Помощник прокурора по особым поручениям чем занимается

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящихпрокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят: [1]

· Генеральная прокуратура Российской Федерации

· Прокуратуры субъектов Российской Федерации

· Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

· Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

· Научные и учебные учреждения прокуратуры

· Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Заместители генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, главный военный прокурор Российской Федерации, заместители генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются генеральным прокурором Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

· Первый заместитель генерального прокурора

· Заместитель генерального прокурора

· Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)

· Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)

· Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

· Первый заместитель прокурора

· Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)

· Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)

· Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

· Первый заместитель прокурора

· Старший помощник прокурора

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Деятельность прокуратуры отличается своей многогранностью, поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным при участии ответственных должностных лиц. Помощник прокурора хоть и не является центральной должностью, но тоже имеет свою специфику. И тем, кто планирует работать в данной сфере, стоит знать основные обязанности и требования, связанные с этой профессией.

Кто такой помощник прокурора?

Согласно положению ст.54 закона о прокуратуре России, который упоминает о наличии компетенции прокуроров различных уровней, в том числе и должностей старшего и обычного помощников (ст. 40.1).

Все сотрудники упомянутого уровня обедняются в специальные группы, деятельность которых контролирует заместитель прокурора.

Помощниками прокурора смогут быть граждане РФ, имеющие высшее профильное образование, полученное в учреждении с государственной аккредитацией, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Даже если рассматриваемое лицо может исполнять возлагаемые на них служебные обязанности, стоит соответствовать следующим требованиям:

  • являться гражданином России;
  • быть дееспособным и не иметь судебных ограничений;
  • иметь право занимать государственные должности;
  • не иметь судимость (независимо от сроков дела);
  • не иметь заболеваний, которые препятствуют исполнению работы;
  • не состоять в близком родстве с другими сотрудниками учреждения;
  • согласиться на прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне.

Все работники, включая особ, состоящих в резерве будущих кандидатов для поступления на рассматриваемую службу в органы прокуратуры на должности помощников и старших помощников прокуроров, должны совпадать предъявляемым требованиям.

Обязанности работника

Обычно обязанности помощника прокурора сводятся к бумажной работе, вроде подготовки исков в суд, печать и отправка документов в арбитраж, консультации и прочая помощь гражданам, которые обратились с жалобой, а также проверка дел на коррупционную составляющую. Поэтому человек на данной должности непременно должен:

  1. знать законы РФ;
  2. обладать высоким уровнем интеллекта;
  3. иметь ярко выраженные качества лидера;
  4. уметь быстро анализировать информацию и делать выводы;
  5. быть устойчивым к стрессовым ситуациям;
  6. быть коммуникабельным и вежливым;
  7. сохранять независимость, неподкупность и принципиальность.

Самой важной обязанностью помощника является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет непосредственно прокурор. Но в перечень его работы не входят обязанности самого начальника. Если прокурор отсутствует по уважительной причине, то его заместитель имеет право частично исполнять работу своего работодателя: например, выступать в суде и принимать решения насчёт конкретного дела.

Какие имеет полномочия?

Чтобы определить круг в границах рассматриваемой должности, необходимо уточнить процессуальные функции, которые законодательство возлагает на вышестоящих по отношению к нему прокуроров.

В некоторых ситуациях процессуальные действия и решения он имеет право принимать самостоятельно. Так, осуществляя надзор за выполнением законов органами дознания, помощник прокурора может:

  • возбуждать дела о преступлениях, которые входят в определение ч.1 ст.25 и ч.2 ст.27;
  • требовать от органов материалы дознания и предварительного следствия для проверки;
  • ежемесячно контролировать выполнение требований закона насчёт приёма заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся правонарушениях;
  • выдавать письменные указания о раскрытии преступлений, производстве отдельных следственных действий
  • или розыске подозреваемых лиц;
  • участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в отдельных случаях лично производить следственные действия или расследование;
  • отказывать в возбуждении уголовных дел;
  • давать официальные заключения по вопросам, которые относятся к компетенции прокурора или его первого заместителя;
  • отзывать незаконные и неаргументированные постановления о прекращении или приостановлении дел органами дознания;
  • рассматривать по распоряжению прокурора обращения граждан, на основе которых лично давать разъяснения с разъяснениями об удовлетворении или отклонении его требований.
Читайте также:  Кого прокуратура может представлять в суде

Остальные полномочия помощника прокурора (согласно ст.211 УПК), необходимо определять в индивидуальном порядке, с учётом современного законодательства РФ и приказов генерального прокурора.

