Чем отличается дознание от предварительного расследования

Дознание является одной из форм предварительного расследова- ния наряду с предварительным следствием. Дознание регламентирует- ся главами 32–32.1 УПК (ст. 223–226.9). По своей сути оно представляет собой несколько упрощенное следствие. В основном дознание прово- дится по тем же правилам, что и предварительное следствие (ч. 1 ст. 223 УПК). Так, в ходе дознания производятся те же самые следственные действия и в таком же порядке, что и на предварительном следствии. Вместе с тем дознание имеет и существенные отличия от следствия, в том числе и те, которые нельзя отнести к упрощениям производства. Поскольку порядок дознания и предварительного следствия в ос- новном одинаков, ниже будут рассмотрены только специфические черты дознания, его отличия от следствия. Дознание в общей форме характеризуется следующими отличительными чертами.

1. Дознание проводится по определенным категориям дел, по которым предварительное следствие не обязательно, — делам о пре- ступлениях небольшой и средней тяжести. Перечень их дан в ст. 150 УПК. Это преступления сравнительно небольшой общественной опасности и чаще всего не представляющие большой сложности в рас- следовании. По письменному указанию прокурора в отдельных слу- чаях дознание может проводиться и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, не названных в упомянутом перечне (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

2. Дознание проводится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противо- пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических

средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль). В некоторых случаях, по некоторым категориям уголовных дел или по письменному указанию прокурора дознание может быть поручено следователям соответствующего следственного органа (ч. 4 ст. 150 УПК).

Дознаватели каждого из перечисленных органов осуществляют дознание по определенным категориям дел, с учетом предметной подследственности, которая определена законом (ч. 3 ст. 151 УПК). Однако процессуальный порядок производства дознания по всем делам одинаков и не зависит от ведомственной принадлежности до- знавателя. Основным органом дознания являются органы внутренних дел, к компетенции (подследственности) которых отнесено подавля- ющее большинство уголовных дел.

3. Дознание является альтернативной формой расследования. Оно, как более простая форма, может быть заменено более сложной формой — следствием. Такая замена осуществляется по письменному указанию прокурора (ч. 4. ст. 150). Обратная замена не допускается.

4. Сроки дознания короче сроков следствия. Общий (первона- чальный) срок — 30 суток. При необходимости он может быть продлен еще на 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с про- изводством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. И наконец, в исключительных случаях, связанных с ис- полнением запроса о правовой помощи в порядке международного сотрудничества (ст. 453 УПК), срок дознания может быть продлен до 12 месяцев. Этот срок является предельным и продлению не подлежит (в отличие от предварительного следствия, где предельного срока не существует). Видимо, если дознание не может быть завершено в этот срок, оно должно быть заменено следствием. Продление сроков до- знания осуществляется прокурором, в пределах компетенции, уста- новленной законом (ст. 223 УПК).

5. При производстве дознания сохраняются все властные полно- мочия прокурора, которые применительно к следствию в 2007 г. были переданы руководителю следственного органа. Так, прокурор может давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя и др. (ст. 37 УПК).

6. При производстве дознания появляются две процессуальные фигуры, отсутствующие на следствии — начальник подразделения дознания и начальник органа дознания. Начальнику подразделении дознания посвящена ст. 40.1 УПК, введенная Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ. Это должностное лицо возглавляет под-

разделение (отдел, управление и др.), в котором работают дознаватели, и осуществляет непосредственное руководство им. Все дознаватели, работающие в этом подразделении, являются его подчиненными. Его процессуальные полномочия очень похожи на полномочия руководи- теля следственного органа и включают руководство дознанием и кон- троль за его законностью. Руководитель подразделения дознания:

— поручает производство дознания, а также проверку сообще- ния о преступлении и принятие решения конкретному дознавателю;

— может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю, но с указанием оснований такой передачи;

— вправе проверять материалы уголовного дела и давать до- знавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

— может отменять незаконные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по делу; другие решения дознавателя он отменять не вправе, а может лишь вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановле- ний дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Указания начальника подразделения дознания даются в пись- менном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако он может обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование не приостанавливает их исполнения. Начальник под- разделения дознания может выполнять функции дознавателя — воз- будить уголовное дело и принять его к своему производству и произ- вести дознание в полном объеме. При этом он обладает полномочиями дознавателя.

Начальник органа дознания — это руководитель структурного подразделения органов дознания (например, Управления внутренних дел по г. Москве), в состав которого, наряду с другими службами, входит подразделение дознания. Поэтому начальник подразделения дознания является его подчиненным. В УПК отдельной статьи, по- священной этому субъекту, нет. Тем не менее некоторые его процес- суальные полномочия в законе закреплены. Как отмечалось выше, он разрешает жалобы дознавателя, не согласного с указаниями на- чальника подразделения дознания. Он вправе давать указания до- знавателю, например о проверке сообщения о преступлении. В случае несогласия с ними дознаватель вправе обжаловать их прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК). Решение о производстве дознания группой дознавателей, а также о ее составе тоже принимает начальник органа дознания (ч. 1 ст. 223.1 УПК). И наконец, обвинительный акт перед направлением

его прокурору должен быть утвержден начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК).

7. Отличается процессуальный статус дознавателя и следователя. У дознавателя меньше процессуальной самостоятельности. Он также вправе самостоятельно производить следственные и иные процессу- альные действия и принимать процессуальные решения, за исклю- чением случаев, когда требуется согласие начальника следственного органа или прокурора либо судебное решение. Но все указания на- чальника следственного органа и прокурора для него обязательны. Их обжалование не приостанавливает их исполнение, в то время как обжалование следователем указаний руководителя следственного органа по основным, кардинальным вопросам уголовного дела (о ква- лификации преступления, объеме обвинения и др.) приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 39 УПК).

Объясняется это тем, что общий срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого — 10 суток. В течение этого срока ему либо должно быть предъявлено обвинение, либо мера пресечения от- меняется (ч. 1 ст. 100 УПК). Поэтому срок пребывания лица в качестве подозреваемого очень короток: в течение 10 суток он должен либо превратиться в обвиняемого, либо выбывает из уголовного судопро- изводства. То же самое и на дознании — либо дознание должно быть закончено до истечения этого срока составлением обвинительного акта, чтобы подозреваемый стал обвиняемым, либо ему должно быть предъявлено обвинение в обычном порядке. По делам о некоторых особо опасных преступлениях, перечисленных в ч. 2 ст. 100 УПК, срок предъявления обвинения подозреваемому больше — до 30 суток, но по таким делам проводится не дознание, а предварительное следствие.

9. На дознании существует такой специфический акт, отсутству- ющий на предварительном следствии, как уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК). То есть помимо общих

оснований признания лица подозреваемым, указанных в ч. 1 ст. 46 УПК, на дознании возможен еще один вариант появления такой процессуальной фигуры путем составления и направления ему ука- занного уведомления.

Чем объясняется такое отличие дознания от предварительного следствия? Дело в том, что ранее дознание осуществлялось только по делам, возбужденным в отношении конкретного лица, совершившего преступление в условиях очевидности. И тогда это лицо автоматиче- ски становилось подозреваемым с самого начала дознания — с мо- мента возбуждения против него уголовного дела. Но потом, по мере усложнения дознания, это ограничение было отменено и дознание теперь осуществляется и по всем другим делам, возбужденным по факту совершения преступления. А поскольку на дознании лицо становится обвиняемым лишь в самом конце дознания, а сроки до- знания сейчас довольно большие, то это лицо может длительное время пребывать в неопределенном процессуальном статусе — не быть ни обвиняемым, ни подозреваемым. Это существенно ограничивает его право на защиту, поскольку он ничего не знает о содержании не только обвинения, но даже и подозрения.

Читайте также:  Сколько сезонов в следователе тихонове

Введенная законодательная новелла — появление ст. 223.1 УПК — разрешила эту проблему. Когда собраны достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступлении, такое подо- зрение процессуально оформляется и лицо приобретает определенный процессуальный статус и возможности для защиты. Уведомление о подозрении в совершении преступления составляется в письменном виде. В нем указывается дата и место его составления, кем составле- но, приводятся данные о личности подозреваемого, дается описание преступления, с указанием места и времени его совершения и других обстоятельств, подлежащих доказыванию. Дается также правовая квалификация деяния — пункт, часть, статья УК.

