Обладает ли прокурор неприкосновенностью

Имеется ли у прокуроров неприкосновенность? Куда можно заявить на прокурора? В том случае, если он совершил преступление в отношение кого-то

Ответы юристов ( 2 )

  • 8,8 рейтинг
  • 1334 отзыва

Куда можно заявить на прокурора? В том случае, если он совершил преступление в отношение кого-то

Можно направить заявление в Следственный комитет РФ. В отношении прокуроров применяется особый порядок производства, согласно ст. 447 УПК РФ.

УПК РФ установлен следующий порядок:

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

Добрый вечер, да, у прокуроров имеется неприкосновенность. Обращайтесь в органы Следственного комитета.

Статья 42 Закона о прокуратуре — Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности

1. Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности. За время отстранения от должности прокурору выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

2. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта,за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления

Вчера это подтвердил суд Центрального района Новосибирска, рассмотрев уникальный иск: чтобы получить «иммунитет» от ГИБДД, прокуратура Новосибирской области подала в суд на милицию. В иске отказано.

. Конфликт двухлетней давности между новосибирским инспектором ДПС Александром Бугурновым и помощником районного прокурора Василием Савицким вызвал огромный общественный резонанс — «РГ» не раз писала об этом. И он не теряет актуальности до сих пор. Вчера обе стороны вновь встретились в суде — и милиционер, и прокурор пожелали участвовать в тяжбе «родных» правоохранительных структур в качестве заинтересованных лиц. Напомним, в феврале 2005 года инспектор Бугурнов отстранил от управления автомобилем сотрудника прокуратуры Савицкого, который производил впечатление пьяного, однако отказывался пройти медосвидетельствование. Автомобиль помощника прокурора был отправлен на штрафстоянку, а его самого доставили в РОВД. А дальше в обычной дорожной истории возник новый поворот. Помощник прокурора наказан не был и продолжает работать. А вот госавтоинспектора не только уволили, но и привлекли к уголовной (!) ответственности. Его обвиняют в том, что он нарушил Федеральный закон «О прокуратуре РФ».Протоколы на «прокурорских» — якобы вне компетенции милиции, и гаишник превысил должностные полномочия.

Читайте также:  Кто относится к работникам прокуратуры

Сейчас уголовное дело инспектора Бугурнова на новом рассмотрении — его уже осудили на четыре года условно, но этот приговор отменен. И нарушил ли гаишник закон о прокуратуре — еще вопрос. Большинство юристов, опрошенных «РГ», считают, что никакой неприкосновенности у прокуратуры нет. Именно это мнение, кстати, отражено и в постановлении президиума Новосибирского областного суда, отменившем приговор инспектору Александру Бугурнову: «Если прокурор застигнут при совершении правонарушения, меры по обеспечению административного производства проводятся в общем порядке».

Однако такие же юристы, но в прокурорских мундирах, придерживаются другого мнения. Прокуратура с «общим порядком» не согласна. И она не стала ограничиваться одним частным случаем с рядовым инспектором. Наоборот, попыталась решить вопрос кардинально, подав в суд на ГУВД области в целом. «Начальник ГУВД Новосибирской области, обязав ГАИ составлять протоколы на сотрудников прокуратуры, явно вышел за пределы полномочий, — указано в иске. — Это противоречит Кодексу об административных правонарушениях и Закону «О прокуратуре РФ». Сотрудники прокуратуры пользуются иммунитетом от административной юрисдикции — таким же, как судьи».

Таким образом, в Новосибирске чуть было не «докатились» до новой категории «неприкосновенных» на российских дорогах. Но беспрецедентная попытка узаконить прокурорскую «неприкосновенность» через суд вызвала у милиции достойный отпор. ГУВД не только не согласилось с иском прокуратуры, но и отстояло свою правоту в суде. Прокурор, севший за руль, — равноправный участник дорожного движения, считают в милиции.

— Согласно Закону «О милиции» в компетенцию ГИБДД входит составление административных протоколов на всех (!) участников дорожного движения, — заявила Евгения Имандосова, старший юрисконсульт отдела правового обеспечения ГУВД области. — И сотрудники прокуратуры подлежат административной ответственности за нарушение правил на общих основаниях.

В результате суд Центрального района отказал прокуратуре в иске. «Алгоритм действий», специально разработанный в ГУВД для «прокурорских» дорожных ситуаций, признан не противоречащим федеральному законодательству. Прокуратура намерена обжаловать это решение. Зато в Госавтоинспекции одержали маленькую, но все-таки победу в борьбе за безопасность.

Читайте также:  Что должен предъявить прокурор при внеплановой проверке

— Думаю, что теперь порядка на дороге будет больше, — сказал «РГ» бывший инспектор Александр Бугурнов, который намерен добиться оправдательного приговора по своему уголовному делу и восстановиться на работе. — Ведь эта шумиха вокруг моего дела очень сильно всех нервировала — нарушителей-прокуроров на дороге никто наказывать не решался, предпочитали отпускать восвояси. А теперь все по справедливости будет: нарушил — значит, отвечай. И никаких привилегий.

1. В ч. 1 комментируемой статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента; в ч. 1 ст. 93 Конституции допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления. Отсюда представляется вполне логичным предположить и возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий в отношении Президента под контролем Верховного Суда. Однако следует иметь в виду, что неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. охраняется федеральными органами государственной охраны. Это делает невозможным нарушение его неприкосновенности иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

На основании ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. неприкосновенность депутата распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Из смысла статьи вытекает, что ОРМ, нарушающие указанные права на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права. Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ N 5-П от 20 февраля 1996 г. должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых ОРМ при совершении ими преступных деяний, не связанных с выполнением депутатских обязанностей.

Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции РФ. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. проникновение в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут производиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вывод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, могут проводиться только в случае возбуждения против него уголовного дела. Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ограничивающих названных прав. Например, следует признать допустимым и правомерным применение аппаратуры прослушивания и записи переговоров, находящейся у лица, которое посещает жилище либо служебное помещение судьи с согласия последнего.

Читайте также:  Почему в узбекистане сажают прокуроров

Неприкосновенность прокуроров закреплена в Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. В ст. 42 Закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. При получении оперативными аппаратами сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который с целью проведения проверки может поручить провести необходимые ОРМ.

Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека закреплена в Федеральном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г., в ст. 12 которого определено, что Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой

Поэтому государство берет на себя обязанность и гарантирует обеспечение конституционных прав и интересов граждан, предусматривая целую систему условий, при которых допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий.

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан.

. судебного контроля (вместо предусмотренного прежним законом контроля прокурора) за законностью и обоснованностью ограничения при проведении оперативно-розыскных мероприятий конституционных пр

Источники:
http://rg.ru/2007/03/30/prokurory.html
http://www.bibliotekar.ru/4-1-47-operativno-rozysknaya-deyatelnost/60.htm

Читайте также:
Adblock
detector