Каким образом можно стать заместителем?

Должность помощников прокурора по закону могут занимать только лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными личными качествами для исполнения обязанностей упомянутой профессии. Лишь диплом юриста, стремление сотрудника и положительные рекомендации при подаче бумаг в отдел кадров, позволит получить желаемую должность.

Для начала (даже во время стажировки в университете) можно остановиться на более лёгкой должности следователя, а потом постепенно продвигаться вверх по карьерной лестнице, зарекомендовав себя как трудолюбивого сотрудника. Учитывая особые условия работы в органах, данным работникам необходимы такие качества как высокая работоспособность, энергичность, воля, эрудиция, инициатива, настойчивость и общительность.

В целях формирования профессионального состава, приказом № 378 утверждена единая квалификационная характеристика касательно должности помощника прокурора. Для соответствия требованиям рассматриваемой должности, стоит уделять особое внимание развитию основных моральных и деловых качеств, совершенствованию имеющихся знаний, умений и непрерывно приобретать новые навыки в профессиональной деятельности.

Для быстрого продвижения по службе стоит с первых дней зарекомендовать себя с положительной стороны, быть подкованным не только теоретически, но и иметь соответствующий опыт в практической сфере.

Сколько получает сотрудник?

Сейчас зарплата у помощника прокурора в РФ колеблется в границах от 20 до 50 тыс. руб. в месяц, в зависимости от структуры, где человек трудоустроен, от региона, квалификации, стажа, личных заслуг и достижений сотрудника.

Лица, которые не прошли аттестацию, могут рассчитывать на более низкую ставку: не более 18 –20 тыс. руб. в месяц.

Расчёт происходит на базе 30 % оклада прокурора, подчиненным которого данный служащий и является (с учётом ставки от 1 у обычного помощника и до 2,5- 4, если он числится в штате как старший). Но доход работников прокуратуры не состоит из одного только оклада. Периодические доплаты тоже составляют значительную часть заработка, поскольку включают в себя:

  1. поощрительные премии;
  2. выплаты за классность;
  3. надбавка за научную степень;
  4. бонусы за особые заслуги;
  5. доплата за работу с секретными данными.

Итоговая сумма доплат и поощрений может увеличить стандартный уровень зарплаты в несколько раз. Поэтому только от усердия и личных качеств конкретного человека зависит то, как быстро он получит эту должность (и получит ли её вообще) и сколько будет получать за свой труд. Но стоит осознавать, что специфика данной специализации в любом случае подразумевает большую ответственность и непрерывный профессиональный рост от будущего кандидата.

