствия. Если мозг попытается воспринять себя самое, единственным и неизбежным результатом окажутся белые пятна.

Типы причин

Рис. 24. Побудительные причины

2. Удерживающие причины — это относящиеся к настоящему времени взаимосвязи, допущения и ограничивающие условия, которые поддерживают текущее состояние системы (вне зависимости от того, каким путем она пришла в это состояние) (рис, 25).

Рис. 25. Удерживающие причины

3. Конечные причины — это относящиеся к будущему задачи или цели, которые направляют и определяют текущее состояние системы, придают действиям значение, важность или смысл (рис. 26)

Рис. 26. Конечные причины

4. Формальные причины — это базовые определения и образы чего-либо, т. е. основные допущения и ментальные карты.

В поисках побуждающих причин мы рассматриваем проблему или ее решение как результат тех или иных событий и переживаний прошлого. Поиск удерживающих причин приводит к тому, что мы воспринимаем проблему или ее решение как продукт условий, соответствующих текущей ситуации. Размышляя о конечных причинах, мы воспринимаем проблему как результат мотивов и намерений вовлеченных в нее людей. В попытке найти формальные причины проблемы мы рассматриваем ее как функцию тех определений и допущений, которые применимы к данной ситуации.

Поиск конечных причин потребует исследования потенциальных задач или исходов тех или иных явлений. Например, является ли СПИД наказанием человечеству, важным уроком или частью эволюционного процесса? Вселенная — это всего лишь игрушка Бога, или у нее есть определенное будущее? Какие цели и перспективы приносят организации успех?

Читайте также:  Как наказать следователя за фальсификацию уголовного дела

Влияние формальных причин

Как видно из термина, формальные причины в большей степени ассоциированы с формой, чем с содержанием чего-либо. Формальной причиной явления является то, что дает определение его сущности. Можно сказать, что формальная причина человека, к примеру, есть глубинная структура взаимосвязей, закодированная в индивидуальной молекуле ДНК. Формальные причины тесно связаны с языком и ментальными картами, на основе которых мы создаем свои реальности, интерпретируя и обозначая ярлыками наш опыт.

Иногда сложнее всего установить именно формальные причины, потому что они являются частью наших неосознанных допущений и посылок, подобных воде, которой не замечает плавающая в ней рыба.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 1428 | Нарушение авторских прав

Попросите ребенка назвать причину явлений:

— наводнение (пример ответа: таяние снега, разлив реки);

— гололед, почки распустились, птицы запели и т.д.;

— двойка, живот болит, мама сердится, пылесос работает и т.д.

Важно показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события. Так, ребенок (с помощью родителей) может придумать различные окончания известных сказок или самостоятельно придумать историю, а затем варьировать ее окончание.

— Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я иду в школу, я чищу зубы и т.д.

— Листья зеленеют, цветы желтеют, созревает клубника, зарядили дожди, выпал снег и т.д.

— Через год, послезавтра, три дня назад, сегодня и т.д.

На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный порядок картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) коренным образом меняет (вплоть до полного абсурда) сюжет.

На следующем этапе можно перейти к работе над пониманием пословиц и поговорок, морали басен, идиоматических выражений и т.п.

Чем больше такого рода загадок вы придумаете, чем больше принципов ранжирования (по форме, фактуре, оттенкам цвета, величине, скорости, плавности и т.д.) и причинно-следственных связей наглядно (!) покажете ребенку, тем быстрее он забудет о своих проблемах в контактах с людьми и в учебе.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ВОСК (СОХА) ФРАХТ

ГАРАЖ (. ) ТАБАК СКОТ (. ) ФРОНТ

(ответ: жаба) (ответ: окно)

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КАНВА (ВНУК) УЛИКА

КОСЯК (. ) МИРАЖ ХОЛСТ (. ) ОЛЕНЬ

(ответ: кожа) (ответ: слон)

6 9 12 15 18 21 (24 27 30 33)

5 10 15 20 25 30 (35 40 45 50)

3 7 11 15 19 23 (27 31 35 39)

16 12 15 11 14 10 (13 9 12 8)

2 4 6 8 (10 12 14)
1 4 7 10 (13 16 19)
2 5 8 11 (14 17 20)
21 17 13 (9 5 1)
8 12 16 20 (24 28 32)
4 9 16 (25 63 49) и т.д.

Многозначность и иерархия понятий.
Обобщающая функция слова

— У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень).

— У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка).

— У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы).

— У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).

В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас).

Можно выбирать любые картинки с предметами по определенному, заданному общему признаку, например, по форме (цвету, фактуре, температуре, звучанию) или функциональному признаку.

` «Найди сходство и различия. Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное.

Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки— бинокль, девочка—мальчик и т.д.

яблоко, груша — стул, шкаф —

огурец, капуста — ботинок, сапог —

кукла, мячик — чашка, тарелка —

кошка, слон — нога, рука —

Читайте также:  Какие статьи подведомственны следственному комитету

цветок, дерево — окунь, щука —

роза, одуванчик — март, сентябрь —

дуб, береза — фонарь, лампа —

дождь, снег — день, ночь —

озеро, море — пчела, жук —

Тарелка, чашка, стол, чайник.

Береза, осина, сосна, дуб.

Диван, стол, кресло, дерево.

Карандаш, мел, пенал, кукла.

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Круг, треугольник, трапеция, квадрат.

Запятая, точка, тире, союз.

Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Деревянный, стеклянный, железный, ветхий, пластмассовый.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

ТКАНЬ (. ) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (Ответ: газ)

РОДНИК (. ) ОТМЫЧКА (Ответ: ключ)

РЫБА (. ) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (Ответ: скат)

ЖИВОТНОЕ (. ) НЕЖНОСТЬ (Ответ: ласка)

ЗАЛИВ (. ) ЧАСТЬ ЛИЦА (Ответ: губа)

СКАМЬЯ (. ) МАГАЗИН (Ответ: лавка)

Подумайте, как много действий мы с вами осуществляем автоматически. Если уж природа не всегда стабилизирует у левшей этот уровень психической жизни — этим придется заняться вам. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели.

Глава 5.
И нос вытащен — и хвост не увязает

Власть безграничная природы

Нам потому не тяжела,

Что чувство видимой свободы

Она живущему дала.

Нейропсихологически ситуацию, описанием которой завершена предыдущая глава, можно объяснить следующим образом. Любая произвольная, проговоренная (про себя и вслух), развернутая операция чрезвычайно энергоемка. Собственно, упомянутый выше психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов формируется в онтогенезе как центральный адаптивный механизм, поддерживающий оптимальный функциональный гомеостаз мозга. Мозг человека — удивительно совершенный и тонкий инструмент, но он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и на модуляцию иммунного, эндокринного статуса; перечень системо-организующих функций мозга можно продолжать бесконечно.

Представляется, что в самом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процессов (движения, восприятия, речи, счета, мышления), тем больше вероятность «обкрадываниям базальных структур психики (соматических, аффективных и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Он отражает отрицательную сторону их специфических подкорково-корковых функциональных отношений. Этот факт в совокупности со всем сказанным выше заставляет еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за левшами с точки зрения появления у них аллергий, тиков, энуреза, страхов и бессонницы, эндокринных отклонений и особенностей полового созревания. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше.

Именно поэтому нельзя пренебрегать такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные занятия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. Очень эффективен в этом плане натуропатический подход, специально подобранные для вашего ребенка диеты; грамотное использование различных трав, пряностей[15] и т.п.

Подчеркнем важность (и, к сожалению, неизбежность) всех этих типов сопровождения, поскольку цифры в детской популяции, касающиеся частоты встречаемости только лишь различного рода желудочно-кишечного дефицита (в том числе желчевыводящих путей, поджелудочной железы и т.д.), удручают — 93%!

Но определяющим является именно направленное нейропсихологическое сопровождение этих детей. В нейропсихологии детского возраста разработаны и многократно апробированы принципы и методология такого рода комплексного сопровождения, ассимилировавшая в себя наиболее эффективные методы воздействия из идеологически близких дисциплин.

Обращаем еще раз внимание на то, что излагаемые в книге блоки упражнений должны применяться единовременно, хотя излагаются они последовательно, что связано с жанром и идеей настоящего издания. Иными словами, на отдельном отрезке занятий надо найти время для упражнений из каждого раздела. Другой вопрос, что решать вопрос об их удельном весе следует исходя из объективного состояния ребенка и степени освоения им той или иной программы.

Читайте также:  Когда день следственного комитета в беларуси

Предлагаемые нейропсихологические технологии не принесут пользы вне постоянного, ежедневного, методичного применения. Время занятий может занимать от 45 минут до 2 часов в день; понятно, что оно может быть разбито на более короткие отрезки в течение дня.

«Первое — профилактика, коррекция и максимальное расширение потенциала наиболее фундаментальных, базовых составляющих их нейропсихосоматического статуса.

Второе — профилактика и развитие, направленное формирование большего числа степеней свободы, алгоритмов для реализации их феноменальных данных в сфере произвольной саморегуляции.

И третье — профилактика, коррекция и абилитация массы операций, навыков адекватного приема, переработки, хранения и использования той информации, которую они черпают из внешнего мира. Иными словами, доведение до абсолютного автоматизма тех умений и способностей, которые необходимы любому из нас, чтобы наиболее полноценно актуализировать себя в быту, учебе, социальных контактах, поведении вообще.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ понятие, отражающее взаимосвязь объектов между собой. По мысли Гегеля, всякая конкретная вещь состоит в различных отношениях ко всему остальному, при этом одно и то же отношение может быть в различных вещах (внутренние… … Философская энциклопедия

объектные отношения — ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ понятие, выражающее взгляд на структуру действительности как на систему взаимосвязей всевозможных вещей и явлений, существующих независимо от человеческих представлений. Реализуя различные формы своей… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Каузальное мышление (causal reasoning) — Интерес к причинам может колебаться от поверхностного и зачастую тривиального любопытства, проявленного по отношению к явлениям повседневной жизни, до систематического строгого научного исслед. Вследствие широкого разнообразия форм интереса к… … Психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — в классической социологии определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Социологическое знание рассматривается как наука об общих и специфических законах и… … Социология: Энциклопедия

ПРИЧИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — ПРИЧИНА В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие “причина” выражается двумя близкими терминами, “ илла” и “сабаб”. Первый имеет более широкий смысл “обоснование”, употребляется также в фикхе в осуществлении кийас соизмерения (см.… … Философская энциклопедия

Рассуждение — функционально смысловой тип речи с обобщенным причинно следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть Р. в объяснении какого либо утверждения или в обосновании истинности какой то основной мысли (тезиса) другими суждениями… … Педагогическое речеведение

КАУЗАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — (лат. causa причина). Метод психотерапии, основанный на принципах анализа причинности в социальной сфере и устойчивых представлениях о конкретных причинных связях (каузальной схеме). Каузальная схема раскрывается 3 принципами: 1)… … Психотерапевтическая энциклопедия

КАРАНА—КАРЬЯ — КАРАНА КАРЬЯ (санскр. kärana kärya причинаследствие) термины индийской философской концепции причинности. Истоки двух основных доктрин, определяющих механизм действия причинно следственных связей саткарья вады (учение о предсуществовании… … Философская энциклопедия

Рассуждение — – функционально смысловой тип речи (см.) – (ФСТР), соответствующий форме абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источники:
http://studopedia.ru/12_73933_prichinno-sledstvennie-otnosheniya.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/247727/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE

Читайте также:
Adblock
detector