Куда обжаловать предписание пожарного надзора

— Вопрос: Каков срок для обжалования предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации? Как приостановить исполнение предписания?

— Ответ: Предписание по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации, в административном (внесудебном) порядке может быть обжаловано в течение пятнадцати дней. В случае применения внесудебного порядка обжалования действие предписания не приостанавливается на период срока, установленного для рассмотрения жалобы.
В судебном порядке предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого предписания по заявлению лица, обратившегося с административным иском.

Обоснование: Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ) федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора. Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.

Частью 12 ст. 6 Закона N 69-ФЗ закреплено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Частью 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов раскрыты Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Наряду с Законом N 294-ФЗ право обжалования в досудебном или судебном порядке юридическим лицом (далее — заинтересованное лицо) предписаний об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки органом государственного пожарного надзора, установлено Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее — Административный регламент) (п. 11 Административного регламента).
В досудебном (внесудебном) порядке решение или действие (бездействие) должностного лица органа государственного пожарного надзора, принятое или осуществленное по результатам проверки, может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок в орган государственного пожарного надзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу государственного пожарного надзора (п. п. 98, 99 Административного регламента).

Жалоба заинтересованного лица может быть направлена руководителю органа государственного пожарного надзора, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа государственного пожарного надзора (п. 102 Административного регламента).

Жалоба, поступившая в орган государственного пожарного надзора, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления (п. 103 Административного регламента) и должна быть рассмотрена в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации (п. 104 Административного регламента).

Читайте также:  Как написать жалобу в прокуратуру рб

Действие предписания не приостанавливается на период срока, установленного для рассмотрения жалобы (п. 99 Административного регламента).

При обжаловании в судебном порядке следует учесть, что требование об отмене предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, соответственно, данное предписание подлежит обжалованию в порядке административного судопроизводства в соответствии со ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.05.2016 по делу N 33а-5466/2016).
Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным заявлением об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 85 КАС РФ в случае обращения заинтересованного лица в суд по его заявлению суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
В указанных случаях суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения (ч. 2 ст. 85 КАС РФ).

Если у Вас имеются нерешённые вопросы в области пожарной защиты, наша компания готова предложть свои услуги. Мы поможем закрыть предписания МЧС и устранить все недостатки в области безопасности на Вашем объекте.

Проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности может завершиться выдачей пожарным инспектором предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

  • по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего госпожнадзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, может последовать наложение штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц — от 5 000 до 6 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 90 000 до 100 000 рублей.

В соответствии с ч.14 ст.19.5 КоАП РФ за повторное совершение вышеуказанных правонарушений по невыполнению предписаний может последовать наложение штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 150 00 до 200 000 рублей.

В ст.16 этого закона закреплено, что в случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) письменные возражения и приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.

Перед составлением жалобы стоит ознакомиться с Административным регламентом по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС России от 28.06.2012 №375), из положений которого следует, что:

  • проверяемый субъект вправе обжаловать предписание пожарного инспектора в орган Госпожнадзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, либо вышестоящему должностному лицу, органу Госпожнадзора в течение 15 дней с момента выдачи предписания по результатам проверки;
  • на период срока, установленного для административного рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемого предписания и его действие не приостанавливается;
  • жалоба регистрируется в течение 3 дней с момента поступления и рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации;
  • рассмотрение жалобы осуществляется без участия проверяемого субъекта (его могут привлечь только в случае необходимости);
  • по результатам рассмотрения жалобы должны выдать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
Читайте также:  Как правильно написать объяснение в прокуратуру

Право судебного обжалования предписания Госпожнадзора вытекает из ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Требования к составлению заявления указаны в статье 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

По общему правилу дело об оспаривании предписания пожарного инспектора должно быть рассмотрено в трехмесячный срок, который может быть продлен до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Для того, чтобы в период судебного разбирательства не исполнять предписание, необходимо заявить суду соответствующее ходатайство на основании ч.3 ст.199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

И последнее: закон не запрещает подать одновременно обе жалобы – и в административном, и в судебном порядке. Но приостановление действия предписания возможно только в судебном порядке.

Обжалование предписания органа ГПН

В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности инспектор выдает предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. «е» п. 9 Положения N 290, абз. 4 ч. 12 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).

В отличие от акта проверки, предписание может быть обжаловано, поскольку оно является распорядительным документом, обязывающим проверенное лицо принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки. Информация об обжаловании предписания и о результатах этого обжалования будет внесена в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 чт. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. «е» п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Предписание, вынесенное пожарным инспектором, может быть обжаловано руководителю органа ГПН (вынесшего решение о проведении проверки), в вышестоящий орган ГПН либо в суд (пп. 4 ст. 21, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 9 п. 11, п. 89, п. 128 Регламента N 644).

В отношении оспаривания предписаний государственных пожарных инспекторов законодательство не требует обязательного досудебного урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана в суд.

В судебном порядке предписание, выданное по результатам проверки, обжалуется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа ГПН, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ).

Имеются факты прекращения арбитражными судами дел об оспаривании предписания ГПН в связи с неподведомственностью. Мотивы таких решений проистекают из позиции Верховного Суда РФ (абз. 2 п. 33 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ») о том, что нарушение требований пожарной безопасности совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Поэтому суды указывают, что предписание выдается заявителю не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а как допустившему нарушение участнику правоотношений в сфере пожарной безопасности (постановления Пятнадцатого ААС от 03.12.2015 N 15АП-19903/15, Восьмого ААС от 27.10.2015 N 08АП-10860/15, Первого ААС от 28.08.2015 N 01АП-5746/15, Одиннадцатого ААС от 10.07.2015 N 11АП-6989/15 и от 02.06.2015 N 11АП-6193/15, Тринадцатого ААС от 27.04.2015 N 13АП-8093/15, Двенадцатого ААС от 21.04.2015 N 12АП-3246/15, Второго ААС от 02.04.2015 N 02АП-2233/15, Седьмого ААС от 05.02.2015 N 07АП-12689/14).

С другой стороны, вышеупомянутое Постановление Пленума ВС РФ относится к случаям оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности, а не предписаний административных органов. Исходя из этого, некоторые суды (включая Верховный Суд РФ) принципиально указывают, что оспаривание предписания органов пожарного надзора относится к подведомственности арбитражных судов, потому что оно содержит обязательные для исполнения требования, связанные с расходованием средств; при этом неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для последствия, носящие экономический характер, следовательно, предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 АПК (определение Верховного Суда РФ от 28.11.2014 N 306-КГ14-5138, постановления АС Московского округа от 27.05.2016 N Ф05-6580/16, АС Волго-Вятского округа от 20.07.2015 N Ф01-2621/15, Шестнадцатого ААС от 14.10.2015 N 16АП-4171/15, АС Уральского округа от 07.08.2015 N Ф09-5200/15).

Читайте также:  Как написать письмо в генеральную прокуратуру москвы

Жалоба в суд на вынесенное пожарным инспектором предписание подается в течение трех месяцев со дня его получения. При пропуске этого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок подачи заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Обжалование предписания в административном порядке не является уважительной причиной пропуска срока (постановление Восемнадцатого ААС от 11.12.2012 N 18АП-11671/12), равно как и обжалование постановления об административном наказании, вынесенное по итогам этой же проверки (постановление Семнадцатого ААС от 22.01.2014 N 17АП-15874/13).

При подаче заявления в арбитражный суд об оспаривании предписания органа ГПН уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей — для физических лиц и 3000 рублей — для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять. Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

Органы ГПН обязаны будут доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК).

В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Если предписание (его отдельные пункты) в отношении конкретного лица было признано судом незаконным, то незаконна и выдача повторного идентичного предписания (его пунктов) тому же лицу , причем незаконность нового предписания даже не подлежит доказыванию вновь в силу преюдиции. И наоборот, если предыдущие идентичные предписания не обжаловались, то орган ГПН не вправе ссылаться на это обстоятельство в подтверждение законности последнего выданного им предписания (постановление Седьмого ААС от 28.05.2014 N 07АП-3917/14).

Административный порядок (обжалование вышестоящему должностному лицу, органу ГПН):

Также предписание государственного пожарного инспектора может быть обжаловано соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном главой V Регламента N 644. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить в орган ГПН письменные возражения в отношении предписания в целом или его отдельных положений вместе с документами (копиями), подтверждающими обоснованность таких возражений (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 644). Эти документы можно направить через интернет, если они подписаны усиленной квалифицированной подписью проверяемого лица (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ) и составлены с использованием программы, предусматривающей обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (п. 131 Регламента N 644).

На период срока рассмотрения жалобы действие обжалуемых документов не приостанавливается (п. 128 Регламента N 644).

Возражения подлежат рассмотрению руководителем органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, или руководителем вышестоящего органа ГПН в течение 15 рабочих дней (п. 135 Регламента N 644). По результатам рассмотрения выносится письменное решение, которое доводится до сведения заинтересованного лица (п. 136 Регламента N 644). При этом органу ГПН запрещено ухудшать положение жалобщика, например сокращать сроки устранения нарушений, указанных в обжалуемом предписании и т.п. (абзац 5 п. 136 Регламента N644).

Такой способ обжалования, в отличие от оспаривания предписания в суд, не предусматривает возможности приостановления действия предписания на время рассмотрения возражений в административном порядке. Также факт подачи возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд.

Источники:
http://01.onlydoc.ru/obzhalovanie-predpisaniya-pozharnikov.htm
http://base.garant.ru/58079050/

Читайте также:
Adblock
detector