В. РЯБЦЕВ
В. Рябцев, заведующий отделом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, доктор юридических наук, профессор.
Принят и вступил в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Эти изменения касаются ряда важных аспектов законодательной регламентации организации и деятельности органов прокуратуры. Прежде всего, речь идет о дополнениях и изменениях в ст. 1 Закона: восстановлен прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации.
Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В действительности же органы прокуратуры в процессе своей деятельности устанавливают многочисленные нарушения, несоблюдение, игнорирование Конституции РФ. Отсутствие в Законе о прокуратуре прямого указания на ее обязанность осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ вызвало на практике коллизии, разногласия по этому поводу в отношениях различных государственных структур с должностными лицами. Теперь, с принятием дополнений в ст. 1 Закона о прокуратуре РФ повод для подобных коллизий устранен.
Кроме того, такая обязанность прокуратуры делает еще более очевидной и необходимость восстановления полномочия Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации обращаться в соответствующий конституционный (уставной) суд с ходатайством о проверке конституционности международного договора, закона или иного нормативного правового акта.
Другое, не менее существенное изменение и дополнение в Закон о прокуратуре РФ состоит в более точной правовой регламентации круга государственных органов, на которые распространяется надзорная компетенция прокуратуры.
Эти изменения внесены в п. 2 ст. 1 и в п. 1 ст. 21 Закона. Ранее в этих статьях указывалось, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, другими указанными в них субъектами правоприменения.
В современных условиях понятие «ведомство» утратило нормативно обобщенный смысл и приобрело не столько правовой, сколько обиходный характер. В составе органов исполнительной власти созданы различные федеральные и региональные службы, агентства, комитеты и другие структуры, которые не идентифицируют себя с таким не вполне правовым в современных условиях понятием, как «ведомство».
Это обстоятельство на практике вызывало в ряде случаев противодействие надзорным действиям органов прокуратуры со стороны таких структур. Поэтому в Законе о прокуратуре РФ в редакции Закона от 23 декабря 1998 г. в названных статьях вместо понятия «ведомство» указано, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти». Такая правовая формула Закона в полной мере отражает сложившиеся реалии и отвечает объективным потребностям обеспечения законности при осуществлении прокуратурой надзора в различных сферах правовых отношений.
С принятием Федерального закона «О судебных приставах», созданием службы судебных приставов и активной реализацией ею своих полномочий возникла необходимость включить эту службу в число государственных структур, на которую также распространяется надзорная компетенция прокуроров. Учитывая довольно специфическое положение этой службы в системе органов государственной власти (Министерство юстиции РФ осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через Главного судебного пристава Российской Федерации) и характер ее деятельности, законодатель счел необходимым учесть это обстоятельство и в Законе о прокуратуре РФ. В качестве самостоятельного вида надзорной деятельности прокуратуры в п. 2 ст. 1 Закона теперь предусмотрен «надзор за исполнением законов судебными приставами». Другим существенным дополнением этой статьи является включение органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций в круг субъектов правоприменения, на которых распространяется прокурорский надзор. Такое дополнение отражает реальные потребности воздействовать на коммерческие и некоммерческие структуры в целях побудить их соблюдать законы, нарушения которых широко распространены.
Упорядочено и конкретизировано правовое положение ряда должностных лиц органов прокуратуры. Законом о прокуратуре РФ (в редакции 1995 года) были предусмотрены должности советников Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ и его заместителей. Однако их должностной статус оставался не до конца определенным. Поэтому в новой редакции Закона о прокуратуре предусмотрено, что советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ имеют статус, соответствующий статусу начальников управлений, а его помощники и помощники по особым поручениям, как и помощники по особым поручениям заместителей Генерального прокурора РФ, имеют статус, соответствующий статусу заместителей начальников управлений (ст. 14). Конкретизирован и статус помощников по особым поручениям прокуроров субъектов Федерации (ст. 15).
До принятия изменений и дополнений в Закон о прокуратуре прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры городов и районов, а также специализированных прокуратур назначались на должность сроком на пять лет. Теперь указание на пятилетний срок их назначения на должность исключено. Тем самым порядок их назначения на должность приведен в соответствие с основами законодательства о государственной службе и законодательством о труде.
Принципиально важным дополнением в Закон о прокуратуре является восстановление такого профилактического средства прокурорского воздействия, как предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1).
В 1992 году при принятии Закона о прокуратуре Российской Федерации предостережение было исключено из числа средств правового воздействия прокуроров. Такой отказ отчасти объяснялся тем, что нередко прокуроры прибегали к предостережению, которое являлось средством профилактики правонарушений, в случаях, когда правонарушение уже совершено, и требовались иные меры воздействия. Однако вместо корректировки практики последовал волюнтаристский отказ от предостережения при принятии Закона о прокуратуре РСФСР 1992 года, а затем и при внесении значительных изменений и дополнений в него в 1995 году. Научными же исследованиями прокурорской практики была установлена высокая эффективность этой меры профилактического воздействия.
