Куда жаловаться на земельный надзор

Наша компания специализируется на претензиях и жалобах по земельным вопросам, защищая права клиентов в администрациях районов, прокуратуре, суде. Подаются они на действия регистрационных органов, а также в связи с нарушениями собственников соседних участков. На Федеральную службу государственной регистрации можно подать жалобу в досудебном порядке по следующим причинам:

  • несоблюдение сроков регистрации или предоставления услуги;
  • отказ в приеме документации либо устранении ошибок;
  • внесение недостоверных данных в реестр;
  • требование оплаты сверх той, что установлена законом;
  • неточное указание кадастровой стоимости;
  • иные причины и неправомерные действия службы.

Еще мы ведем претензионную работу с областной и районной администрацией, СНТ, ДНП и другими участниками земельных правоотношений. Как правило, вопросы касаются получения разрешений на строительство, изменения категории или ВРИ территории, нарушений градостроительных норм, ошибок кадастровых инженеров и прочих мероприятий.

Как обжаловать действия Росреестра?

Подобные жалобы по земельным вопросам подаются на досудебном уровне, либо через арбитражные и районные суды. Изначально необходимо обращаться с претензией непосредственно к регистратору. Если на этом уровне отказываются решить проблему или игнорируют жалобу, пишите в вышестоящие органы. И здесь отказали? Готовьте исковое заявление в суд.

Важно сохранять всю переписку с Росреестром и остальными инстанциями. В самой жалобе указывается подробная информация об обратившемся, причина претензии и суть проблемы со ссылкой на законы. Укажите основания нарушения регистратором определенных норм и обоснуйте собственные доводы, подтвердив утверждения документально.

Необходимо соблюдать сроки обжалования решений. Если по претензии вынесли положительный ответ, соберите новый пакет документов, и обязательно проверьте сроки давности топографической съемки. Аналогичная процедура подачи жалобы действует в отношении администрации и руководства СНТ и ДНП. Однако не стоит забывать и об ответственности конкретных лиц за допущенные ошибки.

Кому жаловаться на действия собственников соседних земель?

Надзор за действиями землепользователей осуществляется Росреестром и территориальными органами этой Федеральной службы. Сюда подают жалобы по земельным вопросам, затрагивающим нецелевое использование участков, невыполнение обязанностей по приведению земли в надлежащее состояние и другие.

Подавать претензию на действия собственников сельскохозяйственных земель можно в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Территория находится в пределах водоохранной или природоохранной зоны – жалуйтесь в службу по надзору за природопользованием. Существуют и другие государственные органы, способные решить проблему.

Если же неправомерные действия владельцев участков остаются безнаказанными, придется обращаться с исковым заявлением в суд. Эксперты нашей компании профессионально составят жалобу, пройдут все этапы ее рассмотрения и подготовят необходимые документы. Мы добьемся восстановления Ваших прав и решим проблему максимально быстро.

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Ни для кого не секрет, что с соседями лучше сосуществовать мирно. Прекрасно, если при использовании смежных земельных участков люди учитывают интересы друг друга, внимательно относятся к своим обязанностям по сохранению окружающей природной среды, и соблюдают все негласные правила добрососедства.

Но что делать, если действия соседей идут в разрез с Вашими интересами? Если соседи наносят вред состоянию окружающей природной среды и нарушают нормы действующего законодательства? Например, вырубают деревья, расположенные на соседнем участке, загрязняют свой участок мусором, или вообще используют его способами, идущими в разрез с целевым назначением участка.

Действия соседей по вырубке зеленых насаждений, расположенных на принадлежащем им на праве собственности или аренды земельном участке, на самом деле напрямую затрагивают интересы соседних землепользователей. Если Ваш участок расположен в окружении соснового бора, его привлекательность для дачного строительства в глазах многих потенциальных покупателей значительно увеличивается. Исчезнут сосны – снизится стоимость Вашей недвижимости. Что уж говорить о том, что вырубка вековых деревьев может повлечь за собой увеличение засушливости почв, и даже привести к нарушениям в функционировании всей локальной экосистемы в целом, сокращению популяции животных, обитающих в данной местности (например, белок). А если соседи вместо дачи организовали на участке сельскохозяйственное производство? Куда бежать?

Понятно, что, если методы личного внушения в отношении соседей не работают, надо куда-то жаловаться. Но какие государственные органы уполномочены осуществлять надзор за действиями землепользователей? И какие меры такие органы могут применить к нарушителям?

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле от 02.01.2015г., общий государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) и ее территориальными органами. По закону Росреестр ответственен за проверку соблюдения требований земельного законодательства, касающихся использования земельных участков по их целевому назначению (пункт в) ст. 3 указанного Положения), в том числе требований, связанных с целевым использованием участков для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства (пункт г) ст. 3), выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по их целевому назначению (пункт е) ст. 3) и иных требований законодательства.

Читайте также:  Обязана ли прокуратура ознакомить с жалобой

Согласно положениям Административного регламента Росреестра по проведению проверок при осуществлении государственного земельного контроля от 30 июня 2011 г., в составе органов Росреестра формируются должности государственных инспекторов РФ по использованию и охране земель, ответственных за осуществление соответствующего контроля. Указанные должностные лица вправе проводить плановые и внеплановые проверки с правом посещения земельных участков для их осмотра.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.10 вышеуказанного Административного регламента Росреестра, основанием для проведения государственным инспектором внеплановой проверки является поступление обращений и заявлений от граждан или юридических лиц о фактах нарушений, которые могут повлечь за собой вред состоянию окружающей среды, животным и растениям. К такому заявлению должны быть приложены соответствующие доказательства (для этого можно использовать, например, фотографии). Кроме того, в обращении должна содержаться информация, позволяющая установить его заявителя.

По факту произведенной проверки государственные инспекторы обязаны составить Акт проверки соблюдения земельного законодательства, и, при выявлении соответствующих нарушений, вынести предупреждение о допущенном земельном правонарушении, а также принять меры для привлечения виновных лиц к ответственности или вынести обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений и их последствий.

При этом, в соответствии с последними изменениями административного законодательства, за использование участка не по целевому назначению, а также за неиспользование в течение установленного срока сельскохозяйственных земель и земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества, устанавливается увеличенный размер штрафа, который теперь будет рассчитываться в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Для граждан размер соответствующего взыскания составит от 0,3 до 1,5 %, а для юридических лиц — от 1,5 до 10 % кадастровой стоимости участка.

Если участок соседа расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения, проверку соблюдения требований земельного законодательства вправе осуществлять также специально уполномоченный орган – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (статья 3 Положения о государственном земельном контроле от 02.01.2015г.).

В случае если участок расположен в пределах водоохраной зоны или прибрежной полосы водного объекта или использовался для разработки полезных ископаемых (в том числе, общераспространенных), для осуществления строительных работ – жаловаться можно в специально уполномоченный в данной сфере орган – Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (статья 5 Положения о государственном земельном контроле от 02.01.2015г.).

На практике имеет смысл направить соответствующие жалобы во все государственные органы, имеющие отношение к осуществлению надзора за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, поскольку, во-первых, государственные органы не всегда обращают должное внимание на обращения граждан, а во-вторых, при поступлении жалобы по нарушениям, не входящим в компетенцию конкретного органа, такая жалоба будет переадресована в уполномоченный орган, с уведомлением об этом гражданина.

Безусловно, сосны таким образом не вернешь. И мы не рекомендуем никому ссориться с соседями и использовать методы силы. Но если Вы все же хотели привлечь правонарушителя к установленной законом ответственности, но боялись, что в таком случае ничего нельзя сделать, надеемся, что Вам будет полезна вышеуказанная информация.

Ссылки на законодательные акты:

Иногда возникают такие ситуации, когда владелец соседнего участка либо иные лица производят самовольный захват земли, которая им не принадлежит. Как быть, если подобные обстоятельства коснулись вашего имущества?

Наиболее эффективный вариант – обратиться в органы земельного контроля. В этой статье речь пойдет о том, какой порядок следует соблюсти при самозахвате вашей земли и как надлежащим образом оформить заявление.

