Прокурор в рассмотрении уголовных дел судами может

Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел, как уже отмечалось, регулируется прежде всего ст. 35 Закона о прокуратуре. Однако эта норма имеет отсылочный характер, так как в п. 1 этой статьи указано, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным (в данном случае уголовно-процессуальным) законодательством РФ и другими федеральными законами. Из этого следует, что основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ.
Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации. Среди конкретных можно выделить две основные задачи. Ими являются: во-первых, обеспечение законности и обоснованности государственного обвинения (п. 4 ст. 37 УПК РФ); во-вторых, обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел. Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда частных, более узких задач. В их числе можно назвать в первом случае организацию участия прокурора в суде, обеспечение участия наиболее квалифицированного государственного обвинителя, обеспечение тщательной подготовки к судебному рассмотрению уголовного дела и т.д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность апелляционного и кассационного обжалования правовых актов, принятых судом по уголовному делу; обеспечение квалифицированного составления апелляционных, кассационных и надзорных представлений, участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряд других.

Действующее законодательство — Закон о прокуратуре и УПК РФ предусматривают два основных вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении:
1) собственно участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции;
2) надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу. Каждый из этих видов деятельности прокурора осуществляется в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Ввиду довольно существенного различия функций и полномочий прокурора в названных стадиях судопроизводства, рассмотрим каждую из них по отдельности.

Участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
Как известно, уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, в районных, городских судах, в судах субъектов РФ и в Верховном Суде РФ. Начинается рассматриваемая деятельность прокурора с того, что, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт, он в соответствии со ст. 222, 226 УПК РФ направляет дело в суд, которомуоно подсудно. Одновременно с этим обвиняемому вручается копия обвинительного заключения. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют. О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей.
Основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре и п. 1 ст. 37 УПК РФ осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Важно подчеркнуть, что, поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной — защитой — правами. Эти права определены прежде всего в ст. 246 УПК РФ.

Согласно ее требованиям прокурор, участвующий в судебном разбирательстве и поддерживающий государственное обвинение, представляет доказательства и принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Нетрудно убедиться, что перечисленные в ст. 246 УПК РФ полномочия прокурора соответствуют полномочиям, предоставленным законом (ст. 244) защите.

Из этого следует, что прокурор в судебном разбирательстве не осуществляет иных, кроме названных, функций, в том числе и функций надзора. Этот вывод полностью подкрепляется и положениями реализованной в новом УПК РФ концепции судебной реформы, провозгласившей и утверждающей принцип состоятельности судебного процесса.
В стадии предварительного слушания прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, В связи с решением указанных вопросов прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства.В подготовительной части судебного заседания прокурор может заявить ходатайство об отводе составу суда, высказывает свое мнение об аналогичном ходатайстве, заявленном другой стороной, заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ. Прокурор высказывает свое мнение о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников данного судопроизводства. Исключительно важное значение имеет активное участие прокурора в судебном следствии. Значимость участия прокурора на этом этапе судопроизводства повышается в связи с введением в последние годы новых форм судопроизводства, а именно суда присяжных, при котором бремя доказывания полностью возлагается на сторону обвинения.

В процессе судебного следствия прокурор обязан представить объективно и полно исследовать все доказательства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение. При этом прокурор определяет порядок исследования доказательств в суде, очередности допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов; участвует в осмотре вещественных доказательств, местности и помещений и т.п.
На основании исследования всех этих доказательств прокурор должен убедиться в их достаточности для вынесения подсудимому обвинительного приговора. В противном случае прокурор в конце судебного следствия должен заявить ходатайство о дополнении судебного следствия, в котором указать, какие доказательства необходимо дополнительно исследовать в судебном заседании. При этом прокурор указывает на доказательства, уже бывшие предметом судебного исследования, либо новые доказательства, которые судом еще не исследовались.
Выполняемая прокурором функция уголовного преследования наиболее полное и яркое выражение находит в обвинительной речи прокурора. В ней дается краткая характеристика фабулы дела, общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, доказательств вины подсудимого в совершенном преступлении, причин и условий, способствовавших совершению преступления. В обвинительной речи прокурор обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказывает свое предложение относительно меры наказания. Важно отметить, что прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, в частности, выступая в судебных прениях с речью, руководствуется не только требованиями закона, но и внутренним убеждением. Поэтому, если он в процессе судебного следствия и рассмотрения всех материалов дела в суде придет к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтвердилось, то в соответствии с п. 7 ст. 246 УПК РФ обязан отказаться полностью или частично от обвинения. При полном отказе от обвинения обвинительной речи, естественно, быть не может. Прокурор, в зависимости от конкретных материалов дела и результатов судебного следствия, подробно изложив основания и мотивы отказа от обвинения, может заявить ходатайство о возвращении дела на дополнительное расследование либо о прекращении дела. После выступления в прениях представителя защиты и других участников судебного процесса прокурор согласно п. 6 ст. 292 УПК РФ может выступить еще раз с репликой. В ней обычно прокурор уточняет свою уже высказанную позицию, в случае необходимости приводит дополнительные доводы к своей речи обвинителя.

Изложенный выше общий порядок участия прокурора в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции применяется в любом звене системы судов общей юрисдикции, т.е. в районных и городских судах; в судах субъекта РФ, в Верховном Суде РФ.
После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию — надзор за законностью приговоров, определений или постановлений суда, не вступивших в законную силу.

Читайте также:  Можно ли снимать в прокуратуре

Правовой основой прокурорского надзора за законностью приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел и не вступивших в законную силу, является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ. Функция надзора в данном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда, не вступившие в законную силу. Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и п. 4 ст. 354 УПК РФ государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.

В ст. 354 УПК РФ подчеркивается, что прокурор вправе обжаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каждый приговор согласно ст. 297 УК РФ должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требований влечет для прокурора не только право, но и обязанность обжаловать каждый такой приговор. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может отозвать представление до начала рассмотрения его в вышестоящем суде (п. 3 ст. 359 УПК РФ).

В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 355 УПК РФ).

При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК РФ устанавливает, что представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд. Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются основания принесения представления и полной или частичной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нарушение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость назначенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора.
Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК РФ.
По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК РФ прокурор в кассационной инстанции обосновывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 377 УПК РФ после открытия судебного заседания и доклада дела одним из членов суда, прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора. Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор после выступления представителя осужденного, потерпевшего или иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, высказывает свое мнение относительно обоснованности жалобы.

В процессе участия в кассационном рассмотрении дела прокурор имеет право знакомиться с дополнительными материалами, представленными суду, заявлять ходатайства, представлять дополнительные материалы в обоснование представления. Определение кассационной инстанции по рассмотренному делу окончательно. В случае несогласия прокурора оно может быть обжаловано лишь в порядке надзора.

Оспаривание приговоров, определений и постановлений вступивших в законную силу
Правовой основой деятельности прокурора по оспариванию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений, суда по уголовному делу является п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре. В соответствии с этой нормой прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу и принести надзорное представление, если сочтут, что они незаконны или необоснованны. Если обжалование таких приговоров, определений, постановлений не входит в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением о вынесении представления к вышестоящему прокурору. Более подробно обжалование прокурором приговоров, определений и постановлений регламентировано в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 402—405, 407, 411, 412 УПК РФ). По смыслу закона обжалование в порядке надзора имеет исключительный характер. Поэтому в законе четко перечислены суды, имеющие право рассматривать надзорные жалобы и представления. Согласно смысла ст. 403 УПК РФ право на принесение надзорных представлений в порядке надзора имеют: а) Генеральный прокурор РФ и его заместители на приговоры, определения и постановления любого суда РФ за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ; б) прокурор субъекта РФ на приговор и определение районного (городского) народного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Исключительность надзорного обжалования подчеркивается и ст. 405 УПК РФ. В соответствии с ее требованиями обжалование и последующий пересмотр приговора, определения или постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела не допускается.

Надзорное представление на вступившие в силу незаконные приговор, определение или постановление районного (городского) суда, кассационное определение суда субъекта РФ приносится в президиум суда субъекта РФ и там рассматривается. Представления на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами РФ, на постановления судей судов субъектов РФ, если эти приговоры, определения и постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ на постановления президиумов судов субъектов РФ, приносятся Генеральным прокурором РФ (или его заместителем) в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Представления на вступившие в законную силу определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ приносятся Генеральным прокурором РФ в Президиум Верховного Суда РФ.

Для решения вопроса о внесении надзорного представления на вступивший в законную силу приговор, определения или постановления суда прокурор, имеющий право на принесение надзорного представления, может в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело. Районный (городской) прокурор также имеет право истребовать любое дело, но в случаях необходимости принесения представления в порядке надзора он входит с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору. Если прокурор, изучив истребованное дело, не находит оснований для принесения представления в порядке надзора, он возвращает дело в суд и сообщает заинтересованным лицам об этом.
При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает представление. В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ. В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено. Определения или постановления президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке надзора в указанном выше порядке. Постановление Президиума Верховного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит, за исключением случаев выявления вновь открывшихся обстоятельств.

Читайте также:  Кто такой окружной прокурор

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. Антикапиталистические теории первой половины XIX в.
  2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
  3. В середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
  4. В целом, клиническая и рентгенологическая симптоматика первой фазы острого абсцесса лёгкого типична для крупозной или очаговой пневмонии.
  5. Виды приговоров суда первой инстанции
  6. Внешняя и внутренняя политика Речи Посполитой во второй половине XVI — первой половине XVII вв.
  7. Внешняя политика СССР в первой половине ХХ в.
  8. Во второй пол. XVII – первой пол.XIX в.
  9. Во второй половине XIX – первой половине XX вв.
  10. Возбудимость, возбуждение и торможение, их участие в трудовой деятельности человека
  11. Возложение судом обязанности загладить причиненный вред.
  12. Вопрос 3. Рассмотрение дела в кассационной инстанции.

Во всех стадиях судебного разбирательства прокурор должен в пол­ной мере использовать свои права по устранению нарушений норм УПК, допущенных другими участниками процесса, которые в дальнейшем могут являться основанием для признания принятого по делу решения незакон­ным и подлежащим отмене.

С этой целью прокурор наделен правом:

1) заявлять отводы и ходатайства;

2) высказывать мнение по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действий другой стороны;

3) возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего;

4) требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия (ч. 6 ст. 34 УПК).

Права и обязанности государственного обвинителя в судебном заседании регламентируются разд. 9 УПК. Прокурор в подготовительной части судебного заседания участвует в решении судом вопросов об отводах участников судебного заседания, необходимости вызова в суд новых свидете­лей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказа­тельств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без при­сутствия кого-либо из участвующих в деле лиц.

В подготовительной части судебного заседания прокурор дает заключение по возникающим вопросам, заявляемым участниками процесса хо­датайствам, сам заявляет различного рода ходатайства, высказывает свои соображения о возможности слушания дела в отсутствие кого-либо из лиц, вызванных в судебное заседание. Заключение прокурора является одним из процессуальных действий, логически связанных со всей его предшествующей и последующей деятельностью. Заключение дается в устной форме, основное его содержание заносится в протокол судебного заседания.

Каждое заключение прокурора, каких бы вопросов оно ни касалось, должно быть:

1) объективным и доказательным. Содержащиеся в нем выводы должны отражать истину по делу, никакие произвольные толкования закона и фактических обстоятельств недопустимы. В заключении следует при­водить убедительные мотивы, логически безупречные доводы, кото­рые будут определять те выводы, к которым пришел прокурор;

З) юридически обоснованным, т.е. содержать ссылки на нормы материаль­ного и процессуального права. Если возникает необходимость дать юридическую оценку преступления или решить иные сложные право­вые вопросы, целесообразно использовать судебную практику, со­слаться на руководящие постановления Пленума Верховного Суда Рес­публики Беларусь;

4) определенным. Прокурор должен занять четкую позицию по обсуждаемому вопросу, высказаться положительно или отрицательно, а не аль­тернативно.

При неявке государственного обвинителя суд откладывает судебное разбирательство, сообщая о неявке вышестоящему прокурору.

Исключение института доследования из уголовного процесса вызвало необходимость расширения полномочий государственного обвинителя по изменению обвинения. Если раньше прокурор был вправе только отказаться от обвинения в какой-то его части, то сейчас он также вправе в трех случаях предъявить новое обвинение:

1)если возникает необходимость в предъявлении более тяжкого обвинения;

2)если возникает необходимость в предъявлении нового обвинения, ухудшающего положение обвиняемого;

3)если возникает необходимость в предъявлении нового обвинения, существенно отличающегося по самому содержанию от предъявленного ранее.

B теории уголовного процесса считается, что прокурор обязан отка­заться от обвинения, если:

. не установлено событие преступления;

. в деянии подсудимого нет состава преступления;

. не доказано участие подсудимого в совершении преступления.

Однако независимо от того, поддерживает ли прокурор обвине­ние, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить

законный и обоснованный приговор.

Речь государственного обвинителя должна отвечать определенным тре­бованиям. Прежде всего, это хорошее знание материалов уголовного дела, без этого даже самый одаренный прокурор не может произнести речи, которая бы помогла суду правильно ответить на вопросы, ответы на кото­рые должны содержаться в приговоре, иначе говоря, постановить право­судный приговор. В речи прокурора должен содержаться глубокий соци­альный, правовой и психологический анализ фактов. Необходимым каче­ством речи является ее убедительность. Отсутствие убедительности — наи­более распространенный недостаток речей прокуроров. Он проистекает от того, что некоторые прокуроры обходят молчанием доказательства, свидетельствующие в пользу подсудимого, тем самым прокуроры подчерки­вают свою необъективность и предвзятость.

В речи прокурора должна быть безукоризненная логика, простой и ясный язык, понятный не только юристам, но и лицам, юридически не осведомленным. Украшает речь прокурора образность, использование метафор и т.п.

По своей правовой сущности и процессуальному значению речь государственного обвинителя является правовым актом, посредством которого прокурор реализует свои полномочия в суде.

От прокурора требуется не перечисление доказательств, а критический анализ и объективная их оценка. При этом он оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, пол­ном и объективном рассмотрении дела. При построении обвинительной речи прокурор исходит из перечня вопросов, которые разрешает суд при постановлении приговора.

Передовая практика поддержания государственного обвинения выработала единую структуру речи. В ней содержатся следующие элементы: 1) социально-общественная оценка преступления; 2) анализ и оценка доказательств; 3) предложения о мерах по предупреждению преступлений; 4) юридическая оценка преступления; 5) характеристика личности подсудимого; 6) предложения о мере наказания; 7) соображения о возмещении материального ущерба; 8) определение судьбы вещественных доказательств.

После произнесения речей участниками судебных прений государственный обвинитель может выступить с репликой, если усмотрит необхо­димость возразить стороне защиты по каким-либо вопросам, имеющим отношение к обвинению.

| следующая лекция ==>
Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел | Участие прокурора в суде кассационной инстанции

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Российская Академия Правосудия Центральный филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

студентка 4 курса

Полномочия прокурора при рассмотрении дел судами первой инстанции

Прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.

Во-первых, он принимает непосредственное уча­стие в рассмотрении судом конкретных уголов­ных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел. Таким образом, исполняется принцип состязательности судебного процесса. В этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участ­ника, стороны уголовного, гражданского или арби­тражного судопроизводства.

В уголовном процессе особенно важна роль про­курора как государственного обвинителя, само­стоятельного участника процесса. При участии в про­цессе прокурор представляет интересы государства.

Читайте также:  Что нужно знать для работы дознавателем

В гражданском процессе он может представлять интересы группы лиц или интересы особо нуждаю­щихся в защите групп населения, таких как несовер­шеннолетние.

Во-вторых, функция прокурора в судопроизводстве состоит в прокурорском надзоре за законностью решений, приговоров, определений или постанов­лений суда. Реализация функции предполагает пра­во и обязанность прокурора опротестовать в установ­ленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности.

— защита прав и свобод человека и гражданина;

— защита охраняемых законом интересов общества и государства;

— обеспечение верховенства закона;

— обеспечение единства и укрепления законности.

Решение поставленных задач в процессе участияпрокурора в рассмотрении конкретных дел или осу­ществлении надзора за законностью издаваемых су­дом правовых актов осуществляется путем примене­ния предоставленных прокурору законом полномочий. Прокурор имеет право:

1) участвовать в рассмотрении дел судами;

2) осуществлять уголовное преследование в суде;

3) выступать в качестве государственного обвини­теля в суде;

4) обратиться в суд с заявлением о признании пра­вовых актов должностных лиц незаконными и, следо­вательно, недействующими с исковыми заявлениями с целью защиты материальных и иных интересов от­дельных граждан, групп населения или юридических лиц;

5) вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых за­конных интересов общества или государства.

Широкими полномочиями обладает Генераль­ный прокурор:

1) Генеральный прокурор РФ имеет право участво­вать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Ар­битражного Суда РФ;

2) за Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конститу­ционных прав и свобод граждан примененным или под­лежащим применению каким-либо законом;

3) опротестовать или обжаловать в вышестоящий суд не вступившие в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;

4) опротестовать вступившие в законную силу ре­шение, приговор, определение или постановление су­да по любому делу;

5) Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленумы Верховного Суда РФ и Вы­сшего Арбитражного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арби­тражным, уголовным и административным делам.

В Законе о прокуратуре перечислены лишь основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом дел и осуществлении надзора за законностью судебных решении, приговоров, определе­ний и постановлений. Участвуя в судопроизводстве по конкретным делам, прокурор реализует ряд организа­ционных полномочий, полномочий по ведению судебного следствия, участию в кассационной, апелляционной и надзорной инстанции и ряд других.

Прокурор является должностным лицом, уполно­моченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за про­цессуальной деятельностью органов дознания и орга­нов предварительного следствия.

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

При осуществлении уголовного преследования прокурором при рассмотрении уголовных дел судом речь идет об уголовном преследовании обвиняемого.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняе­мых законом интересов общества или государства.

При обращении прокурора в суд такие обращения не облагаются госпошлиной. Вопрос о том, требуется ли защита со стороны прокурора в такой форме, ре­шается прокурором.

Законодательство РФ устанавливает случаи, когда участие прокурора в уголовном процессе невозможно.

Так, прокурор не может участвовать в произ­водстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ответчиком по данному делу;

2) участвовал в качестве присяжного заседателя; эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секре­таря судебного заседания, защитника, законного представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика;

3) является близким родственником или родствен­ником любого из участников производства по данному уголовному делу.

Прокурор также не вправе участвовать в уголовном деле, если имеются иные основания полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Во всех таких случаях прокурор обязан заявить сам­оотвод. Если он не сделал этого, отвод вправе заявить обвиняемый, его законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец или ответчик или их представители.

Решение об отводе прокурора принимает суд, рассматривающий дело. Участие прокурора в произ­водстве предварительного расследования и его уча­стие в судебном разбирательстве не являются пре­пятствиями для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.

Государственное обвинение — это специальная деятельность прокурора как представителя государ­ства, направленная на поддержания обвинения в суде. В процессе этой деятельности прокурор осуществляет полномочия, предоставленные ему законом. Поддержа­ние обвинения в суде выражается в представлении су­ду всех доказательств, обосновывающих выводы орга­нов следствия относительно события преступления и виновности лица, полученных на основании закона в хо­де предварительного следствия.

Прокурор утверждает обвинительное заключе­ние или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государ­ства, а также, если этого требует охрана прав граждан или общественных интересов.

Прокурор обеспечивает законность и обоснован­ность государственного обвинения.

В судебном разбирательстве прокурор, осуществ­ляя уголовное преследование, пользуется равными правами с другими участниками судебного разбира­тельства. Эта функция выполняется им в течение все­го разбирательства дела независимо от занятой пози­ции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.

Если в ходе судебного разбирательств представ­ленные доказательства не подтверждают предъяв­ленное подсудимому обвинение, прокурор отказыва­ется от обвинения.

Прокурор вправе отказаться от осуществления уго­ловного преследования, если имеются достаточные основания для этого.

В целом прокурорские функции в суде с уча­стием присяжных заседателей аналогичны его функ­циям в обычном суде. Однако здесь 1 есть своя специ­фика. В ряде случаев прокурор наделяется рядом дополнительных обязанностей.

Особенности участия прокурора в суде присяжных определяются своеобразием процессуального поряд­ка, установленного УПК РФ для назначения судебного заседания и разбирательства дел в этом суде.

Необходимость участия прокурора в предваритель­ном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизвод­ства по делу. Судья, проводящий судебное заседание с обязательным участием прокурора, обвиняемого, за­явившего ходатайство о рассмотрении дела в суде при­сяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли об­виняемый свое ходатайство либо ходатайствует о рассмотрении дела судьей единолично.

Роль прокурора на стадии предварительного слуша­ния дела сводится к тому, что он должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие либо если он сам отказывается от участия в заседании.

Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях хода­тайство.

Важное значение при этом имеет оценка прокуро­ром допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или ча­стично. В этом случае судья прекращает дело полно­стью или в соответствующей части.

Источники:
http://studopedia.su/6_6496_uchastie-prokurora-v-rassmotrenii-ugolovnih-del-sudom-pervoy-instantsii.html
http://mirznanii.com/a/29908/polnomochiya-prokurora-pri-rassmotrenii-del-sudami-pervoy-instantsii

Читайте также:
Adblock
detector