Кто относится к органам дознания и следствия

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к Ст. 40 УПК РФ

3. Правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения:

1) органов внутренних дел;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов;

5) Службы внешней разведки;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

4. В числе органов дознания особое место занимают органы внутренних дел. Не случайно в части первой комментируемой статьи они названы первыми. Именно на эти органы, находящиеся на переднем крае противостояния уголовному миру, приходится основной объем работы по дознанию. Эта деятельность сосредоточена в полиции, входящей в структуру территориальных и транспортных органов внутренних дел. Процессуальные полномочия органа дознания обычно сосредотачиваются в руках начальников полиции и их заместителей, а также руководителей (начальников и их заместителей) территориальных и линейных органов внутренних дел в целом (отделов, управлений, главных управлений и министерств внутренних дел), которые по своей должности являются начальниками входящих в структуры РОВД (РОВДТ) — УВД (УВДТ) — ГУВД — МВД полиции и отвечающих за их работу, равно как и за работу органа в целом .
———————————
Этот комментарий последовательно приводился в предыдущих изданиях нашей книги. Теперь он получил опору в законе (см. часть первую комментируемой статьи в новейшей редакции).

5. К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и по этому признаку к органам дознания, кроме органов внутренних дел, также относятся следующие:

а) контрразведка, т.е. выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) борьба с преступностью путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Исчерпывающим образом компетенция органов Федеральной службы безопасности в уголовно-процессуальной сфере определена пунктом 2 части второй статьи 157 УПК и пунктом 2 части второй статьи 151 УПК. Прежде всего это дела о преступлениях против государственной безопасности, выявленных в ходе контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности данного органа;

2) пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации, наиболее распространенными из которых являются незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (статья 322 УК), а также нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе (статья 253 УК);

3) таможенные органы, которые имеют своим назначением осуществлять контроль за порядком и условиями перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимать таможенные платежи и производить таможенное оформление (статья 1 Таможенного кодекса). Эти органы управомочены производить дознание по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК).

8. Согласно части третьей статьи 40 УПК возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

— капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

— руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

— глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Причем органами дознания перечисленные участники уголовного процесса даже не называются. Существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять свою юрисдикцию в данном месте и в данное время.

9. Согласно пункту 2 части первой статьи 40 УПК к органам дознания относятся и органы Федеральной службы судебных приставов, которые вправе и обязаны возбуждать уголовные дела и производить дознание по делам об относительно немногочисленной группе преступлений против правосудия, исчерпывающий перечень которых приводится в пункте 4 части третьей статьи 151 УПК.

10. Согласно пункту 3 части первой статьи 40 УПК органами дознания являются:

— командиры воинских частей, т.е. организационно самостоятельных боевых, административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555);

— командиры соединения воинских частей;

— руководители военных учреждений (например, военного учебного заведения);

— начальники гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений, расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами.

11. Согласно пункту 4 части первой комментируемой статьи к органам дознания относятся органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, которые вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

12. Органы дознания, указанные в пунктах 2 и 3 части первой комментируемой статьи, не относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Должностные лица службы судебных приставов и военачальники, перечисленные здесь, функцией дознания так же, как, например, полиция, наделены по делам о преступлениях, с которыми они первыми сталкиваются по службе. Это преступления против правосудия и преступления, совершенные военнослужащими и некоторыми другими лицами (см. пункт 4 части третьей статьи 151 и пункт 4 части второй статьи 157, а также комментарий к ним). Однако оперативно-розыскных мероприятий в целях раскрытия таких преступлений указанные органы дознания не проводят.

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

Читайте также:  Куда поступать на следователя в казани

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарии к ст. 40 УПК РФ

1. Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования.

2. Комментируемая статья наделила полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения — должностное лицо (командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов и др.).

3. Полный перечень органов дознания — учреждений следующий: органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

4. Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок и главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

5. Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

6. Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками милиции.

7. Милиция в РФ — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. ст. 1, 7 Закона РФ «О милиции»).

8. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (структура криминальной милиции утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О подразделениях криминальной милиции» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4904.

9. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, милиции вневедомственной охраны, участковые уполномоченные милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач (структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4905.

10. К органам Федеральной службы безопасности относятся:

— федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

— управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

— другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

— авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности (ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).

11. К органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относятся:

— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

— региональные управления ФСКН России;

— управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.

12. Компетенция органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ограничена происшествиями, содержащими признаки незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ; склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; незаконного культивирования запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконных выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

13. Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

14. Органами Федеральной службы судебных приставов являются ФССП России и ее территориальные органы.

15. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Данное определение позволяет нам говорить о том, что сам центральный аппарат ФССП России в целом наделен статусом органа дознания.

16. Территориальных органов Федеральной службы судебных приставов восемьдесят три . Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующий на территории субъекта Российской Федерации. Соответственно, в каждом субъекте Российской Федерации есть один орган Федеральной службы судебных приставов. Хотя некоторые из них размещены на территории обслуживания другого органа. Так, к примеру, в Москве находится три таких органа. Там помимо Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве территориально расположено Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области и центральный аппарат ФССП России.

См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 30 декабря 2008 г.).

17. В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Между тем в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России. Поэтому районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов самостоятельными органами дознания не являются.

18. Начальники органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов сейчас — это директор Федеральной службы судебных приставов и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. Дознавателями, наделенными полной совокупностью прав и обязанностей, составляющих уголовно-процессуальный статус дознавателя (ст. 41 УПК) в уголовном процессе (органа дознания), являются, прежде всего, работники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов Федеральной службы судебных приставов . Руководители таких отделов в уголовном процессе обладают правовым положением начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Приказ ФССП России от 16 февраля 2005 г. N 20 «Об утверждении Типового положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов».

19. Всем остальным должностным лицам, подчиненным по должности названным сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, отдельные уголовно-процессуальные полномочия органа дознания могут лишь делегироваться. Однако их подпись на основных процессуальных документах и после этого не приобретет юридического значения. Начальником органа дознания (дознавателем, начальником подразделения дознания) остается тот человек, кто таковым является по закону, а не тот, кому он свои полномочия делегировал.

20. Именно поэтому в настоящее время уголовно-процессуальный статус прежде всего старших судебных приставов, а также старших судебных приставов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ небезупречен. Его наличие вполне может быть оспорено, а составленные и подписанные ими документы — признаны не имеющими юридической силы. Этот момент организационно-правовой составляющей статуса должностных лиц органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов должен учитываться правоприменителями.

Читайте также:  Как следователи разваливают уголовные дела

21. Уголовно-процессуальной деятельностью занимаются также сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) исправительных учреждений и следственных изоляторов.

22. Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Указа Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2001. N 46. Ст. 4348.

23. К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений Федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре ).

См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» // Собр. законодательства РФ. 2004. N 52 (Ч. 2). Ст. 5491.

24. См. также комментарий к ст. ст. 5, 41, 151, 157 УПК.

§ 1. Понятие, задачи и формы
предварительного расследования преступлений

Под предварительным расследованием преступлений понимается деятельность специальных органов государства по собиранию, закреплению, проверке и оценке доказательств, установлению обстоятельств преступления.

Материалы предварительного расследования исследуются в судебном заседании, что дает возможность суду разобраться во всех деталях преступления, окончательно решить вопрос о виновности или невиновности обвиняемого и вынести обвинительный или оправдательный приговор. В основу приговора могут быть положены те данные предварительного расследования, которые подтверждены в ходе судебного разбирательства.

Уголовное наказание за совершенное преступление назначается судом. Для того чтобы суд мог определить справедливое наказание, необходимо предварительное расследование преступлений специально уполномоченных для этого органов государства.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает две формы предварительного расследования преступлений: 1) предварительное следствие; 2) дознание. Основное различие между ними состоит в том, что дознание производится по сравнительно несложным уголовным делам о преступлениях, прямо перечисленных в УПК. Предварительное следствие осуществляется по преступлениям, представляющим значительную общественную опасность.

Должностные лица органов дознания и предварительного следствия, которые приступили к расследованию преступления, должны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства.

При производстве предварительного расследования подлежат доказыванию: 1) наличие общественно опасного деяния предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); 2) виновность обвиняемого в совершении преступления; 3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением. Если совершением преступления причинен материальный вред, то должны быть приняты меры обеспечения гражданского иска. При необходимости организуется розыск имущества и налагается арест на имущество обвиняемого. Доказывание обстоятельств совершенного преступления производится путем допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, осмотра места происшествия, назначения экспертизы и иных следственных действий, предусмотренных законом. Собранные по делу доказательства подлежат тщательной проверке и оцениваются на основе закона по внутреннему убеждению должностных лиц, расследующих уголовное дело.

При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения, выносится мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Затем этому лицу предъявляется обвинение и оно допрашивается в качестве обвиняемого. При этом решается вопрос об избрании меры пресечения. После этого предварительное расследование продолжается. Когда путем осуществления следственных действий будут установлены все обстоятельства совершенного преступления, с материалами уголовного дела ознакомлен обвиняемый, его законный представитель, защитник, то можно считать, что предварительное расследование закончено. Собранные материалы о совершенном преступлении передаются следователем или дознавателем прокурору, который направляет уголовное дело в суд.

Предварительное расследование (предварительное следствие и дознание) создает предпосылки для рассмотрения дела в суде. Судебное следствие проводится судом (судьей) с учетом материалов предварительного расследования. В основу приговора суда могут быть положены только те данные предварительного расследования, которые проверены судом и получили свое подтверждение в стадии судебного разбирательства.

Задачами органов предварительного следствия и дознания являются:

а) быстрое и полное раскрытие преступлений. Быстрое – это означает, что преступление раскрыто в максимально короткие сроки. Полное раскрытие преступлений, т. е. установление всех обстоятельств, связанных с совершением преступления;

б) изобличение виновных, т.е. лиц, действительно совершивших преступление;

в) обеспечение правильного применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности.

Таким образом, предварительное расследование называется предварительным потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства, в ходе которого решается вопрос о виновности лица в совершенном преступлении и назначается наказание за совершенное деяние. В судебном заседании исследуются материалы, собранные на предварительном расследовании. Поэтому для того чтобы суд имел возможность рассмотреть уголовное дело и вынести справедливый приговор, необходимо собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора.

Предварительное расследование (предварительное следствие и дознание) осуществляется по большинству уголовных дел, направляемых в суд для разбирательства. Особый порядок прохождения уголовных дел предусмотрен по делам частного обвинения. Однако и по ним в предусмотренных законом случаях может быть проведено предварительное следствие или дознание.

Дела частного обвинения возбуждается и рассматривается судом по жалобе потерпевшего, поданной в суд. Эти дела суд может прекратить в случае примирения сторон. Если примирения не произойдет, то выносится приговор. К делам частного обвинения относятся дела о таких преступлениях как, например, умышленное легкое телесное повреждение или побои, оскорбление и др. По этим делам предварительное расследование не проводится.

К органам предварительного расследования относятся:

– органы предварительного следствия: 1) следственные органы прокуратуры; 2) следственные органы Следственного комитета при МВД Республики Беларусь; 3) следственные органы Комитета государственной безопасности Республики Беларусь; 4) следственные органы Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь;

– органы дознания: 1) органы милиции; 2) органы государственной безопасности; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; 4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начальники следственных изоляторов; 5) органы пограничных войск; 6) таможенные органы; 7) органы финансовых расследований; 8) органы государственного пожарного надзора; 9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь; 10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

§ 2. Органы предварительного следствия,
их задачи и компетенция

Основной формой предварительного расследования преступлений является предварительное следствие, которое обязательно по подавляющему большинству уголовных дел. Оно обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Предварительное следствие не производится по ограниченному числу преступлений, перечень составов которых указан в законодательстве.

В зависимости от вида расследуемого преступления предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований. Относимость дела к ведению следователя того или иного органа предварительного следствия называется предметной подследственностью. УПК определяет и территориальную подследственность, устанавливая общее правило о том, что предварительное следствие производится в том районе, где совершено преступление. Объем полномочий следователя не зависит от его ведомственной принадлежности. Она одинакова. Значительное число уголовных дел подследственно следователям органов прокуратуры, включая дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, а также должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов и органов финансовых расследований.

В УПК закреплено положение о том, что при соединении в единое следственное производство уголовных дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственным разным органам предварительного следствия, подследственность такого объединенного дела определяется прокурором. Кроме того, прокурор может в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования передать дело не только от одного следователя к другому, но и от одного органа предварительного следствия другому. Он вправе также принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Читайте также:  Как стать военным следователем

В соответствии с УПК, на органы предварительного следствия возложены следующие задачи: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; обнаружение и процессуальное закрепление доказательств; законное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых; обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу; установление наличия или отсутствия вреда, причиненного преступлением и в случае определения его наличия и размера принятие мер по обеспечению его возмещения.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора.

Руководство предварительным следствием и надзор за соблюдением законности в ходе его производства осуществляет прокурор. Однако закон предусматривает возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, прекращении дела представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. И тогда вышестоящий прокурор, проверив доводы следователя, либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

По расследуемым делам следователь вправе давать органам дознания письменные поручения и указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные отделы (управления) прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов финансовых расследований.

Следственные органы прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственные органы в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоят из старших следователей и следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к их подследственности, а также по любым другим делам по указанию прокурора.

Назначение на должность и освобождение от должности следователей органов прокуратуры осуществляется на основе Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25 июня 1996 г.[137] В соответствии с этим нормативно-правовым актом, Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает и освобождает от должности начальника следственного управления аппарата республиканской прокуратуры, их заместителей, а также старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и следователей-криминалистов. Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский военный и Белорусский транспортный прокуроры назначают и освобождают от должности начальников следственных отделов и их заместителей, старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам и следователей-криминалистов аппаратов прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур, а также старших следователей и следователей районных и приравненных к ним прокуратур (межрайонной прокуратуры, межгарнизонной прокуратуры, транспортной прокуратуры).

Следователи органов прокуратуры, как и прокуроры, имеют классные чины, а следователи военной прокуратуры соответствующие классным чинам воинские звания. Классные чины присваиваются следователям в соответствии с Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 25 июня 1996 г. [138]. Этот нормативно-правовой акт регламентирует также поощрение и награждение следователей и их дисциплинарную ответственность.

Следственные органы Следственного комитета при МВД Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь “О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел Республики Беларусь” от 9 апреля 1999 г. образован Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь и подчиненные ему территориальные и на транспорте органы предварительного следствия на базе следственных подразделений системы органов внутренних дел и принято Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь[139].

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел является республиканским органом государственного управления, возглавляющим систему органов предварительного следствия Министерства внутренних дел, организующим и осуществляющим производство предварительного следствия.

Систему органов предварительного следствия составляют:

– Следственный комитет при Министерстве внутренних дел (центральный аппарат);

– управления Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте;

– районные, городские, районные в городах отделы (отделения) управлений Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте.

Указом Президента Республики Беларусь “Вопросы Следственного комитета при Министерстве внутренних дел” от 5 июня 1999 г. утверждена структура Следственного комитета.

В структуру Следственного комитета при Министерстве внутренних дел входят:

– Управление по расследованию преступлений в сфере экономики;

– Управление по расследованию преступлений в финансово-кредитной системе;

– Управление по расследованию преступлений против жизни, здоровья и собственности граждан;

– Управление по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции;

– Управление по контролю за расследованием преступлений территориальными и на транспорте органами предварительного следствия;

– Управление по профессиональной подготовке, кадровому, финансовому и информационному обеспечению.

Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел, который является начальником Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь и назначается на должность, а также освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Начальник Следственного комитета имеет трех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Начальник Следственного комитета по согласованию с Министром внутренних дел утверждает штатное расписание Следственного комитета, структуру и штатное расписание территориальных и на транспорте органов предварительного следствия; перераспределяет штатную численность следователей между территориальными и на транспорте органами предварительного следствия, исходя из криминогенной обстановки; осуществляет государственную кадровую политику в системе органов предварительного следствия; вносит предложения Министру внутренних дел о присвоении лицам старшего начальствующего состава звания полковника милиции, о повышении в специальном звании, лишении специального звания, а также о восстановлении в специальном звании работников системы органов предварительного следствия, о награждении Почетной грамотой МВД и государственными наградами работников системы органов предварительного следствия; представляет Следственный комитет в государственных органах, на межведомственных и международных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью. В его компетенцию входит утверждать положения о структурных подразделениях Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте; типовые положения о районных, городских, районных в городах отделах (отделениях) управлений Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности в Следственном комитете создается коллегия, которой руководит начальник Следственного комитета. Численность и состав коллегии утверждается Министром внутренних дел. Заседания коллегии проводятся начальником по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказом начальника Следственного комитета.

Следственные органы Комитета государственной безопасности Республики Беларусь функционирует в Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, управлениях Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по областям (территориальные органы).

Следственные органы Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь. К органам предварительного следствия относятся также органы финансовых расследований. Указом Президента Республики Беларусь 12 июня 1998 г. утверждено Положение о Государственном комитете финансовых расследований Республики Беларусь [140].

Единую централизованную систему органов финансовых расследований составляют:

– ГКФР (центральный аппарат);

– управления ГКФР по областям и городу Минску, межрайонные отделы управления ГКФР по областям и городу Минску (территориальные органы финансовых расследований).

ГКФР проводит предварительное следствие по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах, а также по другим делам, отнесенным законом к его компетенции. Кроме того ГКФР осуществляет производство дознания, производство по делам об административных правонарушениях, организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Только эти виды деятельности находятся в ведении других структурных подразделений ГКФР.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Источники:
http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-II/Glava-6/Statya-40/
http://studopedia.ru/18_12323_glava—organi-predvaritelnogo-sledstviya-i-doznaniya.html

Читайте также:
Adblock
detector