Что такое самовольное занятие земельного участка

Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только дает понятие правонарушений, но не раскрывает их сути. Подробно ее освещает Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, официально не опубликованное, а также Приложение 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России.

Исходя из содержания указанных актов, самовольное занятие землевладения является наиболее распространенным правонарушением земельных правоотношений, и предполагает эксплуатацию земли лицом, не обладающим какими-либо правомочиями в отношении данной недвижимости.

Законодатель устанавливает, что указанный термин может пониматься с двух позиций:

  • самозахват участка и его эксплуатация;
  • эксплуатация объекта недвижимости при отсутствии на это прав.

Ситуации могут быть различными. Одно лицо самовольно захватывает большую территорию рядом с домом и начинает там строительство с целью быстрого узаконения, а другое устанавливает ограждение в неположенном месте, не согласовав свои действия с владельцем земли. Может быть и так, что строение нарушитель не возводит, но при этом складирует на земле соседа отходы, надеясь на то, что негативных последствий такие действия не порождают.

Также бывают ситуации, когда определенный гражданин после ознакомления с кадастровой схемой приходит к выводу о том, что если у земли нет собственника, он вправе эксплуатировать такой участок в своих интересах. Однако действия, направленные на ведение определенной деятельности на чужом участке или ограждение чужой территории, являются нарушениями.

Читайте также:  Как обжаловать надзор после освобождения

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Любой вариант самозахвата считается правонарушением, поэтому подобные действия являются основанием для возникновения определенных правовых последствий. Указанное нарушение характеризуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На вид наказания оказывают влияние следующие факторы:

  • кто выступает в качестве правонарушителя (гражданин, организация либо должностное лицо);
  • наличие информации о кадастровой оценке участка.

Кроме штрафных санкций, при рассмотрении спора, потерпевший вправе выдвигать к правонарушителю различные требования.

Отсюда следует, что нарушившее закон лицо может привлекаться:

  • к выплате штрафа;
  • выполнению заявленных истцом требований, включая требование об изъятии недвижимости, расположенной на конкретном участке;
  • возмещению судебных расходов (если требования истца удовлетворены в полной мере).

Данное правонарушение описано в КоАП РФ.

Наказание зависит от того:

  • кем является нарушитель (физическое, должностное или юридическое лицо);
  • есть ли данные о кадастровой оценке землевладения.

Сумма штрафа

Каков будет размер штрафной санкции для нарушителя, зависит от следующих моментов.

В случае, когда данных о кадастровой оценке недвижимости нет:

  • физическим лицам – до 10000 рублей;
  • должностным лицам – до 50000 рублей;
  • юридическим лицам – от 100000 до 200000 тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость землевладения известна:

  • гражданам – 1 – 1,5% от оценки по кадастру. Минимум – 5000 рублей;
  • должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки. Минимально – 20000 рублей;
  • организациям – 2 – 3% от стоимости по кадастру. Минимум – 100000 рублей.

Если в судебном процессе подтвердится факт захвата территории должностным лицом для ведения предпринимательской деятельности, размер штрафа для такого нарушителя определяется исходя из суммы, установленной для организаций.

Кроме того, сумма штрафа может быть увеличена в случае признания того, что ввиду совершенного деяния участок стал непригодным, либо его собственнику причинен ущерб. Из сказанного следует, что самовольный захват земли – существенное правонарушение, и его последствия могут быть довольно серьезными.

Куда обращаться при самовольном захвате земли

При обнаружении землевладельцем незаконного деяния в отношении его земли или ее части, он вправе воспользоваться такими способами устранения нарушений своих правомочий:

  • направить правонарушителю письмо с требованием прекратить незаконные действия и устранить их последствия (к примеру, переместить забор или освободить территорию);
  • обратиться в суд с надлежащим исковым заявлением для защиты своих прав и предъявления требований о возмещении убытков, а также упущенной вследствие нарушения прав выгоды;
  • написать жалобу в службу Госземконтроля (надзора) – на ее основании будет проведена проверка, по результатам которой правонарушителю выносят предписание, обязывающее устранить нарушения либо на него возлагается административная ответственность.

Выявление самозахвата земель, принадлежащих государству или муниципалитету, относится к полномочиям земельных инспекторов, являющихся должностными лицами Госземнадзора. Перед тем, как привлечь правонарушителя к административной ответственности, инспектор выносит предписание, указывающее на необходимость освобождения чужого землевладения и приведения его в первоначальное состояние. Если на захваченной территории построена какая-либо недвижимость, ее необходимо перенести либо снести.

Расходы при этом возлагаются на правонарушителя (возможно исполнение процедуры через суд, если виновное лицо не исполняет вынесенное предписание).

Подавая судебный иск, собственник земель может предъявить требование о возмещении понесенных убытков (фактически понесенных расходов либо упущенной выгоды). К примеру, незаконный захват чужого участка привел к лишению законного собственника права на эксплуатацию землевладения в целях разведения сельскохозяйственных культур. В таких обстоятельствах возможно определить упущенную выгоду при помощи данных о рыночной цене на сельхозпродукцию.


Что делать, если сосед захватил часть участка?

О самовольном занятии земельных участков читайте тут.

Земельный контроль самовольного захвата земли

Осуществление надзора в области земельных правоотношений относится к компетенции органов Росреестра и его территориальных отделов. Вопросы самозахватов отнесены к деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель соответствующего территориального образования.

Проведение проверок обычно происходит на основании планов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Это касается не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, являющихся собственниками земли.

Проведение проверок вызвано необходимостью подтверждения наличия в муниципальном образовании правонарушений в земельной сфере. На определенных физических и должностных лиц возлагается соответствующая административная ответственность за эксплуатацию чужой земли при неимении необходимой правоустанавливающей документации на участок.

Самовольный захват территорий, как правило, возникает вследствие отсутствия надлежащих мероприятий по земельному контролю от муниципалитета, и приводит к административной ответственности. Во избежание штрафных санкций обратитесь в местную администрацию и оформите права на эксплуатируемую землю в установленном законом порядке.

Образец заявления в земельный контроль о самовольном захвате земельного участка

Чтобы организовать внеплановый контроль в отношении правонарушений в сфере землепользования, подготовьте и представьте земельному контролю заявление, которое должно отражать следующие сведения:

  • о землевладениях (о вашей земле – если участок является соседним и о земле, принадлежащей лицу, в отношении которого планируется проверка): данные об адресе, кадастровом номере (если он имеется), сведения о правах за земли (если имеются), схему с отображением места расположения захваченного землевладения;
  • о правонарушителе: ФИО, место жительства – при отсутствии таких данных издание распоряжения о проверки не представляется возможным;
  • о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона – для связи);
  • обстоятельства произошедшего с обозначением нарушений прав и интересов.
Читайте также:  Что такое жалоба в порядке надзора

Документы для подачи заявления в земельный контроль о самозахвате земли

Приобщите к заявлению ксерокопии документации, подтверждающей переписку с прочими органами, в отношении возникших обстоятельств, другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения поданной бумаги (например, материалы фото- и видеосъемки).

Документы, которые следует приобщить к заявлению в обязательном порядке, состоят из:

  • копии документа, удостоверяющего вашу личность;
  • копии кадастрового паспорта на землевладение;
  • документов, являющихся основаниями получения прав на земельный участок.

Основания для проведения земельным контролем проверки земельного участка

Проведение государственного земельного контроля в области земельных правоотношений возможно при наличии таких оснований:

  • самовольный захват землевладения либо его части, включая осуществление землепользования субъектом, не располагающим соответствующими правомочиями, закрепленными в положениях действующего отечественного законодательства на данную территорию, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • эксплуатация земли не в соответствии с целевым назначением, неисполнение обязательств по обеспечению состояния участка, пригодного для землепользования в соответствии с целевым назначением, неиспользование землевладения, согласно статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • неисполнение в обозначенные нормами федерального законодательства сроки обязательств в отношении переоформления права на постоянное бессрочное пользование на право аренды землевладения или оформлению права собственности на данную недвижимость, в соответствии с частями 1,3,4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок проведения проверки земельным контролем

В качестве основания для проведения проверки органами земельного контроля выступает заявление о самозахвате землевладения, не принадлежащего нарушителю.

Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:

  • нарушитель, место его проживания;
  • местоположение земли и ее уникальный номер по кадастру;
  • кто уполномочен на данную проверку;
  • цель процедуры. В указанных обстоятельствах – государственный земельный надзор за эксплуатацией землевладения конкретным лицом на основании полученного от гражданина заявления;
  • задачи мероприятия – соблюдение норм земельного права, предписаний по охране земельных участков и землепользованию;
  • предмет процедуры – исполнение предписаний по эксплуатации землевладений, закрепленных в нормах государственного и муниципального законодательства;
  • сроки исполнения проверки;
  • обозначение правовых оснований мероприятия.

Извещение лица, в отношении которого планируется процедура, о проведении проверки

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель либо лицо, его замещающее, обязаны уведомить гражданина, в отношении которого будет проведена проверка, о предстоящем мероприятии. Извещение и копия распоряжения в отношении планируемой проверки направляют по месту проживания соответствующего лица заказным письмом с уведомлением о вручении либо другим возможным путем.

Государственный земельный надзор состоит из нескольких этапов, заключающихся в следующем:

  • планировании мероприятия на основании поданного гражданином заявления;
  • оформлении распоряжения на проведение проверки соблюдения лицами требований земельного законодательства;
  • согласовании мероприятия по внеплановой проверке с органами прокуратуры (если это необходимо);
  • исполнение процедуры, подготовка итогов проверки.

Результат проверки участка земельным контролем

По итогам проведения соответствующей проверки, должностное лицо компетентного в данном вопросе органа, осуществляет подготовку акта о проверке соблюдения требований закона.

Указанный документ включает в себя информацию в отношении:

  • даты, времени, места оформления данного документа;
  • соответствующего органа по земельному контролю;
  • даты и номера распоряжения, согласно которому осуществлялось мероприятие;
  • ФИО гражданина;
  • данные об итогах процедуры, включая обнаруженные правонарушения и виновных в их возникновении лиц;
  • мер по ликвидации обнаруженных правонарушений (оформлялись ли предписания об их устранении), в какой срок нарушитель обязан их устранить.

Пример проверки земельного участка земельным контролем

Стоит детально рассмотреть ситуацию самозахвата землевладения. Например, проверка по соблюдению норм земельного права относительно участка, находящегося по адресу: Новосибирская область, Северный район, село Вольное, улица Дружбы, дом 3.

При проведении проверки, проводимой главным государственным инспектором 23 мая 2016 года Северного района в отношении данного землевладения, было выявлено, что на его территории возведено строение, состоящее из двух этажей, также имеется двухэтажная пристройка. Оно находится в собственного у лица, в отношении которого проводилась проверка.

По итогам замеров размер землевладения равен 150 квадратным метрам, площадь домовладения – 55 квадратных метров, что аналогично информации, указанной в правоустанавливающей документации на объект недвижимости, а площадь пристройки – 45 квадратных метров.

Правоустанавливающей документации на землевладение, на котором расположена пристройка, не имеется. По результатам проведенного мероприятия было установлено нарушение норм действующего законодательства, заключающееся в эксплуатации землевладения размеров в 55 квадратных метров, отнесенного к землям поселений по адресу: село Вольное, улица Дружбы, дом 3, самовольным путем.

Данное правонарушение предусматривается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пристройку проверяемый возвел на земле, принадлежащей соседке – Петровой Т.А., которая и потребовала проведения проверки.

В качестве приложений к акту выступают разъяснения лица, в отношении которого проводилась проверка, и являющегося правонарушителем предписаний закона, результаты замеров землевладения, правоустанавливающая документация на домовладение.

Источники:
http://www.yurbureau.ru/news/spory_s_sosedyami_kuda_zhalovatsya_na_narusheniya_zemelnogo_i_prirodoohrannogo_zakonodatelstva/
http://uropora.ru/zemlya/obrazec-zayavleniya-v-zemelnyj-kontrol-o-samovolnom-zaxvate-zemli.html

Читайте также:
Adblock
detector