Относится ли следственный комитет к правоохранительным органам

Правоохранительные органы – группа государственных органов, которая осуществляет охрану законности и правопорядка, а также защищает интересы, права и свободы граждан в соответствии с действующим законодательством. В каждой стране она может отличаться и отвечать законам, принятым в данном государстве.

Классификация

Правоохранительные органы России:

  • конституционный суд и контроль;
  • МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
  • суды общей юрисдикции;
  • адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве;
  • министерство юстиции;
  • ОВД, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений;
  • прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.

Прокуратура

Прокуратура – целостная система, осуществляющая надзор за исполнением законов РФ. В структуру входят прокуратуры: генеральная, субъектов РФ, специализированные и военные, городов и районов. Главные направления деятельности:

  • надзор за выполнением законов;
  • координация деятельности органов по борьбе с преступностью;
  • уголовное преследование;
  • участие прокуроров в административных и уголовных делах в качестве государственных обвинителей;
  • опротестование судебных решений и приговоров, которые противоречат закону;
  • расследование преступлений.

МВД выполняет функции органа исполнительной власти, которые заключаются в государственном управлении, защите свобод и прав граждан, обеспечении их безопасности, охране правопорядка. В структуру МВД входят:

  • криминальная полиция;
  • федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям;
  • следственный комитет;
  • служба общественной безопасности;
  • служба собственной безопасности;
  • миграционная федеральная служба;
  • внутренние войска страны и т. д.

Министерство юстиции

Министерство юстиции – орган исполнительной власти, занимающийся управленим и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят:

  • центральный аппарат;
  • организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ;
  • территориальные органы и учреждения.

Правоохранительная система США

Правоохранительные органы Великобритании

В Великобритании существует следующая судебная система:

  • Верховный суд – в него входит апелляционный суд, включающий Уголовное и Гражданское отделения;
  • Суд Короны – считается высшим по уголовным делам;
  • Высокий суд – включает Канцлерское и Семейное отделения;
  • Окружные суды;
  • Суды магистрата – в них входят мировые и полицейские отделения;
  • Специализированные суды – военные, коронерские, административные, земельные и т. д. Высшая судебная инстанция в Англии – это Суд палаты лордов, но он может рассматривать лишь апелляционные жалобы, а практических дел не касается.

Судебная система Франции

Во Франции правоохранительные органы судебной системы включают в себя:

  • кассационный суд, в который входят палаты по гражданским и уголовным делам;
  • апелляционный суд, включающий те же палаты;
  • трибуналы – основное звено системы, где дела рассматриваются коллегиально (состоят из трех судей и включают в себя также отделения по гражданским и уголовным делам);
  • специальные органы, в которые входят суда: высший, государственной безопасности, морской, военный, коммерческий, третейский и т.д.

Одновременно во Франции есть Государственный совет – он возглавляет систему административной юстиции. Гражданские споры рассматриваются в специальном отделе, который выступает как кассационная и апелляционная инстанция. Одновременно Государственный отдел рассматривает жалобы на неправомерные акты президента, правительства и некоторых министров. Главная административная инстанция во Франции – это трибуналы, создающиеся на территории сразу нескольких департаментов. Второстепенная – трибуналы, создающиеся в судебно-административных округах.

Прокуратура в зарубежных странах

Правоохранительные органы зарубежных стран в виде прокуратуры в основном выполняют функции поддержки гособвинения в судах, а функций надзора не имеют вовсе.

Например, в США судебные органы имеют две прокуратуры: штатов и федеральную. Генпрокурор, который возглавляет последнюю, одновременно является и министром юстиции страны. Федеральная прокуратура занимается уголовными делами, поддержкой гособвинения в судах, прекращением уголовных дел, отказом от гособвинения до вердикта присяжных. А прокуратуры штатов могут иметь не только разные названия, но и различный порядок организации.

Великобритания

В Великобритании долгое время вообще не было правоохранительных органов, которые бы выполняли функции прокуратуры. Одним из главных является институт общегражданского обвинения. На данный момент функции обвинения выполняет директор публичных преследований, а также его помощники, которые назначаются министром внутренних дел. Контролирует их деятельность генерал-атторней. Дирекция может производить уголовное преследование по требованию генерал-атторнея или министра МВД, если преступление касается казначейства. Преследование может также проводиться, если оно диктуется госинтересами. Судебных следователей в Англии просто нет, и предварительное следствие отсутствует, за исключением коронерского следствия. Проверкой доказательств занимаются мировые судьи, магистраты или полицейские.