Согласно новой ст. 25.1 прокурор или его заместитель в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушений закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Наиболее значительные дополнения внесены в раздел V Закона, который теперь называется «Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры». Дело в том, что при всей специфичности прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры особенности ее регламентации содержались не в законе, а в ряде подзаконных нормативных актов. Одним из основных таких актов было Положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры, утвержденное Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ 23 июня 1997 г. Поскольку это Положение являлось подзаконным актом, его правовой статус был не вполне определен, при расхождениях с нормами иного законодательства его применение было проблематичным. С учетом большого значения нормативной регламентации прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры теперь она получила надлежащий законодательный характер.
В Законе о прокуратуре впервые определено, что служба в органах и учреждениях прокуратуры — вид федеральной государственной службы, а прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности. В нормах этого раздела Закона регламентированы особенности трудовых отношений работников органов и учреждений прокуратуры. Они касаются требований к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, испытания при приеме на службу, которому подвергаются лица, впервые принимаемые на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности, на срок до шести месяцев (ст. 40.3). Определены полномочия компетентных должностных лиц по назначению на должность и освобождению от должности в органах и учреждениях прокуратуры (ст. 40.5). Существенно развиты в законе меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников (ст. ст. 41.6, 41.7). Ранее эти вопросы также регламентировались подзаконным нормативным актом.
Специальные нормы Закона посвящены вопросам материального и социального обеспечения прокурорских работников (ст. 44). Так, в их денежное содержание включаются: должностной оклад; доплата за классный чин, выслугу лет, особые условия службы (в размере 50% должностного оклада); доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (в размере до 50% должностного оклада), которые касаются лишь отдельных категорий работников, ряд других выплат (надбавки за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»).
В числе мер поощрения дополнительно введено награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», другие меры морального поощрения.
Законом регламентированы особенности прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры (ст. 43). В частности, среди оснований прекращения службы предусмотрены: достижение прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры — 60 лет; нарушение Присяги прокурора (следователя), а также совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и др.
В Законе содержится норма, регламентирующая особенности института отставки в органах прокуратуры (п. 3 ст. 43). Право на выход в отставку имеют только прокуроры и следователи органов прокуратуры. Основаниями отставки являются: выход на пенсию, предусмотренную п. 2 ст. 44 Федерального закона о прокуратуре; несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя. Отставка Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Отставка прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором Российской Федерации. Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после вынесения решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.
Согласно Закону прокурорский работник, избранный депутатом либо на выборную должность в органы местного самоуправления, на период выполнения соответствующих полномочий приостанавливает службу в органах и учреждениях прокуратуры. После прекращения указанных полномочий работнику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии — другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Указанный период засчитывается работнику в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Важные гарантии впервые предусмотрены Законом для прокурорских работников, повышающих служебную квалификацию. Прокурорский работник, зачисленный в очную аспирантуру при научных и образовательных учреждениях прокуратуры, освобождается от занимаемой должности и откомандировывается к месту учебы с сохранением должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, выплаты стоимости продовольственного пайка. Время обучения в очной аспирантуре засчитывается прокурорским работникам в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет и назначение пенсии за выслугу лет, при условии возобновления службы в органах и учреждениях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания очной аспирантуры.
В Законе записано, что Прокуратура Российской Федерации имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников. Такая, пока немногочисленная, служба уже в основе создана в аппарате Генеральной прокуратуры РФ, но занимается пока лишь отдельными элементами обеспечения безопасности. Приняты организационные нормативные документы об этой службе. На последующем этапе могут быть созданы соответствующие подразделения и в прокуратурах субъектов Федерации.
Существенно расширена регламентация особенностей организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры, как органичной части прокурорской системы в стране (раздел VI). В ст. 46 («Структура и организация военной прокуратуры») наряду со структурой системы органов военной прокуратуры определено, что в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.
Расширена законодательная регламентация полномочий военных прокуроров. Они вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам. Военные прокуроры полномочны проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержавшихся там лиц.
Законом установлено, что военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие общим требованиям, предъявляемым к работникам прокуратуры (ст. 40). Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение их в запас (отставку) производится по представлению Генерального прокурора РФ или Главного военного прокурора.
Принятие изменений и дополнений в Закон о прокуратуре РФ направлено на укрепление этого важного государственного института и повышение эффективности деятельности по обеспечению законности и правопорядка в стране.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Является ли прокуратура независимым органом

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 118-ФЗ
«О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.02.1999 N 31-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О
ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 23.12.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23.06.1997 N 1607-II ГД
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ И
УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Российская юстиция, N 4, 1999

Источники:
http://vzapase.expert/sluzhba/pomoshhniki-prokurora
http://www.lawmix.ru/comm/7634

Читайте также:
Adblock
detector