Если лицо подозревается в совершении нескольких преступле- ний, в уведомлении приводятся все указанные данные в отношении каждого деяния. Если подозреваемых несколько, уведомление состав- ляется в отношении каждого из них. Копия уведомления вручается подозреваемому. В течение 3 суток с момента вручения копии подо- зреваемый должен быть допрошен. Он ознакомлен с содержанием подозрения и может дать показания по существу этого подозрения. Копия уведомления о подозрении в совершении преступления на- правляется также прокурору.

10. Различается процессуальный порядок окончания дознания и предварительного следствия. Итоговым документом дознания яв-

ляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (ст. 225 УПК). Его содержание и структура такие же, как и у обвинительного заключения. Единственное отличие, имеющее технический характер, состоит в том, что список лиц, подлежащих вызову в суд, составляется не в виде отдельного документа (приложения), а приводится в самом обвинительном акте. Справка о движении дела, как и на следствии, оформляется как приложение.

Однако при всем сходстве по форме правовое значение обвини- тельного заключения и обвинительного акта принципиально различ- ны. Обвинительный акт — это не только итоговый документ стадии. Он имеет двойственную природу, являясь прежде всего документом, в котором впервые формулируется обвинение (как говорилось, обвине- ние может предъявляться и на дознании, но это сравнительно редкое исключение). Именно с этого момента — с момента вынесения обви- нительного акта — лицо становится обвиняемым (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК). Одновременно обвинительный акт завершает дознание, как обвини- тельное заключение завершает следствие. Поэтому обвинительный акт, если проводить аналогию со следствием, является симбиозом двух документов — постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения, имеет черты того и другого.

После составления обвинительного акта дознаватель должен знакомить с ним и со всеми материалами уголовного дела обвиняе- мого и его защитника (если он участвует в деле), о чем составляется протокол. Их права при этом такие же, как и при ознакомлении с ма- териалами дела на следствии. По ходатайству потерпевшего или его представителя им тоже могут быть представлены для ознакомления обвинительный акт и материалы дела.

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и затем вместе с материалами уголовного дела направляется прокуро- ру. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвини- тельным актом, значительно отличаются от его действий и решений по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 221, 226 УПК). Во-первых, короче установленный законом срок принятия про- курором решения — 2 суток (ч. 1 ст. 226 УПК). Но это различие чисто техническое, обусловленное тем, что в форме дознания расследуются, как правило, сравнительно несложные и малообъемные дела.

Что же касается существа, то прокурор может принять те же реше- ния, что и на предварительном следствии — утвердить обвинительный акт и направить уголовное дело в суд или возвратить уголовное дела для производства дополнительного дознания или пересоставле- ния обвинительного акта. При этом он может установить срок для

производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток. Но, кроме того, прокурор имеет ряд других полномочий, которых он лишен на предварительном следствии. Он может своим постановлением пре- кратить уголовное дело, если к этому имеются предусмотренные за- коном основания. Может также внести изменения в обвинительный акт, но только в пользу обвиняемого — исключить отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. О внесении этих изменений прокурор также выносит постановление. И наконец, у прокурора есть еще один, специфический вариант решения — он может направить уголовное дело для производства предварительного следствия. Выше говорилось, что прокурор вправе заменить дознание предварительным следствием до начала производ- ства по делу, если в рамках дознания его расследование затруднено или невозможно (например, большое, групповое и многоэпизодное дело). Однако предвидеть эти обстоятельства заранее не всегда возможно. Поэтому прокурор вправе это сделать после поступления к нему уголовного дела с обвинительным актом. Это может быть, например, когда дополнительное дознание невозможно ввиду большого объема

работы, когда истекает предельный срок дознания и т. п.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняе- мому, его защитнику и потерпевшему в таком же порядке, как и копия обвинительного заключения (ст. 222 УПК).

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др. Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Дознание осуществляется в 3-х формах:

1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением УД и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения УД органом дознания до передачи УД следователю;

3. Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

К органам, имеющим право проводить дознания относятся:

— органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

— органы Федеральной службы судебных приставов России;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы Гос. пожарного надзора;

— капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по УД о преступлениях, совершённых на данных судах;

— руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по УД о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

— главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по УД о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений. (см. текст в предыдущей редакции).

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения УД. При необходимости этот срок м/б продлен прокурором до 30 суток. (см. текст в предыдущей редакции) Приостановленное дознание м/б возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, м/б продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания м/б продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по УД, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ В случае, если УД возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

Читайте также:  Как стать следователем фсб

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания.

