Противозаконные действия следователя или его бездействие не должны оставаться безнаказанными. Граждане не всегда знают как следователь обязан вести уголовные дела и совершать различные процессуальные действия. Иногда столкнувшись с беспределом или попав в непонятную ситуацию, люди теряются.
В реальности нередко возникают спорные или откровенно незаконные случаи. Это, например, умышленное затягивание процесса, получение взяток, прекращение уголовного преследования по неизвестным причинам, неуважение чести и достоинства, искажение фактов, которые могли помочь расследованию, нарушение порядка обыска, допроса, отказ в выдаче изъятого имущества и др. Список может продолжаться долго.
Что делать в таких ситуациях? Одной из мер защиты выступают жалобы на следователя. Законодатель (ст. 19 УПК РФ) позволяет гражданам обжаловать неправомерные решения следователя, а также любые его действия (бездействие).
Полномочия всех участников уголовного дела, правила его ведения и весь процессуальный порядок судопроизводства закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ). Права и обязанности сотрудников СК регламентируются и отдельными нормативно-правовыми актами.
Куда жаловаться на действия следователя
Ответ на вопрос, кому пожаловаться на сотрудника внутренних дел, зависит от возникшей проблемы и вашего выбора.
Существует досудебный порядок обжалования – жалоба в прокуратуру на бездействие следователя или его противозаконные поступки, руководителю следственного отдела, и соответственно судебный.
Если ваши права нарушены, ущемлены интересы, например, когда не соблюдаются сроки, установленные законом, вы вправе обращаться к начальнику СК или в прокуратуру. Либо направляется жалоба прокурору и в следственный комитет одновременно.
Обжаловать постановления о прекращение уголовного дела или об отказе его возбуждения, любые решения, ограничивающие права, нарушающие доступ к правосудию, причиняющие ущерб можно также в суде (ст. 123, 125 УПК РФ).
Жалоба на действия следователя проверяется и рассматривается руководителем СК или прокурором в течение трех дней. Только если требуются дополнительные мероприятия, срок может увеличиться до десяти дней (ст. 124 УПК РФ).
По результатам рассмотрения руководитель СК или прокурор выносит постановление. Оно тоже может быть обжаловано как заявителем, так и следователем.
Жалоба на следователя удовлетворяется полностью, частично либо отклоняется, то есть в удовлетворении будет отказано.
Заявителю должны незамедлительно сообщить о принятом решении. Если ответ не устраивает – можно пойти за защитой в вышестоящие инстанции, например, в Главное управление СК РФ, обратиться к Генеральному прокурору России или в суд.
Хотя больше распространены жалобы на действия следователя в прокуратуру, любые решения следователя можно обжаловать и в судебном порядке, как сказано выше.
Обратиться в суд вправе любое заинтересованное лицо – потерпевший, обвиняемый, подозреваемый, их законный представитель или защитник.
Судья проверяет основания заявления, законность действий сотрудников полиции и выносит решение в течение пяти суток. Судебное заседание открытое, за исключением некоторых случаев, указанных в законе (ст. 125 УПК РФ).
Жалоба на бездействие следователя или его противозаконные действия непосредственно в суд бывает эффективнее других методов. Судья рассмотрит жалобу и при отсутствии заявителя или его представителя. Подается она в районный суд по месту проведения следствия. Примеры вы сможете найти на специализированных сайтах.
Как грамотно составить жалобу
Чтобы написать жалобу важно соблюдать определенные правила. Ваше обращение – это официальное заявление.
Поэтому независимо от того, куда вы пишете, нужно указывать:
- Кому адресована жалоба (наименование органа, ФИО должностного лица, город, звание и т. п.) и от кого (полные сведения – ФИО, адрес и отношение к процессу).
- Суть нарушения (действия, бездействие), причины обращения.
- Требования или прошение (напр., прошу признать постановление необоснованным или незаконным).
- Контактные данные (полностью).
- Список приложенных документов (напр., копия заявления о совершении преступления).
Претензия обязательно должна быть обоснованной, то есть не на пустом месте. В противном случае жалоба останется без удовлетворения и никаких мер не будет предпринято.
Описывайте суть информативно, без лирических отступлений, только факты, укажите на постановление, которое обжалуется (если таковое имеется) или на конкретные неправомерные действия (бездействие) следователя, отдел, в котором он работает, какие попытки были предприняты для разрешения ситуации.
Жалоба на следователя как образец может послужить и для других обращений, например, для обжалования решений прокурора, начальника следственного комитета уже в суде или других инстанциях.
Образцы жалоб можно найти на официальных сайтах госструктур или юридических порталов. При этом жалоба в прокуратуру или в СК РФ будет рассмотрена даже при описании ситуации своими словами, не по форме или образцу, без ссылок на закон.
Составляйте обращение в двух (иногда и более) экземплярах. Один останется у вас (за подписью и штампом), второй вы передадите адресату. Копию жалобы в прокуратуру нередко направляют еще и руководителю СК.
Тем не менее лучше всего для составления жалобы в прокуратуру, суд или в следственный комитет обратиться к юристу или адвокату. Когда дело касается уголовного судопроизводства ошибка может дорого обойтись.
Жалоба на незаконные действия следователя позволяет пресечь нарушения. Это гарантия законности и справедливости. Но бывают случаи, когда все в рамках, просто не устраивает ход расследования.
Здесь стоит помнить, что следователи загружены работой, на их плечах ответственность и обязательства перед обществом. Поэтому старайтесь объективно оценивать шаги, решения следователей, а также дознавателей и других сотрудников.
Перед жалобой попытайтесь мирно урегулировать вопрос, в большинстве конфликтов это помогает. Сотрудники следственного комитета очень не любят лишний раз оправдываться на ковре у начальства и не хотят взысканий (получить выговор, лишиться звания и т. п.).
Только ни в коем случае не позволяйте нарушать ваши права и ущемлять законные интересы умышленно. Потому что часто сотрудники отказываются регистрировать заявления, на жалобы можно встретить отписки – с этим обязательно нужно бороться. При необоснованном отказе обращайтесь в вышестоящие инстанции.
К сожалению, судебная практика не всегда положительна. Чтобы жалоба была удовлетворена, важно тщательно изучить все материалы, документы по делу, обстоятельства, составить обращение юридически грамотно и обоснованно.
Гражданам не всегда легко разобраться во всех тонкостях законодательства, поэтому советуем вам консультироваться с юристом.
Источники: