Как процессуально оформляется создание следственной группы

По общему правилу предварительное расследование осуществляется одним дознавателем, следователем, который возбудил уголовное дело и принял его к своему производству или которому прокурор, начальник органа дознания поручил производство предварительного расследования. В последнем случае дознаватель, следователь должен вынести постановление о принятии дела к своему производству и незамедлительно приступить к его расследованию.

Дознаватель, следователь, в производстве которого находится уголовное дело, персонально отвечает за своевременное и полное его рассле­дование: самостоятельно принимает по нему все процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется санкция прокурора или разрешение суда. Без отдельного поручения следователя, в произ­водстве которого находится уголовное дело, ни другой следователь, ни орган дознания не вправе принимать какие-либо решения, произво­дить следственные или иные процессуальные действия. Исключение сделано только для осуществляющего надзор или вышестоящего прокурора.

Не нарушается этот принцип и при производстве предваритель­ного следствия следственной группой[123]. И в этом случае за все расследование в целом отвечает руководитель следственной группы.

Руководитель следственной группы назначается прокурором или начальником следственного отдела, принявшим решение о производстве предварительного следствия следственной группой.

В соответствии с чч. 3 и 4 ст. 163 УПК РФ руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Руководитель следственной группы принимает решения:

1) о выделении уголовных дел в отдельное производство;

2) о прекращении уголовного дела полностью или частично;

3) о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

4) о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

5) о направлении обвиняемого, находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства, соответственно, судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

6) о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

7) о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.

Руководитель следственной группы вправе принимать и любые другие решения по уголовному делу, поскольку оно находится в его производстве. Он вправе также производить любые следственные действия или участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями.

Члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу за исключением тех, которые относятся к компетенции руководителя следственной группы.[124]

О создании следственной группы выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (когда уголовное дело возбуждает прокурор).

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает прокурор либо начальник следственного отдела. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы.

Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, которые вправе по основаниям и в порядке, установленном ст.ст. 61, 62, 67 УПК РФ, заявить отводы. Отводы также вправе заявить каждому следователю, входящему в следственную группу, законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представитель.

К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).

Во многих случаях для успешного достижения целей уголовного процесса по уголовным делам необходимо хорошо организованное взаимодействие между следователем (следователями) и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такое взаимодействие легче реализуется в том случае, если следователь и работники органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, объединены в группу, сплоченную общими интересами, общей деятельностью и т.д.

Практика знает несколько форм такого объединения. Одна из них – это постоянные следственно-оперативные группы. Впервые такие группы были созданы в 1995 г. при прокуратурах 12 регионов для обеспечения квалифицированного и оперативного расследования уголовных дел о бандитизме и наиболее тяжких преступлениях против личности. В эти группы были включены: следователи прокуратуры и ОВД, работники органов дознания, сотрудники оперативно-розыскных органов и прокуроры-криминалисты. Возглавили их следователи прокуратуры по особо важным делам. Создавались такие группы приказами прокурора субъекта РФ, согласованными с начальником УВД[126].

В настоящее время такие (по строению) группы действуют в большинстве регионов РФ. Материалы об их работе по указанию руководства Генеральной прокуратуры РФ накапливаются и систематически анализируются отделом криминалистики Главного следственного управления для распространения положительного опыта. Поступающие в рабочую группу с мест материалы подтверждают эффективность такой организационной формы совместной работы.

Читайте также:  Кто относится к руководителю следственного органа

Другим возможным вариантом организации взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, является создание следственно-оперативных групп (бригад) для расследования одного уголовного дела (временные оперативно-следственные группы).

Создание и деятельность таких групп, к сожалению, не урегулированы УПК РФ. На практике постановление о создании следственно-оперативной группы выносится, в зависимости от ведомственной принадлежности следователей, входящих в ее состав, либо прокурором, либо начальником соответствующего органа внутренних дел с указанием входящих в группу следователей. Вопрос же о включении в группу конкретных оперативных сотрудников решается на основании приказа соответствующего начальника органа внутренних дел или Федеральной службы безопасности.

Конечно, следовало бы в УПК предусмотреть возможность создания не только следственных, но и оперативно-следственных групп. Оперативные работники, являющиеся членами следственно-оперативной группы, могут совершать следственные действия по делу только при наличии письменного поручения следователя.

Основными же задачами привлеченных к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются: оперативное обеспечение работы следователя; оперативно-розыскные мероприятия; обеспечение безопасности следователей и других участников судопроизводства; оказание помощи при проведении конкретных следственных действий и др.

По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. Однако анализ практики показывает, что существует определенная категория уголовных дел, производство расследования по которым одним следователем затруднительно. В подобных случаях закон допускает расследование уголовного дела следственной группой (ч. 1 ст. 163 УПК) либо группой дознавателей (ч. 1 ст. 2232 УПК).

Такие ситуации возникают по сложным делам при наличии дополнительных обстоятельств, к которым, в частности, относятся:

  • 1) возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших деяние, обстоятельствах преступления, проверку которых необходимо провести в кратчайшие сроки;
  • 2) наличие в материалах дела большого количества связанных между собой эпизодов, раздельное расследование которых невозможно;
  • 3) привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших одно или несколько преступлений;
  • 4) разбросанность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных действий.

Накопленный многолетний опыт применения группового метода расследования свидетельствует о его несомненной эффективности. Он обеспечивает: а) достижение высокого качества расследования; б) проведение расследования в более сжатые сроки; в) достижение полноты и всесторонности расследования; г) использование знаний, способностей и индивидуальных качеств сразу нескольких следователей (дознавателей). Это является особенно актуальным в настоящее время, когда рост групповой и организованной преступности требует постоянного совершенствования организационных форм деятельности органов предварительного расследования.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа, а о производстве дознания группой дознавателей — начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все следователи (дознаватели), которым поручено производство расследования, в том числе указывается, какой сотрудник назначается руководителем группы. К работе следственной группы (группы дознавателей) могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. Состав группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему (ч. 2 ст. 163, ч. 2 ст. 2232 УПК).

В органах внутренних дел сложилась и получила ведомственное нормативное закрепление практика образования следственно-оперативных групп, которые расследуют сложные уголовные дела, прежде всего связанные с организованной преступностью (Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденное приказом МВД России от 26.03.2008 № 280). Такие группы представляют одну из организационных форм постоянного взаимодействия следователя, органа дознания и оперативных подразделений органов внутренних дел. Их создание предусмотрено не процессуальными, а ведомственными нормативными актами. Создаются они по инициативе руководителей аппарата следствия и оперативных подразделений и оформляются приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. Поэтому отождествлять следственно-оперативные группы со следственными группами не следует.

Если при расследовании дела группой следователей каждый из ее участников вправе осуществлять по делу процессуальную деятельность в определенных руководителем пределах, то при участии сотрудников полиции в оперативно-следственной группе и выполнении ими следственных действий, в деле должен находиться документ, объясняющий их участие в расследовании. В практической деятельности нередко в качестве такого документа пытаются представить приказ начальника отдела внутренних дел о создании следственно-оперативной группы. В тех случаях, когда работники органа дознания работают при группе следователей продолжительное время и их помощь носит постоянный характер, такой прием внешне кажется оправданным. Но он не имеет под собой правовой основы. Согласно ст. 39, 157, 163 УПК следователь (или следственная группа) осуществляет расследование самостоятельно. Иные лица могут проводить по данному делу следственные и разыскные действия только по поручению лица, в чьем производстве находится уголовное дело. Документом, объясняющим участие в деле других лиц, может быть лишь поручение следователя.

Читайте также:  Какие неотложные следственные действия

Законодатель четко определил правовое положение руководителя группы. Он принимает дело к своему производству, организует работу других сотрудников, входящих в группу, распределяет нагрузку, используя при этом объектовый, персональный или смешанный подход. На него возложено принятие и оформление всех основных процессуально значимых решений по делу: о выделении уголовных дел в отдельное производство, о приостановлении или возобновлении производства по делу, о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения, о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению, о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного расследования и т.д. Руководитель группы составляет итоговые процессуальные акты по делу: обвинительное заключение (обвинительный акт), постановление о прекращении дела, постановление о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительной меры медицинского характера.

На руководителе группы лежат организационные полномочия по координации работы всех следователей (дознавателей) в составе группы. Вместе с тем он не обладает процессуальными полномочиями руководителя следственного органа (начальника органа дознания), поскольку юридическая сила его указаний (распоряжений, поручений) законом не определена. В случае возникших противоречий ситуация должна быть разрешена руководителем следственного органа (начальником органа дознания).

УПК не предусматривает порядка расформирования группы. Представляется, что он может быть двух видов: с вынесением процессуального решения об этом или без такового. Письменного решения не требуется, если уголовное дело прекращается или если уголовное дело с обвинительным заключением (обвинительным актом) или постановлением о применении к лицу принудительных мер медицинского характера направляется в суд. В остальных же случаях, когда необходимость в расследовании уголовного дела группой отпала (а также при увеличении или изменении состава группы), такое решение должно оформляться постановлением руководителя следственного органа (начальника органа дознания).

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит при производстве осмотра действиями всех присутствующих, в том числе лицами, входящими в состав следственно-оперативной группы (СОГ).

Поэтому, если в состав группы, созданной для расследования преступления, помимо следователя входят еще и сотрудники оперативных аппаратов правоохранительных органов или иные специалисты (например, криминалисты, взрывотехники, аудиторы и другие), такая группа именуется следственно-оперативной группой (СОГ).

Создание и совместная деятельность в составе СОГ является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователей с органами дознания, правоохранительными и иными государственными органами в сфере предупреждения, пресечения и расследования преступлений.

Следственно-оперативная группа (СОГ) представляет собой созданное уполномоченными законом должностными лицами единовременное (либо действующее продолжительный период времени) специальное функциональное образование (группа должностных лиц), состоящее из следователя (следователей), оперативного сотрудника (сотрудников) правоохранительных органов и иных специалистов, согласованно применяющих предоставленные им полномочия, силы, средства и методы в сфере расследования преступлений.

Состав, численность и продолжительность работы СОГ законом не ограничиваются. Данные параметры СОГ определяются в каждом конкретном случае руководителями следственных и иных правоохранительных органов, принимающих решения о создании СОГ, с учетом целей и задач, для решения которых формируется та или иная следственно-оперативная группа.

Создание СОГ оформляется совместным решением руководителя соответствующего следственного органа и руководителя правоохранительного органа соответствующего уровня. Руководителем СОГ всегда назначается один из следователей, включенных в её состав, либо включенный в её состав руководитель следственного органа.

Процессуальные полномочия руководителя СОГ и следователей, работающих в ее составе, определяются уголовно-процессуальным законодательством и реализуются с учетом положений ст. 163 УПК РФ.

Например, в соответствии с требованиями ч. 3 и ч. 4 ст. 163 УПК РФ, только руководитель СОГ принимает к своему производству уголовное дело о преступлении, для расследования которого создана СОГ, и только он вправе принять по данному уголовному делу следующие решения:

о выделении уголовного дела из основного производства;

о прекращении уголовного дела;

о приостановлении и возобновлении производства по делу;

о привлечении соответствующего лица в качестве обвиняемого;

о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;

о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих решения суда;

Читайте также:  Как найти следователя

о составлении постановления о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

о составлении обвинительного заключения и направлении уголовного дела прокурору для последующего направления данного дела в суд.

Иные должностные лица, входящие в состав СОГ по конкретному уголовному делу (следователи, оперативные сотрудники, специалисты), не вправе принимать по данному делу указанные процессуальные решения.

Входящие в состав СОГ оперативные сотрудники и иные специалисты действуют в рамках закона и в пределах полномочий, определяемых их процессуальным положением, профессиональной компетенцией и должностными функциональными обязанностями, подчиняясь в вопросах организации расследования руководителю СОГ.

В различные исторические периоды в деятельности по расследованию преступлений участвовали СОГ различных типов, например:

дежурная следственно-оперативная группа;

целевая следственно-оперативная группа;

совместная следственно-оперативная группа (бригада);

специализированная следственно-оперативная группа.

Дежурная СОГ создавалась при дежурной части соответствующего правоохранительного органа. Продолжительность ее работы составляла – 24 часа дежурных суток, определяемых графиком дежурств правоохранительного органа. Основной задачей дежурной СОГ было немедленное уголовно-процессуальное и оперативное реагирование на сообщения о преступлениях, в том числе с выездом на место происшествия и производством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Целевая СОГ создавалась для производства расследования по конкретному уголовному делу и действовала, как правило, до завершения расследования.

Необходимость создания такой совместной следственно-оперативной группы (бригады) возникала тогда, когда сложное и многоэпизодное уголовное дело предполагало расследование преступлений различной подследственности, а также в тех случаях, когда в процессе расследования предполагалось использование результатов оперативно-розыскной деятельности, оперативных и технических возможностей различных правоохранительных органов.

Специализированная СОГ создавалась для расследования отдельных категорий преступлений, например, поджогов, криминальных взрывов, серийных убийств и некоторых других.

В настоящее время, в различных правоохранительных органах практикуется создание различных по составу и целевому назначению следственно-оперативных групп (СОГ). Разновидности этих СОГ и организация их работы определяются ведомственными правовыми актами соответствующего правоохранительного органа.

В системе МВД России порядок создания СОГ, их виды, организация их работы и обеспечение их деятельности в настоящее время определяется Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2008 года.

В соответствии с данным правовым актом в системе МВД России в настоящее время предусмотрено создание СОГ двух видов:

дежурная СОГ (создается из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда, для выездов на места происшествий);

специализированная СОГ (создается для расследования сложных, многоэпизодных преступлений).

Иные участники осмотра места происшествия

Помимо следственно-оперативной группы, определенные функции на месте происшествия могут выполнять и другие лица.

Отдельную группу составляют лица, присутствующие при осмотре. Это понятые и представители учреждений, коммерческих организаций, предприятий, где производится осмотр. Участие понятых регламентируется законом (ст. 170 УПК РФ). Чтобы не испытывать затруднений в их подборе, не опасаться привлечения лиц, заинтересованных в исходе дела, а также разглашения ими результатов осмотра, понятых рекомендуется подбирать до выезда на место происшествия. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ, осмотр (в том числе и осмотр места происшествия) может быть произведен без участия понятых.

Пострадавшие, очевидцы, подозреваемые, обвиняемые – еще одна группа возможных участников осмотра места происшествия. Они могут быть полезны и необходимы в силу своей осведомленности об обстоятельствах произошедшего.

Если осмотр производится с участием подозреваемого или обвиняемого, то в нем вправе принять участие их защитник. При необходимости к участию в осмотре привлекается переводчик (ст. 59 УПК РФ).

К участникам осмотра относится также вспомогательный персонал. Его задача – оказывать следователю техническую помощь. Им могут поручаться расчистка завалов, раскопки, водолазные работы, охрана места осмотра и другие функции.

Присутствие представителей учреждений и организаций необходимо потому, что они могут дать необходимые пояснения, дать требуемые документы, провести в нужное место, открыть помещение, организовать вспомогательные работы.

§ 2. Создание следственно-оперативной группы и организация ее работы

Источники:
http://studme.org/35247/pravo/rassledovanie_ugolovnogo_dela_sledstvennoy_gruppoy_gruppoy_doznavateley

Читайте также:
Adblock
detector