В обвинительном акте указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного УД;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; (см. текст в предыдущей редакции);

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции).

Прокурор рассматривает УД, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении УД в суд;

2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции);

3) о прекращении УД по имеющимся для такого прекращения основаниям; 4) о направлении УД для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. (см. текст в предыдущей редакции)

Предварительное следствие — форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли следователя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого и направления дела о преступлении большой общественной опасности в суд.

Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание.

Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.

Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:

1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;

2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;

3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства России;

4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.

Вместе с тем предварительное следствие и дознание являются самостоятельными формами расследования, хотя превалирующую роль играет предварительное следствие, поскольку дело о любом преступлении может быть расследовано в форме предварительного следствия. Поэтому они не могут быть идентичными. В связи с этим между ними существуют серьезные различия.

Они различаются:

В соответствии со ст. 125 УПК органами предварительного следствия являются:

а) следователи прокуратуры, в том числе следователи военной прокуратуры;

б) следователи органов внутренних дел;

в) следователи органов федеральной службы безопасности;

г) следователи федеральных органов налоговой полиции.

Согласно ст. 117 УПК, органами дознания являются:

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ — по делам о нарушениях режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;

9) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК.

Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные.

Универсальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела в отношении любого преступления. К ним относятся милиция, капитаны морских судов и начальники зимовок.

Специальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела только в отношении преступлений, указанных в законе.

Органы дознания можно также подразделить на органы, имеющие и не имеющие оперативных подразделений. В частности, оперативные подразделения имеются в милиции, органах федеральной службы безопасности, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, органах пограничной службы, федеральных органах налоговой полиции.

В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен по правилам продления срока производства предварительного следствия.

Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу (ст. 133 УПК). Этот срок может быть продлен районным прокурором — до 3 месяцев.

По делам, расследование которых представляет собой особую сложность, прокурор субъекта РФ и его заместители могут продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу.

При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

На орган дознания не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК.

По общему правилу указания прокурора обязательны для следователя и органа дознания.

В то же время в случае несогласия следователя с указанием прокурора о:

Читайте также:  Как вывести следователя на чистую воду

а) привлечении лица в качестве обвиняемого;

б) квалификации преступления;

в) объеме обвинения;

г) направлении дела для предания обвиняемого суду;

д) прекращении дела.

Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю.

В отличие от следователя орган дознания при несогласии с указаниями прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).

Отличие дознания от предварительного следствия по процессуальному режиму и процессуальной самостоятельности не имеет достаточных теоретических и практических оснований. Лишение некоторых участников процесса права на ознакомление с делом противоречит принципу равенства прав, который должен действовать независимо от форм досудебной подготовки материалов. Возложение обязанности на органы дознания во всех случаях выполнять указания прокурора по основным вопросам определения направлений расследования противоречит правилу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Я так понимаю, Вы о предварительном следствии.
Для начала определение.
Предварительное следствие это регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, может называться дознанием. Производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ не является дознанием.

Нельзя не сказать в таком вопросе и некоторых схожествах. Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса — стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков:

1. Органы, которые проводят эти процессуальные действия:

Предварительное следствие производится:
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. В случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ оно производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело

Дознание производится:
-дознавателями органов внутренних дел РФ — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6, 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 3 ч. 3. ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

2. Действия, выполняемые при выполнении своей обязанности.

Органы предварительного следствияпри расследованию преступлений используют только следственные (допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию) и иные процессуальные действия.

Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), которые проводятся с помощью специальной оперативной техники (информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде ), научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.

3.Подследственность уголовных дел.

К предварительному следствию отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

К дознанию отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести.

По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК).
-Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

5.Кто имеет право знакомиться с материалами дела.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216-218 УПК).

По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК).

Органы предварительного следствия:

-по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
-следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия.
-следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий.

Органы дознания :
-не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. (Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими)

-прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д.(Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.)

Источники:
http://studopedia.ru/6_107785_doznanie-i-predvaritelnoe-sledstvie-obshchie-cherti-i-razlichiya.html
http://thequestion.ru/question/166548/chem-otlichaetsya-sledstvie-ot-doznaniya

Читайте также:
Adblock
detector