Прокуратура рф относится к какой ветви власти

Дата публикации: 28.02.2017 2017-02-28

Статья просмотрена: 1703 раза

В статье рассматриваются подходы к определению прокуратуры как четвёртой ветви власти, приводятся аргументы в пользу точки зрения о необходимости её выделения как самостоятельной ветви власти.

В настоящий момент в юридической науке идут споры по поводу места прокуратуры Российской Федерации в современной системе государственной власти.

В некоторых исследованиях отмечается, что система и структура органов прокуратуры России в своей основе сложилась в конце 1970-х годов и остается до настоящего времени стабильной. В то же время, это не означает, что она застыла в своем развитии, что не существует проблем в сфере прокурорской деятельности и исчерпаны дальнейшие резервы ее совершенствования. Об этом свидетельствует динамика изменений, направленная на оптимизацию системы и структуры органов прокуратуры [3, с. 2].

В настоящее время в России существует немало сторонников, выступающих за выделение прокуратуры в отдельную ветвь власти к ним относиться В. Н. Андриянов [4, с. 73–78], И. В. Велиев [5], Ю. Ковязина [10, с. 8–11], А. Ф. Козлов [11, с.8] и другие.

Приведем несколько аргументов в пользу данного подхода, то есть обособление прокуратуры РФ и выделение её в отдельную ветвь власти.

Во-первых, в действительности прокуратура не входит ни в одну из существующих ветвей государственной власти. Вместе с тем, прокуратура отвечает всем необходимым критериям, предъявляемым к отдельной ветви власти. Согласно сложившимся теоретическим подходам каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением, занимает свое место в общей системе государственной власти и представляет собой систему органов государственной власти, с определёнными методами деятельности [8, с. 24–26; 13, с. 18]. Стоит отметить, прокуратура РФ может быть отнесена к отдельной ветви власти, поскольку она организационно не зависит от структур других ветвей государственной власти (п. 1 ст. 4) [2].

Читайте также:  Является ли деятельность прокуроров государственной службой

Так или иначе, в условиях современного государства существующий принцип разделения властей оказывается недостаточной, поскольку развивается процесс выделения четвертой, контрольной власти, которая обладает значительным своеобразием с позиции устройства структуры органов и методов их деятельности.

Вместе с тем, на практике реализация данного подхода может вызвать некоторые проблемы:

– во-вторых, прокуратура осуществляет не только контрольную функцию, но и координационную функцию, а также участвует в правотворческой деятельности [6, с. 119];

– в третьих, существует препятствие развитию системы независимого контроля, это прослеживается в действующей Конституции РФ, в частности, в механизме внесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ (гл. 9). Проблема заключается в том, что ч. 1 ст. 11 основного закона закрепила основные органы государственной в России (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ) и согласно ч. 1 ст. 135 Конституции РФ глава 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Таким образом, для того чтобы внести прокуратуру РФ в качестве самостоятельного органа стоящего наравне с перечисленными необходимо пересмотреть Конституцию РФ [6, с. 119].

Однако независимо от этого признано, что отказ от прокурорского надзора в различных сферах государственной деятельности может привести общество к правовой беспомощности, поэтому требуется обеспечить сохранность прежние функции прокуратуры (при известной их трансформации) и передать ей новые. При этом особенно подчеркивалось, что, несмотря на включение в Конституцию РФ ст. 129 о прокуратуре, полномочия прокуратуры не могут ограничиваться сферой судебной деятельности, что предопределяет положение прокуратуры как самостоятельного органа государственной власти [5].

Отметим, что существует и другой подход к определению места прокуратуры РФ в системе государственных органов. В частности О. И. Куленко, отмечает, что прокуратуру РФ стоит рассматривать как многофункциональный орган, который не относиться ни к одной из ветвей власти [12, с. 54].

Читайте также:  Почему в узбекистане сажают прокуроров

Так как прокуратура представляет собой самостоятельный государственно-правовой институт, отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти (п. 1 ст. 1) [2].

Кроме того, прокуратуру нельзя полностью отнести ни к одной из существующих ветвей власти, поскольку она выступает в качестве самостоятельного звена системы сдерживания любой из ветвей власти.

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей направленности присущи другим ветвям государственной власти. Например, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью свойственно органам исполнительной власти. В это же время надзорная функция свойственна представительным органам (в сфере надзора за исполнением законов). В свою очередь, поддержание государственного обвинения и участие прокурора при рассмотрении судом различных дел призваны способствовать осуществлению правосудия.

Социальная ценность прокуратуры как государственно-правового института и как гаранта нормального функционирования государственной власти заключается в государственном надзоре за законностью в Российской Федерации [6, с. 120].

Таким образом, анализируемый подход по выделению прокуратуры РФ в отдельную ветвь власти в теории имеет место быть. Поскольку происходит трансформация традиционного принципа разделения властей и добавления четвертной контрольной власти, однако реализовать этот подход на практике весьма проблематично. Поставить точку в данном споре можно только тогда, когда в Конституции РФ появиться самостоятельная глава, посвященная прокуратуре с закреплением её цели, задач и функций.

Полагаем, что более рациональным является подход к определению места прокуратуры, как многофункционального органа власти, который не принадлежит ни к одной из существующих ветвей власти.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector