Сколько лет органам прокуратуры

Еще не прошло и месяца как вся прокурорская система с размахом отметила свое 295–летие. Надо сказать, что дата достойная. Однако справедливости ради все же следует расставить некоторые акценты в формировании и развитии национальных органов прокуратуры, в том числе и по дате празднования, что и постараюсь сделать в данном блоге.

Прокурорский надзор, в этот период времени, сводился в основном к напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии, то есть выполнял роль, как уже указывалось выше, особого фискального органа непосредственно в интересах верховной власти, тогда как другие фискальные органы осуществляли свою деятельность в интересах губернаторов и воевод (см.Серов Д.О. Прокуратура Петра I (1722-1725 гг): историко-правовой очерк. Новосибирск, 2002)

В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны (1730-1740гг.), прокуратура практически бездействовала и в своих прежних прерогативах была восстановлена лишь в период царствования Елизаветы Петровны (1741-1761гг.). Во всех направлениях государственной и политической деятельности она стремилась продолжить реформы своего отца. Указом императрицы от 12 декабря 1741 г. была восстановлена прокуратура в рамках указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора (см.Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.. 1986).

С принятием Судебных уставов 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа трансформируется в основном в орган уголовного преследования (см. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969; Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993).

Читайте также:  Стоит ли идти в прокуратуру

Следует отметить, что отнесение царской прокуратуры к карательному органу и оплоту самодержавия, было не лишено оснований. В особенности это стало особенно очевидным в период правления Николая II (1894-1917). Об этом достаточно подробно можно узнать из речей П.А. Столыпина (см. Столыпин П.А. Речи в Государственной думе и Государственном Совете. Нью-Йорк, 1990. ), а также из работ Н.С. Таганцева, С.И. Викторского, А. Гейфмана и др. (см. Таганцев Н.С. Смертная казнь: сборник статей. СПб.: Издание М.И. Семенова,1913; Викторский С.И. Русский уголовный процесс (репринтное издание). М., 1997; Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917. М., 1997).

С подъемом революционного движения продолжает усиливаться роль прокуратуры как органа уголовного преследования, что в первую очередь и послужило причиной того, что первым же Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года прокуратура, как государственный институт, была упразднена, без замены ее новой советской прокуратурой. Однако отсутствие прокуратуры не означало, что в молодой советской республике не был организован надзор за исполнением законов. Таким образом, функция наблюдения (но не надзора) за исполнением законов государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами оказалась рассредоточенной среди ряда органов и учреждений, что отнюдь не способствовало единообразному пониманию законности и не отвечало требованиям ее всемерного укрепления.

Разобщенность в работе всех перечисленных органов, отсутствие у них императивных полномочий и властно-распорядительных функций не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов по всей стране.

Из создавшегося положения был только один выход – учреждение специального централизованного органа, подчиненного только центральной государственной власти, независимого от поднадзорных ему учреждений, от каких-либо местных влияний, способного эффективно осуществлять надзор за точным и безусловным исполнением законов всеми органами власти и государственного управления, должностными лицами и гражданами на всей территории страны.

Читайте также:  Кто прокурор сзао г москвы

По мысли В. И. Ленина, таким органом должна была стать советская прокуратура. Принятое Положение о прокурорском надзоре в РСФСР от 28 мая 1922 г. представляло собой нормативный акт, в котором нашли отражение основные вопросы организации и деятельности прокуратуры: понятие и задачи прокурорского надзора, функция прокурора, наличие четырех отраслей прокурорского надзора с близкими к современному правовому регулированию полномочиями прокуроров. Во главе прокуратуры, в качестве прокурора республики, состоял народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании прокурора республики находился входящий в состав Народного комиссариата юстиции отдел прокуратуры. Согласно данному нормативному акту, в непосредственном подчинении прокурора республики в каждой губернии и области РСФСР состояли прокуроры, назначаемые прокурором республики, и их помощники, между которыми распределялось исполнение возложенных на прокуратуру обязанностей. Положение о прокурорском надзоре по существу восстанавливало российскую модель прокуратуры периода царствования Александра II.

Единственно, что созданная прокуратура не была самостоятельным органом (как это уже было в истории прокуратуры в период правления Александра I). Долгое время она находилась в составе Наркомата юстиции РСФСР или при Верховном Суде СССР, осуществляя надзор за законностью в стране в тесном взаимодействии с судами и органами юстиции.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector