Осуществляет ли руководитель следственного органа уголовное преследование

Руководитель следственного органа – д/л, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты. Объем процессуальных полномочий предопределен функцией процессуального руководства. Полномочия: Полномочия по распределению уголовных дел между следователями. Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство следствия любому следователю своего следственного подразделения. Он может перераспределять уголовные дела, изымая дело из производства одного следователя и передавая его другому. При этом руководитель обязан указать основания передачи дела. При необходимости руководитель следственного органа может поручать расследование дела нескольким следователям, создавая для этого следственную группу, и может в ходе следствия изменять ее состав. В отдельных случаях руководитель следственного органа вправе принимать уголовное дело к своему производству. В таком случае он пользуется всеми правомочиями следователя. Полномочия по проверке хода расследования и контролю его качества. Руководитель следственного органа наделен правом проверять материалы уголовного дела в ходе следствия и оценивать законность и обоснованность действий и решений следователя. Такую проверку он обязан осуществлять и в тех случаях, когда закон предписывает ему давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий, требующих разрешения суда, или ходатайства о разрешении суда на применение мер процессуального принуждения. Контроль качества расследования и законности и обоснованности решений следователя усилен за счет того, что, согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК, руководитель следственного органа получил право утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты. Полномочия по руководству ходом расследования и своевременному исправлению ошибок и нарушений закона, допущенных следователем. Проверка материалов дела и принимаемых следователем решений по делу осуществляется руководителем следственного органа для того, чтобы своевременно выявить нарушения или ошибки следователя, предупредить их или, в случае необходимости, принять меры к их исправлению. Основным полномочием руководителя в таких ситуациях является его право давать следователю письменные и обязательные для исполнения указания (ч. 3 ст. 39 УПК). Эти указания могут касаться направления расследования (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Руководитель следственного органа вправе давать следователю указания и о разрешении тех или иных правовых вопросов по делу, требующих оценки доказательств и обстоятельств дела по внутреннему убеждению, например, указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации деяния, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Как отмечалось выше, такого рода указания могут быть оспорены следователем, и он вправе представить свои возражения руководителю вышестоящего следственного органа, отстаивая, таким образом, собственное внутреннее убеждение по данному вопросу. К полномочиям по руководству ходом расследования, на наш взгляд, относятся и полномочия руководителя по обеспечению соблюдения следователем сроков расследования, и право продлевать их в случае необходимости (п. 8 ч. 1 ст. 39 УПК). Руководитель следственного органа впервые наделен правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК), а также правом возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК). Полномочия по защите процессуальной самостоятельности следователя. Наряду с полномочиями по процессуальному руководству следствием руководители следственных органов получили полномочия, которые позволяют им выступать определенными гарантами процессуальной самостоятельности следователя. В такой роли выступает руководитель следственного органа при рассмотрении требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Следователь вправе не согласиться с оценкой его действий или решений прокурором и представить руководителю свои письменные возражения. Руководитель следственного органа оценивает правомерность требований прокурора и возражений следователя и принимает одно из решений: дает следователю письменные указания об исполнении требований прокурора или информирует прокурора о несогласии с его требованиями (ч. 4 ст. 39 УПК). С последним прокурор может не согласиться и вправе обратиться с аналогичными требованиями к руководителю вышестоящего следственного органа в порядке ч. 6 ст. 37 УПК. Следователь вправе, как уже отмечалось выше, не согласиться с указаниями руководителя следственного органа и представить свои возражения на них и материалы уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа. Руководитель вышестоящего следственного органа принимает соответствующее решение по данному спору. Кроме того, он наделен правом отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа (п. 7 ч. 1 ст. 39 УПК). Таким образом, положения ч. 6 ст. 37 УПК и ч. 4 и 5 ст. 39 УПК взаимно дополняют друг друга и нацелены на создание определенных гарантий не только законности расследования, но и процессуальной самостоятельности органов след-ствия при расследовании уголовных дел, а руководители след-ственных органов должны обеспечивать этот баланс.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Следователь и руководитель следственного органа как участник уголовного процесса

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5 УПК РФ). При этом конкретный следователь правомочен осуществлять предварительное следствие лишь по делу, принятому им к производству своим постановлением (ч. 1 ст. 156 УПК РФ).

Читайте также:  Что дает общественный помощник следователя

Предварительное следствие может производиться единолично следователем либо следственной группой . В таком случае один из следователей является руководителем следственной группы и принимает решения о движении дела, тогда как члены следственной группы таких полномочий лишаются и вправе только производить отдельные следственные действия (см. ст. 163 УПК РФ).

В дальнейшем изложении под следователем будут пониматься все названные участники (следователь, следователь-криминалист, руководители и члены следственной группы).

а) функции следователя: легальный аспект

Определяя функцию следователя в уголовном процессе, следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, п. 47, 55 ст. 5 УПК РФ относят следователя к стороне обвинения, осуществляющей функцию уголовного преследования. Однако закон возлагает на следователя ряд полномочий, которые сложно назвать обвинительными. В частности, следователь обязан разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивать возможность осуществления этих прав всеми способами, не запрещенными УПК РФ (ч. 1 ст. 11, ч. 1, 2 ст. 16). Следователь обязан удовлетворять ходатайства обвиняемого (подозреваемого), защитника о производстве следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела (ч. 2 ст. 159 УПК РФ) Более того, он обязан собирать не только обвинительные доказательства, но и доказательства об обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (оправдательные доказательства), что вытекает из ст. 73, 85 и 86 УПК РФ.

Выполняя названные обязанности, следователь неизбежно совершает действия, которые по своей сути представляют собой защиту прав и интересов обвиняемых и подозреваемых, оказание им юридической помощи, т.е. то, для чего в уголовном судопроизводстве участвует защитник, выполняющий функцию защиты (п. 46 ст. 5, ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Следовательно, осуществление указанных обязанностей не соответствует запрету возложения различных уголовно-процессуальных функций на одно и то же должностное лицо (ч. 2 ст. 15 УПК РФ).

Однако Конституционный Суд РФ, проверяя соответствие Конституции содержания ч. 2 ст. 15 УПК РФ, сделал обязательный для правоприменителя вывод , что «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм положения ч. 2 ст. 15 УПК РФ не исключают необходимость использования прокурором, следователем, дознавателем в процессе уголовного преследования всего комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Осуществление указанными лицами своей процессуальной функции именно в таком объеме, гарантируемое особым процессуальным статусом и полномочиями прокурора, следователя, дознавателя. обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием.

Конституционный Суд обращает внимание на особый процессуальный статус следователя (а также дознавателя и прокурора). Особенность этого статуса в том, что он позволяет перечисленным участникам осуществлять действия по защите прав обвиняемого и подозреваемого, выходящие за рамки возложенной на них функции уголовного преследования. Если обратиться к положениям ч. 2 ст. 38 УПК РФ, касающейся полномочий следователя, то оказывается, что эти полномочия не ориентированы только на деятельность по изобличению обвиняемого и подозреваемого в совершении преступления, т.е уголовное преследование. Об изобличении в указанных нормах вообще не говорится.

Во-вторых, все органы предварительного следствия (органы Следственного комитета РФ, а также следственные подразделения МВД, ФСБ и ФСКН) имеют иерархическое построение, сходное с устройством полицейских органов. Данная особенность подчеркивается наличием особой фигуры руководителя следственного органа (ст. 39 УПК РФ), призванного осуществлять процессуальный контроль над деятельностью подчиненных ему следователей или, иначе говоря, ведомственный контроль.

Закон провозглашает процессуальную самостоятельность следователя , выражающуюся в праве самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38). Однако это полномочие блокировано полномочием руководителя следственного органа давать следователю обязательные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ). Несогласие следователя с данными ему указаниями не влечет обязательной передачи дела другому следователю (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

В-третьих, как уже говорилось выше, следователь наделен такими полномочиями, как избрание и применение отдельных мер принуждения (ч. 1 ст. 97, ст. 111 УПК РФ), привлечение в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК РФ), приостановление (ч. 2 ст. 208 УПК РФ) и прекращение производства по делу (ч. 1 ст. 213 УПК РФ).

В-четвертых, следователь выступает как поднадзорный субъект во взаимоотношениях с прокурором. Однако УПК РФ предусмотрел сложный административный механизм обжалования требований прокурора об устранении нарушений федерального закона (ч. 3 ст. 38 и ч. 4 ст. 39 УПК РФ) и о направлении уголовного дела для производства дополнительного следствия (ч. 4, 5 ст. 221 УПК РФ).

Изложенное позволяет представить точку зрения законодателя на следователя как на элемент одной из нескольких централизованных административных структур, призванный изобличать подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления и принимать все основные решения по уголовному делу, при этом находящийся под сильным ведомственным контролем и ослабленным прокурорским надзором.

б) функция следователя: доктринальный аспект

Функция предварительного следствия является особой самостоятельной функцией, и отнюдь не представляет собой соединение функций обвинения и защиты. Напротив, ее успешное осуществление возможно лишь при размежевании названных функций, а также функции разрешения дела.

Относить следователя к участникам со стороны обвинения неправильно. Ошибочное отнесение следователя к участникам со стороны обвинения и привело к противоречиям в законе, когда на следователя defacto возлагается и функция защиты.

Читайте также:  Кто возглавляет следственный комитет российской федерации

Судебный характер функции предварительного следствия приводит к выводу о невозможности построения какой-либо централизованной системы из следственных судей, поскольку последние обладают свойством независимости. За действиями и решениями следственных судей допустим лишь судебный инстанционный контроль со стороны вышестоящих судов.

Из судебной природы функции предварительного следствия естественно следует и требование процессуальной самостоятельности следственного судьи. Естественно и наделение следственного судьи такими полномочиями, как избрание и применение отдельных мер принуждения, привлечение в качестве обвиняемого, приостановление и прекращение производства по делу.

Что касается прокурора, то в классическом варианте он выступает перед следственным судьей в качестве обвинителя. Так, во Франции прокурору на предварительном следствии предоставлены для этого широкие полномочия: возбуждать уголовное преследование, истребовать материалы следствия для ознакомления, требовать от следственного судьи совершения всех действий, необходимых, по его мнению, для установления истины, присутствовать при производстве указанных действий и т.д. (ст. 1, 82 УПК Франции). Как видно, французский прокурор не имеет целью обвинение любой ценой; требование установления истины обязывает его к беспристрастности.

Изложенное приводит к выводу, что дискуссия о создании в России единого следственного аппарата , идущая уже более полувека, является надуманной 1 Краткий обзор указанной дискуссии см. в работе: Серов Д. О., Аверченко А.К. Вневедомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность // Журнал российского права. 2005. № 10. . Дело вовсе не в том, сколько ведомств будут полномочны проводить предварительное следствие и какие именно ведомства получат это право (Следственный комитет либо МВД, либо кто-то еще), а в том, какова процессуальная природа того, что закон называет предварительным следствием: это классическая судебная деятельность либо не менее классическое прокурорское дознание.

Александров А.С., профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД РФ, доктор юридических наук.

Круглов И.В., начальник кафедры боевой и физической подготовки Нижегородской академии МВД РФ, кандидат юридических наук.

Кухта А.А., доцент, начальник Новороссийского УВДт, кандидат юридических наук.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК). Полномочиями руководителя следственного органа, перечисленными в ст. 39 УПК, обладают только должностные лица, перечисленные в ч. 5 ст. 39 УПК.

В результате последних изменений уголовно-процессуального законодательства можно констатировать формирование новой следственной власти, которая имеет функцию производства объективного, полного и всестороннего предварительного расследования. В полномочиях руководителя следственного органа воплощается самостоятельность и независимость следственной власти, вертикаль которой подчинена непосредственно Президенту РФ.

Федеральные законы от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» // РГ. 2007. 8 июня; от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» // РГ. 2007. 9 июня.

Руководитель следственного органа относится к стороне обвинения. Он, соответственно, выполняет функцию уголовного преследования (п. 47 ст. 5 УПК), в частности дает согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о применении к обвиняемому принудительных процессуальных мер, предусмотренных законом. Руководитель следственного органа, пользуясь полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по уголовному делу, принятому к своему производству, в полном объеме в форме предварительного следствия или дознания; производить при этом любые следственные действия и принимать процессуальные решения, не согласовывая их ни с кем. Одновременно со всем этим руководитель следственного органа наделен широкими процессуальными полномочиями для контроля и руководства предварительным следствием, а также разрешения спорных вопросов, возникающих между прокурором и следователем. Контроль за действиями следователя, осуществляемый руководством следственной власти (которой перешли многие из бывших надзорных полномочий прокуратуры), выступает важнейшей гарантией законности и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Руководитель следственного органа не вправе возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела. Исключение из этого составляет возбуждение дела в порядке, предусмотренном п. п. 1 — 12 ч. 1 ст. 448 УПК. Однако он вправе изъять уголовное дело у следователя своего следственного органа и принять данное дело к своему производству. При принятии к своему производству уголовного дела он обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), предусмотренными УПК, т.е. может прекратить данное уголовное дело.

Правилу об отсутствии у руководителя следственного органа полномочий на возбуждение уголовного дела противоречит норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 155 УПК, при буквальном толковании которой получается, что руководитель при поступлении к нему материалов от следователя вправе принимать одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК, в том числе и возбудить уголовное дело.

Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Согласно ч. 2 ст. 163 УПК решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает только руководитель следственного органа.

Руководитель уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя в порядке, установленном ч. 2 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК. Данный порядок предполагает вынесение специального постановления об отмене постановления следователя с указанием оснований и мотивов принятого решения. Решение об отмене постановления следователя может быть принято руководителем как по собственной инициативе, так и по предложению прокурора, сделанному в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Порядок отмены постановления следователя о прекращении уголовного дела по инициативе прокурора регламентирован ч. 1 ст. 214 УПК. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Руководитель следственного органа уполномочен отменять постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела (см. ч. 6 ст. 148 УПК).

Читайте также:  Может ли следователь выступать в качестве переводчика

В пределах руководимого им следственного органа руководитель следственного органа вправе изымать уголовное дело у любого подчиненного ему следователя, проверять материалы уголовного дела, находящегося в его производстве; передавать УД от одного следователя другому следователю, но с обязательным указанием оснований такой передачи. При этом руководитель следственного органа вправе разрешать споры о территориальной подследственности в пределах своей юрисдикции (ч. 5 ст. 152 УПК). При передаче уголовного дела прокурором от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК руководитель обязан выполнить решение прокурора и выполнить его указания (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК).

Указания руководителя следственного органа, приведенные в п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК, подпадают под действие ч. 3 ст. 39 и, очевидно, под действие ч. 4 ст. 124 УПК. Руководитель следственного органа уполномочен давать следователю указания о производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания руководителя следственного органа даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа. Обжалование данных указаний приостанавливает их исполнение.

Указания руководителя следственного органа, касающиеся избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются без судебного решения, также могут быть обжалованы следователем вышестоящему руководителю, однако обжалование не приостанавливает исполнения данных указаний.

Под понятие «определение направления расследования» подпадают и другие указания, о которых, в частности, говорится в п. п. 1, 11 ч. 1 ст. 39 УПК. На данные указания распространяется действие ч. 3 ст. 39 УПК. Решение об изъятии уголовного дела у одного следователя и передаче его другому следователю или прокурору, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК, подпадает под действие ч. 3 ст. 39 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Перечень следственных процессуальных и следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, приведен в ст. ст. 29, 165 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы (ч. 1 ст. 67 УПК). Перечень оснований для отвода следователя, но также и руководителя следственного органа несмотря на то, что о нем прямо не сказано, приведен в ст. 61 УПК. Вопрос об отводе или самоотводе самого руководителя следственного органа разрешается вышестоящим руководителем или, следуя логике закона, Генеральным прокурором РФ. Руководитель следственного органа уполномочен отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Поскольку форма данного решения законом не предусмотрена, руководитель вправе сделать это в устной форме. Руководитель следственного органа вправе принять решение об отстранении следователя от ведения дела по представлению прокурора (ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре РФ»), если следователь не устранил нарушения закона, на которые ему указал прокурор в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в том же порядке, в котором отменяются постановления следователя. Решение об отмене постановления нижестоящего руководителя может быть принято руководителем следственного органа как по собственной инициативе, так и по предложению прокурора, реализованному в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Обжалование следователем решений своего руководителя вышестоящему руководителю или прокурору допускается в порядке, указанном в ч. 4 ст. 124 УПК. Однако правовой механизм реализации этого права не предусмотрен. Считаем, что требуется нормативная регламентация данной процедуры.

Соответствующий руководитель следственного органа уполномочен продлевать срок предварительного следствия в порядке, предусмотренном ст. 162 УПК. Руководитель следственного органа уполномочен давать согласие на прекращении производства по уголовному делу (или уголовного преследования) в случаях, предусмотренных законом, в частности ст. ст. 25, 27 ч. 1 п. 3, ст. 28, ст. 427 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК (см. также ч. 6 ст. 37 УПК).

Руководитель следственного органа уполномочен возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Это решение подпадает под действие ч. 3 ст. 39 УПК РФ. К иным полномочиям руководителя следственного органа относится полномочие, предусмотренное ч. 2 ст. 144 УПК. Руководитель следственного органа вправе давать письменные поручения следователю обязательные для исполнения. Согласно ч. 3 ст. 144 УПК руководитель следственного органа вправе в определенных законом случаях продлить по ходатайству следователя срок проверки повода до 10 суток, но также и до 30 суток. Руководитель следственного органа рассматривает постановление, требования, указания, представления прокурора и возражения на них следователя или объяснения и принимать по ним решения (ч. 6 ст. 37, ч. 1 ст. 214, ч. 4 ст. 221 УПК). Руководитель следственного органа своим постановлением принимает решение о восстановлении утраченного уголовного дела (ч. 1 ст. 158.1 УПК).

Источники:
http://cyberpedia.su/10xf61c.html
http://isfic.info/ugpro/prockurs54.htm
http://wiselawyer.ru/poleznoe/23142-voprosu-nekotorykh-polnomochiyakh-rukovoditelya-sledstvennogo-organa

Читайте также:
Adblock
detector