Франция

Прокуратура во Франции состоит при судебных органах и включает в себя прокуроров республики, находящихся при трибуналах, генпрокуроров при кассационных и апелляционных судах. Прокуратура Франции выполняет функции исполнительной власти, осуществляет уголовное преследование и поддержку обвинений в судах. Помимо этого она проводит надзор за непосредственным расследованием преступлений. Руководит прокуратурой министр юстиции, но в его обязанности не входит исполнение функций прокурора.

Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Правовую основу деятельности СК РФ составляют Конституция, Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном Комитете Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.

Основными задачами СК РФ являются:

  • 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц;
  • 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  • 5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • 6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

В систему СК РФ входят:

  • 1) центральный аппарат СК РФ;
  • 2) главные следственные управления и следственные управления СК РФ по субъектам РФ и их подразделения по административным округам;
  • 3) специализированные следственные управления и следственные отделы СК РФ;
  • 4) военные следственные управления и следственные отделы СК РФ;
  • 5) следственные отделы и следственные отделения СК РФ по районам, городам и приравненные к ним, специализированные и военные следственные подразделения СК РФ.
Читайте также:  Чем отличается орган дознания от предварительного следствия

В состав Центрального аппарата СК РФ входят следующие структурные подразделения:

  • 1. Главное следственное управление:
    • – Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;
    • – Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;
    • – Управление процессуального контроля и методико-аналитического обеспечения;
    • – Отдел документационного обеспечения.
  • 2. Главное управление процессуального контроля.
  • 3. Главное организационно-инспекторское управление.
  • 4. Главное управление криминалистики.
  • 5. Главное управление обеспечения деятельности.
  • 6. Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу.
  • 7. Следственные управления по федеральным округам.
  • 8. Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • 9. Управление кадров.
  • 10. Правовое управление.
  • 11. Управление взаимодействия со средствами массовой информации.
  • 12. Управление международно-правового сотрудничества.
  • 13. Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению.
  • 14. Управление по защите государственной тайны.
  • 15. Управление физической зашиты.
  • 16. Отдел (информационного и документационного обеспечения Председателя СК России).

В системе СК РФ могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

СК РФ возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед организацией задач и реализацию государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве. Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Полномочия Председателя СК РФ:

  • 1) организация работы СК РФ;
  • 2) издание организационно-распорядительных документов в форме приказов, распоряжений, указаний;
  • 3) утверждение положений и инструкций по вопросам деятельности СК РФ, обязательных для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками;
  • 4) утверждение в пределах своей компетенции структуры и штатного расписания центрального аппарата, следственных органов и учреждений СК РФ;
  • 5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ.

Служба в СК РФ является федеральной государственной службой. Сотрудники Комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы.

В СК РФ предусмотрены следующие должности:

  • – руководителей следственных органов СК РФ и соответствующих подразделений;
  • – их первых заместителей и заместителей;
  • – помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям;
  • – следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам;
  • – следователей-криминалистов, старших следователей- криминалистов.

Требования, предъявляемые к гражданам, принимаемым на службу в СК РФ:

  • – гражданство Российской Федерации;
  • – наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
  • – обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами;
  • – способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;
  • – успешное прохождение испытания продолжительностью до шести месяцев;
  • – принятие присяги сотрудника Следственного комитета РФ;
  • – соответствующий возраст и наличие стажа работы, необходимого для руководящей должности, на которую претендует лицо.

Так, на должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам назначаются граждане не моложе 25 лет и имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. При этом назначение на должность данных руководителей производится на срок не более пяти лет, и пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ назначаются граждане не моложе 30 лет и имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. При этом назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, и пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Случаи, исключающие принятие лица на службу в СК РФ:

  • 1) лицо признано недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) было осуждено за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • 3) имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;
  • 4) в отношении него осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
  • 5) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности связано с использованием таких сведений;
  • 6) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в СК РФ или ее прохождению и подтвержденное заключением медицинского учреждения;
  • 7) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим СК РФ и если замещение связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • 8) вышло из гражданства Российской Федерации либо имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • 9) представило подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в СК РФ;
  • 10) не представило установленные сведения или представило заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
  • 11) не соблюдало ограничения и не исполняло обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Читайте также:  Где сейчас следователи гдлян и иванов

За добросовестное исполнение сотрудником СК РФ своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу в СК РФ, выполнение заданий особой важности и сложности сотрудники СК РФ могут быть поощрены и награждены. Применяются следующие виды поощрения:

  • 1) объявление благодарности;
  • 2) награждение Почетной грамотой;
  • 3) занесение на Доску почета, в Книгу почета;
  • 4) выплата денежной премии;
  • 5) награждение подарком;
  • 6) награждение ценным подарком;
  • 7) награждение именным оружием;
  • 8) досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного;
  • 9) награждение медалями Следственного комитета, в том числе медалями «За верность служебному долгу», «Доблесть и отвага», «За заслуги», «За отличие», «За безупречную службу», «Ветеран следственных органов», «За содействие», «За усердие в службе», а также иными медалями Следственного комитета, учреждаемыми Председателем СК РФ;
  • 10) награждение нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» с одновременным вручением Почетной грамоты Председателя СК РФ. Положения о нагрудном знаке «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» и медалях Следственного комитета утверждаются Председателем СК РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета, к нему применяются следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) строгий выговор;
  • 4) понижение в специальном звании;
  • 5) лишение медалей Следственного комитета;
  • 6) лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;
  • 7) предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • 8) увольнение из СК РФ по соответствующему основанию.

Основания увольнения со службы в Следственном комитете:

  • 1) достижение предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете (65 лет, кроме научных и педагогических кадров);
  • 2) выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • 3) нарушение Присяги сотрудника Следственного комитета РФ и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника СК РФ;
  • 4) несоблюдение ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, связанных с прохождением службы в СК РФ (установленных ст. 17 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и (или) ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • 5) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • 6) отказ от представления сведений или представления заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
  • 7) наличие заболевания, препятствующего прохождению службы в СК РФ и подтвержденного заключением медицинского учреждения, данным в установленном законом порядке.

Багмет Анатолий Михайлович, и.о. ректора Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается место Следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов России, проводится статистический анализ некоторых показателей работы следователей.

Ключевые слова: следователь, комитет, расследование.

Place of the Investigatory Committee of the Russian Federation in the system of law-enforcement agencies of the Russian state

Bagmet Anatoliy Mikhailovich, acting rector of the Academy of the investigative Committee of the Russian Federation, candidate of legal sciences.

Describes a place of the investigative Committee of the Russian Federation in the law enforcement agencies of Russia, conducted a statistical analysis of some of the investigators.

Key words: investigator, the Committee investigation.

15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», и с этого момента отсчитывается новый исторический этап развития органов предварительного следствия. Несомненно, функционирование Следственного комитета Российской Федерации вне системы прокуратуры Российской Федерации создает необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усилению взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, повышает объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Еще на этапе создания Следственного комитета Российской Федерации среди ученых велась ожесточенная дискуссия о целесообразности возникновения в системе правоохранительных органов нового органа, задачей которого является непредвзятое расследование преступлений, основанное на принципах законности и процессуальной самостоятельности следователя. С течением времени Следственный комитет Российской Федерации ежегодно доказывает целесообразность своего существования.

По итогам работы Следственного комитета Российской Федерации в 2013 г., как отметил в своем выступлении Председатель СК России А.И. Бастрыкин , в производстве следователей находилось свыше 226 тысяч уголовных дел, что на 14 тысяч больше, чем в 2012 г. Окончено производством более 115 тысяч дел (на 9 тысяч больше, чем в 2012 г.). Практически все они направлены в суд, и виновные понесли заслуженное наказание. Сотрудникам приходилось работать в сложных условиях. Высокая нагрузка (3 уголовных дела в месяц на следователя) сочеталась со значительным количеством выездов на места происшествий (189 тысяч), а также с рассмотрением большого количества (810 тысяч) сообщений о преступлениях.

Важнейшим показателем работы Следственного комитета Российской Федерации является тот факт, что в 2013 г. сотрудниками ведомства раскрыто почти восемь тысяч преступлений прошлых лет (7983), в том числе свыше трех с половиной тысяч тяжких и особо тяжких (3738).

Читайте также:  Как привлечь следователя к уголовной ответственности

Нельзя не отметить, что в 2013 г. существенно сократился удельный вес уголовных дел, приостановленных производством в связи с неустановлением и нерозыском виновных, а удельный вес возвращенных прокурором для дополнительного расследования уголовных дел снизился и составил около 4%.

Работу сотрудников Следственного комитета Российской Федерации трудно переоценить. Тем не менее в начале 2014 г. в рамках правительственного часа в Государственной Думе Российской Федерации выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка и обрушился с критикой в адрес Следственного комитета Российской Федерации, обвинив его сотрудников в необоснованном возбуждении тысяч уголовных дел. По его словам, более 14 тысяч россиян незаконно подверглись уголовному преследованию, и никто за это не ответил. Эти граждане, подчеркнул Генпрокурор, были реабилитированы судом и предварительным следствием. В связи с чем прокурорам должно быть возвращено право на возбуждение уголовных дел по результатам проведенных ими проверок против следователей, виновных в незаконном преследовании граждан .

В этой связи отметим, что следователями Следственного комитета Российской Федерации действительно совершаются проступки и преступления. В частности, количество отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела за 2013 г. — 484. По сравнению с 2012 г. данный показатель сократился на 20,9% (2012 г. — 612). Количество отменяемых прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями Следственного комитета Российской Федерации, также сократилось, и, что важно, более половины постановлений прокурора об отмене постановлений о возбуждении уголовных дел были обжалованы вышестоящему прокурору, в результате чего в 49% случаев от числа обжалованных постановления были отменены .

Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 г. и задачах на 2014 г.: информационный материал к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации. М., 2013.

Одним из показателей результатов работы Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации является то, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилось количество случаев вынесения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (2012 г. — 48 (из них удовлетворено 15), 2013 г. — 17 (из них удовлетворено 8)).

Следственным комитетом Российской Федерации, равно как и в иных правоохранительных органах, проводятся проверки и анализ причин нарушений, совершаемых следователями при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений. По результатам проверок, проводимых Следственным комитетом Российской Федерации, следователи привлекаются к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Нельзя не отметить, что сегодня в Следственном комитете Российской Федерации налажена работа по осуществлению процессуального контроля, в результате которого предотвращаются возможные нарушения законности в деятельности следователя. В 2013 г. благодаря такому «внутреннему контролю» и работе руководителей следственных органов выявлена почти одна треть незаконных решений о возбуждении уголовного дела и таким образом было предотвращено нарушение законности, прав и законных интересов граждан.

По данным Следственного комитета Российской Федерации, в 2013 г. к уголовной ответственности были привлечены 13 следователей СК России. В качестве сравнения можно привести статистику привлечения к уголовной ответственности сотрудников ряда других правоохранительных органов — 59 следователей МВД России, 11 следователей ФСКН России, 24 прокурорских работника .

Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 г. и задачах на 2014 г.: информационный материал к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации. М., 2013.

На основании приведенных статистических данных и личного опыта работы в органах следствия можно сделать вывод о необоснованности упреков со стороны органов и должностных лиц прокуратуры о том, что следователи Следственного комитета Российской Федерации допускают в своей деятельности нарушения, за которые не несут впоследствии никакой ответственности.

Кроме того, требование о возврате прокурорам права на возбуждение уголовных дел по результатам проведенных ими проверок против следователей, виновных в незаконном преследовании граждан, ошибочно, поскольку сформированная в Следственном комитете Российской Федерации система процессуального контроля за деятельностью следователя полностью себя оправдывает и постоянно совершенствуется. Следственный комитет Российской Федерации способен объективно проводить расследование, в том числе и в отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.

Принцип разграничения полномочий должен неукоснительно соблюдаться в рамках осуществления правоохранительной деятельности и обеспечивать соблюдение баланса компетенций, которые не могут между собой пересекаться: расследование преступлений — компетенция органов следствия, надзор за органами следствия — компетенция прокуратуры.

Оперативное и качественное расследование преступлений, защита прав и законных интересов граждан по-прежнему остаются главной задачей следственных органов. Профессионализм в осуществлении следственных и иных процессуальных действий при расследовании преступлений имеет большое значение и во многом определяет эффективность всего процесса сбора, изучения и оценки доказательств, принятия правильных процессуальных решений.

В целях подготовки высококвалифицированных и профессиональных кадров, воспитанных в условиях понимания духа закона, уважения к правам и свободам человека и гражданина, неприятия коррупционных проявлений, для работы в системе Следственного комитета Российской Федерации Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 1 и распоряжением Правительства от 27 января 2014 г. N 77-р создана Академия Следственного комитета Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует о высоком доверии органов государственной власти страны к Следственному комитету Российской Федерации и подтверждает необходимость и значимость подготовки кадров для замещения должностей в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, подлежащих комплектованию специалистами с высшим образованием.

Источники:
http://studme.org/95384/pravo/sledstvennyy_komitet
http://wiselawyer.ru/poleznoe/76950-mesto-sledstvennogo-komiteta-rossijskoj-federacii-sisteme-pravookhranitelnykh

Читайте также:
Adblock
detector