Прокуратура рф является ли органом государственной власти

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе, ни Совету Федерации.

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.

С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (ане только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации.

Сказанное позволяет сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры – это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.

Читайте также:  Когда отмечают день прокуратуры в россии

Место прокуратуры в системе органов государственной власти

Развитие правового и демократического государства невозможно без функционирования правоохранительных органов. Необходимая защита правового пространства обеспечивается функциями государства как правового образования, вытекает из норм Конституции РФ о необходимости исполнения законов. В России данная функция традиционно возложена на прокуратуру.

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ.

Прокуратура осуществляет деятельность в сфере надзора за реализацией норм действующего законодательства, соблюдением норм Конституции РФ и нормативно-правовых актов, которые регулируют различные сферы общественных отношений.

Надзор прокуратуры весьма широк: это и жилищные отношения, и отношения в сфере здравоохранения, надзор за правоохранительными органами, системой образования и так далее. Прокурор не только осуществляет надзор за соблюдением норм законодательства, но и выступает в качестве обвинителя в уголовном процессе, участвует в арбитражном и гражданском процессе.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Тем самым прокуратура реализует одну из важнейших задач, возложенную на государственную власть, — правоохранительную. Конституция РФ прямо предусмотрела, что ее нормы обладают высшей юридической силой, и все субъекты должны соблюдать ее, а также иные законы РФ. При этом прокуратура не относится к системе судебной власти и не является ее элементом, не отправляет правосудие, так как данные полномочия принадлежат исключительно суду. В то же время прокуратура не является органом исполнительной власти, реализуя несколько иные функции.

Отличительные черты прокуратуры РФ

Прокуратура также не относится к органам законодательной власти, так как не наделена правотворческими функциями. Некоторые полагая, что прокуратура имеет отношение к администрации Президента РФ, так как осуществляет надзор от имени Президента РФ, выступая в качестве орудия президентской власти по обеспечению законности и правопорядка в обществе. С одной стороны, учитывая особенности назначения на должность Генерального прокурора РФ, с данным утверждением можно согласиться. С другой стороны, если рассматривать правовое положение данных субъектов, можно выявить некоторые несовпадения:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Во-первых, они касаются полномочий Президента, который реализует широкий набор функций, и прокуратуры, основной целью деятельности которой является обеспечение правопорядка на территории России.
  • Во-вторых, несмотря на то, что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, вопросами назначения и освобождения его от должности ведает Совет Федерации РФ.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти. Она осуществляет самостоятельное направление деятельности, а именно надзор за соблюдением законности и правопорядка как обществом в целом, так и отдельной личностью. При этом прокуратура обладает независимостью от иных органов власти, политических и общественных объединений.

Необходимо также различать прокурорский надзор и государственный контроль. Так, последний предусматривает проведение проверок в отношении юридических лиц или частных предпринимателей по соблюдении ими норм действующего законодательства. Кроме того, прокуроры не осуществляют распорядительную деятельность, не могут отменить какой-либо нормативно-правовой акт самостоятельно, определить целесообразность расстановок сил и средств и так далее. Кроме того, функции органов исполнительной власти разделены между друг другом, в тоже время прокуратура выполняет свои функции как единый орган, осуществляя всеобъемлющий надзор.

Читайте также:  Может ли сотрудник прокуратуры быть свидетелем

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Для любого государства несомненную важность представляет обеспечение точного и единообразного исполнения законов, принятых его законодательными органами. Данная задача тем или иным способом реализуется в деятельности различных государственных органов, в том числе и специально созданных для выполнения правоохранительных функций, но особое место в числе таких органов в Российской Федерации занимает прокуратура.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” [81] (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Деятельность органов прокуратуры преследует следующие цели:

1. Обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, главное назначение прокуратуры в нашем государстве, определяющее все содержание и характер ее деятельности, отношения прокуратуры с другими государственными органами – это надзор за исполнением законов на всей территории страны и обеспечение законности во всех сферах общественных отношений. Значимость такого надзора для нормального функционирования государства подчеркивает и конституционное закрепление основ организации и деятельности прокуратуры – им посвящена ст.129 Основного закона.

Надзор за исполнением законов, как основное направление деятельности учрежденных Петром I прокуроров, сочетался с осуществлением ими уголовного преследования – прокуроры обязаны были принимать от фискалов донесения, расследовать их и предлагать на рассмотрение в соответствующих присутственных местах (судах) [86] .

За период своей истории российская прокуратура неоднократно реформировалась, в отдельные времена – утрачивая свои позиции, становясь малозаметной структурой в государственном аппарате. Кардинально были реформированы устройство и организация прокуратуры в результате судебно-правовой реформы 60-х годов XIX века, когда прокуратура практически была отлучена от осуществления надзора за законностью в государстве (за исключением законности судебных решений) и на первый план вышло осуществление органами прокуратуры уголовного преследования – прокурорам была отведена лишь роль стороны обвинения в уголовном судопроизводстве [87] . Это было связано с предусмотренным реформой отделением власти судебной от власти обвинительной, осуществление которой возлагалось на прокуроров.

В таком виде прокурорская деятельность в нашей стране осуществлялась до Октябрьской революции, когда, Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 г. российская прокуратура, наряду с другими дореволюционными судебными установлениями, была упразднена, а функции надзора за соблюдением декретов, привлечения к ответственности лиц, их нарушающих, а также надзор за законностью деятельности следственных комиссий, поддержание обвинения в народных судах и революционных трибуналах были возложены на иные органы – Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) и коллегии обвинителей, избираемые местными Советами.

В последующем, в течение советского периода истории нашего государства, прокуратура еще не раз подвергалась изменениям – менялись ее названия, система, структура, совершенствовалось правовое регулирование, но основное содержание деятельности оставалось неизменным – прокуратура являлась органом надзора, который полномасштабно осуществлялся во всех сферах общественных отношений, при этом прокуратура играла важную роль в реализации уголовного преследования, надзирая за исполнением законов при расследовании уголовных дел и поддерживая обвинение в суде.

Читайте также:  Каким образом осуществляется подача документов в прокуратуру

Определяя главные черты, характеризующие современную российскую прокуратуру, выделим следующие:

1) Прокуратура – это федеральный орган государственной власти. Свою деятельность прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации. Полномочия прокуратуры распространяются на всю территорию РФ, независимо от конституционно-правовых особенностей статуса некоторых субъектов Федерации или специфики отдельных административно-территориальных единиц (функции прокуратуры реализуются также и в закрытых административно-территориальных образованиях) [94] .

2) Прокуратура занимает специфичное положение в государственном устройстве России. Являясь органом государственной власти и находясь в тесных отношениях со всеми ветвями власти, она не может быть однозначно отнесена ни к одной из них.

По характеру осуществляемых полномочий прокуратура в определенной степени “тяготеет” к органам исполнительной власти [95] . Вместе с тем, прокуратура не включена в систему федеральных органов исполнительной власти, определенную Указом Президента РФ “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” №314 от 9 марта 2004 г. В свою очередь, данные органы поднадзорны прокуратуре. В Конституции РФ ст. 129, устанавливающая основы организации прокуратуры, отнесена к главе седьмой “Судебная власть”. Но судебная власть в РФ принадлежит только судам, несмотря на то, что она, в соответствии с действующим процессуальным законодательством, осуществляется при значительном участии прокуроров в судопроизводстве.

Интересны отношения прокуратуры с законодательной властью, ведь прокуратура может рассматриваться как примыкающий к законодательной власти орган, уполномоченный надзирать за исполнением принимаемых законов. В то же время, законодательных функций прокуратура не осуществляет, закон о прокуратуре говорит лишь об участии прокуратуры в правотворческой деятельности.

Таким образом, имеются предпосылки считать прокуратуру отдельным самостоятельным органом государственной власти. Конституцией и действующим Законом о прокуратуре данный вопрос оставлен открытым.

3) Прокуратура относится к числу правоохранительных органов. Ее деятельность в полной мере отвечает всем признакам правоохранительной деятельности – она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства; осуществляется специально уполномоченными субъектами только на основании закона и в соответствии с законом; связана с применением мер государственного принуждения; принятые прокурорами законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

4) Главным содержанием прокурорской деятельности является надзор за исполнением действующих на территории России законов. Другие осуществляемые прокуратурой направления деятельности, как правило, обусловлены или тесно связаны с выполнением ею надзорных задач в масштабе всего государства.

5) Прокуратура имеет разветвленную систему органов, позволяющих ей осуществлять надзор во всех урегулированных законом сферах правовых отношений. В то же время, эта система органов построена на началах единства и строгой централизации.

Таким образом, несмотря на сложный путь, пройденный российской прокуратурой, до настоящего времени сохранены заложенные в нее при создании основные черты, характеризующие прокуратуру как единый централизованный государственный орган, главным предназначением которого является осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, действующих на территории государства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источники:
http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/prokuratura_v_sisteme_organov_gosudarstvennoy_vlasti/
http://studopedia.org/3-20962.html

Читайте также:
Adblock
detector